Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Помощь от благотворителей в борьбе c COVID-19

Крот Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2020/№ 22
Печать
С началом карантина общественные организации и волонтеры организовали сбор денежных средств для предотвращения распространения коронавирусной болезни. При этом активисты нередко самостоятельно закупают и передают маски, защитные костюмы для врачей, медицинское оборудование, продукты питания и т. п. То есть помощь приходит и в денежной, и в натуральной формах. Как правильно отражать в бухучете ОМС денежную помощь и ТМЦ, полученные для борьбы с коронавирусом, если в дальнейшем они будут переданы местной больнице, терцентру и т. п.? И каков порядок отчетности об использовании такой помощи?

Один в поле не воин… Тем более если идет речь о борьбе со страшной болезнью. Поэтому сейчас самое время всем проявить сплоченность, сознательность и человечность. Только вместе нам под силу преодолеть последствия пандемии. К счастью, немало предпринимателей, волонтеров и простых людей это понимают и ежедневно вносят свой посильный вклад.

Конечно, сегодня решающее значение имеет оперативность действий всех участников процесса. Однако не стоит забывать о документальном оформлении и учете каждой копейки полученной помощи. Но то, о чем в первую очередь следует позаботиться, — это надлежащее оформление отношений между получателем и предоставителем благотворительной помощи.

Юридическая «сторона медали»

Правовые принципы осуществления благотворительной деятельности в Украине определены Законом № 5073.

Этот нормативный документ толкует благотворительную деятельность как добровольную личную и/или имущественную помощь, не предусматривающую получение прибыли, выплаты любого вознаграждения или компенсации благотворителю от имени или по поручению бенефициара.

Далее давайте вспомним, кто есть кто.

Так, бенефициаром считается приобретатель благотворительной помощи. Им может быть как физическое лицо, так и любое юрлицо, неприбыльная организация или территориальная громада. При этом бенефициар имеет полное право получать помощь сразу от нескольких благотворителей (п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073).

Важно!

Благотворителем может быть дееспособное физическое лицо или юридическое лицо частного права (в том числе благотворительная организация), добровольно осуществляющее один или несколько видов благотворительной деятельности. Указание на это содержит п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073.

Таким образом, в роли бенефициара благотворительной помощи может выступать любое бюджетное учреждение. Не является исключением и ОМС.

Нет никаких преград и для получения помощи медицинскими заведениями, которые уже приобрели статус КНП.

Зато быть благотворителями бюджетные учреждения не могут. Бесспорно, это ограничение касается ОМС и их исполнительных органов. Ведь они, как и бюджетные учреждения в целом, не являются субъектами частного права.

Это следует из определения, приведенного в п. 12 ч. 1 ст. 2 БКУ.

Также в контексте рассмотрения этого вопроса важно вспомнить определение понятия «пожертвования».

В частности, безвозмездная передача благотворителем средств, другого имущества, имущественных прав бенефициару для достижения заранее обусловленных целей считается благотворительным пожертвованием (ч. 1 ст. 6 Закона № 5073). Следовательно, целевое назначение благотворительной помощи должно быть четко прописано в договоре о пожертвовании. Непосредственно понятие такого договора определено в ст. 729 ГКУ.

Заметим: к договору о пожертвовании применяются положения о договоре дарения (ч. 3 ст. 729 ГКУ). Поэтому если предметом соглашения является передача предметов личного пользования и бытового назначения, допускается заключение договора в устной форме.

Однако в случае передачи недвижимого имущества и движимых вещей особой ценности соблюдение письменной формы договора является обязательным. Более того, договор о пожертвовании недвижимой вещи подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Такие требования продиктованы ст. 719 ГКУ.

Вместе с этим заключение любого соглашения в письменной форме надежнее для всех его сторон. И вряд ли кто-то с этим поспорит. Поэтому, независимо от предмета пожертвования, договор стоит заключать именно в письменной форме.

А значит, в договоре о пожертвовании прежде всего следует определить конкретное назначение благотворительной помощи и порядок ее использования. Также не помешает в договоре оговорить порядок получения (приема-передачи) помощи от благотворителя и отчетности об ее использовании.

Например, в договоре можно прописать обязанность благотворителя о предоставлении документов, подтверждающих стоимость переданных материальных ценностей.

А в случае получения от благотворителя сложного оборудования (к примеру, аппаратов искусственной вентиляции легких) не помешает иметь еще документацию от завода-производителя.

В то же время в договоре о пожертвовании следует определить конкретные сроки отчетности бенефициаром об использовании помощи. При этом в приложении целесообразно привести документы, которые должен предоставить получатель помощи в подтверждение ее направленности.

И еще несколько слов об использовании благотворительной помощи бюджетными учреждениями. Так, в свое время постановлением КМУ от 04.08.2000 г. № 1222 был утвержден Порядок получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания для нужд их финансирования.

Этим нормативным документом установлены требования к получению, использованию и учету благотворительной помощи именно бюджетными учреждениями.

Обратите внимание: если благотворитель не определил конкретные цели использования благотворительного взноса, дальнейшую судьбу таких средств решает руководитель учреждения — бенефициара помощи.

При этом направлять такие средства следует в соответствии с первоочередными потребностями, связанными исключительно с основной деятельностью учреждения. Этого требует п. 2 вышеупомянутого Порядка.

Учитывая вышеуказанное, советуем организовать предоставление благотворительной помощи напрямую конкретному медицинскому заведению или другому учреждению. Ведь в нынешних условиях передача собранных денежных средств и приобретенных средств для борьбы с COVID-19 их непосредственным потребителям — наиболее рациональный способ. Тогда как вариант с оприходованием помощи на баланс ОМС для дальнейшего ее распределения между соответствующими заведениями и учреждениями не подходит.

Дело в том, что ОМС не могут предоставлять благотворительную помощь, никому и ни при каких обстоятельствах (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073).

А сейчас давайте вспомним основные требования к оценке, документированию и отражению на счетах полученной от благотворителя помощи. Фактически порядок документального оформления и учета поступления благотворительной помощи единый для всех бюджетных учреждений.

Как оценить полученную помощь?

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц (кроме субъектов госсектора), является их справедливая стоимость на дату получения с учетом дополнительных расходов. Таково предписание п. 7 разд. ІІ НП(С)БУ 121.

Вместе с тем первоначальная стоимость безвозмездно полученных основных средств может определяться согласно соответствующим первичным документам с учетом дополнительных расходов. К ним, как правило, относятся расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку и т. п.

Аналогичная по содержанию норма есть и в п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 123. То есть указанные выше правила оценки распространяются и на безвозмездно полученные запасы.
Следовательно, оценку безвозмездно полученных материальных ценностей следует проводить исходя из данных, приведенных в сопроводительных первичных документах. При этом в первоначальную стоимость таких ценностей также следует включать все дополнительные расходы.

Если же благотворитель не предоставил подтверждающие документы, тогда оценку безвозмездно полученных материальных ценностей проводит комиссия учреждения. Последняя создается по приказу руководителя учреждения из числа его работников.

Важно!

Действующее законодательство не содержит прямого требования по привлечению к процессу оценки безвозмездно полученных активов профессионального оценщика и проведению независимой оценки такого имущества.

Таким образом, оценку ТМЦ, полученных как спонсорские, благотворительные взносы или другая гуманитарная помощь, следует проводить по справедливой стоимости. При этом комиссия должна исходить из предположения, сколько может стоить тот или иной объект на конкретную дату.

В то же время необходимо учитывать и техническое состояние и степень износа соответствующего объекта. Результаты оценки комиссия отражает в акте оценки материальных ценностей, составленном в произвольной форме.

Как оформить документально?

Операции по бесплатному поступлению основных средств и других необоротных материальных активов следует оформлять Актом приема-передачи основных средств. Типовая форма этого акта утверждена приказом № 818. В случае получения основных средств как гуманитарной помощи, подарка или безвозвратной помощи акт составляет комиссия учреждения, принимающая основные средства. В этом случае акт может быть составлен в одном экземпляре. Его обязательно должен утвердить руководитель учреждения-бенефециара.

Кроме того, на безвозмездно полученные необоротные активы необходимо составить Акт ввода в эксплуатацию основных средств и открыть Инвентарную карточку учета объектов основных средств. Типовые формы этих документов также утверждены приказом № 818.

Для оформления приема благотворительной помощи в виде запасов целесообразно применять Акт о приеме материалов по типовой форме № З-1. Последняя утверждена приказом № 130.

Что показать в бюджетном учете?

Напомним: благотворительные взносы, гранты и подарки относятся к первой подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений (ч. 4 ст. 13 БКУ). Соответственно такие поступления следует отражать по коду классификации доходов бюджета 25020100 «Благотворительные взносы, гранты и подарки».

В случае получения благотворительной помощи в натуральной форме (как товары, работы, услуги) нужно составить и подать в органы Госказначейской службы Справку о поступлениях в натуральной форме. Сделать это следует не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца. Форма справки приведена в приложении 26 к Порядку № 938.

Кроме того, такие поступления не имеют постоянного характера и не планируются распорядителями бюджетных средств в свои сметах. С учетом этого, в случае фактического получения благотворительной помощи необходимо внести изменения в смету в части специального фонда по собственным поступлениям. Этого требует п. 49 Порядка № 228.

Для этого согласно абз. 2 п. 3.9 Инструкции № 57 необходимо подготовить и подать:

• справку о внесении изменений в смету, утвержденную руководителем учреждения, который утвердил смету (приложение 11 к Инструкции № 57);

• сведение показателей специального фонда сметы с указанием суммы изменений;

• заверенную соответствующим органом Казначейства копию справки о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета учреждения (приложение 7 к Инструкции № 57).

Как отразить в бухучете?

Непосредственно отражение операций по поступлению благотворительной помощи (независимо от ее формы) предусматривает признание доходов по субсчету 7511 «Доходы по необменным операциям». По кредиту этого субсчета отражают увеличение (получение) дохода, а по дебету — его списание на финансовый результат выполнения сметы (бюджета).

Порядок оприходования на баланс безвозмездно полученных активов определен пп. 1.11, 3.9 и 5.7 Типовой корреспонденции.

Как правильно отражать поступление благотворительной помощи на счетах бухучета, покажем на условном примере.

Пример 1. Заведение здравоохранения (бюджетное учреждение) получило от общественной организации маски медицинские в количестве 10000 шт. и костюмы защитные одноразовые — 100 шт. Согласно предоставленным благотворителем первичным документам общая стоимость полученных масок составляет 15000 грн, стоимость костюмов — 32000 грн. Факт получения благотворительной помощи в виде средств индивидуальной защиты зафиксирован в Акте о приеме материалов по типовой форме № З-1.

Кроме того, в течение отчетного месяца вышеупомянутая общественная организация перечислила на специальный регистрационный счет больницы 40000 грн на закупку медикаментов. Поступление благотворительного взноса в денежной форме на регистрационный счет учреждения подтверждено выпиской Казначейства со счета.

Все безвозмездно полученные материальные ценности оприходованы на баланс учреждения.

В бухучете эти операции отражены таким образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

1

Оприходованы безвозмездно полученные средства индивидуальной защиты (медицинские изделия) (15000 грн + 32000 грн)

1512

2117

47000

4

В то же время отражены:

• доход от безвозмездно полученных активов

2313

7511*

47000

3, 14

• кассовые расходы

2117

2313

47000

3, 4

2

Зачислен благотворительный взнос на регистрационный счет учреждения

2313

2117

40000

3, 4

В то же время отражено начисление дохода от безвозмездно полученных активов

2117

7511*

40000

4, 14

* За отчетный месяц в Госказначейскую службу была предоставлена Справка о поступлениях в натуральной форме на сумму 47000 грн.

При этом были внесены изменения в смету учреждения в части спецфонда по коду доходов 25020100 «Благотворительные взносы, гранты и подарки» на общую сумму 87000 грн.

Имейте в виду: вышеприведенные подсказки и правила могут применять только те медзаведения, которые пока что остаются в статусе бюджетных учреждений (не закончили процедуру реорганизации в КНП).

Возможно ли провести получение-передачу помощи через ОМС?

Если ответить на этот вопрос коротко, то нет, этого делать не стоит.

Зачислять на баланс ОМС благотворительную помощь, предназначенную для дальнейшей передачи другим заведениям и учреждениям, — точно не самая лучшая идея. Целесообразно все же организовать передачу такой помощи непосредственно учреждениям и заведениям — ее конечным потребителям. Этим может заниматься, например, специальная комиссия, созданная из числа депутатов соответствующего местного совета.

Что же собственно является преградой для осуществления такой операции при участии ОМС? Почему местный совет не может сначала оприходовать полученную помощь, а потом передать ее другим учреждениям и заведениям?

Главным аргументом против является предписание ч. 1 ст. 54 Закона № 1700. В частности, этой нормой ОМС запрещено получать от физических и юридических лиц безвозмездно денежные средства или другое имущество, а также имущественные преимущества, льготы или услуги. Исключения? Да, они есть. Это случаи, предусмотренные законами или действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено ВРУ.

Вместе с тем в свое время Минюст выразил мнение о правомерности получения ОМС грантов, подарков и благотворительной помощи (письмо от 15.02.2018 г. № 5512/100-2-18/7.3.1). В разъяснении специалисты Минюста настаивают на невозможности применения запрета, предусмотренного ст. 54 Закона № 1700, если благотворительной помощи присущи такие правовые признаки, как:

бескорыстие — предоставление помощи на благо других без любой выгоды;

добровольность — деятельность осуществляется по свободному волеизъявлению благотворителя, без какого-либо принуждения и вмешательства со стороны субъектов властных полномочий;

целевая направленность — наличие конкретной цели, в пределах направлений и порядка, установленных Законом № 5073, Законом о госбюджете на соответствующий год и БКУ.

То есть все вроде бы вполне законно.

Но не забывайте, что письма министерств и других центральных органов исполнительной власти носят лишь информационный характер и не устанавливают никаких правовых норм. И это во-первых. А во-вторых, нормами БКУ четко определен порядок направления благотворительных взносов, грантов и подарков. Конкретно такие поступления бюджетные учреждения могут использовать на организацию своей основной деятельности (абз. 20 ч. 4 ст. 13 БКУ). Тогда как распределение и передача полученной помощи между другими учреждениями, организациями или заведениями (даже на выполнение определенной цели) бюджетным законодательством не предусмотрены.

Итак, настойчиво не рекомендуем ОМС выступать в роли посредника при передаче благотворительной помощи медицинским заведениям.

Кстати, об исключениях. 23 мая 2020 года вступило в силу постановление КМУ «О перечне товаров, на которые не распространяется запрет, предусмотренный статьей 54 Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 06.05.2020 г. № 393 (ср. ). Фактически этим постановлением Кабмин позволил органам исполнительной власти до окончания карантина безвозмездно получать товары медицинского и противоэпидемического назначения.

Такие товары могут быть добровольно переданы центральным органам исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, сферах санитарного и эпидемического благополучия населения, контроля качества и безопасности лекарственных средств. Среди возможных получателей такой благотворительной помощи есть и структурные подразделения по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций. А вот об ОМС — здесь ни слова. Поэтому делайте выводы…

Мы, со своей стороны, советуем всем ОМС всячески способствовать передаче благотворительной помощи напрямую медицинским заведениям и другим учреждениям. Ведь это не только ускорит процесс, но и сделает его максимально прозрачным как для общественности, так и для контролирующих органов.

Нормативные документы и сокращения

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 5073Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI.

Закон № 1700Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

НП(С)БУ 121Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

НП(С)БУ 123Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Приказ № 818приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.

Приказ № 130приказ Госказначейства «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции об их составлении» от 18.12.2000 г. № 130.

Порядок № 938 — Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.

Инструкция № 57 — Инструкция о составлении и выполнении росписи Государственного бюджета Украины, утвержденная приказом Минфина от 28.01.2002 г. № 57.

Типовая корреспонденцияТиповая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

ОМС — орган местного самоуправления.

КНП — коммунальные неприбыльные предприятия.

ТМЦ — товарно-материальные ценности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше