Поэтому далее рассмотрим основные нормы этой Инструкции.
Напоминаем, что подробно о подготовке бюджетных запросов вы можете прочитать в материале "Бюджетные запросы" // "Бюджетная бухгалтерия", 2024, № 37.
Чем руководствоваться при составлении бюджетных запросов местных бюджетов?
С принятием Инструкции № 604 у представителей местных финорганов возник логичный вопрос: будут ли теперь нужны местные инструкции по составлению местных бюджетных запросов или следует руководствоваться только Инструкцией № 604.
И ответ на этот вопрос - да, местные инструкции также остаются нужными. Это предусмотрено п. 5 разд. І Инструкции № 604. Так, бюджетный запрос составляется на среднесрочный период (плановый и следующие за плановым два бюджетных периода) в соответствии с прогнозом местного бюджета, требованиями Инструкции № 604 и инструкциями финоргана по подготовке бюджетных запросов, которые в соответствии с ч. 3 ст. 75 БКУ* доводятся этим органом до главных распорядителей.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
При этом согласно предписанию п. 2 разд. ІІ Инструкции № 604 финорган доводит до главных распорядителей инструкции по подготовке бюджетных запросов, которые определяют подходы к расчету предельных показателей, срок и порядок подачи финоргану бюджетных запросов, могут предусматривать возможные дополнительные финансовые ограничения, содержать другие требования, которых должны придерживаться главные распорядители при составлении бюджетных запросов.
Конечно, эти инструкции будут базироваться и на нормах Инструкции № 604.
Формы бюджетных запросов
Обратите внимание: приказ № 648*, которым ранее были утверждены формы бюджетных запросов, утратил силу. И теперь эти формы утверждены приказом № 604.
Формы БЗ-1 и БЗ-2 являются обязательными для заполнения и подачи, о чем определено в п. 3 Инструкции № 604.
При этом формы бюджетного запроса местного бюджета следует заполнять последовательно. Так, форму БЗ-2 заполняем на основании показателей формы БЗ-1.
В свою очередь, информация, приведенная в бюджетных запросах, является основой для составления проекта решения о местном бюджете.
Конкретный порядок заполнения форм прописан в разд. IV и V Инструкции № 604.
Срок подачи бюджетных запросов
Рассмотрим сроки подачи бюджетных запросов местных бюджетов. Определены они в п. 2 разд. ІІІ Инструкции № 604. В частности, главные распорядители должны подать бюджетные запросы в финорган с помощью автоматизированной информационно-аналитической системы в сроки, установленные финорганом, но не позднее 1 ноября года, предшествующего плановому.
Поэтому конкретные сроки устанавливают именно местные финорганы.
Вместе с бюджетным запросом главный распорядитель должен подать необходимые для осуществления финорганом анализа бюджетного запроса документы и материалы, подробную информацию по формам, которые при необходимости ежегодно финорган доводит до главных распорядителей.
Именно финорган осуществляет анализ полученных от главных распорядителей бюджетных запросов на соответствие предельным показателям, а также требованиям Инструкции № 604 и инструкций финоргана, в частности относительно учета в бюджетных программах гендерных аспектов(п. 7 разд. ІІІ Инструкции № 604).
В случае же подачи главным распорядителем бюджетного запроса, составленного с нарушением требований Инструкции № 604 и инструкций финоргана, финорган в течение трех рабочих дней со дня его получения уведомляет соответствующего главного распорядителя о необходимости доработки такого бюджетного запроса.
Со своей стороны, главный распорядитель должен подать доработанный бюджетный запрос в финорган не позднее трех рабочих дней с даты получения соответствующего уведомления.
ВНИМАНИЕ!
Приказ № 604 вступил в силу 01.01.2025
Следовательно, в 2025 году бюджетные запросы необходимо составлять уже с учетом норм Инструкции № 604.
