В какую очередь провести расходы?
В период действия военного положения прежде всего следует выяснить, в какую очередь возможно провести запланированные расходы. При этом пригодится, уже традиционно, Порядок № 590*.
Так, расходы на оплату услуг по монтажу, установке и ремонту пожарной сигнализации можно провести во вторую очередь за счет средств специального фонда сметы. Это предусмотрено п. 19 Порядка № 590.
Соответственно за счет средств общего фонда такие расходы возможно провести только в третью очередь.
А вот расходы на разработку проектной документации системы противопожарной защиты п. 19 Порядка № 590 вообще не предусмотрены как такие, которые могут осуществляться во вторую очередь. Поэтому они являются третьеочередными.
Вместе с тем напомним: можно проводить любые расходы при реализации проектов, выполнении программ помощи, которые поддерживаются ЕС, правительствами иностранных государств, иностранными финансовыми и донорскими учреждениями и международными финансовыми организациями, в т. ч. на условиях софинансирования. Причем такие расходы возможно провести как за средства общего, так и специального фонда.
Улучшение арендованного имущества
Подробно об осуществлении расходов на арендованное помещение вы можете прочитать в материале "Устанавливаем систему видеонаблюдения в арендованном помещении" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 10 (ср. ). Поэтому на этот раз напомним лишь основное.
Арендатор государственного или коммунального имущества имеет право с письменного согласия балансодержателя имущества за счет собственных средств осуществлять текущий и/или капитальный ремонт арендованного имущества.
Со своей стороны, балансодержатель должен рассмотреть ходатайство арендатора и в течение 10 рабочих дней принять решение о предоставлении согласия на осуществление ремонта за счет арендатора или об отказе в предоставлении такого согласия.
Это предусмотрено ст. 21 Закона № 157*.
* Закон Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" от 03.10.2019 № 157-IX.
Впрочем, работы по установлению системы противопожарной защиты не относятся к текущему или капитальному ремонту. Ведь такие работы не предусмотрены Перечнем № 150*. В связи с этим указанные работы следует классифицировать как улучшение объекта аренды.
ЦЕННЫЙ СОВЕТ!
В любом случае проведение таких работ следует согласовать с арендодателем
Кроме того, конкретные условия выполнения ремонтных работ и других улучшений арендованного имущества следует четко прописать в договоре аренды.
Какой КЭКР применить?
В вопросах избрания КЭКР исходим из экономической сути платежа и руководствуемся Инструкцией № 333*. Причем экономическая суть этой операции имеет первоочередное значение. А разобраться с этим помогут нормы документов в сфере бухучета.
Так, расходы арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), приводящие к увеличению первоначально ожидаемых будущих экономических выгод, отражаются арендатором как капитальные инвестиции с последующим зачислением в состав ОС как отдельного объекта. Это прямо предусмотрено п. 3 разд. IV Методрекомендаций по учету ОС*.
Учитывая это и с учетом предписаний Инструкции № 333, расходы на приобретение оборудования для создания противопожарной системы в арендованном помещении следует планировать и осуществлять по КЭКР 3110 "Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования".
По этому же КЭКР следует проводить расходы и на транспортировку, монтаж и пусконаладочные работы при условии включения стоимости этих работ в стоимость приобретения оборудования согласно договору.
Если же работы по построению, созданию и устройству системы противопожарной сигнализации выполняются по отдельному договору, тогда их оплату проводите по КЭКР 2240 "Оплата услуг (кроме коммунальных)".
Это же касается и расходов на проектную документацию. Поэтому оплату услуг по разработке проектной документации на систему противопожарной защиты, которые выполняются по отдельному договору, следует планировать и проводить по КЭКР 2240 "Оплата услуг (кроме коммунальных)".