В Фонде государственного имущества Украины (далее — Фонд) проработано письмо <...> о продлении договора аренды коммунального имущества с заведениями образования и в рамках полномочий сообщаем.
Проанализировав положения нового Закона Украины от 03.10.2019 г. № 157-IX «Об аренде государственного и коммунального имущества» (далее — Закон), Фонд пришел к заключению о следующем.
Абзацем вторым части второй статьи 18 Закона предусмотрено, что без проведения аукциона могут быть продлены договоры, которые: «заключены и продлеваются впервые, при условии, если срок аренды по таким договорам составляет пять лет или менее».
То есть речь идет о договорах, которые были заключены в соответствии с Законом Украины от 10.04.92 г. № 2269-XII «Об аренде государственного и коммунального имущества» (далее — Закон № 2269-XII), который уже утратил силу, и при этом срок таких договоров составляет пять лет или менее.
В свою очередь, абзацами третьим и четвертым части второй статьи 15 Закона предусмотрено, что без аукциона также могут быть продлены договоры, которые:
«заключены без проведения аукциона с учреждениями, организациями, предусмотренными частью первой статьи 15 этого Закона;
заключены без проведения аукциона с предприятиями, учреждениями, организациями, предусмотренными частью второй статьи 15 этого Закона в соответствии с требованиями статьи 15 этого Закона, кроме случаев, предусмотренных абзацами одиннадцатым и двенадцатым части второй статьи 15 этого Закона».
Поскольку Закон вступил в силу с 01.02.2020 г., договоры аренды, заключенные в соответствии с Законом № 2269-XII (в том числе и без проведения конкурса), которые продлеваются не первый раз, не относятся к тем, которые были заключены без проведения аукциона в соответствии с требованиями статьи 15 Закона, и, соответственно, не могут быть продлены без проведения аукциона.
Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с требованиями пункта 29 Порядка передачи в аренду государственного и коммунального имущества, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03.06.2020 г. № 483 (далее — Порядок), не может быть использовано по любому целевому назначению:
имущество заведений здравоохранения;
имущество заведений образования;
объекты социально-культурного назначения (имущество заведений культуры, физической культуры и спорта);
недвижимое имущество, в котором размещены органы государственной власти или органы местного самоуправления, Вооруженных Сил, Службы безопасности, Государственной пограничной службы, Государственной службы специальной связи и защиты информации, правоохранительных органов и органов доходов и сборов;
имущество, которое было закреплено на праве хозяйственного ведения за Национальным банком и передано в сферу управления других государственных органов или в коммунальную собственность или закреплено на праве хозяйственного ведения за Национальным банком с целевым функциональным назначением для хранения запасов наличных Национального банка и проведения технологических процессов относительно обеспечения наличного денежного оборота;
имущество, относительно которого соответствующим представительским органом местного самоуправления принято решение о его использовании по конкретному целевому назначению.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 29 Порядка: «Такие объекты аренды могут использоваться только для размещения соответствующих заведений или только с сохранением профиля деятельности по конкретному целевому назначению, установленному решением соответствующего представительского органа местного самоуправления, кроме случаев, предусматривающих использование части такого имущества с целью предоставления услуг, которые не могут быть обеспечены непосредственно такими заведениями, связанных с обеспечением или обслуживанием деятельности таких заведений, их работников и посетителей».
Кроме того, абзацем пятым части второй статьи 18 Закона предусмотрено, что без аукциона также могут быть продлены договоры, которые: «заключены с предприятиями, учреждениями, организациями, предоставляющими социально важные услуги населению, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, дополнительный перечень которых может быть определен представительскими органами местного самоуправления согласно законодательству».
Таким образом, поставленный в письме Администрации вопрос может быть решен на уровне местного самоуправления.
Первый заместитель Председателя Фонда Л. Антоненко