Возможно ли приобрести внешние аккумуляторы?
Заведение образования приобрести внешние аккумуляторы для населения за средства, предусмотренные в смете для своей основной деятельности, не может.
Напомним: средства и общего, и специального фонда являются бюджетными средствами. И считать их "своими" безосновательно.
А такое приобретение будет ничем иным, как осуществлением благотворительной деятельности.
Зато согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 5073* благотворителем является дееспособное физическое лицо или юридическое лицо частного права (в т. ч. благотворительная организация), которое добровольно осуществляет один или несколько видов благотворительной деятельности.
ВНИМАНИЕ!
Бюджетные учреждения не могут быть благотворителями
Ведь бюджетные учреждения не являются субъектами частного права.
Как определено в п. 12 ч. 1 ст. 2 БКУ*, бюджетные учреждения - это органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета. Бюджетные учреждения являются неприбыльными.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
Поэтому заведение образования отнюдь не может быть благотворителем.
Подробнее об этом читайте в статье "Благотворительная помощь: оформление и учет" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 28.
Как помочь населению?
Возможно ли вообще помочь населению и приобрести за средства местного бюджета павербанки?
Да, это вполне возможно. Но для этого нужно принять соответствующую местную целевую программу или внести изменения в уже существующую местную программу, дополнив ее такими мероприятиями.
Напомним: возможность принятия местных программ закреплена в п. 22 ч. 1 ст. 26 Закона № 280*.
* Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21.05.97 № 280/97.
Так, к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления.
Возможность финансирования таких программ за счет средств местных бюджетов предусмотрена ч. 1 ст. 91 БКУ.
Именно в этой программе должны быть определены конкретные ответственные исполнители такой программы.
Кстати, исполнителем такой программы может быть заведение образования, в котором, например, обустроен пункт несокрушимости.
Но, конечно, закупка павербанков в этом случае отнюдь не будет проводиться за средства сметы заведения образования и по КПКРК бюджетной программы, которую выполняет это заведение образования. Ведь это средства, за которые заведение образования выполняет свою основную деятельность.
Впрочем, как известно, все расходы местных бюджетов должны найти свое отражение в бюджетных программах. Поэтому необходимо определиться, по какому КПКРК следует проводить расходы на приобретение павербанков для населения. Перечень КПКРК утвержден приказом № 793*.
В случае принятия указанной местной целевой программы такие расходы вполне могут быть запланированы и проведены по КПКРК 8110 "Мероприятия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийного бедствия".
Выводы
- Заведение образования не имеет права за средства, предусмотренные в смете для осуществления его основной деятельности, приобрести внешние аккумуляторы и раздать их населению.
- Для помощи населению, в т. ч. и приобретения внешних аккумуляторов для населения, за средства местного бюджета следует принять соответствующую местную программу.