Так, операция по поступлению гуманитарной помощи обязательно должна найти свое отражение в бухгалтерском учете учреждения-получателя.
Бесспорным аргументом на этот счет является норма ч. 4 ст. 11 Закона № 1192*.
* Закон Украины "О гуманитарной помощи" от 22.10.99 № 1192-XIV.
Так, бухгалтерский учет гуманитарной помощи и подачу соответствующей отчетности осуществляют получатели гуманитарной помощи и приобретатели гуманитарной помощи (юридические лица) в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
ВНИМАНИЕ!
При отсутствии учета относительно получения и целевого использования гуманитарной помощи она считается использованной не по целевому назначению
Более того, с 1 декабря 2023 года постановление № 202*, которое якобы позволяло не вести бухгалтерский учет благотворительной и гуманитарной помощи в условиях военного положения, утратило силу. Основанием стало принятие постановления № 953**.
Поэтому сейчас необходимость отражения в учете операций по поступлению гуманитарной помощи вне всякого сомнения. Подробнее об этом - в публикации "Учет благотворительной помощи: есть новости" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 47.
Впрочем, как всегда, в этом вопросе есть свои нюансы.
В частности, решающую роль в порядке учета полученной гуманитарной помощи играет статус бюджетного учреждения в отношениях с донором. То есть нужно четко понимать, учреждение является получателем гуманитарной помощи или ее приобретателем. Чем отличаются эти два понятия и кто может быть получателем, а кто - приобретателем гуманитарной помощи, читайте в статье "Получение гуманитарной помощи: есть изменения" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2024, № 4).
Далее объясним особенности учета полученной гуманитарной помощи учреждениями-получателями и учреждениями-приобретателями.
Учреждение-получатель гуманитарной помощи: варианты учета
Вариант 1. Учет за балансом
Если донор определил бюджетное учреждение получателем гуманитарной помощи и возложил на такое учреждение обязанность по приему и передаче (в т. ч. после предварительного распределения) помощи ее приобретателям, полученные ценности целесообразно учитывать за балансом. В частности, для отражения поступления и движения товарно-материальных ценностей, полученных в качестве гуманитарной помощи, которые подлежат последующей передаче, рекомендуем применять забалансовый субсчет 021 "Активы на ответственном хранении распорядителей бюджетных средств".
Это следует из назначения счета 02 "Активы на ответственном хранении", а также из сути правоотношений между донором и получателем гуманитарной помощи. Проще говоря, речь идет о ситуации, когда учреждение выполняет роль посредника между донором и приобретателем гуманитарной помощи, принимая, временно храня (при необходимости) и передавая определенные материальные ценности без приобретения права владения, пользования или распоряжения ими.
Соответственно никаких оснований для зачисления таких ценностей в состав активов на баланс учреждения-получателя нет. Ведь активами, как известно, считаются ресурсы, контролируемые субъектом государственного сектора в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем, и/или которые будут иметь потенциал полезности.
Кстати, учитывать полученную гуманитарную помощь вне баланса прежде всего советуем исполнительным органам местного самоуправления, которые нередко выполняют функции местных накопительно-распределительных хабов гуманитарной помощи на местах. Особенно применение этого подхода оправдано, когда приобретателями гуманитарной помощи определены другие бюджетные учреждения - распорядители бюджетных средств. И уж тем более, если такие распорядители относятся к сфере управления других главных распорядителей и/или содержатся за счет средств других бюджетов.
Таким образом, в случае поступления гуманитарной помощи, предназначенной для последующей передачи, учреждение-получатель должно показать в учете увеличение остатка забалансового субсчета 021 (Дт 021), а после передачи соответствующих активов приобретателям - уменьшение остатка (Кт 021).
Бесспорно, в случае осуществления такой операции ни доходы, ни расходы не возникают.
Вариант 2. Зачисление на баланс
Другое дело, если приобретателями, так сказать, конечными потребителями гуманитарной помощи являются физические лица или получатели бюджетных средств (например, коммунальные предприятия, коммунальные неприбыльные предприятия и т. п.). При этом донор возлагает на учреждение-получателя гуманитарной помощи обязанность распределения, передачи и контроля за ее целевым использованием. В таком случае учреждение-получатель фактически приобретает право распоряжения полученными материальными ценностями.
Закономерно, при таких условиях ценности, полученные в качестве гуманитарной помощи, могут быть признаны активом учреждения-получателя и зачислены на баланс.
Впрочем, учитывая назначение таких активов, а это - последующее распределение и передача другим лицам, их следует учитывать на субсчете 1815 "Активы для распределения, передачи, продажи". Причем стоимость, ожидаемый срок полезного использования и технические характеристики таких активов значения не имеют. То есть даже если полученные активы по всем формальным признакам относятся к необоротным активам, все равно зачисляем их в состав запасов на субсчет 1815.
Учтите: в случае поступления гуманитарной помощи учреждение-получатель должно показать в учете увеличение доходов от необменных операций по Кт субсчета 7511 "Доходы по необменным операциям".
После передачи гуманитарной помощи ее приобретателям следует списать стоимость переданных активов с баланса с одновременным признанием расходов по Дт субсчета 8511 "Расходы по необменным операциям".
Пример 1. Заведение общего среднего образования (далее - ЗЗСО) получило от Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) гуманитарную помощь для дальнейших распределения и передачи - рюкзаки с канцелярскими принадлежностями для учащихся 1 - 4 классов на общую сумму 14500 грн.
Все наборы были распределены и переданы ученикам из числа детей-сирот, ВПЛ, детей с особыми образовательными потребностями, малообеспеченных и тех, кто оказался в сложных жизненных обстоятельствах.
В подтверждение факта передачи оформлен Акт списания запасов по типовой форме, к которому приложена раздаточная ведомость произвольной формы.
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн | № м/о | |
дебет | кредит | ||||
1 | Оприходованы рюкзаки с канцелярскими принадлежностями, полученные как гуманитарная помощь для последующей передачи | 1815 | 2117 | 14500 | 4 |
В то же время отражены: | |||||
доход от безвозмездно полученных активов | 2313 | 7511* | 14500 | 3, 14 | |
кассовые расходы | 2117 | 2313 | 14500 | 3, 4 | |
2 | Списана стоимость рюкзаков с канцелярскими принадлежностями, розданных ученикам | 8511 | 1815 | 14500 | 13 |
* До конца отчетного месяца учреждение-получатель гуманитарной помощи составило и подало в Казначейство Справку о поступлении в натуральной форме на сумму 14500 грн по коду классификации доходов 25020200. |
Учреждение-приобретатель гуманитарной помощи: все на баланс
Если ваше учреждение определено приобретателем гуманитарной помощи, тогда вариант учета только один - полученные материальные ценности являются активами учреждения и подлежат зачислению на баланс. Ведь в таком случае учреждение приобретает право собственности на такие ценности, а значит, получит и все выгоды от их использования.
На какой именно субсчет оприходовать полученную гуманитарную помощь, зависит прежде всего от ожидаемого срока полезного использования таких активов, их стоимости и назначения. То есть выбираем субсчет для учета активов, полученных в качестве гуманитарной помощи, на общих основаниях.
В то же время при оприходовании не забудьте на сумму безвозмездно полученных активов показать доходы по Кт субсчета 7511. А вот списание таких активов следует осуществлять в соответствии с направлениями их использования. Например, если речь идет о запасах, использованных в процессе осуществления основной деятельности учреждения, показываем расходы по Дт субсчета 8013 "Материальные расходы". Другими словами, здесь все стандартно.
Пример 2: ЗЗСО получило от Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) гуманитарную помощь для обустройства школьного укрытия - одеяла, фонарики и павербанки на общую сумму 36400 грн.
Согласно заключению комиссии учреждения ожидаемый срок эксплуатации полученных материальных ценностей превышает один год. Учитывая это, все бесплатно полученные активы зачислены на баланс ЗЗСО в состав прочих необоротных активов и введены в эксплуатацию.
Однотипным активам одинаковой стоимости присвоены номенклатурные номера с одновременным открытием Инвентарных карточек группового учета основных средств по типовой форме.
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн | № м/о | |
дебет | кредит | ||||
1 | Оприходованы одеяла, фонарики и павербанки, полученные как гуманитарная помощь для обустройства укрытия | 1113 | 2117 | 36400 | 4 |
В то же время отражены: | |||||
доход от безвозмездно полученных активов | 2313 | 7511* | 36400 | 3, 14 | |
увеличение внесенного капитала на сумму безвозмездно полученных необоротных активов | 7511 | 5111 | 36400 | 14 | |
кассовые расходы | 2117 | 2313 | 36400 | 3, 4 | |
2 | Начислена амортизация на бесплатно полученные одеяла, фонарики и павербанки в первом месяце передачи в использование (50 % х 36400 грн) | 8014 | 1412 | 18200 | 17 |
Вместе с тем сделана вторая запись | 5111 | 7511 | 18200 | 14 | |
* До конца отчетного месяца учреждение-приобретатель гуманитарной помощи составило и подало в Казначейство Справку о поступлении в натуральной форме на сумму 36400 грн по коду классификации доходов 25020100. |
Выводы
- Бухгалтерский учет гуманитарной помощи и подачу соответствующей отчетности осуществляют получатели гуманитарной помощи и приобретатели гуманитарной помощи (юридические лица) в установленном законодательством порядке.
- Если учреждение-получатель гуманитарной помощи осуществляет только прием, хранение (при необходимости) и передачу такой помощи ее приобретателям, целесообразно вести забалансовый учет полученных ценностей.
- Если учреждение-получатель гуманитарной помощи осуществляет ее распределение, передачу приобретателям и контроль за ее целевым использованием, полученные активы уместно учитывать на балансе на субсчете 1815.
- Учреждения-получатели гуманитарной помощи должны оприходовать все безвозмездно полученные активы на баланс и вести их учет в общем порядке.