Темы статей
Выбрать темы

Порядок продажи госимущества: очередной апдейт

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Сейчас продажа государственного имущества возможна исключительно через ЭТС1 «ПРОЗОРРО.ПРОДАЖИ». Это правило действует с конца 2019 года. Поэтому многие бюджетные учреждения уже успели оценить все преимущества и особенности реализации имущества на электронном аукционе. И вот год спустя правительство решило подкорректировать основной нормативный документ, определяющий процедуру продажи госимущества, с учетом практических наработок.
Так, речь идет о хорошо знакомом Порядке № 8032. К счастью, общий механизм отчуждения объектов государственной собственности остался неизменным. Впрочем, требования к осуществлению отдельных этапов этой процедуры были уточнены и обновлены. Какие именно изменения произошли в порядке продажи госимущества и с какого времени действуют новые правила, расскажем в нашей статье.

1 ЭТС — электронная торговая система.

2 Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803.

В декабре 2020 года Кабмин принял постановление № 13203, которым внес целый ряд изменений в Порядок № 803. При этом часть новаций вступила в силу прямо накануне нового года — 29.12.2020 г. Тогда как отдельные изменения начали действовать с 1 января 2021 года.

3 Постановление КМУ «Некоторые вопросы отчуждения объектов государственной собственности» от 16.12.2020 г. № 1320.

В любом случае на сегодняшний день все нововведения, предусмотренные постановлением № 1320, уже действуют. А значит, продажу госимущества следует осуществлять с учетом обновленных требований Порядка № 803.

И вот здесь небольшое напоминание касательно области применения этого документа.

На какие объекты распространяется?

Традиционно и закономерно Порядок № 803 регулирует механизм и способы отчуждения объектов государственной собственности. В свою очередь, к ним относятся материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами). Прямое указание на это содержит п.п. 1 п. 2 Порядка № 803.

То есть передача прав собственности на все активы, которые учитываются на счете 10, должна осуществляться по процедуре, определенной этим нормативным документом.

В то же время имейте в виду: порядок отчуждения объектов коммунальной собственности разрабатывают и утверждают соответствующие органы местного самоуправления. При этом за основу берут по большей части требования все того же Порядка № 803.

Кого касается?

Как и прежде, действие Порядка № 803 распространяется на такие субъекты хозяйствования, как:

— казенные предприятия;

— государственные коммерческие предприятия (их объединения);

— учреждения и организации (в том числе в процедуре ликвидации по решению субъекта управления);

— Национальная академия наук и национальные отраслевые академии наук.

Причем последние из вышеперечисленных, а также предприятия оборонно-промышленного комплекса, при отчуждении имущества должны учитывать особенности, предусмотренные законодательством. Именно такое уточнение сделало правительство, дополнив Порядок № 803 новым абз. 2 п. 3.

Хотя другие учреждения тоже должны руководствоваться нормами соответствующих отраслевых документов при их наличии. Так, например, учреждения, относящиеся к сфере управления МЧС, отчуждение имущества проводят в соответствии с требованиями Порядка № 3314.

4 Порядок отчуждения имущества в системе МЧС, утвержденный приказом МЧС от 01.04.2011 г. № 331.

Тогда как порядок отчуждения и реализации военного имущества, закрепленного за воинскими частями, регламентирован отдельным Положением № 19195.

5 Положение о порядке отчуждения и реализации военного имущества Вооруженных Сил, утвержденное постановлением КМУ от 28.12.2000 г. № 1919.

Ключевые нововведення

Что конкретно изменилось с принятием постановления № 1320 и в чем суть этих новаций, покажем в таблице в разрезе отдельных этапов процедуры отчуждения госимущества.

Обзор последних изменений, внесенных в Порядок № 803

Этап процедуры отчуждения

Обновленные требования к осуществлению

Принятие решения об отчуждении

Получение согласия на отчуждение имущества от субъекта управления

Как и раньше, для отчуждения имущества прежде всего необходимо получить согласие или разрешение от субъекта управления (вышестоящей организации). Для этого учреждение-балансодержатель должно подготовить и подать следующие документы:

1) обращение по поводу отчуждения имущества;

2) технико-экономическое обоснование целесообразности отчуждения имущества и направлений использования средств;

3) сведения об объектах основных фондов (средств), предлагаемых к отчуждению, по данным бухгалтерского учета (приложение 1 к Порядку № 803);

4) акт инвентаризации основных фондов (средств), предлагаемых к отчуждению (приложение 2 к Порядку № 803);

5) акт о техническом состоянии имущества, составленный на последнюю отчетную дату или на дату оценки имущества и утвержденный руководителем учреждения. Отныне дата оформления акта технического состояния соответствующего имущества и обращения о его отчуждении совпадать не должны;

6) сведения о наличии обременений и ограничений по распоряжению имуществом;

7) сведения об общей сумме задолженности по заработной плате и график их погашения — при наличии задолженности;

8) заключение о стоимости имущества, согласованное в установленном порядке, а также отчет об оценке недвижимого имущества, воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания и железнодорожного транспорта

Таким образом, пакет документов, который подается для получения разрешения на отчуждение, пополнился еще одной позицией. Когда проведение независимой оценки имущества, а затем и подача заключения о его стоимости, является обязательным, расскажем чуть позже.

Напомним: субъект управления должен вынести свой вердикт по поводу целесообразности отчуждения имущества в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего обращения. Решение о предоставлении согласия оформляют распорядительным актом. Тогда как об отказе сообщают письмом

Согласование отчуждения недвижимого имущества с ФГИУ

Отчуждение недвижимости возможно только по согласованию с ФГИУ. Это следует из абз. 2 п. 6 Порядка № 803. С учетом этого, Кабмин решил уточнить процедуру получения согласия ФГИУ (абз. 7, 8 п. 9 Порядка № 803).

Итак, сначала субъект управления должен направить решение о предоставлении согласия на отчуждение имущества учреждению-балансодержателю и ФГИУ. Произойти это должно не позднее следующего рабочего дня с даты принятия такого решения.

Далее в течение 10 рабочих дней со дня получения разрешения на отчуждение бюджетное учреждение должно предоставить ФГИУ информацию о здании (сооружении, нежилых помещениях) и земельном участке, на котором расположено имущество. В частности, следует привести данные о:

— местонахождении, кадастровом номере, площади и целевом назначении земельного участка;

— лице, которому земельный участок принадлежит на праве собственности или пользования;

— наличии обременений на земельный участок;

— функциональном использовании зданий (сооружений, нежилых помещений) и условиях пользования ими.

Всю информацию учреждение-балансодержатель подает ФГИУ вместе с подтверждающими документами

Формирование стартовой цены имущества

Начальную, или стартовую цену для продажи объекта на электронном аукционе устанавливают на уровне его балансовой стоимости (абз. 1 п. 10 Порядка № 803).

Внимание! Отныне привлекать профессионального оценщика для проведения независимой оценки нужно лишь в случае, когда балансовая стоимость имущества вовсеотсутствует или равна нулю.

Тогда как до недавнего времени законодатель требовал осуществления независимой оценки имущества, если балансовая стоимость соответствующего объекта составляла менее 10 % его первоначальной стоимости.

Но, как и прежде, независимая оценка имущества, предлагаемого к продаже, проводится в соответствии с требованиями Методики № 18916.

6 Методика оценки имущества, утвержденная постановлением КМУ от 10.12.2003 г. № 1891.

Напомним: независимой оценкой имущества считается оценка, проведенная субъектом оценочной деятельности*. Таково предписание ч. 3 ст. 3 Закона № 26587. Таким образом, обойтись без профессионального оценщика не удастся.

7 Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

По результатам проведения независимой оценки составляется отчет об оценке имущества. Его составной частью является непосредственно заключение о стоимости имущества.

При этом Порядок № 803 требует обязательного согласования такого заключения ФГИУ или другим госорганом приватизации.

В частности, по новым правилам ФГИУ согласовывает заключения о стоимости:

— недвижимого имущества;

— воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания;

— подвижного состава железнодорожного транспорта

Согласованное заключение ФГИУ предоставляет вместе со своим согласием на отчуждение имущества.

Зато согласование заключений о стоимости прочего имущества осуществляет госорган приватизации по местонахождению учреждения-балансодержателя (абз. 7 п. 10 Порядка № 803). Для согласования заключения в такой орган следует подать:

1) отчет об оценке имущества;

2) сведения об объектах основных фондов (средств) по данным бухучета (приложение 1 к Порядку № 803);

3) акт инвентаризации основных фондов (средств) (приложение 2 к Порядку № 803);

4) акт о техническом состоянии имущества.

Все указанные выше документы, кроме отчета об оценке, должны быть составлены на последнюю отчетную дату

На рассмотрение и одобрение (отказ) заключения о стоимости имущества компетентным органам отведено 15 рабочих дней.

Важно: согласованное заключение о стоимости имущества является действительным в течение 12 месяцев с даты его согласования.

В любом случае заключение должно быть согласовано в течение шести месяцев с даты оценки имущества. Если этого не произошло в установленный срок, придется снова проводить оценку на новую дату

* Проведение независимой оценки имущества осуществляется на платной основе. Оплатить эти услуги бюджетное учреждение может только при наличии предусмотренных в смете расходов на эти цели. В то же время такие расходы в основном возмещает покупатель либо в составе цены, либо как дополнительные расходы (это должно быть оговорено в договоре купли-продажи).

Подготовка к проведению аукциона

Объявление об аукционе

Электронный аукцион по продаже имущества должен состояться не ранее чем через 20, но не позднее чем через 35 дней после опубликования объявления о его проведении. Здесь все без изменений. И традиционно такое объявление должно содержать ряд сведений о самом объекте продажи, условиях проведения аукциона и осуществлении продажи имущества и другую дополнительную информацию.

Но с недавних пор здесь необходимо указывать кадастровый номер земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости.

Причем если ранее Порядок № 803 предусматривал приведение этой информации только при наличии такого номера, то теперь без этого никак. Собственно, это логично и закономерно.Поскольку существенным условием договора, предусматривающего приобретение права собственности на здание или сооружение, является кадастровый номер соответствующего земельного участка (ч. 6 ст. 120 ЗКУ8). В свою очередь, одним из пунктов соглашения о переходе права собственности на земельный участок является наличие кадастрового номера (п.п. «ж» ч. 2 ст. 132 ЗКУ).

8 Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Кроме того, бюджетное учреждение, выступающее в роли организатора аукциона, должно привести в объявлении контактные данные своего представителя – лица, ответственного за предоставление доступа к объекту продажи. В частности, здесь следует указать фамилию, имя, отчество такого лица, его номер телефона и электронный адрес. Этого требует абз. 6 п.п. 4 п. 16 Порядка № 803

Проведение аукциона

Регламентирование действий участников аукциона

Электронные аукционы проводятся в режиме реального времени через ЭТС. Такие аукционы предусматривают повышение цен в три раунда. В каждом из раундов каждый участник аукциона может сделать шаг в течение трех минут.

При этом недавно Кабмин сделал небольшое уточнение (добавлен абз. 5 п. 26 Порядка № 803). Считается, что участник сделал шаг аукциона, если его закрытое ценовое предложение и/или ценовое предложение превышает стартовую цену лота по меньшей мере на размер минимального шага аукциона. Кстати, размер последнего установлен на уровне 1 % от стартовой цены продажи.

После завершения каждого раунда ЭТС делает 3-минутную паузу и объявляет следующий раунд

Расчеты за приобретенное имущество

Определение победителя аукциона

По общему правилу, победителем аукциона является участник, который подал самое высокое ценовое предложение и сделал как минимум один шаг аукциона.

Если поступило сразу несколько одинаковых ценовых предложений, победителем считается тот, кто подал предложение раньше.

Если же победитель отказывается от своего статуса, его звание автоматически переходит к участнику со следующим по величине предложением. При этом обязательным условием является осуществление этим участником хотя бы одного шага электронного аукциона. Конечно, это не касается участников, которые отказались от ожидания (оформили письмо (обращение)) и нажали соответствующую кнопку в личном кабинете. Такой порядок действовал и ранее (абз. 2 — 4 п. 29 Порядка № 803).

Но отныне четко определено, что оператор электронной площадки обязан проинформировать потенциального победителя об изменении его статуса. На это отведено два часа с момента обращения такого участника об отказе от ожидания и нажатия соответствующей кнопки в личном кабинете

Подписание протокола о результатах аукциона

Протокол о результатах аукциона формируется и обнародуется в ЭТС автоматически в день его завершения.

После этого протокол должны подписать покупатель и продавец, а также оператор и организатор аукциона.

Сначала своей подписью должны заверить протокол победитель аукциона и оператор электронной площадки. После этого протокол направляют организатору аукциона и учреждению-балансодержателю, если последнее не является организатором. Оператор электронной площадки должен это сделать в течение четырех рабочих дней после завершения аукциона и формирования соответствующего протокола.

В свою очередь, организатор аукциона и учреждение-продавец имеют в своем распоряжении для подписания протокола 10 рабочих дней со дня его формирования. Ранее для этого были предусмотрены более сжатые сроки (всего шесть рабочих дней). Но в любом случае слишком затягивать с подписанием не стоит.

Тем более сделать это стало еще проще.

Важно! Отныне четко прописана возможность подписания протокола о результатах электронного аукциона с помощью КЭП9. Прямое указание на это содержит абз. 2 п. 30 Порядка № 803

9 КЭП – квалифицированная электронная подпись.

Заключение договора купли-продажи

По новым правилам договор купли-продажи заключается напрямую между победителем аукциона и учреждением-продавцом (абз. 1 п. 31 Порядка № 803).

Напомним: ранее договор по результатам аукциона подписывали победитель и организатор аукциона.

Но помните: экземпляр такого договора необходимо направить организатору аукциона. Ведь последний должен опубликовать этот договор в ЭТС в течение 20 рабочих дней с момента завершения аукциона.

Интересно, что с 1 января 2021 такие договоры должны заключаться на основании примерного договора, утвержденного ФГИУ. Таково предписание абз. 2 п. 31 Порядка № 803 (ср. ). Однако пока примерных договоров купли-продажи госимущества не существует. Ведь примерные договоры, утвержденные приказом № 111510, с 30.10.2018 г. утратили свою силу. С тех пор новых примерных договоров ФГИУ так и не утвердил

10 Приказ ФГИУ «Об утверждении примерных договоров купли-продажи» от 09.07.2007 г. № 1115.

Вознаграждение оператора электронной площадки

Оператор электронной площадки, через которую было сделано победное ценовое предложение, может рассчитывать на вознаграждение. Его размер остался неизменным и составляет 1,5, 3 и 5 %, соответственно за лоты — стоимостью более 64000 тыс. грн, от 4000 до 64000 тыс. грн и менее 4000 тыс. грн. То есть чем выше цена, тем меньше вознаграждение оператора.

Оператор рассчитывает свое вознаграждение из суммы гарантийного взноса, уплаченного победителем для участия в аукционе. Остаток гарантийного взноса (при его наличии) оператор перечисляет учреждению-продавцу. Он обязан это сделать в течение трех рабочих дней со дня публикации соответствующего договора в ЭТС (абз. 5 п. 33 Порядка № 803).

Зато если гарантийный взнос не покрывает размер вознаграждения оператора, победитель аукциона должен осуществить доплату. Справиться с этим он должен до публикации договора

Внимание! Если после вычета из суммы гарантийного взноса вознаграждения оператора и балансовой стоимости имущества остались средства, их непременно следует направить в общий фонд госбюджета.

Для этого учреждение-продавец имеет в своем распоряжении три рабочих дня с момента получения такого остатка на свой счет.

Если же победитель не рассчитался вовремя за приобретенное имущество, ему гарантийный взнос не возвращается. В течение пяти рабочих дней после окончания срока оплаты оператор должен перечислить эти средства организатору аукциона

Оплата и передача приобретенного имущества

Победитель аукциона обязан оплатить приобретенное имущество в течение 30 календарных дней после опубликования договора в ЭТС. Причем покупатель должен произвести расчет в полном объеме. Только при таких условиях он получит приобретенное имущество.

Обратите внимание: по обновленным требованиями акт приема-передачи подписываеют напрямую учреждение-продавец и покупатель

Направление средств от продажи имущества

Законодатель уточнил порядок направления и использования средств от продажи госимущества. В частности, теперь в п. 14 Порядка № 803 указано, что покупатель недвижимого имущества должен перечислить:

— балансовую (остаточную) стоимость имущества — учреждению-балансодержателю на банковский счет;

— остальные средства — в общий фонд госбюджета.

Зато за прочее (нежели недвижимое) имущество покупатель перечисляет средства в полном объеме учреждению-балансодержателю

НО!

Сейчас мы рассказываем не просто о продаже госимущества, а конкретно об имуществе, находящемся на балансе именно бюджетных учреждений.

И здесь не обойтись без норм БКУ11. В частности, ст. 13 БКУ предусмотрено зачисление поступлений от реализации в установленном порядке имущества в подгруппу 4 группы 1 собственных поступлений бюджетных учреждений. Исключение — поступления от продажи недвижимого имущества.

11 Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Внимание! Поступления от реализации недвижимости не относятся к собственным поступлениям бюджетных учреждений. Такие средства необходимо в полном объеме перечислить в доход того бюджета, за счет которого содержится учреждение.

А именно, указанные средства следует направить в бюджет по коду классификации доходов 21080500 «Прочие поступления».

Так что фактически учреждение-продавец недвижимости не получит ни копейки на свои нужды от такой реализации.

Есть еще один «сюрприз».

Внимание! Поступления от реализации транспортных средств, сельхозтехники, оборудования, находящихся на балансе госучреждений, являются доходами общего фонда госбюджета.

Это черным по белому прописано в абз. 2 ст. 10 Закона о госбюджете — 202112. Поэтому, как ни крути, а придется средства, полученные от продажи транспортных средств и различного оборудования, в полном объеме перечислить в доход бюджета. В частности, эти средства следует направить по коду классификации доходов бюджета 21083000 «Поступления от реализации автомобилей, средств наземного, водного и воздушного транспорта, сельскохозяйственной техники, оборудования, находящихся на балансе органов государственной власти и других государственных органов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета»

12 Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» от 15.12.2020 г. № 1082-IX.

Итак, хотя Порядком № 803 и определены направления использования средств от продажи госимущества (прежде всего на погашение задолженности по выплате зарплаты), фактически же распоряжаться нечем.

Тем не менее отчитаться перед субъектом управления имуществом и ФГИУ о результатах отчуждения и использования средств все же придется (абз. 5 п. 14 Порядка № 803). Для этого в течение 30 календарных дней с момента реализации имущества нужно подать отчет согласно приложению 3 к Порядку № 803

Как видим, подавляющее большинство этих новаций выглядит как «все новое — хорошо забытое старое». Несмотря на это принятие Кабмином постановления № 1320 иллюстрирует решительное стремление упростить и упорядочить процедуру продажи госимущества.

Но самое главное, что должен усвоить бухгалтер из вышеуказанного, это:

во-первых, установление стартовой цены на уровне балансовой стоимости имущества позволяет обойтись без проведения независимой оценки, а значит — сэкономить бюджетные средства. Поэтому если объект не полностью изношен и имеет хоть какую-то остаточную стоимость, пользуйтесь этой возможностью;

во-вторых, цените свое время и подписывайте протоколы о результатах аукциона с помощью КЭП;

в-третьих, не слишком рассчитывайте на средства от продажи имущества, находящегося у вас на балансе. Их придется перечислить в бюджет.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше