*** Приказ Минфина "О паспортах бюджетных программ" от 29.12.2002 № 1098.
Давайте рассмотрим их вместе.
Особенности для распорядителей сферы безопасности и обороны
В 2024 году главные распорядители, которые относятся к сектору безопасности и обороны, должны составлять отчеты о выполнении паспортов бюджетных программ на 2023 год, расходы по которым направлены на национальную безопасность и оборону, с учетом пп. 1 - 3 п. 4 приказа № 1098. Именно этими подпунктами определены особенности составления некоторых подпунктов Отчета о выполнении паспорта бюджетной программы.
Кстати, об особенностях осуществления бюджетного процесса распорядителями сектора безопасности и обороны мы рассказывали совсем недавно. Читайте об этом в материале "Бюджетные новости для распорядителей сектора безопасности и обороны" // "Бюджетная бухгалтерия", 2024, № 2.
В частности, такие распорядители(п.п. 2 п. 1 постановления № 1361*):
- не вносят изменения в паспорта бюджетных программ, расходы по которым направляются на национальную безопасность и оборону;
- подают в месячный срок после прекращения или отмены военного положения в Минфин отчеты о выполнении паспортов бюджетных программ на соответствующие годы, расходы по которым направляются на национальную безопасность и оборону.
Обновлена форма паспорта бюджетной программы
Изменения, введенные приказами № 682 и 736, коснулись непосредственно Правил № 1098*.
* Правила составления паспортов бюджетных программ, утвержденные приказом Минфина от 29.12.2002 № 1098.
И прежде всего была изменена сама форма паспорта бюджетной программы.
Впрочем, следует отметить, что форма не претерпела существенных изменений.
Так, результативные показатели бюджетных программ отныне не нужно отражать в разрезе фондов. Достаточно указать единицу измерения, источник информации и непосредственно значение показателя.
Обновлена форма Отчета о выполнении паспорта бюджетной программы
Также приказом № 682 изменена форма Отчета о выполнении паспорта бюджетной программы.
Так же, как и в обновленной форме паспорта бюджетной программы, в Отчете отныне не нужно отражать показатели бюджетных программ в разрезе фондов.
ВАЖНО!
Обновленная форма Отчета вступает в силу с 01.01.2025
Поэтому Отчет за 2023 год следует подавать еще по старой форме. И это логично, ведь паспорта бюджетных программ, по которым подается этот Отчет, были составлены еще по старой форме.
Подача паспортов по новым бюджетным программам
Напомним: по общему правилу главные распорядители разрабатывают проекты паспортов бюджетных программ и подают их на согласование в Минфин в течение 30 дней после вступления в силу закона о госбюджете. Это предусмотрено п. 3 разд. І Правил № 1098 (ср. ).
Благодаря изменениям, внесенным приказом № 682, теперь в п. 3 разд. І Правил № 1098 уточнены сроки подачи проектов паспортов бюджетных программ в случае установления бюджетных назначений законом о внесении изменений в закон о госбюджете и/или открытия в установленном законодательством порядке новых бюджетных программ после принятия закона о госбюджете.
В этих случаях главные распорядители подают на согласование в Минфин проекты паспортов таких бюджетных программ в течение недели после внесения Минфином соответствующих изменений в роспись госбюджета.
Нет новых направлений использования средств - нет необходимости вносить изменения в паспорт
Согласно обновленному п. 10 разд. І Правил № 1098, если во время выполнения бюджетной программы изменение обстоятельств обусловливает отклонение объемов кассовых расходов (предоставленных кредитов из бюджета) по направлениям использования бюджетных средств от объемов, утвержденных в паспорте бюджетной программы, но не приводит к возникновению новых направлений использования бюджетных средств, изменения в паспорт такой бюджетной программы не вносятся.
Объяснение о причинах таких отклонений (увеличение или уменьшение) должен предоставить главный распорядитель в Отчете о выполнении паспорта бюджетной программы.
Относительно источников поступлений спецфонда придется объяснить
В гр. 9 - 11 Отчета о выполнении паспорта бюджетной программы, как и раньше, следует приводить отклонения объемов кассовых расходов (предоставления кредитов из бюджета) от объемов, утвержденных в паспорте бюджетной программы.
При этом объяснения о причинах отклонения объемов кассовых расходов (предоставления кредитов из бюджетов) от объемов, утвержденных в паспорте бюджетной программы, следует предоставлять по каждому направлению использования бюджетных средств отдельно.
Внесенными приказом № 682 изменениями предусмотрено объяснение причин отклонений объемов кассовых расходов (поступлений кредитов из бюджета) по специальному фонду с указанием источников поступлений специального фонда.
Особенности отражения результативных показателей
В п. 9 Отчета о выполнении паспорта бюджетной программы следует отражать результативные показатели, достигнутые за счет средств общего и специального фондов вместе. При этом необходимо осуществлять анализ выполнения бюджетных программ с объяснением расхождений (отклонений) между фактическими результативными показателями, достигнутыми за период, и утвержденными в паспорте бюджетной программы. Это следует из обновленного п. 7 разд. ІІІ Правил № 1098.
При этом пояснения о состоянии выполнения показателей следует приводить по каждому показателю отдельно.
Впрочем, эта новация заработает только со вступлением в силу новой формы Отчета о выполнении паспорта бюджетной программы, т. е. с 01.01.2025.
ВНИМАНИЕ!
Подавляющее большинство изменений заработало с 05.01.2024