Темы статей
Выбрать темы

Вознаграждение по ГПД: можно ли оплатить из спецфонда?

Станкус Татьяна, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Мы — учебное заведение. Можно ли за счет собственных поступлений от предоставления платных услуг выплатить вознаграждение по договору гражданско-правового характера? В спецфонде сметы учреждения предусмотрены средства по КЭКР 2111 и 2120.

Прежде всего определим, какие именно расходы можно осуществлять за счет поступлений от платных услуг. Правила определения стоимости платных услуг в заведениях образования прописаны в Порядке № 7361. Платные образовательные услуги могут предоставлять те же структурные подразделения, которые осуществляют и бесплатное обучение.

1 Порядок предоставления платных образовательных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденный совместным приказом МОН, Минэкономики, Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758.

Средства, полученные учебным заведением от предоставления платных образовательных услуг, зачисляют на соответствующие счета, открытые в органах Госказначейства. Они подлежат использованию согласно утвержденной смете учебного заведения (п. 1.7 Порядка № 736). Учебные заведения устанавливают стоимость платной образовательной услуги на базе экономически обоснованных расходов, связанных с ее предоставлением.

ВАЖНО!

В стоимость платных образовательных услуг должны включаться абсолютно все расходы, связанные с их предоставлением

При этом калькуляционной единицей является стоимость получения соответствующей платной образовательной услуги одним физическим лицом за весь период ее предоставления в полном объеме.

Составляющими стоимости являются:

• расходы на оплату труда работников;

• начисления на оплату труда в соответствии с законодательством;

• непосредственные расходы и оплата услуг других организаций;

• капитальные расходы;

• индексация заработной платы;

• другие расходы в соответствии с действующим законодательством.

Кроме штатных работников учебного заведения, в расходах на оплату труда можно учитывать и оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платных образовательных услуг (п. 2.3 Порядка № 736). Именно о таком случае и идет речь в вопросе. Поэтому, как видим, включение таких расходов в стоимость платных образовательных услуг никоим образом не противоречит действующему законодательству. Оплата труда таких работников осуществляется на основании трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера (далее — ГПХ) на тех же условиях и в тех же размерах, что и оплата труда соответствующих штатных работников.

Другое дело — привлечение к предоставлению платной образовательной услуги признанных, выдающихся отечественных и иностранных специалистов для проведения одного или нескольких учебных занятий, лекций, мастер-классов и т. п. Оплата их труда может осуществляться на основании отдельно заключенных договоров ГПХ.

Конкретное количество работников соответствующей квалификации с размерами их должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы) определяют исходя из всего объема производимых работ. Так же определяют количество часов работы таких работников.

При этом определение упомянутых показателей осуществляют в соответствии с утвержденными нормами нагрузки или времени, необходимого для выполнения тех или иных видов работ. Если же нормы отсутствуют, то указанные показатели определяют расчетно.

Расходы на вознаграждения и другие выплаты, начисленные работникам, которые не находятся в штате учреждения (организации), в соответствии с условиями гражданско-правового договора следует проводить по КЭКР 2111 «Заработная плата». Исключение составляют лишь расходы на выплату вознаграждения субъекту хозяйствования. Это предусмотрено п.п. 2.1.1.1 Инструкции № 333.

Кроме привлечения внештатных работников к предоставлению платных образовательных услуг, обратим внимание и на привлечение штатных работников с оплатой за счет спецфонда. А именно: на составление отдельного штатного расписания по специальному фонду. Мы неоднократно в своих публикациях указывали, что отдельное штатное расписание по специальному фонду необходимо. Напомним почему.

Конкретного требования относительно составления отдельного штатного расписания по специальному фонду сметы никакой нормативно-правовой акт не содержит. Но это следует из требований действующего бюджетного законодательства.

Так, распорядители низшего уровня уточняют проекты смет, составляют проекты планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств, помесячных планов использования бюджетных средств и подают эти документы главным распорядителям. Этого требует п. 28 Порядка № 2282.

2 Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

При этом численность работников учреждения, которая предлагается к утверждению по штатному расписанию, должна быть приведена в соответствие с определенным фондом оплаты труда.

Следовательно, расчеты к смете по специальному и общему фондам составляются отдельно. В свою очередь, численность работников учреждения должна соответствовать фонду оплаты труда, определенному в смете.

Таким образом, штатные расписания целесообразно составлять отдельно по общему и специальному фондам сметы.

Отсутствие отдельного штатного расписания по специальному фонду сметы может привести к тому, что платные услуги будут предоставляться основным штатным составом бюджетного учреждения без отработки ими дополнительного рабочего времени при предоставлении платных услуг. А такие действия могут быть квалифицированы контролирующими органами как незаконные расходы бюджетных средств на выплату заработной платы.

Учитывая это, составлять отдельные штатные расписания по общему и специальному фондам сметы обязательно.

Кстати, для штатного расписания по специальному фонду применяются те же штатные нормативы, что и по общему.

Также помните: платежи за счет специального фонда бюджета осуществляются в пределах средств, которые фактически поступили в этот фонд на соответствующую цель. Это определено в ч. 8 ст. 13 БКУ.

Плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности, относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (ч. 4 ст. 13 БКУ).

Тратить средства этой подгруппы можно на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением платных услуг.

Также допускается использование средств специального фонда на цели, предусмотренные по общему фонду сметы, но только в исключительных случаях. Такие случаи определены в п. 23 Порядка № 228.

Таким образом, должно быть четкое разграничение расходов общего и специального фондов сметы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше