Темы статей
Выбрать темы

Списание шин: когда и как?

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
На балансе учреждения на субсчете 1015 учитывается транспортное средство. Также на этом субсчете мы учитываем шины к такому авто. Можно ли списать эти шины с баланса, если им уже более 20 лет? Какими документами оформить такую операцию?

Когда списываем шины?

Для того, чтобы вовремя списать и заменить шины, руководствуемся такими документами, как:

Нормы № 4881;

1 Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.2006 г. № 488.

Правила № 5492.

2 Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 г. № 549.

Эти документы распространяются на все предприятия, учреждения и организации, эксплуатирующие КТС3 и специальные машины, выполненные на колесных шасси.

3 КТС — колесные транспортные средства.

Но имейте в виду: требования этих документов касаются не всех средств передвижения. Их следует применять лишь к тем транспортным средствам, которые используются на улично-дорожной сети общего пользования и в особых условиях эксплуатации.

Вместе с тем специальные КТС, которые используют спецслужбы, остаются вне сферы действия упомянутых нормативно-правовых актов.

Выясним, когда действительно можно и нужно списывать шины. Для этого упомянутыми документами предусмотрено несколько оснований (см. таблицу ниже).

Основания для списания автомобильных шин с баланса учреждения

Основание

Объяснение

Исчерпан назначенный ресурс шины

Назначенный ресурс шины — это наработка шины, измеряемая в календарных годах, в случае достижения которой шина подлежит изъятию из эксплуатации независимо от технического состояния (абз. 23 п. 4 разд. І Правил № 549).

Четкое указание на невозможность дальнейшего использования шин с исчерпанным назначенным ресурсом содержит п. 45 разд. V Правил № 549.

Назначенный ресурс для разных категорий шин установлен п. 44 разд. V Правил № 549:

• для новых шин — 7, 8 или 10 лет с даты изготовления шины, в зависимости от категории КТС;

• для восстановленных путем наложения протектора — 5, 6 и 7 лет с даты изготовления шины

Остаточная высота рисунка протектора достигла установленной предельной величины

Предельная (минимальная) остаточная высота рисунка протектора (п.п. «а» п.п. 31.4.5 Правил № 13064):

• для легковых и грузовых авто массой до 3,5 т — 1,6 мм;

• для грузовых автомобилей массой свыше 3,5 т — 1,0 мм;

• для автобусов — 2,0 мм.

Имейте в виду: остаточную высоту рисунка протектора следует проверять в случаях, предусмотренных в п. 7.10 Норм № 488:

каждый раз во время установки-снятия шины;

• при сезонном обслуживании КТС;

ежемесячно (при необходимости).

Результаты замеров обязательно фиксируют в карточке учета пробега шины5

Наличие эксплуатационных и производственных дефектов, которые делают невозможным дальнейшее использование и ремонт шины

В случае выявления эксплуатационных или производственных дефектов шины, с которыми ее дальнейшая эксплуатация и ремонт невозможны, такая шина подлежит списанию. При этом не имеет значения, соответствует ли фактический ресурс шины Нормам № 488. Таковым является требование абз. 2 п. 3.2 и п. 7.5 Норм № 488

Величина фактического пробега шины достигла соответствующего среднего ресурса

Фактический пробег (наработка) шины — объем работы шины, измеряемый по большей части в километрах пробега автомобиля (п. 5 разд. I Правил № 549).

В случае достижения величиной фактического пробега шины показателя ее среднего ресурса необходимо провести ее осмотр и принять решение о возможности (или невозможности) продолжения ее эксплуатации.

Знайте: это не обязательное и не единственное условие для списания автошин (п. 3.2 Норм № 488).

Поэтому если шина сохранилась в нормальном состоянии, разрешено продолжать ее эксплуатацию вплоть до достижения остаточной высотой рисунка протектора предельного значения или до истечения назначенного ресурса. Об этом свидетельствует п. 7.2 Норм № 488

4 Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10. 2001 г. № 1306.

5 Карточка учета пробега (наработки) пневматической шины, форма которой приведена в приложении 5 к Нормам № 488.

Итак, бухгалтер в каждом конкретном случае принимает решение о целесообразности/нецелесообразности списания шин и замены их на новые, руководствуясь указанными причинами.

Что мы имеем в нашей ситуации? Какое основание для списания шины применить? В ситуации нашего читателя все однозначно. Шины исчерпали свой назначенный ресурс (эксплуатируются свыше 20 лет). Поэтому без сомнения принимайте решение об их списании.

Какими документами оформляем?

Знайте, что порядок документального оформления списания шин зависит от причины такого списания. Так, если фактический пробег шины достиг установленных норм и такая шина является непригодной для дальнейшего использования, ее списывают на основании карточки учета пробега.

В таком случае карточка имеет статус акта списания. Об этом указано в п. 7.1 Норм № 488.

В ней указывают суммарный пробег до списания и информацию о дальнейшем использовании шины — восстановлении изношенного протектора, ремонте или утилизации.

Карточку подписывают все члены комиссии по вопросам утраты пневматическими шинами потребительских свойств. Кстати, состав такой комиссии должен утвердить руководитель учреждения своим приказом.

Зато, если шина вышла из строя (из-за наличия дефектов, окончательного износа протектора) до момента достижения нормы среднего ресурса, оформляем акт списания. Конечно, к такому акту следует обязательно приложить карточку учета пробега шины. Кстати, такие карточки члены комиссии могут не подписывать.

Тогда как акт должен быть подписан всеми членами комиссии по вопросам учета пробега (наработки), обращения и списания пневматических шин. Акт составляем в произвольной форме, но обязательно указываем следующую информацию:

• название, номер и дату составления и утверждения;

• состав комиссии;

• торговую марку, модель и государственный регистрационный номер КТС, шины которого списываются;

• размер шин, их производителя, модель, порядковые или инвентарные номера;

• фактический пробег каждой шины из комплекта на дату списания;

• норму среднего ресурса каждой шины;

• причины списания и выводы комиссии.

Знайте: Нормы № 488 позволяют списать сразу весь комплект шин с одного авто на основании одного акта списания. В этом случае к акту также придется приложить карточки учета пробега всех списываемых шин.

ВАЖНО!

После списания шины карточку учета пробега храните как минимум в течение трех лет

Как показываем в учете?

А теперь осталась самая простая задача — правильно показать списание шин в бухгалтерском учете.

Поскольку в нашей ситуации шины были приобретены вместе с автомобилем, то и оснований учитывать их отдельно не было. Такие шины представляли единое целое с автомобилем и входили в его первоначальную стоимость. Закономерно, что учреждение учитывает их в составе объекта ОС — транспортного средства — на субсчете 1015.

Поэтому при списании (снятии) таких шин с автомобиля никаких записей в бухгалтерском учете выполнять не нужно. В таком случае никаких корректировок по субсчету 1015 не проводим (т. е. первоначальную стоимость транспортного средства не трогаем).

Таким образом, в нашей ситуации бухгалтеру будет достаточно оформить списание шин лишь соответствующими документами. Для этого отражаем всю необходимую информацию в карточке учета пробега шины.

В частности, здесь следует указать:

• дату снятия шины с КТС;

• фактический пробег каждой шины из комплекта на дату списания;

• норму среднего ресурса каждой шины;

• причины списания шины;

• выводы комиссии.

Более того, в таком случае даже не нужно оформлять акт списания. Поскольку в этой ситуации карточка имеет статус акта списания.

А вот далее будьте внимательны. После того, как вместо старых шин на транспортное средство будут установлены новые, их придется учитывать совсем иначе.

Так, новые шины необходимо будет зачислить в состав запасов и оприходовать на субсчет 1515. Также не забудьте на такие шины открыть новые карточки учета пробега. При этом на каждую шину заводим отдельную карточку. Ну а потом дальнейший учет пробега (наработки) шин ведем по стандартной схеме — с учетом Норм № 488 и Правил № 549.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше