16.08.2021

Старое здание: демонтировать или продать?

На балансе учреждения находится старое полуразрушенное здание, которое не эксплуатируется уже «сто лет». Ситуация типичная, особенно для ОМС. А вот что делать дальше с этим «имуществом» — не понятно. В этой статье расскажем, можно ли продать такое здание как единый объект, или все же следует проводить его списание и разборку с дальнейшей реализацией полученных материалов. И, конечно, покажем, как отразить эти операции в учете.

Списание и отчуждение коммунимущества: общие принципы

От имени и в интересах ТГ1 правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности осуществляют ОМС (ч. 5 ст. 60 Закона № 2802).

1 ТГ — территориальная громада.

2 Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

В свою очередь, порядок списания коммунального имущества соответствующей ТГ должен быть определен в отдельном документе (положении о списании) и утвержден решением соответствующего совета. В то же время на практике нормы таких положений повторяют предписания Порядка № 13143. Потому далее вспомним основные требования этого документа. Так, списанию подлежит имущество (п. 4 Порядка № 1314):

3 Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

• которое не может быть в установленном порядке отчуждено, безвозмездно передано и в отношении которого не могут быть применены другие способы управления (или их применение экономически нецелесообразно);

• морально или физически изношенное, непригодное для дальнейшего использования;

• поврежденное в результате аварии или стихийного бедствия и не подлежащее восстановлению;

• обнаруженное в результате инвентаризации как недостача.

Однако, прежде чем списать объект ОС с баланса, необходимо исследовать возможность и экономическую целесообразность отчуждения такого имущества. В случае же отсутствия такой возможности и потребности других учреждений в соответствующих объектах решение об их списании и ликвидации будет абсолютно обоснованным и правомерным.

В то же время действующее законодательство не содержит прямого запрета на списание и ликвидацию (путем разборки) имущества без попытки его продажи или бесплатной передачи. Никакой ответственности за это не предусмотрено.

Итак, вы можете выбрать любой из существующих вариантов распоряжения объектами ОС, непригодными для дальнейшего использования (морально и/или физически изношенными). При этом выбор того или иного варианта должен быть экономически обоснованным. То есть следует ориентироваться на ожидаемый размер экономических выгод или потенциала полезности от осуществления соответствующей операции: продажи объекта ОС, его разборки и реализации материалов или бесплатной передачи другим учреждениям, предприятиям.

Окончательное решение принимает субъект управления имуществом — ОМС.

Далее рассмотрим два варианта распоряжения объектами ОС, непригодными для использования:

1) продажа ОС как единого объекта (без списания и разборки);

2) списание объекта ОС с дальнейшей разборкой и продажей полученных материалов.

Продажа

Процедурные моменты

Решения об отчуждении коммунального имущества принимаются исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета (п. 30 ч. 1 ст. 26 Закона № 280). Непосредственно подготовку и внесение на рассмотрение совета предложений об отчуждении коммунального имущества по большей части осуществляют исполкомы местных советов. Для регламентирования процедуры отчуждения объектов коммунальной собственности (объектов ОС) ОМС разрабатывает и утверждает нормативный документ — положение. И, опять же, при разработке местных документов об отчуждении коммунального имущества за основу берут нормы документа, определяющего механизм отчуждения государственного имущества. Таким документом является Порядок № 8034. Потому далее обратимся к нормам именно этого Порядка.

4 Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803.

Теперь о процедуре продажи здания. Прежде всего объекты ОС, подлежащие отчуждению, необходимо осмотреть и зафиксировать документально их характеристики (состояние, степень износа конструкций и т. п.). Для этого в учреждении создают комиссию. Это может быть постоянно действующая инвентаризационная комиссия или специально созданная комиссия по отчуждению имущества.

Комиссия проводит осмотр объектов ОС с использованием техдокументации и данных бухучета. На этом этапе устанавливают возможность и целесообразность восстановления и дальнейшего использования таких объектов для нужд учреждения. Комиссия вносит предложения об их отчуждении, передаче или ликвидации.

ВНИМАНИЕ!

Отчуждение имущества осуществляет непосредственно его балансодержатель и только после предоставления на это согласия субъекта управления имуществом (абз. 1 п. 6 Порядка № 803)

Таким образом, обязательным условием для продажи коммунального имущества является принятие решения о предоставлении согласия на отчуждение (продажу) соответствующих объектов на пленарном заседании совета. Для получения согласия учреждение-балансодержатель должно подготовить и подать на рассмотрение совета обращение об отчуждении имущества. Вместе с обращением нужно подать пакет следующих документов:

1) технико-экономическое обоснование целесообразности отчуждения имущества и направлений использования средств;

2) сведения об объектах основных фондов (средств), предлагаемых к отчуждению, по данным бухучета (приложение 1 к Порядку № 803);

3) акт инвентаризации основных фондов (средств), предлагаемых к отчуждению (приложение 2 к Порядку № 803);

4) акт о техническом состоянии имущества, составленный на последнюю отчетную дату или на дату оценки имущества и утвержденный руководителем учреждения. Имейте в виду: дата оформления акта технического состояния имущества и дата обращения о его отчуждении могут не совпадать;

5) сведения о наличии обременений и ограничений по распоряжению имуществом;

6) сведения об общей сумме задолженности по заработной плате и графике ее погашения — при наличии задолженности;

7) заключение о стоимости имущества, согласованное в установленном порядке.

ОМС как субъект управления имуществом должен огласить свой вердикт о целесообразности отчуждения имущества в течение 10 рабочих дней со дня получения обращения. Решение о предоставлении согласия оформляют распорядительным актом.

Также имейте в виду: сейчас продажа государственного имущества возможна исключительно через ЭТС5 «ПРОЗОРРО.ПРОДАЖИ». Причем на практике (исходя из местных нормативных документов об отчуждении коммунального имущества) это требование применяется и к продаже объектов коммунальной собственности. Такие правила действуют с конца 2019 года. Поэтому многие бюджетные учреждения уже успели оценить все преимущества и особенности реализации имущества на электронном аукционе.

5 ЭТС — электронная торговая система.

Кстати, если балансовая стоимость старого здания равна нулю, для установления ее стартовой цены на электронном аукционе придется провести независимую оценку. Соответственно, без привлечения профессионального оценщика не обойтись.

Подробнее об отчуждении имущества путем продажи на электронном аукционе — в статье «Порядок продажи госимущества: очередной апдейт» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 5, с. 12 — 19).

По результатам аукциона победитель и учреждение-продавец заключают договор купли-продажи (абз. 1 п. 31 Порядка № 803). Примерная форма договора купли-продажи государственного имущества утверждена приказом № 1496. Экземпляр такого договора следует направить организатору аукциона. Последний публикует этот договор в ЭТС в течение 20 рабочих дней с момента завершения аукциона.

6 Приказ ФГИУ «Об утверждении примерного договора купли-продажи государственного имущества (в том числе доли, принадлежащей государству в праве общей частичной собственности)» от 08.02.2021 г. № 149.

Победитель аукциона обязан оплатить приобретенное имущество в течение 30 календарных дней после опубликования договора в ЭТС. Причем покупатель должен осуществить полный расчет. Только после этого он получит приобретенное имущество.

Важный нюанс: средства от продажи недвижимого имущества покупатель должен перечислить в общий фонд бюджета, за вычетом балансовой стоимости. Балансовую стоимость имущества покупатель перечисляет на счет учреждения-продавца. Это следует из абз. 2 п. 14 Порядка № 803.

Местный порядок отчуждения коммунимущества может предусматривать другой подход к расчетам за приобретенное имущество. Однако если он содержит требования, тождественные нормам Порядка № 803, учреждению-продавцу полностью изношенного здания не достанется ни копейки.

Помните: бюджетное учреждение — продавец в 10-дневный срок после передачи имущества подает субъекту управления сведения о факте передачи. Кроме того, по результатам отчуждения и использования указанных средств необходимо подать субъекту управления имуществом отчет. Для этого в распоряжении учреждения-продавца есть 30 календарных дней со дня реализации соответствующего имущества.

Классификация доходов

Доходы от отчуждения объектов права коммунальной собственности зачисляются в соответствующие местные бюджеты и направляются на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетами развития (ч. 6 ст. 60 Закона № 280). В пользу этого свидетельствует и норма п. 5 ч. 1 ст. 71 БКУ. В частности, последняя содержит четкое указание о необходимости включения средств от отчуждения коммунального имущества в состав поступлений бюджета развития местных бюджетов.

ВАЖНО!

Средства от продажи объектов коммунальной собственностине являются собственными поступлениями бюджетногоучреждения — продавца

Такие поступления подлежат обязательному направлению в соответствующий местный бюджет. А конкретно, эти средства необходимо перечислить со специального регистрационного счета на счет по учету поступлений специального фонда местного бюджета, открытый по коду классификации доходов 31030000 «Средства от отчуждения имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, и имущества, находящегося в коммунальной собственности».

Бухучет

В бухгалтерском учете учреждение-продавец фактически должно отразить только факт выбытия здания в связи с его отчуждением и расходы на оплату услуг оценщика.

Доходов в этом случае не будет. Ведь, как мы уже выяснили, поступления от продажи недвижимого имущества не относятся к собственным поступлениям бюджетных учреждений. Тем более, если покупатель перечисляет средства за приобретенное имущество полностью и напрямую в общий фонд бюджета.

Основанием для отражения продажи здания в бухучете будет Акт приема-передачи ОС. Его типовая форма утверждена приказом № 8187. При реализации ОС комиссия оформляет этот документ в двух экземплярах (по одному для продавца и покупателя). Его обязательно должен утвердить руководитель учреждения. В акте необходимо указать всю имеющуюся информацию об объекте ОС.

7 Приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.

Пример 1. В результате ежегодной инвентаризации постоянно действующая комиссия поселкового совета обнаружила на балансе учреждения здание бывшего кинотеатра, которое не используется в течение длительного времени и является полностью самортизированным. Согласно учетным данным первоначальная стоимость здания составляет 598898 грн, сумма начисленного износа — тоже 598898 грн. Капитальный ремонт (реконструкция) здания является экономически нецелесообразным. С учетом этого, инвентаризационная комиссия пришла к выводу о необходимости отчуждения указанного объекта.

Председатель инвентаризационной комиссии инициировал рассмотрение вопроса о продаже здания на пленарном заседании поселкового совета. Для этого комиссия подготовила и подала обращение об отчуждении объекта ОС и пакет документов для обоснования целесообразности. По результатам рассмотрения поселковый совет принял решение о предоставлении согласия на отчуждение здания.

Для определения стоимости указанного объекта была проведена его независимая оценка. Согласно отчету об оценке имущества справедливая стоимость здания составляет 128560 грн. Стоимость услуг субъекта оценочной деятельности — 1500 грн.

По результатам аукциона был заключен договор купли-продажи с победителем на сумму 141420 грн. Для оформления купли-продажи здания был составлен Акт приема-передачи ОС по типовой форме в двух экземплярах. Покупатель перечислил денежные средства за приобретенное имущество в сумме 134349 грн (за вычетом вознаграждения оператора электронной площадки в сумме 7071 грн) в общий фонд поселкового бюджета. Также согласно условиям договора покупатель возместил расходы на проведение независимой оценки здания. Таким образом, денежные средства в сумме 1500 грн поступили на регистрационный счет бюджетного учреждения.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

1

Списаны первоначальная стоимость и сумма начисленного износа здания в связи с его отчуждением

1411

1013

598898

17

Одновременно отнесена первоначальная стоимость списанного здания к накопленным финрезультатам

5111

5512

598898

17

2

Получено финансирование на проведение независимой оценки имущества, подлежащего отчуждению

2313

7011

1500

2

3

Перечислены средства на счет субъекта оценочной деятельности за услуги по оценке имущества

2113

2313

1500

2, 4

4

Проведена независимая оценка здания

8411

2113

1500

4, 17

5

Получены средства от покупателя как возмещение расходов на проведение независимой оценки имущества

2313

2117

1500

3, 4

6

Отражено восстановление кассовых расходов на сумму расходов на независимую оценку имущества

2117

8411

1500

4, 17

Разборка

Процедурные моменты

Если старое здание невозможно продать как единый объект, следует провести его списание с дальнейшей разборкой и реализацией (утилизацией) изъятых материалов.

В этом случае процедура списания объекта ОС будет общей. При этом следует руководствоваться нормами положения о списании коммунального имущества, утвержденного соответствующим ОМС.

В любом случае списание имущества проводим исключительно на основании решения субъекта управления о предоставлении согласия на его списание (п. 5 Порядка № 1314). То есть сначала готовим документы для обоснования целесообразности списания соответствующего здания и подаем обращение на рассмотрение совета. И только после принятия решения о предоставлении согласия на списание на заседании совета можно начинать оформление и отражение списания объекта ОС с баланса учреждения.

ВНИМАНИЕ!

Разборку и демонтаж имущества, предлагаемого к списанию, можно проводить только после получения согласия на его списание (п. 21 Порядка № 1314)

До момента принятия решения сессии совета о списании здания проводить его демонтаж нельзя.

Какие именно документы нужно подготовить для списания недвижимого имущества, вам поможет разобраться наша публикация «Готовим документы для списания имущества» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 11, с. 30 — 31).

Классификация доходов

Все материалы, полученные в результате списания ОС, непременно следует оприходовать. Непригодные для использования детали и материалы зачисляем на баланс как вторсырье (металлолом и т. п.). Этого требует п. 5 разд. VI НП(С)БУ 121.

При оприходовании материалов, полученных в результате ликвидации, разборки ОС, и которые планируется реализовать, необходимо отразить доход. Однако, в отличие от поступлений от отчуждения недвижимого имущества, доход от продажи таких материалов остается полностью в распоряжении учреждения. Ведь такие поступления являются составляющими специального фонда сметы бюджетных учреждений. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 13 БКУ такие средстве относятся к подгруппе 4 группы 1 собственных поступлений бюджетных учреждений — поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).

Эти средства учреждение может израсходовать на проведение ремонта, модернизации и приобретение новых активов (кроме зданий и сооружений). Также указанные поступления можно направить на хозяйственные нужды учреждения, включая оплату коммунуслуг и энергоносителей.

Но не забудьте внести изменения в смету в части спецфонда. Для этого следует подать распорядителю высшего уровня копии справок об изменениях к смете по собственным поступлениям.

Бухучет

Для учета доходов от продажи активов следует применять субсчет 7211 «Доход от реализации активов». При этом непосредственно материалы, изъятые при разборке необоротных активов и подлежащие продаже, учитываем на субсчете 1815 «Активы для распределения, передачи, продажи».

Операцию по списанию объектов ОС с баланса учреждения следует оформлять Актом списания ОС (частичной ликвидации) по типовой формой, утвержденной приказом № 818 (ср. ). В этом документе необходимо указать информацию о: названии объекта, его инвентарном номере, первоначальной и ликвидационной стоимости объекта, суммах начисленного износа, дате ввода в эксплуатацию, характеристиках объекта, его техническом состоянии и причинах списания и т. п. При этом расходы, связанные с ликвидацией здания, а также материальные ценности, полученные в результате его разборки (сноса), отражаем в отдельном разделе акта — «Расчет результатов списания объекта».

Рассмотрим порядок учета списания здания, взяв за основу исходные данные примера 1.

Пример 2. Комиссия по списанию имущества, созданная по приказу поселкового головы, провела осмотр здания и пришла к выводу о необходимости его списания. Здание непригодно для дальнейшей эксплуатации и не подлежит восстановлению. С целью получения согласия на списание комиссия также подготовила и предоставила для рассмотрения на заседании поселкового совета технико-экономическое обоснование списания здания, сведения о нем и земельном участке, на котором расположен указанный объект.

После принятия решения поселкового совета о предоставлении согласия на списание здания был оформлен Акт списания ОС (частичной ликвидации) по типовой форме. На основании акта бухгалтер внес запись о выбытии объекта в его Инвентарную карточку.

В результате списания указанного здания были оприходованы строительные материалы. Согласно оценке, проведенной комиссией учреждения, общая стоимость изъятых в результате разборки активов составляет 32000 грн. Комиссия приняла решение о реализации указанных материалов. С покупателем стройматериалов, изъятых в результате ликвидации здания, был заключен письменный договор на сумму 36000 грн. По факту реализации запасов оформлена накладная (требование) в двух экземплярах, один из которых предоставлен покупателю.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

1

Списано непригодное для эксплуатации здание

(на сумму начисленного износа)

1411

1013

598898

17

Одновременно отнесена первоначальная стоимость списанного здания к накопленным финрезультатам

5111

5512

598898

17

2

Оприходованы строительные материалы для дальнейшей продажи

1815

2117

32000

4

Отражены собственные поступления от оприходования строительных материалов

2313

7211*

32000

3, 14

Отражены кассовые расходы

2117

2313

32000

3, 4

3

Списана себестоимость реализованных строительных материалов

8211

1815

32000

13

4

Начислен доход от реализации строительных материалов

2111

7211**

36000

4, 14

5

Поступили средства от продажи строительных материалов

2313

2111

36000

3, 4

* Не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца в Госказначейскую службу подается справка о поступлениях в натуральной форме.

** На сумму 36000 грн следует внести изменения в смету по собственным поступлениям по коду доходов 25010400 «Поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества)».

Напоследок напомним: первоначальную стоимость и сумму износа ОС, выбывших за отчетный год, следует отразить в примечаниях к годовой отчетности. Так, эти суммы необходимо привести в графах 7 и 8 разд. I Примечаний к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс). В частности, информация о зданиях и сооружениях должна найти свое отражение по коду строки 040. Общую стоимость ОС, выбывших в течение года в результате списания как непригодные, следует указать в строке 185.