Особенности предоставления в аренду помещений заведений образования
Прежде всего следует понимать, что законодательством предусмотрены определенные ограничения по предоставлению в аренду имущества заведений образования.
Эти ограничения определены в ч. 4 ст. 80 Закона № 2145*. Так, имущество государственных и коммунальных заведений образования может предоставляться в аренду с целью предоставления услуг, которые не могут быть обеспечены непосредственно этими заведениями образования.
* Закон Украины "Об образовании" от 05.09.2017 № 2145-VIII.
ВАЖНО!
Такие услуги должны быть связаны с обеспечением образовательного процесса или с обслуживанием участников образовательного процесса
Следовательно, далеко не все арендаторы могут снимать помещения заведений образования.
Но поскольку проведение занятий по английскому языку связано с образовательным процессом воспитанников детского сада и, очевидно, не может быть обеспечено непосредственно воспитателями такого сада, то предоставить помещение в аренду для таких целей вполне возможно.
В то же время помните: помещение заведений образования может быть передано в аренду с учетом определения уполномоченным органом управления возможности пользования государственным или коммунальным недвижимым имуществом. Это четко предусмотрено также ч. 4 ст. 80 Закона № 2145.
Таким образом, прежде чем передать имущество детсада в аренду, такое заведение образования должно согласовать эту передачу со своим органом управления.
Целевое назначение объекта аренды
Действительно, категории по целевому назначению определены в приложении 3 к Порядку № 483. И под номером 4 предусмотрена "деятельность в сфере образования, курсы и тренинги". Поэтому, как видим, целевое назначение должно быть несколько шире, чем просто "проведение занятий по английскому языку воспитанников детского сада".
Учитывая это, арендатор имеет право проводить любую деятельность в сфере образования, а не только занятия по английскому языку.
Впрочем, дополнительные условия аренды коммунального имущества может установить орган местного самоуправления (далее - ОМС ) своим решением.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 157 особенности передачи в аренду коммунального имущества, предусмотренные этим Законом, могут дополнительно определяться решением представительных ОМС с учетом требований и ограничений, предусмотренных этим Законом и Порядком № 483.
Также представительный ОМС может установить требование о согласовании с ним или определенными им органами содержания объявления о передаче коммунального имущества в аренду на аукционе, в т. ч. информации о дополнительных условиях аренды определенных видов имущества, до момента его размещения в электронной торговой системе (далее - ЭТС). Это предусмотрено ч. 2 ст. 12 Закона № 157.
В таком случае арендодатель размещает в ЭТС объявление о передаче имущества в аренду в течение 10 рабочих дней с момента получения соответствующего согласования.
Также учтите: договор аренды может отличаться от примерного договора аренды, если объект передается в аренду с дополнительными условиями.
Особенности договора аренды имущества, передаваемого в аренду с дополнительными условиями, могут быть предусмотрены решением представительного органа ОМС(ч. 1 ст. 16 Закона № 157).
Поэтому, исходя из вышеуказанного, именно представительный орган ОМС может предусмотреть дополнительные условия аренды имущества детсада в своем решении. В частности, в таком решении может быть четко определен и конкретный вид деятельности, который имеет право осуществлять арендатор помещения, - проведение занятий по английскому языку. Более того, представительный орган ОМС вполне может прописать в этом решении и все дополнительные условия предоставления такого имущества в аренду, как-то форма договора аренды и т. п.
В противном же случае целевое назначение объекта аренды будет общим и будет определяться согласно приложению 3 к Порядку № 483. А значит, и ограничить арендатора в использовании арендованного имущества будет невозможно.
При этом потенциальный арендатор в своем заявлении должен указать следующие сведения (п. 15 Порядка № 483):
- известную ему информацию о потенциальном объекте аренды, которая позволяет его идентифицировать;
- желаемый размер площади объекта в случае, когда заявление подается только относительно части объекта;
- целевое назначение, по которому объект аренды планируется к использованию, согласно приложению 3;
- желаемый срок аренды, а в случае если объект планируется к использованию почасово, - желаемый график использования объекта;
- тип Перечня, в который предлагается включить объект аренды;
- обоснование целесообразности включения имущества в Перечень второго типа, если заявление подается о включении имущества в такой Перечень;
- контактные данные заявителя (почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты), а для юридических лиц - также идентификационный код юридического лица в ЕГРПОУ.
Об особенностях аренды в условиях военного положения читайте в материалах "Аренда в условиях военного положения: изучаем новые правила" // "Бюджетная бухгалтерия", 2022, № 22 и "Аренда в условиях военного положения: есть изменения" // "Бюджетная бухгалтерия", 2024, № 18 (ср. ).
Платная услуга
Для организации занятий по английскому языку в детсаду можно пойти и другим путем, а именно предоставить соответствующую платную услугу.
Возможность предоставления такой платной услуги предусмотрена п.п. 13 п. 1 Перечня № 796*.
В частности, заведения образования могут предоставлять такую платную услугу, как проведение сверх объемов, установленных учебными планами, с выдачей или без выдачи соответствующих документов об образовании лекций, курсов, консультаций, тренингов, практикумов, мастер-классов, занятий в кружках, факультативов, семинаров, учебных занятий другой формы.
При определении стоимости платной услуги и порядка ее предоставления следует руководствоваться Порядком № 736*.
Исходя из п. 2.1 Порядка № 736, установление стоимости платной образовательной услуги осуществляется на базе экономически обоснованных расходов, связанных с ее предоставлением.
Составляющими стоимости расходов являются(п. 2.2 разд. ІІ Порядка № 736):
- расходы на оплату труда работников;
- начисления на оплату труда в соответствии с законодательством;
- непосредственные расходы и оплата услуг других организаций;
- капитальные расходы;
- индексация заработной платы, другие расходы в соответствии с действующим законодательством.
При этом если в штате детсада нет соответствующего специалиста, то его можно привлечь. Об этом свидетельствует п. 2.3 разд. ІІ Порядка № 736.
Так, в расходах на оплату труда учитывается оплата труда работников, которые не находятся в штате заведения образования, но привлечены к предоставлению платных образовательных услуг.
Оплата труда таких работников осуществляется на основании трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера по тем же условиям и размерам оплаты труда, по которым осуществляется оплата труда соответствующих штатных работников.
Подробнее о предоставлении платных услуг бюджетными учреждениями читайте в статье "Предоставление платных услуг бюджетными учреждениями" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 36.