Темы статей
Выбрать темы

Отопительный котел: закупка, КЭКР + учет

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Учреждение провело закупку отопительного котла. Согласно договору поставки в общую стоимость договора включены стоимость котла и услуги по его установке. Закупку котла и услуг по его установке учреждение определило как один предмет закупки. Правильно ли мы сделали? Или все же приобретение котла и его установку следует рассматривать как два разных предмета закупки? Какой КЭКР необходимо применять в таком случае? Как отразить указанные операции в бухучете?

Как определить предмет закупки?

Сразу успокоим нашего читателя — с позиции Закона № 922 вы сделали все верно. Именно такие правила определения предмета закупки предусмотрены этим документом.

Напомним: под предметом закупки понимают товары, работы или услуги, которые заказчик закупает в пределах единой процедуры закупки или в пределах проведения упрощенной закупки.

При этом товарами в понимании Закона № 922 являются продукция, объекты любого вида и назначения, в т. ч. сырье, изделия, оборудование, технологии и предметы. Причем к товарам закупочное законодательство относит и услуги, связанные с поставкой соответствующих товаров, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих товаров.

Тогда как услугами согласно Закону № 922 считается любой предмет закупки (кроме товаров и работ), в частности транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, научно-исследовательские или опытно-конструкторские разработки, медицинское и бытовое обслуживание, наем (аренда), лизинг, а также финансовые и консультационные услуги, текущий ремонт, текущий ремонт с разработкой проектной документации.

Как видим, в отдельных случаях Закон № 922 разрешает заказчикам закупать услуги как товары. Это касается случаев, когда заказчик вместе с товаром у того же поставщика приобретает определенную услугу. Например, это могут быть услуги транспортировки, установки, монтажа, наладки и т. п. Главное при закупке услуг вместе с товарами — соблюдать следующие два условия:

• такие услуги должны быть связаны с поставкой этих товаров;

• стоимость таких услуг не должна превышать стоимость самого товара.

Итак, при выполнении указанных условий заказчик во время закупки товара может одновременно закупать и сопутствующие услуги. А потому при планировании и осуществлении такой закупки он должен определить только один предмет закупки (как для товара, так и для услуги) — как товар. Так, с учетом требований Порядка № 7081, при определении предмета закупки для товаров заказчик ориентируется на показатель четвертой цифры ДК 021:20152. Например, при закупке отопительного котла целесообразно применять код 44620000-2 — Радиаторы и котлы для систем центрального отопления и их детали.

1 Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 15.04.2020 № 708.

2 Национальный классификатор ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденный приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 № 1749.

В ситуации нашего читателя речь идет именно о закупке товара и сопутствующих услуг к нему. С учетом этого, еще раз подчеркнем: учреждение сделало все верно, определив приобретение котла и услуг по его установке как один предмет закупки.

Вместе с тем ничто не мешает закупить отопительное оборудование и услуги по его установке отдельно. Например, если стоимость услуг по установке отопительного оборудования превышает стоимость самого оборудования. Конечно, в таком случае придется приобретать отдельно товар и отдельно услугу. Соответственно следует применять разные закупочные коды ДК 021:2015:

• услуга — 45331110-0 — Установка котлов;

• товар — 44620000-2 — Радиаторы и котлы для систем центрального отопления и их детали.

Как следствие, при таких условиях учреждение заключает отдельные договоры на закупку товара и услуг. Поскольку это уже будут два разных договора, то и требования к планированию расходов по таким договорам тоже будут разными.

Какой КЭКР выбрать?

При планировании расходов на закупку отопительного котла следует обязательно учитывать, кто и на каких условиях будет осуществлять его установку. Рассмотрим два возможных варианта.

img 1Один договор поставки

Договором предусмотрено, что поставщик поставляет отопительное оборудование и предоставляет услуги по его установке.

При этом стоимость услуг указана в спецификации к договору и включена в общую цену договора.

В таком случае ориентируемся на ожидаемую стоимость оборудования и стоимостные признаки МНМА, определенные учетной политикой учреждения. Таким образом, планируем расходы по:

КЭКР 2210 — если отопительный котел подлежит зачислению в состав МНМА;

КЭКР 3110 — если оборудование подлежит зачислению в состав ОС.

img 2Договор поставки + договор установки

В этом случае учреждение заключило два договора: один — с поставщиком на приобретение котла, другой — с предоставителем услуг (другим субъектом хозяйствования) на установку котла.

При таких условиях планируем и осуществляем такие расходы по отдельным КЭКР. То есть приобретение отопительного оборудования проводим по КЭКР 2210 или 3110, а вот расходы на оплату услуг по установке — по КЭКР 2240.

Как учитывать?

При выборе субсчета для учета отопительного котла руководствуемся стандартными правилами. В зависимости от стоимости приобретенного оборудования и стоимостных критериев признания МНМА, установленных учетной политикой учреждения, оно будет зачислено в состав ОС или МНМА.

Еще один важный момент. Не забудьте включить в первоначальную стоимость котла, кроме расходов на приобретение, и расходы на его установку. Причем такие правила формирования первоначальной стоимости касаются как ОС, так и МНМА.

Пример. Бюджетное учреждение заключило договор на приобретение твердотопливного котла. Договором предусмотрено, что поставщик отопительного оборудования выполняет его установку. Стоимость котла и услуги по установке указана в спецификации к договору. Общая цена договора — 27900 грн. Согласно спецификации к договору стоимость отопительного котла превышает стоимостные признаки предметов МНМА, установленные учетной политикой учреждения. Поэтому расходы на приобретение котла осуществлены по КЭКР 3110. Расчеты с поставщиком согласно договору проведены на условиях послеоплаты (по факту получения товара и предоставления сопутствующих услуг).

Котел введен в эксплуатацию на основании Акта ввода в эксплуатацию ОС. Также активу был присвоен инвентарный номер и открыта Инвентарная карточка учета объекта ОС.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

м/о

дебет

кредит

Приобретение котла

1

Получены ассигнования на приобретение и установку котла

2313

5411

27900

2

2

Получен котел от поставщика и предоставлены услуги по его установке

1311

6211

27900

6

3

Перечислены средства поставщику

6211

2313

27900

2, 6

Ввод в эксплуатацию котла

4

Введен в эксплуатацию котел после его установки

1014

1311

27900

17

Одновременно увеличен внесенный капитал

5411

5111

27900

17

Для закрепления приведем порядок определения предмета закупки, применения КЭКР и учета отопительного оборудования в обобщенном виде в таблице ниже.

Котел + услуги по установке: предмет закупки, КЭКР и учет

Закупаем вместе

Закупаем отдельно

Один предмет закупки — товар.Приобретение котла — код 44620000-2

Разные предметы закупки — товар + услуга.

Приобретение котла — код 44620000-2.

Установка котла — код 45331110-0

По КЭКР 3110 осуществляем расходы на:

• приобретение котла (если стоимость больше 20 тыс. грн*);

• оплату услуг по установке котла.По КЭКР 2210 осуществляем расходы на:

• приобретение котла (если стоимость 20 тыс. грн и меньше);

• оплату услуг по установке котла

По КЭКР 3110 осуществляем расходы на приобретение котла (если стоимость больше 20 тыс. грн).

По КЭКР 2210 осуществляем расходы на приобретение котла (если стоимость 20 тыс. грн и меньше).

По КЭКР 2240 осуществляем расходы на оплату услуг по установке котла

Расходы на приобретение и оплату услуг по установке оборудования осуществляем по одному из КЭКР: 2210 или 3310 (в зависимости от его стоимости)

Расходы на приобретение и оплату услуг по установке оборудования осуществляем по разным КЭКР: 2210 или 3310 (в зависимости от его стоимости) + 2240 (независимо от стоимости)

Учитываем в составе:

ОС — на субсчете 1014 — если стоимость (без НДС) превышает 20 тыс. грн;

МНМА — на субсчете 1113 — если стоимость (без НДС) составляет 20 тыс. грн и меньше

* Учетной политикой учреждения установлены стоимостные признаки предметов МНМА на уровне 20 тыс. грн и ниже.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше