Темы статей
Выбрать темы

Дрова как благотворительные взносы ОМС

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия», Станкус Татьяна, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
В поселковом совете есть местная программа удаления аварийных деревьев. Исполнитель программы — КП, занимающееся благоустройством и являющееся балансодержателем зеленых насаждений на территории громады. Древесина, полученная в результате удаления деревьев, передана поселковому совету для отопления помещений. Поселковый совет оприходовал дрова и предоставил в Казначейство Справку о поступлениях в натуральной форме по коду доходов 25010400 (КПКРК 0110150). Однако в Казначействе нам указали на ошибку при выборе кода классификации доходов. По их мнению, указанные поступления следует рассматривать как благотворительные взносы. Но ОМС не могут быть получателями благотворительной помощи. Как быть?

Благотворительная помощь для ОМС: правомерно ли?

Прежде всего укажем: ОМС имеют право получать благотворительные взносы.

Но обо всем по порядку.

Правовые принципы осуществления благотворительной деятельности в Украине определены Законом № 50731. Указанный нормативный документ определяет благотворительную деятельность как добровольную личную и/или имущественную помощь, не предусматривающую получение прибыли, уплату любого вознаграждения или компенсации благотворителю от имени или по поручению бенефициара.

1 Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI.

При этом бенефициаром считается получатель благотворительной помощи. Им может быть как физическое лицо, так и любое юридическое лицо, неприбыльная организация или территориальная громада. При этом бенефициар имеет полное право получать помощь от нескольких благотворителей одновременно (п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073). Главное — это направление такой помощи на достижение целей, определенных Законом № 5073.

Кстати, целями благотворительной деятельности согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 5073 являются содействие законным интересам бенефициаров в сферах благотворительной деятельности (образование, здравоохранение, экология, социальная защита, культура, искусство и т. п.), а также развитие и поддержка этих сфер в общественных интересах. Полный перечень сфер благотворительной деятельности приведен в ч. 2 ст. 3 Закона № 5073.

ВАЖНО!

Благотворителем является дееспособное физическое лицо или юридическое лицо частного права, добровольно осуществляющее один или несколько видов благотворительной деятельности

Прямое указание на это содержит п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073.

Таким образом, в роли бенефициара благотворительной помощи может выступать любое бюджетное учреждение, в том числе и ОМС.

А вот благотворителями бюджетные учреждения быть не могут. Конечно, это ограничение касается и ОМС, и их исполнительных органов. Ведь последние, как и бюджетные учреждения в целом, не являются субъектами частного права. Это напрямую следует из определения, приведенного в п. 12 ч. 1 ст. 2 БКУ.

Также учтите: бесплатная передача благотворителем средств, другого имущества, имущественных прав бенефициару для достижения заранее обусловленных целей считается благотворительным пожертвованием (ч. 1 ст. 6 Закона № 5073).

То есть целевое назначение благотворительной помощи должно быть четко прописано в договоре о пожертвовании. Непосредственно понятие такого договора определено в ст. 729 ГКУ.

Заметим: к договору о пожертвовании применяются положения о договоре дарения (ч. 3 ст. 729 ГКУ). Следовательно, если предметом такого соглашения является передача предметов личного пользования и бытового назначения, допускается заключение договора в устной форме. Зато в случае передачи недвижимого имущества и движимых вещей особой ценности необходимо придерживаться письменной формы договора.

Договор о пожертвовании недвижимого имущества подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Такие требования продиктованы ст. 719 ГКУ.

В целом же заключение любого соглашения в письменной форме надежнее для всех его сторон. Поэтому, независимо от предмета пожертвования, договор стоит заключать именно в письменной форме.

Получение ОМС грантов, подарков и благотворительной помощи является возможным, что подтверждают Минюст в письме от 15.02.2018 г. № 5512/100-2-18/7.3.1 и НАГС в письме от 04.04.2018 г. № 2624/13-18.

В то же время такая помощь не будет подпадать под действие ст. 54 Закона № 17002, только если будут соблюдены определенные условия.

2 Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII.

По мнению Минюста, выраженному в указанном выше письме, это возможно в рамках Закона № 5073. В частности, получателем благотворительной помощи может быть неприбыльная организация или территориальная громада, получающая помощь от одного или нескольких благотворителей для достижения целей, определенных Законом № 5073.

Поэтому Минюст подчеркивает: запрет, предусмотренный ст. 54 Закона № 1700, не действует, если гранты, подарки и благотворительная помощь характеризуются:

бескорыстием со стороны предоставителя и получателя, свидетельствующим о предоставлении помощи на благо других без какой-либо выгоды;

добровольностью — деятельность осуществляется по свободному волеизъявлению благотворителя, без какого-либо принуждения и вмешательства со стороны субъектов властных полномочий;

целевой направленностью — наличие конкретной цели, в рамках направлений и порядка, установленных Законом № 5073.

Следовательно, если благотворительная помощь соответствует всем вышеперечисленным критериям, она является исключением из норм ст. 54 Закона № 1700.

ЦЕННЫЙ СОВЕТ!

Чтобы контролирующие органы не усмотрели в ваших действиях коррупционную составляющую:

• оформите отношения с благотворителем письменным договором, в котором получателем благотворительной помощи определите территориальную громаду;

• используйте благотворительную помощь исключительно по целевому назначению, определенному благотворителем

Таким образом, поселковый совет может получить дрова как благотворительную помощь по КПКРК 0150 «Организационное, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности областного совета, районного совета, районного в городе совета (в случае его создания), городского, поселкового, сельского советов» для отопления своих помещений.

Если же эти дрова предусмотрены для отопления помещений других бюджетных организаций коммунальной собственности, тогда КП должен передать такую благотворительную помощь напрямую этим бюджетным учреждениям.

Далее рассмотрим коротко отражение в учете получения поселковым советом от КП дров как благотворительной помощи.

Как показать в учете?

Классификация доходов

Благотворительные взносы, гранты и подарки относятся к первой подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений. В частности, такие поступления следует отражать по коду классификации доходов бюджета 25020100 «Благотворительные взносы, гранты и подарки».

Учтите: все поступления и расходы бюджета должны найти свое отражение на счетах в хронологическом порядке (ч. 5 ст. 56 БКУ).

Причем все бухгалтерские записи должны быть подтверждены документально.

С учетом этого, при получении благотворительной помощи в натуральной форме (в виде дров) необходимо составить и подать в Госказначейскую службу Справку о поступлениях в натуральной форме.

Сделать это следует не позднее последнего рабочего дня месяца. Форма справки приведена в приложении 25 к Порядку № 9383.

3 Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.

Кроме того, факт получения благотворительной помощи требует внесения изменений в смету в части спецфонда по собственным поступлениям. Ведь учреждение — получатель благотворительной помощи не планирует такие поступления в смете заранее.

Документальное оформление

Прием благотворительной помощи в виде дров следует оформить Актом о приеме материалов. Типовой формы этого акта на сегодня не существует.

Поэтому целесообразно применять форму самостоятельно разработанного и утвержденного акта.

Кстати, порядок документирования таких операций стоит прописать в приказе об организации бухгалтерского учета вашего учреждения.

И именно в приложении к этому распорядительному документу необходимо привести самостоятельно разработанную форму Акта приема материалов.

Однако прежде чем показать в учете оприходование дров, бесплатно предоставленных КП, нужно определить их стоимость.

Напомним: оценку запасов, бесплатно полученных от физических и юридических лиц, следует осуществлять по справедливой стоимости на дату получения с учетом расходов на доставку, погрузку-разгрузку и т. п. (абз. 1 п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 123).

В то же время первоначальная стоимость бесплатно полученных запасов может быть определена на уровне стоимости, о которой есть достоверная информация, в частности согласно соответствующим первичным документам.

Однако КП вряд ли предоставит какие-либо подтверждающие документы о стоимости переданных дров. Поэтому их оценку должна провести комиссия, созданная по приказу руководителя учреждения-получателя из числа ее работников.

При этом следует ориентироваться на средние цены на древесину (дрова) по региону.

В то же время обязательно нужно учитывать качество полученной древесины как топлива для отопления зданий.

Так, в первую очередь обратите внимание на плотность (в зависимости от породы древесины) и влажность таких дров. Именно эти показатели определяют теплотворную способность дров. В то же время не следует оставлять без внимания и такие параметры, как длина и толщина дров. Следует выяснить, соответствуют ли они целевому назначению и линейным размерам твердотопливных котлов, печей, в которых они будут сожжены. Вполне возможно, что бесплатно полученные дрова требуют дополнительной распилки.

По результатам оценки комиссия составляет Акт оценки материальных ценностей в произвольной форме.

Бухучет

Поступление благотворительной помощи всегда предусматривает увеличение доходов от бесплатно полученных активов, услуг (работ). Для обобщения информации о таких доходах следует применять субсчет 7511 «Доходы по необменным операциям».

Бесплатно полученные дрова подлежат зачислению на субсчет 1514 «Горюче-смазочные материалы». При этом желательно отразить такие материалы на отдельном аналитическом счете, открытом в пределах субсчета 1514. Это поможет отделить в учете горючее и смазочные материалы от твердого топлива, которое используется для отопления зданий.

Общий порядок отражения на счетах бухучета операций по оприходованию бесплатно полученных запасов определен п. 3.9 Типовой корреспонденции. Для наглядности рассмотрим условный пример.

Пример. КП бесплатно передало поселковому совету древесину, полученную в результате удаления аварийных деревьев на территории громады. Прием древесины оформлен Актом о приеме материалов.

Первичных документов, подтверждающих стоимость материалов, КП не предоставило. Поэтому комиссия из числа работников поселкового совета провела их оценку исходя из рыночных цен на древесину на дату получения. Согласно Акту оценки материалов (произвольной формы) стоимость полученных материалов составляет 3000 грн. Полученная древесина оприходована как дрова для отопления зданий.

За услуги доставки дров к месту их хранения, а также их погрузку-разгрузку уплачено отдельно. Указанные расходы в сумме 600 грн зачислены в состав первоначальной стоимости дров.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

1

Оприходованы бесплатно полученные дрова

1514

2117

3000

4

В то же время отражены:

• доход от бесплатно полученного топлива

2313

7511

3000

3, 14

• кассовые расходы

2117

2313

3000

3, 4

2

Зачислены в состав первоначальной стоимости дров расходы на оплату их транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ

1514

6211

600

6

3

Перечислена оплата за услуги доставки и погрузочно-разгрузочные работы

6211

2313

600

2, 6

А что в отчетности?

Бюджетная отчетность

Доходы от бесплатно полученных запасов должны найти свое отражение в Отчете о поступлении и использовании средств, полученных по иным источникам собственных поступлений (форма № 4-2д, № 4-2м). В частности, указанные поступления должны найти свое отражение по коду строки 020 «От полученных благотворительных взносов, грантов и подарков». Форма этого Отчета приведена в приложении 3 к Порядку № 44.

Финансовая отчетность

Такие поступления нужно отразить и в финансовой отчетности поселкового совета. В частности, доходы от бесплатно полученных материальных ценностей следует показать в статье «Прочие доходы от необменных операций». Это строка 2130 Отчета о финансовом результате (форма № 2-дс).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше