О предпосылках осуществления закупок

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины
Бюджетная бухгалтерия Октябрь, 2020/№ 37
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 10.09.2020 г. № 3304-04/55366-06 (извлечение)

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины на многочисленные обращения субъектов сферы публичных закупок о применении законодательства в сфере сообщает.

Закон Украины «О публичных закупках» (далее — Закон) определяет правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения потребностей государства, территориальных громад и объединенных территориальных громад.

Планирование закупок и другие предпосылки осуществления закупок определяются статьей 4 Закона. Так, согласно части первой статьи 4 Закона планирование закупок осуществляется на основании имеющейся потребности в закупке товаров, работ и услуг. Запланированные закупки включаются в годовой план закупок (далее — годовой план). Годовой план и изменения к нему бесплатно обнародуются заказчиком в электронной системе закупок в течение пяти рабочих дней со дня утверждения годового плана и изменений к нему. Закупка осуществляется в соответствии с годовым планом.

Следовательно, определение потребности в товарах, работах, услугах, ожидаемой стоимости закупки, планирование объемов и источников расходов, осуществление подготовки к проведению закупок, составление годового плана и внесение в него изменений являются необходимыми предпосылками осуществления закупок и предшествуют непосредственному проведению закупок.

О предпосылках осуществления закупок распорядителями бюджетных средств

Исходя из определения понятия «договор о закупке», приведенного в пункте 6 части первой статьи 1 Закона, осуществление закупок предусматривает взятие заказчиком, являющимся распорядителем бюджетных средств, соответствующих бюджетных обязательств.

Отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, выполнения бюджетов регулируются бюджетным законодательством, в частности Бюджетным кодексом Украины (далее — БКУ). Так, в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 2 БКУ бюджетное обязательство — любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

В то же время понятия «бюджетное ассигнование» и «бюджетное назначение» приведены в части первой статьи 2 БКУ.

Вместе с тем в соответствии с частью первой статьи 23 БКУ любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются только при наличии соответствующего бюджетного назначения, если иное не предусмотрено Законом о Государственном бюджете Украины. Бюджетные назначения устанавливаются Законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) в порядке, определенном этим Кодексом.

В то же время в соответствии с частью четвертой статьи 48 БКУ обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ и Законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств является нарушением бюджетного законодательства.

Таким образом, осуществлению закупок распорядителем бюджетных средств в понимании Закона предшествует определение соответствующих бюджетных ассигнований в соответствии с определенными бюджетными назначениями.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 30 БКУ смета — основной плановый финансовый документ бюджетного учреждения, которым на бюджетный период устанавливаются полномочия по получению поступлений и распределению бюджетных ассигнований на взятие бюджетных обязательств и осуществлению платежей для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок).

Так, в соответствии с пунктом 11 Порядка для правильной и своевременной организации работы, связанной с составлением проектов смет, главные распорядители, руководствуясь соответствующими указаниями Минфина, Министерства финансов Автономной Республики Крым, местных финансовых органов по составлению проектов соответствующих бюджетов на следующий год: устанавливают для распорядителей нижестоящего уровня предельные объемы расходов бюджета и/или предоставления кредитов из бюджета из общего фонда бюджета, срок предоставления проектов смет и дают указания по их составлению; разрабатывают и сообщают распорядителям нижестоящего уровня другие показатели, которых они должны придерживаться в соответствии с законодательством и которые необходимы для правильного определения расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета в проектах смет; обеспечивают составление проектов смет на бюджетные программы (функции), выполняемые непосредственно главными распорядителями.

Согласно пункту 12 Порядка главные распорядители рассматривают показатели проектов смет распорядителей нижестоящего уровня относительно законности и правильности расчетов, целесообразности запланированных расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета, правильности их распределения в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета и классификацией кредитования бюджета, полноты поступления доходов или возврата кредитов, соблюдения действующих ставок (должностных окладов), норм, цен, лимитов, а также других показателей в соответствии с законодательством и составляют проекты сводных смет. Пунктом 13 Порядка установлено, что на основании проектов сводных смет главные распорядители формируют бюджетные запросы, которые подаются Минфину, Министерству финансов Автономной Республики Крым, местным финансовым органам для включения в проекты соответствующих бюджетов в установленном ими порядке.

Инструкция по подготовке бюджетных запросов утверждена приказом Министерства финансов Украины от 06.06.2012 г. № 687 (далее — Инструкция). Так, исходя из содержания пункта 1.5 раздела І Инструкции вместе с бюджетным запросом главный распорядитель предоставляет необходимую для осуществления Минфином анализа бюджетного запроса подробную информацию по формам, которые ежегодно доводятся Минфином до главных распорядителей, а также подтверждающие документы и материалы, содержащие, в частности, подробные расчеты.

В то же время в соответствии с пунктом 1.13 Инструкции для заполнения форм бюджетного запроса используются показатели расходов и/или предоставления кредитов, рассчитанные в соответствии с положениями раздела ІІ этой Инструкции.

Аналогично согласно пункту 22 Порядка показатели расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета, включаемые в проект сметы, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждому коду экономической классификации расходов бюджета или классификации кредитования бюджета и детализированы по видам и количеству товаров (работ, услуг) с указанием стоимости за единицу.

Следовательно, основанием для составления расчетов к смете бюджетного учреждения служат расчеты к бюджетному запросу.

Вместе с тем исходя из содержания абзаца второго пункта 37 Порядка утвержденную смету, а также расчеты, обосновывающие показатели расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета, включаемые в проект сметы, подаются в двух экземплярах, один из которых возвращается такому учреждению, а второй остается в учреждении, руководитель которого утвердил смету.

С учетом изложенного, определение и обоснование потребности в закупке товаров, работ или услуг, ожидаемой стоимости указанных товаров, работ или услуг и необходимого объема соответствующих расходов на следующий год фактически осуществляется бюджетными организациями в предыдущем году на этапах составления проектов смет и расчетов к бюджетным запросам. Вместе с тем в дальнейшем указанная ожидаемая стоимость таких закупок может корректироваться после рассмотрения и утверждения соответствующих смет.

Так, уполномоченное(ые) лицо(а) и/или тендерный(ые) комитет(ы) заказчика, которые назначены ответственными за организацию и проведение закупок, могут заблаговременно получать необходимую информацию от соответствующих структурных подразделений (специалистов) заказчика о потребностях и объемах расходов юридического лица — заказчика для осуществления в дальнейшем эффективного планирования проведения закупок в соответствии с требованиями Закона. В то же время уполномоченное(ые) лицо(а) и/или тендерный(ые) комитет(ы) заказчика, при составлении и утверждении годового плана закупок, могут использовать детализированную информацию о расходах бюджета, указанную в расчетах к смете, применив при этом правила определения предмета закупки, установленные Законом и Порядком определения предмета закупки, утвержденным Уполномоченным органом, а также руководствуясь соответствующими стоимостными пределами, установленными Законом.

<…>

Директор департамента сферы публичных закупок Л. Лахтионова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд