Темы статей
Выбрать темы

О Законе Украины от 04.12.2020 г. № 1071-IX

Фонд государственного имущества Украины
Письмо от 30.12.2020 г. № 10-16-26785

С целью координации действий региональных отделений Фонда государственного имущества Украины (далее — Фонд) информируем, что 10.12.2020 г. вступил в силу Закон Украины от 04 декабря 2020 года № 1071-ІХ «О социальной поддержке застрахованных лиц и субъектов хозяйствования на период осуществления ограничительных противоэпидемических мер, введенных в целях предупреждения распространения на территории Украины острой респираторной болезни СОVID-19, вызванной коронавирусом SARS-СоV-2» (далее — Закон).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 Заключительных и переходных положений Закона пункт 2 раздела II «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (СОVID-19)» дополнен подпунктами 5 и 6 следующего содержания:

«5) для субъектов хозяйствования, деятельность которых была запрещена/ограничена на период установления карантина или ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной болезни (СОVID-19), сроки действия договоров аренды государственного и коммунального имущества, которые заканчиваются в этот период, продлеваются на период карантина и ограничительных мероприятий, а также в течение одного месяца со дня его/их окончания;

6) субъектам хозяйствования, деятельность которых была запрещена в этот период, не начисляется и ими не уплачивается арендная плата по договорам аренды государственного или коммунального имущества».

По результатам анализа положений Закона Фонд сообщает.

Подпунктом 5 предусмотрена возможность арендаторов, деятельность которых была запрещена/ограничена на период установления карантина или ограничительных мероприятий, продлевать договор аренды на период действия карантина (ограничительных мероприятий) и еще на один месяц после его/их окончания.

Таким образом, принципиальной новеллой Закона в части продления договора аренды является установление его срока — до даты прекращения карантина плюс один месяц.

Таким образом, этот подпункт Закона должен быть реализован на основании заявлений арендаторов, чьи договоры заканчиваются в период действия карантина или ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной болезни (СОVID-19), которые арендаторы подают на основании частей 8 и 9 статьи 18 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (далее — Закон об аренде). В заявлении, кроме информации, предусмотренной законодательством об аренде, заявитель, который желает воспользоваться правом, предусмотренным подпунктом 5 пункта 2 раздела II «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (СОVID-19)» от 17 марта 2020 года № 530-ІХ (далее — специальные положения Закона о СОVID), указывает о том, что деятельность заявителя была запрещена или ограничена на период установления карантина, и что вследствие этого заявитель просит продлить его договор на срок, который равен периоду карантина и ограничительных мероприятий, а также в течение одного месяца со дня его/их окончания.

В таком случае вместе с заявлением о продлении договора заявитель подает доказательства, которые свидетельствуют о том, что заявитель на дату подачи обращения не осуществлял (или осуществлял лишь частично) деятельность на арендованном объекте в результате введенных запретов или ограничений. Такими доказательствами должна быть справка балансодержателя о том, что с момента заключения договора заявитель не допускал нецелевого использования помещений по договору, и что во время действия карантина заявитель не осуществлял (или осуществлял лишь частично) деятельность по целевому назначению, предусмотренному договором. В случае наличия такой справки, а также при условии, что на соответствующий вид деятельности распространяются запреты или ограничения, связанные с карантином или ограничительными мероприятиями, арендодатель принимает решение об удовлетворении заявления арендатора о продлении договора на срок, который равен периоду карантина и ограничительных мероприятий, а также в течение одного месяца со дня его/их окончания.

Если в соответствии с Законом договор, относительно которого подано заявление, подлежит продлению на аукционе, заявитель сохраняет свое преимущественное право на проведение такого договора по результатам аукциона.

При этом отмечаем, что требования Закона об аренде в части проведения оценки Законом не отменяются. В таком случае рыночная (оценочная) стоимость объекта аренды по договору аренды, который подлежит продлению на аукционе, определяется по заказу балансодержателя.

Если заявитель не просит применить к нему специальные положения Закона о СОVID, договор заявителя продлевается на срок, который определяется в соответствии с нормами Закона об аренде.

Относительно применения подпункта 6 отмечаем, что его редакция несколько отличается от редакции пункта 14 раздела «Заключительные и переходные положения» Гражданского кодекса Украины, который предусматривает, в частности, освобождение от арендной платы в случае «...когда имущество не могло использоваться в предпринимательской деятельности нанимателя в полном объеме из-за введенных ограничений и (или) запретов».

Положение пункта 14 Заключительных и переходных положений Гражданского кодекса Украины

Положение подпункта 6 пункта 2 раздела II Закона Украины от 04 декабря 2020 года № 1071-ІХ

14. Установить, что с момента установления карантина, введенного постановлением Кабинета Министров Украины «О предупреждении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 11 марта 2020 года № 211 (с последующими изменениями и дополнениями), и до его отмены (упразднения) в установленном законом порядке плата за пользование недвижимым имуществом (его частью) подлежит уменьшению по требованию нанимателя, который осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием этого имущества, на протяжении всего времени, когда имущество не могло использоваться в предпринимательской деятельности нанимателя в полном объеме из-за введенных ограничений и (или) запретов

6) субъектам хозяйствования, деятельность которых была запрещена в этот период, не начисляется и ими не уплачивается арендная плата по договорам аренды государственного или коммунального имущества

Так, положения пункта 14 Заключительных и переходных положений Гражданского кодекса Украины предусматривают уменьшение арендной платы в случае невозможности использования арендованного имущества в полном объеме из-за введенных ограничений и (или) запретов.

В свою очередь, Закон о COVID не определяет условием освобождения от арендной платы факт невозможности использования арендованного имущества, а только факт запрета деятельности определенного вида субъектам хозяйствования.

Обращаем внимание, что освобождению от арендной платы подлежат лишь те арендаторы, деятельность которых была именно запрещена, а не ограничена.

В случае поступления заявлений от арендаторов на освобождение от арендной платы в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 раздела II Закона (не начисляется и ими не уплачивается арендная плата субъектам хозяйствования, деятельность которых была запрещена в период карантина) необходимо установить, распространяются ли запреты, установленные Кабинетом Министров Украины, на вид деятельности арендатора, который им осуществляется на арендованном имуществе в соответствии с определенным договором аренды целевым назначением такого имущества. Такими доказательствами также должна быть справка балансодержателя о том, что с начала действия карантина заявитель не допускал нецелевого использования помещений по договору, и что с момента заключения договора заявитель не осуществлял деятельность по целевому назначению, предусмотренному договором.

Отдельно информируем, что Фондом разработан проект Закона Украины «О защите прав арендаторов государственного и коммунального имущества на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий, введенных с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни СОVID-19, вызванной коронавирусом SARS-СоV-2».

Цель законопроекта заключается в предоставлении арендаторам, которые пользуются арендными льготами в связи с введением карантина, возможности сохранения этих льгот на период после окончания договора аренды, но не дольше, чем в течение определенного периода после прекращения карантина. В связи с этим предлагается освободить таких арендаторов на этот период от требования о продлении договоров на аукционах и от определенных других требований, которые, по мнению Фонда, являются неоправданно обременительными для этой категории арендаторов во время карантина.

Проект закона опубликован на сайте Фонда в разделе Деятельность — Аренда — Перспективное законодательство.

Первый заместитель Председателя Фонда Л. Антоненко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше