Темы статей
Выбрать темы

Уполномоченное лицо вместо тендерного комитета

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Уже с 1 января 2022 года закупочной деятельностью вашего учреждения должно будет заниматься уполномоченное лицо. Какую подготовительную работу уже сейчас необходимо провести в каждом учреждении? Кто будет завершать закупки, начатые в 2021 году, и планировать закупки на 2022 год? Об этом — в нашем материале.

Переходный период — до конца 2021 года

Сейчас закупочную деятельность в учреждении может осуществлять одновременно как тендерный комитет (далее — ТК), так и уполномоченное лицо (далее — УЛ). При этом каждый выполняет свою работу. ТК занимается организацией и проведением процедур закупок заказчиков. А вот проведение упрощенных закупок — исключительно на УЛ.

Безусловно, такой «симбиоз» возможен только при условии, что каждый из них отвечает за организацию и проведение конкретных закупок. Но одновременное существование ТК и УЛ будет длиться только до конца 2021 года. Поскольку уже с нового года закупочными вопросами в учреждениях будут руководить исключительно УЛ.

Такая конечная дата деятельности ТК прописана в п. 4 разд. X «Заключительные и переходные положения» Закона № 922.

Чтобы окончательно разобраться, кто должен заниматься закупочными вопросами до конца этого года, а кто должен это делать со следующего года, предлагаем вам таблицу-подсказку.

Кто осуществляет закупочную деятельность

До 01.01.2022

После 01.01.2022

Тендерный комитет

Уполномоченное лицо

Тендерный комитет + уполномоченное лицо

Уполномоченное лицо

С учетом этого, до конца 2021 года в учреждении абсолютно на законных основаниях могут продолжать работать ТК. И именно до конца этого года комитет должен передать все свои закупочные дела УЛ.

Прежде всего нужно определить, кто будет выполнять функции УЛ с 01.01.2022 в вашем учреждении. Это лицо необходимо ознакомить с положением всех дел и предоставить ему всю необходимую информацию о закупках. Как это сделать правильно и какие документы оформить? Объясним это далее.

Подготовительный этап

Чтобы не упустить ключевые моменты и главное — не усложнить ситуацию с закупками в конце 2021 и начале 2022 годов, предлагаем следующий алгоритм действий.

img 1Ликвидируем ТК

Для этого оформляем приказ (распоряжение) руководителя о ликвидации ТК. Этот документ оформляем с учетом требований, предусмотренных в Типовой инструкции № 551, и указываем информацию, в частности, о:

1 Типовая инструкция по документированию управленческой информации в электронной форме и организации работы с электронными документами в делопроизводстве, электронному межведомственному обмену, утвержденная постановлением КМУ от 17.01.2018 № 55.

• прекращении деятельности ТК;

• утрате силы приказа о создании ТК;

• утрате силы положения о ТК;

• определении лица, которое будет отвечать за завершение закупок, начатых ТК в 2021 году, но незавершенных. Кого целесообразно назначить, читайте далее;

• передаче данных о закупках, начатых ТК. Для этого советуем составить перечень закупок, начатых в 2021 году, но не завершенных до 31.12.2021;

• отмене доступа членов ТК к электронному кабинету заказчика в электронной системе закупок (далее — ЭСЗ) и т. п.

Собственно, этот приказ касается исключительно прекращения деятельности ТК и передачи его полномочий УЛ. Однако в этом документе в любом случае не нужно смешивать другие вопросы, тоже касающиеся организации закупочной деятельности учреждения.

Например, не нужно отдельным пунктом назначать УЛ. Почему? Потому что назначение такого лица следует прописать в отдельном распорядительном документе.

img 2Назначение УЛ

На этом этапе может быть несколько вариантов развития ситуаций.

Начнем с ситуации, когда в учреждении не было назначено УЛ и вся закупочная деятельность была возложена на ТК. Безусловно, это не самый лучший вариант. Но сейчас, как ни крути, назначить УЛ все же придется. И сделать это необходимо как можно скорее. По нашему мнению, лучшая кандидатура — это секретарь ТК.

Другое дело, если в учреждении одновременно работали и ТК, и УЛ. В таком случае хлопот будет немного меньше, но распорядительную документацию на такое УЛ все равно следует обновить.

И почти идеальный вариант касается тех учреждений, в которых закупочной деятельностью все время занималось исключительно УЛ. Таким учреждениям придется только определиться: будет ли такое УЛ выполнять эти полномочия и в дальнейшем — после 01.01.2022.

Кроме вышеуказанных вопросов, заказчик должен:

1) определить, сколько УЛ нужно для организации и проведения закупок в конкретном учреждении.

Знайте, что Закон № 922 не ограничивает количество УЛ, которые будут работать в учреждении. А потому руководитель учреждения имеет право назначить несколько УЛ, при условии, что каждое из таких лиц будет ответственным за организацию и проведение отдельных процедур закупок. Такая возможность четко предусмотрена в ч. 3 ст. 11 Закона № 922. Итак, вы можете определить достаточное количество УЛ с учетом потребности и объемов закупок вашего учреждения.

Кстати, для определения ориентировочного количества УЛ вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором2. Ориентировочный расчет проводится на основании информации о публичных закупках конкретного заказчика.

2 См. по ссылке: cep.kse.ua.

При этом стоит учесть, что Закон № 922 возлагает на УЛ достаточно большое количество функций и обязанностей. Приведем их в таблице.

Основные задачи (функции) УЛ

Задача

Основные функции

Планирует

• закупки и формирует годовой план закупок в ЭСЗ;

• выбирает процедуры закупок.

Все решения УЛ оформляет протоколом с указанием даты и подписи

Организует и проводит

• процедуры закупок и упрощенных закупок;

• может быть ответственным за организацию и проведение закупок, стоимость которых не превышает 50 тыс. грн;

• определение победителей процедур закупок и упрощенных закупок;

• предварительные рыночные консультации с целью анализа рынка

Обнародует

• в ЭСЗ информацию, предусмотренную Законом № 922

Прочие задачи

• направляет в орган обжалования информацию, документы и материалы о проведении процедур закупок в случае получения запроса от органа обжалования;

• взаимодействует с органами, осуществляющими контроль в сфере публичных закупок во время выполнения ими своих функций в соответствии с законодательством;

• хранит соответствующие документы по вопросам публичных закупок, определенные Законом № 922;

• осуществляет прочие действия, предусмотренные Законом № 922, трудовым договором (контрактом) или распорядительным решением заказчика

2) оформить или обновить организационно-распорядительную документацию о назначении и полномочиях УЛ.

Для этого необходимо:

во-первых, оформить приказ о назначении УЛ (или нескольких УЛ);

во-вторых, утвердить положение об УЛ. Если принято решение о назначении нескольких УЛ, в этом документе стоит распределить обязанности между ними. Также целесообразно сразу прописать порядок замены УЛ на время его отсутствия.

При разработке своего положения об УЛ руководствуйтесь требованиями ст. 11 Закона № 922 и Примерным положением3.

3 Примерное положение об уполномоченном лице, утвержденное приказом Минэкономики от 08.06.2021 № 40.

На утверждение указанных документов времени у вас совсем мало. Поскольку УЛ необходимо не только принять дела от ТК, но и пройти обязательное тестирование.

img 3Тестирование УЛ

УЛ, которое с 2022 года будет осуществлять закупочную деятельность вашего учреждения, в обязательном порядке должно пройти тестирование (exam.prozorro.gov.ua/entry). Сдать такой экзамен несложно. Для этого УЛ необходимо за 60 минут ответить на 50 вопросов, выбранных случайным образом.

При этом нужно дать как минимум 30 правильных ответов. На вопросы можно отвечать последовательно или в произвольном порядке. И главное — экзамен можно сдать повторно.

Перечень тестовых вопросов для подтверждения УЛ уровня владения необходимыми (базовыми) знаниями в сфере публичных закупок утвержден приказом Минэкономики от 01.11.2021 № 873-214. Кстати, в этом приказе уже подчеркнуты правильные варианты ответов ☺.

4 С перечнем вопросов вы можете ознакомиться по ссылке и начать готовиться к прохождению тестирования: me.gov.ua/Documents/Detail?lang=uk-UA&id=50dedb4b-1a74-4473-a1cf-ef37014cd584&title=TestuvanniaUpovnovazhenikhOsib.

Будьте внимательны: для прохождения тестирования УЛ нужна электронная подпись. И не важно, какой именно она будет: физического лица или служебная.

Главное, чтобы она была. Конечно, для полноценного выполнения своих обязанностей УЛ также не сможет обойтись без электронной подписи. Поэтому позаботьтесь об этом заранее.

И знайте! Тестирование должны пройти все УЛ без исключения. Как «новенькие» УЛ — назначенные в конце 2021 года, так и те, кто занимался этими вопросами в течение 2020 — 2021 годов и будет выполнять такие обязанности в дальнейшем.

img 4Завершение закупок

До конца 2021 года ТК может полностью законно осуществлять закупочную деятельность. И в первую очередь это касается завершения закупок, начатых таким комитетом в 2021 году.

Напомним: процедура закупки считается «закрытой» после обнародования отчета о выполнении договора о закупке в ЭСЗ. Тогда как срок действия подавляющего большинства заключенных договоров ограничен бюджетным периодом, который заканчивается 31.12.2021. Поэтому не удивляйтесь, что список таких незакрытых закупок может быть достаточно большим.

Но не стоит сразу отчаиваться. У нас есть для вас альтернативный вариант. Но сначала напомним: обнародовать отчет о выполнении договора о закупке в ЭСЗ необходимо в течение 20 рабочих дней со дня, когда произошло одно из событий:

• выполнение сторонами договора о закупке;

• окончание срока действия договора о закупке, при условии его выполнения сторонами;

• расторжение договора о закупке.

ЦЕННЫЙ СОВЕТ

Не ждите окончания срока действия договора (31.12.2021), отчитывайтесь о таких закупках, ориентируясь на дату выполнения договора

Таким образом, вы сможете обнародовать отчет о выполнении договора до конца 2021 года. И с этой задачей вполне может справиться секретарь ТК.

Другое дело — договоры, которые останутся не выполненными вплоть до конца 2021 года. Обнародовать отчет о выполнении таких договоров у секретаря ТК не будет возможности. Потому что с нового года ТК прекратит свою деятельность. Поэтому о таких закупках придется отчитываться в 2022 году уже УЛ. К сожалению, другого выхода нет.

img 5Планирование закупок на 2022 год

Традиционно в конце каждого года ТК занимался планированием закупок на следующий год. Имеет ли право ТК планировать закупки на 2022 год?

Конечно, имеет. Ведь планирование закупок является одной из его прямых обязанностей, выполнять которые он должен до конца 2021 года.

А вот перебрасывать такие обязанности на УЛ уже в этом году не целесообразно. Поскольку де-юре такое лицо получит соответствующие полномочия только с нового года.

Как видим, до конца 2021 года времени осталось мало, но за этот период ТК следует завершить свои закупочные дела. И именно в течение этого времени вам придется найти надежного кандидата для выполнения обязанностей УЛ и обеспечить передачу ему всех закупочных дел.

ВЫВОДЫ

• ТК могут продолжать работать в учреждении исключительно до конца 2021 года

• Прекращение деятельности ТК и передачу его полномочий УЛ оформите распорядительным документом

• Назначенное УЛ должно пройти тестирование до 01.01.2022

• В 2022 году завершить закупки, начатые ТК, сможет только УЛ

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше