Темы статей
Выбрать темы

Удаление зеленых насаждений: как провести землепользователю?

Вежичанина Светлана, эксперт по финансовым вопросам
Бюджетное учреждение пользуется земельным участком на праве постоянного пользования. Имеет ли оно право самовольно осуществить удаление зеленых насаждений, расположенных на этом участке? И как правильно отразить в бухгалтерском учете эту операцию?

Кто за что отвечает?

К объектам благоустройства территории жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, на которых размещены объекты жилой застройки, общественные здания и сооружения, другие объекты общего пользования (ч. 1 ст. 23 Закона № 28071 ).

1 Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 № 2807-IV.

Зеленые насаждения (древесная, кустарниковая, цветочная и травяная растительность природного и искусственного происхождения), расположенные на этих земельных участках, являются элементами объектов благоустройства (п. 2 ч. 1 ст. 21 Закона № 2807). Для получения достоверной информации о количественных и качественных характеристиках зеленых насаждений в пределах соответствующего населенного пункта предусмотрено ведение их учета и составление реестра по видам, составу и возрасту этих насаждений. Такой учет осуществляют соответствующие ОМС (п.п. 14.1.3 Правил № 1052).

2 Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, утвержденные приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 10.04.2006 № 105.

Учреждения, которым предоставлены земельные участки на праве собственности или на праве пользования, должны обеспечивать благоустройство таких участков (ч. 1 ст. 24 Закона № 2807). Более того, охрана, содержание и восстановление зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, в т. ч. предоставленных в постоянное пользование, осуществляются за счет средств землепользователей. Удаление деревьев, выросших самосевом, также осуществляется за счет учреждений-пользователей. И это прямо предусмотрено ч. 2 ст. 28 Закона № 2807.

Итак, с обязанностями пользователей земельных участков определились. А как насчет возможности самовольного удаления зеленых насаждений? Сейчас расскажем.

Общий порядок удаления насаждений

Сразу отметим: самостоятельно решать судьбу зеленых насаждений, расположенных на территориях населенных пунктов, нельзя. Процедура удаления деревьев, кустов, газонов и цветников на территории населенных пунктов четко регламентирована отдельным нормативным документом — Порядком № 10453. Этот документ содержит определенные условия и запреты в отношении удаления зеленых насаждений.

3 Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденный постановлением КМУ от 01.08.2006 № 1045.

ВНИМАНИЕ!

Самовольно уничтожать деревья, кусты и т. п. на объектах благоустройства запрещено (п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона № 2807)

В случае игнорирования этого запрета грозит привлечение к админответственности. В частности, за уничтожение или повреждение зеленых насаждений предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от 510 до 850 грн (ст. 153 КоАП).

Исключение — насаждения, выросшие самосевом в охранных зонах воздушных и кабельных линий, трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и устройств (ч. 1 ст. 28 Закона № 2807). Их можно удалять без всякого согласования с компетентным органом.

К сведению: никаких запретов по обрезке зеленых насаждений (формовочной, санитарной и омолаживающей) действующее законодательство не содержит.

Случаи удаления

Нормами Порядка № 1045 предусмотрены случаи, когда проводится удаление зеленых насаждений (п. 2 Порядка № 1045). В частности, такая процедура может осуществляться в случае:

• строительства объекта архитектуры с получением соответствующих разрешительных документов;

• сноса аварийных, сухостойных и фаутных деревьев, а также самосейных и порослевых деревьев с диаметром корневой шейки не более 5 см;

• ликвидации аварийной ситуации на инженерных сетях населенного пункта;

• восстановления светового режима в жилом помещении, затеняемом деревьями;

• проведения ремонтных и эксплуатационных работ в охранной зоне воздушных линий электропередачи, на трансформаторной подстанции и распределительном пункте системы энергоснабжения, сети водо-, теплоснабжения и водоотведения, телекоммуникационной и кабельной электросети;

• достижения деревом возрастного предела;

• осуществления хозяйственной деятельности на территории питомников по выращиванию декоративных деревьев и кустарников;

• ликвидации последствий стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации.

Кто принимает решение?

Стандартная процедура удаления зеленых насаждений осуществляется по решению исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета (далее — компетентный орган) (абз. 1 п. 3 Порядка № 1045). Непосредственно удаление деревьев проводится на основании разрешительного документа — ордера на удаление зеленых насаждений (далее — Ордер). Но из этого правила есть исключения, когда Ордер не нужен. Однако об этом немного позже.

Для получения Ордера учреждение должно обратиться в компетентный орган с заявлением об удалении зеленых насаждений (абз. 1 п. 4 Порядка № 1045).

К сведению: удаление зеленых насаждений в связи со строительством объектов архитектуры происходит на основании имеющихся разрешительных документов, указанных в ст. 34, 35 — 37 Закона № 30384.

4 Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 № 3038-VI.

Как получить Ордер?

После поступления заявления компетентный орган проводит процедуру рассмотрения и принятия решения согласно п. 4 Порядка № 1045, а именно:

img 1Компетентный орган создает комиссию по вопросам определения состояния зеленых насаждений и их восстановительной стоимости.

img 2В 5-дневный срок после утверждения комиссия определяет состояние зеленых насаждений и их восстановительную стоимость.

img 3Комиссия составляет Акт обследования насаждений, подлежащих удалению (далее — Акт), и определяет восстановительную стоимость зеленых насаждений.

img 4Председатель комиссии в 5-дневный срок готовит проект решения компетентного органа об удалении зеленых насаждений.

img 5Компетентный орган в месячный срок после поступления указанного проекта решения об удалении зеленых насаждений принимает соответствующее решение.

img 6На следующий день заявителю выдается копия решения для оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений, подлежащих удалению.

img 7Не позднее следующего рабочего дня после предоставления заявителем документа об уплате восстановительной стоимости компетентный орган выдает Ордер.

Имейте в виду: уплата восстановительной стоимости зеленых насаждений проводится не всегда (п. 6 Порядка № 1045). В частности, восстановительную стоимость зеленых насаждений уплачивать не нужно в случаях: ликвидации последствий стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации; достижения деревом возрастного предела; сноса аварийных, сухостойных и фаутных деревьев, а также самостоятельных и порослевых деревьев с диаметром корневой шейки не более 5 см и т. п. Полный перечень случаев, когда можно не уплачивать восстановительную стоимость, приведен в п. 6 Порядка № 1045 (ср. ).

Когда Ордер НЕ нужен?

Действительно, есть «нестандартные» случаи, когда «стандартная» процедура не применяется. То есть получать Ордер учреждению не нужно. Впрочем, вовсе без разрешительных документов не обойтись. В каких именно случаях для удаления зеленых насаждений не нужен Ордер и какой документ понадобится вместо него, показано в таблице ниже.

Порядок удаления зеленых насаждений без получения Ордера

Случаи удаления зеленых насаждений

Основание для удаления

Разрешительные документы для удаления

Выполнение подготовительных и строительных работ на объектах

абз. 3 п. 3 Порядка № 1045

Уведомление о начале выполнения подготовительных работ, уведомление о начале выполнения строительных работ, разрешение на выполнение строительных работ (ст. 35 — 37 Закона № 3038)

Удаление аварийных, сухостойных и фаутных деревьев

п. 7 Порядка № 1045

Акт обследования тех насаждений, которые подлежат удалению, по форме, приведенной в приложении 1 к Методике № 1275

В процессе ликвидации последствий стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации

п. 8 Порядка № 1045

Состояние зеленых насаждений угрожает жизни, здоровью граждан или имуществу граждан или юридических лиц

Удаление насаждений на территории мемориального комплекса и кладбища

п. 9 Порядка № 1045

Решение балансодержателя территории

5 Методика определения восстановительной стоимости зеленых насаждений, утвержденная приказом Минрегиона от 12.05.2009 № 127.

Важно: удаление зеленых насаждений в процессе ликвидации стихии или в случае, когда существует угроза жизни, осуществляется немедленно с последующим оформлением Акта.

Удаление деревьев в бухучете

Удаление зеленых насаждений относится к работам по капитальному ремонту объектов благоустройства зеленого хозяйства (абз. 2 п.п. 13.1.1 разд. 13 Правил № 105). В свою очередь, последними считаются объекты благоустройства, на территории которых расположены зеленые насаждения. То есть речь идет о земельных участках. Так что если вы учитываете земельный участок, полученный на праве постоянного пользования, как отдельный объект ОС, то удаление зеленых насаждений, размещенных на этом участке, следует рассматривать как капремонт этого объекта. Но в любом случае по правилам бухучета эти расходы подлежат списанию на расходы соответствующего отчетного периода (п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУ 121). Поэтому стоимость работ по удалению зеленых насаждений отражаем по субсчету 8013.

Учет древесины

Древесину, полученную после удаления зеленых насаждений, нужно оприходовать на баланс учреждения. В частности, есть два варианта оприходования древесины:

1) для дальнейшего использования для нужд учреждения (абз. 1 п. 5 разд. VI НП(С)БУ 121). Так, отражаем древесину в зависимости от запланированных направлений ее использования: по субсчету 1513 — как стройматериалы для текущего ремонта; по субсчету 1514 — для отопления учреждения; по субсчету 1517 — как сырье для собственной переработки.

Помните: не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца на сумму оприходованной древесины, оставленной для нужд учреждения, следует подать в Казначейство Справку о поступлениях в натуральной форме по коду доходов 25010200;

2) для дальнейшей реализации (абз. 2 п. 5 разд. VI НП(С)БУ 121). Древесину, которую учреждение планирует продать (как дрова, сырье для переработки и т. п.) стороннему физ- или юрлицу, следует зачислять на субсчет 1518 или 1815.

На сумму фактических поступлений от реализации древесины вносим изменения в смету по спецфонду. Средства от реализации дров отражаем по коду доходов 25010400.

Пример. В октябре 2021 года бюджетным учреждением осуществлено удаление зеленых насаждений, расположенных на земельном участке (участок учитывается в составе ОС). Ордер на удаление зеленых насаждений получен. Основание для удаления — деревья достигли возрастного предела.

Работы по удалению деревьев выполняла подрядная организация. Общая стоимость работ — 6000 грн. Расчет проведен на основании Акта выполненных работ по КЭКР 3132 (п. 1 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333).

После удаления зеленых насаждений учреждение оприходовало древесину для дальнейшей реализации. Комиссией учреждения определена стоимость древесины на уровне 910 грн и зафиксирована в акте оценки материальных ценностей. Средства за реализованную древесину в сумме 910 грн поступили на специальный регистрационный счет учреждения.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

м/о

дебет

кредит

Оплата работ по удалению зеленых насаждений

1

Получены ассигнования на проведение работ по удалению зеленых насаждений

2313

7011

6000

2

2

Отражены расходы на удаление зеленых насаждений

8013

6211

6000

6

3

Перечислены средства подрядной организации

6211

2313

6000

2, 6

Оприходование древесины и ее реализация

1

Оприходована древесина, полученная после удаления зеленых насаждений

1815

7211

910

14

В то же время отражены:

• доход от оприходования древесины

2313

2117

910

3, 4

• кассовые расходы

2117

2313

910

3, 4

2

Списана себестоимость реализованной древесины

8211

1815

910

13

3

Начислен доход от реализации

2111

7211

910

4, 14

4

Поступили средства от реализации

2313

2111

910

3, 4

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше