Запрет финансирования из разных бюджетов
Как известно, существует запрет на финансирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов. Такой запрет предусмотрен ч. 2 ст. 85 БКУ*.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
ВАЖНО!
Запрещено планировать и осуществлять расходы, не отнесенные к местным бюджетам БКУ, а также осуществлять в течение бюджетного периода расходы на содержание бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов
Исключением являются случаи, когда такие расходы осуществляются по решению соответствующего местного совета за счет свободного остатка бюджетных средств, перевыполнения доходной части общего фонда местного бюджета или по решению Кабмина. При этом главным условием является отсутствие просроченной кредиторской задолженности такого бюджета по защищенным статьям расходов на последнюю отчетную дату, предшествующую планированию расходов. Указанные расходы осуществляют путем предоставления межбюджетного трансферта из соответствующего местного бюджета.
Исключение из правила на период действия военного положения
В условиях военного положения указанное правило имеет дополнительные исключения. Они предусмотрены п.225 разд. VI "Заключительные и переходные положения" БКУ.
Так, в период действия военного положения и с целью отпора вооруженной агрессии РФ против Украины, обеспечения национальной безопасности, мероприятий территориальной обороны, поддержки местной инфраструктуры, социальной защиты населения ОМС, местные госадминистрации, военно-гражданские администрации или военные администрации (в случае их образования) могут принимать, в частности, решение об осуществлении, как исключение из положений ч. 2 ст. 85 БКУ, расходов, не отнесенных к соответствующим местным бюджетам БКУ, и расходов на содержание бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов
При этом такие расходы осуществляются путем предоставления межбюджетного трансферта из соответствующего местного бюджета или приобретения товаров (работ, услуг) для дальнейшей передачи бюджетным учреждениям, которые содержатся из других бюджетов.
Учитывая это, сделаем вывод: в период действия военного положения ОМС, действительно, может принять решение о закупке за счет средств местного бюджета основных средств и их передаче местной госадминистрации.
Кстати, благодаря этой норме стали возможными оперативное приобретение товаров (работ, услуг) для нужд ВСУ и их передача в соответствующие воинские подразделения.
Подробнее об этом читайте в материале "Закупка товаров для ВСУ, среднесрочное планирование и другие изменения: изучаем вместе" // "Бюджетная бухгалтерия", 2024, № 40.
