Сразу отметим: в этой ситуации заказчик осуществляет дополнительную закупку бензина, исходя из ожидаемой стоимости такой потребности, и выбирает вид закупки с учетом стоимостных пределов, определенных закупочным постановлением № 1178*. Но главное - никаких нарушений в таких действиях заказчика нет. Далее поясним подробнее.
Дополнительная потребность = новый предмет закупки
По общему правилу дополнительная потребность в закупке товара, работ или услуг, которую заказчик не мог предусмотреть на момент осуществления закупки по тождественному предмету закупки, является новым предметом закупок. Об этом свидетельствует п. 15 постановления № 1178.
Поэтому если заказчик в начале года заключил прямой договор на закупку определенного товара, а впоследствии, в течение года, у него возникла дополнительная потребность в закупке того же товара, он может осуществить дополнительную закупку при условии соблюдения определенных требований.
Во-первых, заказчик должен иметь подтверждение факта того, что он не мог предусмотреть такую дополнительную потребность на момент заключения прямого договора по тождественному предмету закупки. Например, в данной ситуации таким подтверждением может быть выделение дополнительных бюджетных средств на закупку бензина.
Во-вторых, осуществление дополнительной закупки должно касаться тождественного предмета закупки. При этом тождественность предмета закупки определяем по показателю соответствующей цифры ДК 021:2015* с учетом требований Порядка № 708**. На этот момент обращало внимание Минэкономики в своем письме***.
** Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708.
*** Письмо Минэкономики "Об особенностях осуществления публичных закупок на период действия правового режима военного положения и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены" от 08.12.2022 № 3323-04/78667-06.
Например, если в начале года учреждение приобрело бензин по коду ДК 021:2015 - 09130000-9, то приобретение сжиженного газа по коду ДК 021:2015 - 09120000-6 нельзя считать дополнительной закупкой.
В-третьих, ожидаемая стоимость дополнительной закупки не добавляется к ожидаемой стоимости тождественного предмета закупки (тождественных предметов закупок), закупка которых была осуществлена в текущем году.
В таком случае заказчик осуществляет дополнительную закупку, исходя из ожидаемой стоимости такой потребности, и выбирает вид закупки с учетом стоимостных пределов, определенных постановлением № 1178.
Впрочем, учтите: планирование закупки до конца текущего года следует осуществлять с учетом своих предыдущих закупок и с учетом законодательства, действующего в соответствующий период.
Как действовать заказчику?
В указанной ситуации заказчик осуществляет закупку на основании имеющейся потребности, выбирая вид закупки в зависимости от ожидаемой стоимости такой дополнительной закупки. Поскольку ожидаемая стоимость дополнительного товара (бензина) составляет 200 тыс. грн, то заказчик может выбрать один из двух вариантов:
- либо провести открытые торги с учетом требований, предусмотренных постановлением № 1178;
- либо провести закупку с использованием е-каталога с учетом требований Порядка № 822*.
Учитывая это, учреждение может закупить бензин путем использования е-каталога. И даже не сомневайтесь, в таких действиях нет нарушения требований постановления № 1178.
В то же время не забудьте добавить информацию о такой дополнительной закупке в годовой план и обнародовать соответствующие документы в электронной системе закупок.