Темы статей
Выбрать темы

Изменения в декларации по НДС коснулись всех

Редакция БК
Статья

Изменения в декларации по НДС коснулись всех

 

img 1

10 февраля 2009 года вступил в силу очередной приказ ГНАУ о внесении изменений в многострадальную декларацию по НДС. Формальным поводом для этого стало вступление в силу нового спецрежима по НДС для сельхозтоваропроизводителей, о чем вкратце было рассказано в обзоре новогодних изменений законодательства (см. «Б & К», 2009, № 1 — 2, с. 8). Однако изменения отчетности аукнулись всем плательщикам НДС. Подробнее об этом я сегодня и собираюсь рассказать.

Юрий ЦЫГАНОК

, главный редактор, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Как вы уже наверняка поняли, речь пойдет о нашумевшем

приказе ГНА Украины «О внесении изменений в налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость» от 21.01.2009 г. № 8 (далее — приказ ГНАУ № 8). Этим приказом внесены изменения в форму общей и сокращенной декларации по НДС, а также в Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 (далее — Порядок № 166).

В

общей декларации по НДС изменения коснулись строк 8, 16 и 23. Заодно изложено в новой редакции приложение 1 к ней — расчет корректировки сумм НДС.

Сокращенная декларация

по НДС, как и следовало ожидать, изложена в новой редакции. Она должна подаваться с новыми приложениями:

1

— расчет корректировки сумм НДС;

2

— расшифровка налоговых обязательства и налогового кредита в разрезе контрагентов;

3

— расчет удельного веса стоимости сельхозтоваров (услуг) к стоимости всех товаров (услуг). Впрочем, со спецрежимщиками особый разговор, который не входит в наши сегодняшние планы. Замечу лишь, что новая форма сокращенной декларации, за основу которой ГНАУ приняла прежнюю форму, исключив из нее строки 19 — 24 и поменяв названия строк 18.1 и 18.2, влечет для плательщиков неприятные последствия.

Что касается изменений в

Порядке № 166, то здесь произошло следующее:

утратило силу приложение 3 к Порядку № 166, которое подавалось в случае исправления ошибки, допущенной в общей декларации, поданной по форме в редакции приказа ГНАУ от 30.09.2003 г. № 466;

изложено в новой редакции приложение 4 к Порядку № 166, которое подается в случае исправления ошибки, допущенной в специальной декларации, поданной по форме в редакции приказа ГНАУ № 8.

А теперь поговорим об обычных плательщиках, подающих общую декларацию.

 

Cтроки 8 и 16

Первое, что бросается в глаза (если не обращать внимание на сельхозособенности), —

из названий строк исключены слова «на основе предыдущих отчетных периодов» и «за предыдущие отчетные периоды».

Раньше эти слова давали формальные основания не отражать в строках 8 и 16 возвраты товаров (авансов), изменения цены, номенклатуры, если они произошли в одном периоде с основным событием (поставкой товаров, перечислением авансов). Впрочем, расчет корректировки к налоговой накладной в этом случае тоже выписывался.

Таким образом, в подобной ситуации поставщик не заполнял строку 8.3, а отражал общий объем поставки (за вычетом стоимости возвращенных товаров) в строке 1 декларации. Покупатель в свою очередь, не заполняя строку 16.2, показывал общую сумму приобретений в строке 10.1 декларации. Именно такое разъяснение давала ГНАУ в

письме от 05.06.2008 г. № 5658/6/16-1515-20.

Означает ли комментируемое изменение в строках 8 и 16, что теперь ГНАУ изменила свою позицию? Не берусь сейчас утверждать это однозначно. Возможно, что изменение формулировки связано только с введением строки 16.5, которая применяется в сельхоз-НДС-учете, и к «корректировкам за предыдущие отчетные периоды» действительно отношения не имеет. Хотя под шумок и простых плательщиков могут обязать развернуто показывать корректировки одного периода.

А еще обратите внимание, что теперь

по строкам 8 и 16 надо заполнять не только сумму НДС в колонке Б, но и обороты поставки (приобретения) в колонке А. С этим же связано и изменение формы приложения 1 к декларации.

 

строка 23.4 (бывшая 23.5)

Второй момент, на который вы должны обратить внимание, —

пояснения к строке 23.4 «уменьшен/увеличен остаток отрицательного значения по результатам проверки налогового органа». Раньше эта строка имела код 23.5, теперь же нумерация изменилась ввиду исключения строки 23.3.

С момента появления строки 23.5 в форме декларации (а произошло это в марте прошлого года) налоговики не раз меняли свое мнение относительно ее назначения. Вначале они утверждали, что в ней отражаются выявленные проверяющими суммы завышения/занижения

бюджетного возмещения (письмо ГНАУ от 14.04.2008 г. № 7681/7/16-1117). Однако, опомнившись, очень быстро написали, что в ней отражаются суммы завышения/занижения отрицательного значения, т. е. строка 26 (письмо ГНАУ от 14.04.2008 г. № 7681/7/16-1117). То, что мы теперь имеем в Порядке № 166, — это соединение предыдущих двух вариантов.

В

новом п.п. 5.12.5 Порядка № 166 сказано, что в строке 23.4 отражаются выявленные проверяющими суммы завышения/занижения отрицательного значения (строка 26). Причем обратите внимание: в Порядке № 166 указано, что строка 23.4 заполняется в декларации за период, следующий за периодом проведения проверки. Видимо, здесь надо ориентироваться на дату подписания акта проверки. Например, налоговики при проверке выявили завышение налогового кредита в декабре 2008 года в размере 100 грн., которое не повлияло на расчеты с бюджетом вплоть до периода окончания проверки (января), и эта сумма остается в строке 26 декларации за февраль. В этой ситуации плательщик в декларации за март заполняет строку 23.4, отразив в ней «-100».

Новый

п.п. 5.12.6 Порядка № 166 содержит алгоритм корректировки в случае выявления проверяющими сумм занижения бюджетного возмещения (об отражении выявленных завышений в этом подпункте речь вообще не идет). В этом случае ГНАУ предлагает сделать следующие два действия в отношении обнаруженной суммы:

1. Учесть обнаруженную сумму в уменьшение налоговых обязательств

будущих периодов на основании налогового уведомления. То есть эта сумма не отражается в последующих декларациях (ее приложениях) ни в увеличении налогового кредита (ни в строках 10 — 17, ни в строке 23.4 ), ни в уменьшении налоговых обязательств к уплате (как, например, это было предусмотрено раньше по строке 10.1 старого приложения 2 «Расчет суммы, подлежащей уплате (перечислению) в бюджет» к приказу ГНАУ от 17.03.2008 г. № 159). Другими словами, эту сумму придется держать в уме и при появлении НДС к уплате по строке 27 заплатить меньше на эту обнаруженную налоговиками сумму. С этим правилом можно согласиться, хотя держать в уме цифру не очень удобно.

2. Занести эту сумму со знаком «-» в строку 23.4 декларации за период, следующий за периодом проверки, для уменьшения строки 26 ошибочного периода.

По поводу второго действия необходимо сделать серьезное

замечание. Дело в том, что оно работает лишь тогда, когда ошибка связана с неверным распределением отрицательного значения строки 24 между строками 25 и 26. Например, когда сама строка 24 сформирована верно (100 грн.), а вот в строку 25 попала заниженная сумма (0 грн. — бухгалтер не учел оплату), соответственно оставшиеся 100 грн. ушли в строку 26. При выявлении налоговиками такой ошибки эта сумма никогда не вернется через бюджетное возмещение, поэтому ее не нужно показывать со знаком «+» в строке 23.4 следующего периода. Более того, ее нужно исключить из строки 26, для чего заполнить строку 23.4 следующего периода со знаком «-».

Однако вышеописанное «второе действие» не работает в том случае, когда ошибка связана с выявлением неучтенного налогового кредита и/или завышением налоговых обязательств, когда занижен показатель строки 24. К примеру, сумма бюджетного возмещения занижена по причине «недоотражения» налогового кредита (100 грн.). Как вы понимаете, строка 26 тут ни при чем, и уменьшать ее в будущих декларациях через строку 23.4 неправильно, ведь мы исказим показатели. Единственное, что остается сделать в этом случае, — это запомнить эти 100 грн. и при возникновении суммы к уплате (строка 27) заплатить в бюджет на 100 грн. меньше.

Последний вопрос связан с выявлением в ходе проверки

завышения бюджетного возмещения. О нем в обновленном Порядке № 166 не сказано ни слова. Действительно, если завышение суммы бюджетного возмещения произошло из-за завышения налогового кредита и/или занижения налоговых обязательств, дополнительные пояснения не требуются. Налоговый орган просто снимает эту сумму с лицевого счета, и плательщик в отчетности это никак не отражает. А вот молчание насчет другой причины завышения бюджетного возмещения — когда строка 24 сформирована верно, а неправильно перераспределили сумму между строками 25 и 26 — вызывает опасения. Ведь и в этом случае лишнюю сумму возмещения снимут с лицевого счета, но она не должна потеряться, поскольку имеет право участвовать в формировании налогового кредита будущих периодов. Надеюсь, в ближайшем будущем ГНАУ прояснит ситуацию.

 

А в завершение обращаю внимание пользователей «1С» версии 7.7, что 10 февраля был выпущен комплект отчетности за I квартал 2009 (выпуск 1), учитывающий вышеописанные изменения в декларации по НДС.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше