Сроки подачи Неприбыльного отчета
Прежде всего напомним: неприбыльные организации, в том числе и бюджетные учреждения, соответствующие требованиям п. 133.4 НКУ2 и внесенные в Реестр неприбыльных организаций, подают Неприбыльный отчет за годовой (налоговый) отчетный период (п.п. 133.4.7 НКУ). Это значит, что такой отчет подают в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.
2 Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Следовательно, Неприбыльный отчет за 2020 год следует подать не позднее 1 марта 2021 года (т. е. это последний день подачи).
Внимание!
Предельный срок подачи Неприбыльного отчета — 1 марта 2021 года.
Приложения к Неприбыльному отчету
Неприбыльные учреждения и организации вместе с Неприбыльным отчетом обязательно подают в контролирующие органы годовую финансовую отчетность. Такая отчетность является приложением и неотъемлемой частью Неприбыльного отчета.
При этом никаких исключений из этого правила для бюджетных учреждений НКУ не предусматривает. Поэтому вместе с Неприбыльным отчетом бухгалтер должен подать весь комплект годовой финансовой отчетности:
• Баланс (ф. № 1-дс);
• Отчет о финансовых результатах (ф. № 2-дс);
• Отчет о движении денежных средств (ф. № 3-дс);
• Отчет о собственном капитале (ф. № 4-дс);
• Примечания к годовой финансовой отчетности (ф. № 5-дс).
В таком случае для подтверждения подачи финансовой отчетности вместе с Неприбыльным отчетом проставляем отметку «х» в Отчете в клеточке «ФЗ6» таблицы «Наявність додатків». Кроме того, в таблице «Наявність поданих до Звіту про використання доходів (прибутків) неприбуткової організації додатків – форм фінансової звітності» возле каждой формы финансовой отчетности делаем соответствующие отметки «х».
Важно!
Годовая финансовая отчетность является приложением и неотъемлемой частью Неприбыльного отчета.
Теперь перейдем к самому интересному — рассмотрим конкретные ситуации, касающиеся заполнения Неприбыльного отчета.
Доходы: начисленные или полученные
Что указывать в стр. 1.1 и 1.3 Неприбыльного отчета: средства, фактически поступившие в течение 2020 года на счета бюджетного учреждения, или суммы начисленных доходов?
В стр. 1.1 Неприбыльного отчета отражают доходы, полученные бюджетным учреждением по общему фонду, т. е. средства, фактически поступившие на регистрационные счета в течение года. Сумма этой строки состоит из показателей, приведенных в Отчете о поступлении и использовании средств общего фонда (ф. № 2д, № 2м) в графе 7 «Надійшло коштів за звітний період (рік)».
А в стр. 1.3 Неприбыльного отчета отражают доходы, полученные бюджетным учреждением по специальному фонду, т. е. средства, фактически поступившие на специальные регистрационные счета в течение года. Соответствующие суммы полученных доходов основываются на показателях отчетов о поступлении и использовании средств специального фонда по графам «Надійшло коштів за звітний період (рік)».
Доходы, остающиеся в распоряжении учреждения
Учреждение в течение 2020 года получило доходы от аренды имущества. Часть этих средств перечислили в государственный бюджет, а остальные оставили на потребности учреждения. Какую сумму арендной платы (всю полученную или только оставшуюся на потребности учреждения) указывать в Неприбыльном отчете и в какой строке?
Доходы от арендной платы бюджетные учреждения относят к подгруппе 3 первой группы собственных поступлений и включают в специальный фонд сметы (ч. 4 ст. 13 БКУ3).
3 Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.
Следует учесть, что в Неприбыльном отчете отражаются только те доходы, которые остаются в распоряжении бюджетного учреждения.
Так, в доходы специального фонда Госбюджета включают 50 % арендной платы за пользование другим имуществом, принадлежащим бюджетным учреждениям, содержащимся за счет государственного бюджета (п. 10 ч. 3 ст. 29 БКУ). То есть эта часть полученной арендной платы остается на счете учреждения как собственные поступления. А остальную часть арендной платы (50 %) учреждение должно перечислить в общий фонд Госбюд- жета.
Это значит, что только та часть арендной платы, которую учреждение оставляет в своем распоряжении и считает собственными поступлениями, отражается в Неприбыльном отчете в стр. 1.3.
Бюджетное учреждение в течение 2020 года получило на специальный регистрационный счет средства за сданные в виде лома и отходов драгоценные металлы. Часть средств, полученных от реализации, перечислена в доход госбюджета. Какие суммы указывать в Неприбыльном отчете и в какой строке?
Средства, полученные от реализации металлолома (в том числе лома драгоценных металлов), являются составной частью доходов спецфонда. В частности, такие поступления относятся к подгруппе 4 первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (ч. 4 ст. 13 БКУ).
В Неприбыльном отчете отражаются только те доходы от реализации лома драгоценных металлов, которые учреждение оставляет в своем распоряжении.
Так, составной частью доходов общего фонда госбюджета (п. 54 ч. 2 ст. 29 БКУ) являются:
• 80 % средств, полученных учреждениями, содержащимися за счет государственного бюджета, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, а также драгоценные камни;
• 50 % средств, полученных за сданное в виде лома и отходов серебро.
Эти средства учреждения перечисляют со специального регистрационного счета на счет по учету поступлений общего фонда бюджета. А вот уже остальные средства учреждение оставляет в своем распоряжении (соответственно 20 % и 50 %).
Следовательно, в распоряжении бюджетного учреждения остается соответственно 20 и 50 % таких средств, которые и должны быть показаны в стр. 1.3 Неприбыльного отчета. Соответственно 80 и 50 % полученных средств, перечисляемых в доход общего фонда бюджета, в этом отчете не отражают.
Расходы: кассовые или фактические
Какие суммы расходов следует указать в стр. 2.1 и 2.2 Неприбыльного отчета: кассовые или фактические?
Наконец налоговики признали, что в указанных строках бюджетные учреждения заполняют показатели с учетом особенностей деятельности неприбыльной организации в соответствии с законом, регулирующим деятельность такой неприбыльной организации. Такая позиция была изложена в разъяснении от 07.05.2019 г. № 2001/6/99-99-15-02-01-15/ІПК.
Это значит, что в строках 2.1 и 2.2 Неприбыльного отчета следует указывать кассовые расходы, проведенные учреждением в 2020 году, т. е. средства, фактически использованные по общему и специальному фондам и перечисленные с регистрационных, специальных регистрационных счетов бюджетного учреждения.
С учетом этого, основанием для заполнения строк 2.1 и 2.2 Неприбыльного отчета являются, в частности, показатели, приведенные в Отчете о поступлении и использовании средств общего фонда (формы № 2д, № 2м) и в отчетах по форме № 4 о поступлении и использовании средств специального фонда в графах «Касові за звітний період (рік)».
Получены благотворительные взносы: какую строку заполнять
Учреждение в 2020 году получило благотворительные взносы в виде средств и имущества. Такие взносы зачислены в состав доходов спецфонда. Также в орган Казначейства подана Справка о поступлениях в натуральной форме. В какой из строк Неприбыльного отчета указать такие поступления?
Напомним, что все виды благотворительных взносов, грантов и подарков бюджетные учреждения относят к собственным поступлениям.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 13 БКУ в составе второй группы собственных поступлений (другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений) выделяют несколько подгрупп, в частности подгруппу 1 — благотворительные взносы, гранты и подарки. А значит, благотворительные взносы в виде средств и имущества являются собственными поступлениями бюджетных учреждений и включаются в специальный фонд сметы.
Такие поступления учреждение может указать в одной из строк Неприбыльного отчета:
• либо в стр. 1.3 «доходи, одержані бюджетною установою (організацією), що зараховані на рахунки спеціального фонду цієї установи (організації) згідно із затвердженим у встановленому порядку кошторисом»;
• либо в стр. 1.6.1 «благодійна допомога».
По нашему мнению, второй вариант отражения благотворительной помощи логичней. Поскольку именно строка 1.6.1 предусмотрена для отражения таких доходов, как благотворительная помощь.
Итак, вы должны самостоятельно решить, в какой из строк — 1.3 или 1.6.1 — Неприбыльного отчета показать благотворительную помощь, полученную в течение 2020 года. Главное — такие благотворительные поступления не должны попасть одновременно как в строку 1.3, так и в строку 1.6.1.
Если поступления не являются доходом учреждения
Бюджетное учреждение в 2020 году получило пеню за невыполнение условий договора. Необходимо ли ее сумму отражать в стр. 1.11 Неприбыльного отчета?
Как уже было указано выше, виды собственных поступлений бюджетных учреждений определены в п. 4 ст. 13 БКУ. Среди них таких видов поступлений, как неустойка, штраф или пеня, нет. Поэтому если бюджетное учреждение получает на свой счет неустойку, штраф или пеню, оно обязано всю сумму таких поступлений перечислить в доходы того бюджета, из которого оно финансируется.
В связи с отсутствием отдельного кода бюджетной классификации для зачисления таких средств их целесообразно перечислять в бюджет по коду классификации доходов бюджета 21081100 «Административные штрафы и другие санкции». Разъяснение по этому вопросу Минфин приводил в письме от 29.01.2018 г. № 35140-05/23-92/252 (ср. ).
Кстати, такие суммы не являются ни доходами, ни расходами учреждения. Поэтому они пройдут через счет учреждения «транзитом» в бюджет.
Если выплаты не являются расходами учреждения
В 2020 году на счет учреждения получены средства на выплату разовой денежной помощи участникам боевых действий. В какой строке Неприбыльного отчета указать такие поступления?
В этом случае учреждение имеет дело с социальными выплатами.
Расходы на выплату ежегодной разовой денежной помощи льготным категориям лиц бюджетные учреждения не планируют в своих сметах (ни по общему, ни по специальному фондам).
Такие средства не отражают в Отчете о поступлении и использовании средств общего фонда (формы № 2д, № 2м) и отчетах о поступлении и использовании средств специального фонда по форме № 4. Эти средства проходят через счета бюджетного учреждения «транзитом».
С учетом этого, бюджетное учреждение не имеет оснований для отражения указанных сумм в Неприбыльном отчете.
Бюджетное учреждение в течение 2020 года получало средства для выплаты больничных и чернобыльских. Необходимо ли их отражать в строке 1.11 «інші доходи» Неприбыльного отчета?
Отметим, что такие выплаты не являются расходами бюджетных учреждений. Их учреждения не планируют в своих сметах (ни по общему, ни по специальному фондам).
Выплата указанных средств является разновидностью социальных выплат. И, как мы уже указывали, такие средства проходят через счета бюджетного учреждения «транзитом» и их в Неприбыльном отчете не показывают.
Расходы: текущие + капитальные
Учреждение в течение года осуществляет текущие и капитальные расходы в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и поступлений специального фонда. Необходимо ли такие расходы разграничивать для Неприбыльного отчета?
Действительно, бюджетные учреждения в течение года осуществляют разграничение расходов на текущие и капитальные по экономическим характеристикам операций. При этом подробную информацию о текущих и капитальных расходах отражают в соответствующих формах бюджетной отчетности.
Зато для Неприбыльного отчета учреждения не должны группировать информацию о таких расходах в отдельных строках.
В форме этого отчета предусмотрено заполнение показателей о расходах учреждения только по источникам поступлений:
• по общему фонду — стр. 2.1;
• по специальному фонду — стр. 2.2.
Ответственность
Какая ответственность предусмотрена за нарушение срока подачи Неприбыльного отчета?
Поскольку Неприбыльный отчет является налоговой декларацией в понимании НКУ, за нарушение срока его подачи установлена ответственность (п. 120.1 НКУ). Так, за неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности налагают штраф:
• 340 грн — за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу;
• 1020 грн — за те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение.
Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка заполнения Неприбыльного отчета?
Как мы указывали, специального порядка заполнения Неприбыльного отчета нет, потому формально за нарушение порядка заполнения такого отчета санкций быть не должно.
Однако налоговики к должностным лицам могут применить админштраф по ст. 1631 КоАП4 за отсутствие налогового учета или нарушение порядка его ведения в размере от 85 до 170 грн.
4 Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
Какая ответственность предусмотрена за неподачу или несвоевременную подачу финансовой отчетности в орган ГФС?
Финансовая отчетность является приложением к Неприбыльному отчету и его неотъемлемой частью. В случае неподачи в орган ГФС финансовой отчетности вместе с Неприбыльным отчетом как его неотъемлемой части налоговая отчетность не признается налоговой декларацией.
То есть неподача или несвоевременная подача бюджетным учреждением финансовой отчетности, обязанность подачи которой в контролирующие органы предусмотрена НКУ, влечет за собой наложение штрафа в размере 340 грн за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.
Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.