Темы статей
Выбрать темы

Что нового принес бухгалтеру 2009 год

Редакция БК
Статья

Что нового принес бухгалтеру 2009 год

 

img 1

Рад приветствовать вас, уважаемые читатели, на страницах «Б & К» в наступившем 2009 году. Пусть он окажется успешным для ваших предприятий и для вас лично. Пусть прошедший год Крысы забирает с собой набившую всем оскомину «крЫзу», а в наступившем году наши с вами усилия всегда вознаграждаются по достоинству. Традиционно в начале года предлагаю вашему вниманию обзор основных новогодних изменений в законодательстве, которые в той или иной степени касаются работы бухгалтера.

Юрий ЦЫГАНОК, главный редактор, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Прожиточный минимум и минимальная зарплата

Прожиточный минимум для трудоспособных лиц и минимальная зарплата, пожалуй, одни из самых важных в работе бухгалтера показателей, поэтому обзор новогодних изменений начну именно с них.

Закон Украины «О Государственном бюджете на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-IV

(далее — Закон о госбюджете-2009) устанавливает прожиточный минимум на 2009 год в тех же размерах, что действовали в декабре прошедшего года. Стало быть, на 1 января 2009 года прожиточный минимум для трудоспособных лиц — 669 грн.

Исходя из него рассчитывается ряд важных показателей (табл. 1).

 

Таблица 1

Показатели, зависящие от прожиточного минимума (ПМ)

Размер

1. Предельный размер зарплаты, который дает право на налоговую социальную льготу в 2009 году (669 х 1,4 = 936,6 » до ближайших 10 грн.)

940 грн.

2. Размер необлагаемой налогом с доходов нецелевой благотворительной помощи в 2009 году (п.п. 9.7.3 Закона «О налоге с доходов физических лиц»)

940 грн.

3. Размер заработной платы наемных работников, в пределах которой проводится ее индексация

669 грн.

4. Ставка удержаний из зарплаты в Фонд соцстрахования по временной потере трудоспособности:

— если зарплата не превышает ПМ для трудоспособного лица (ЗП £ 669 грн.)

0,5 %

— если зарплата выше ПМ для трудоспособного лица (ЗП > 669 грн.)

1 %

5. Максимальная величина зарплаты, на которую начисляются и с которой удерживаются взносы на пенсионное и социальное страхование (669 грн. х 15)

10035 грн.

Примечание: Если в течение года размер ПМ изменится, то при расчете показателей 3, 4 и 5 необходимо будет применять новый размер.

 

Минимальная зарплата на 1 января 2009 года составила 605 грн.

Стало быть, размер налоговой социальной льготы на общих основаниях в этом году равен 302,50 грн. (605 грн. х 50 %). Причем на него не повлияет дальнейший рост минимальной зарплаты в течение года до запланированных к декабрю 669 грн.

А вот на что он все-таки повлияет, так это на минимальный страховой взнос в Пенсионный фонд с зарплаты наемных работников, и на минимальный размер уставного фонда хозяйственных обществ (см. табл. 2 на с. 9).

Следует заметить, что в отношении прожиточного минимума и минзарплаты отечественное законодательство содержит «маа-а-аленькую такую» коллизию. Дело в том, что осенью депутаты приняли

Закон Украины «О первоочередных мерах по предупреждению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 31.10.2008 г. № 639-VI (далее — Закон № 639-VI). В п. 5 Заключительных положений этого Закона сказано, что размер ПМ и МЗП должен изменяться в соответствии с индексом инфляции. Однако Закон о госбюджете-2009, как, впрочем, и прошлогодний госбюджетный закон, устанавливает показатели в фиксированном размере. А еще с 1 января 2009 года внесены изменения в ст. 95 КЗоТ и ст. 9 и 10 Закона «Об оплате труда». Согласно этим изменениям МЗП должна быть установлена не ниже ПМ для трудоспособных лиц. Как видим, при размере прожиточного минимума 669 грн. эта норма будет выполнена лишь в декабре 2009 года.

 

Таблица 2

Показатели

Период 2009 года

I квартал

II квартал

III квартал

октябрь — ноябрь

декабрь

Размер минимальной зарплаты (МЗП), грн.

605

625

630

650

669

Налоговая социальная льгота, грн.:

— обычная (код «01» в форме № 1ДФ)

302,50

— повышенная (150 %, код «02»)

453,75

— повышенная (200 %, код «03»)

605,00

Минимальный страховой взнос в Пенсионный взнос с зарплаты наемных работников [МЗП х (33,2 % + 2 %)], грн.

212,96

220,00

221,76

228,80

235,49

Минимальный размер уставного фонда созданных после 01.01.2009 г. хозяйственных обществ, грн.:

— акционерных обществ (1250 МЗП)

756250

781250

787500

812500

836250

— обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью (100 МЗП)

60500

62500

63000

65000

66900

 

В общем, благие намерения депутатов, скорее всего, останутся лишь на бумаге, и все будут руководствоваться размерами ПМ и МЗП, установленными

Законом о госбюджете-2009. Именно их введут пользователи бухгалтерских программ в свои справочники. Как это сделать в «1С: Бухгалтерии» версий 7.7 и 8, читайте в статье А. Сараевой «Если вы «сами с усами…» на с. 13 сегодняшнего номера «Б & К».

 

Ставки взносов

Под конец прошедшего года Верховная Рада приняла

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения» от 25.12.2008 г. № 799, который вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в газете «Урядовий кур’єр» от 13.01.2009 г. № 3).

Таким образом, с 13 января 2009 года действуют новые ставки взносов в фонды социального страхования наемных работников (табл. 3).

 

Таблица 3

Фонд социального страхования

Ставка начислений

Ставка удержаний

— по временной потере трудоспособности

1,4 %

(ранее — 1,5 %)

0,5 % и 1 % в зависимости от размера зарплаты по отношению к ПМ

— на случай безработицы

1,6 %

(ранее — 1,3 %)

0,6 %

(ранее — 0,5)

— от несчастных случаев на производстве

от 0,56 % до 13,5 %

(ранее — от 0,66 % до 13,6 %)

 

Таким образом, в январе этого года мы сталкиваемся с ситуацией, когда за первую часть месяца взносы начисляются по старым ставкам, а за вторую часть — уже по новым. С подобной ситуацией мы с вами уже сталкивались в отношении взносов по временной потере трудоспособности в 2002 году, так что это нам не впервые.

К счастью, хотя бы ставки начисления и удержания взносов в Пенсионный фонд не изменились и составляют

33,2 % и 2 % соответственно.

Не изменилась пока что и максимальная величина зарплаты, на которую начисляются и с которой удерживаются взносы на пенсионное и социальное страхование — она равна 10035 грн. Впрочем, если прожиточный минимум вырастет, то этот показатель тоже увеличится.

 

Сбор в Пенсионный фонд с купли-продажи безналичной валюты

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование

с купли-продажи безналичной иностранной валюты за гривни в 2009 году взимается в размере 0,2 процента (в 2008 году составлял 0,5 %).

Ставки сборов в Пенсионный фонд с других операций: реализации ювелирных изделий из золота, платины и драгоценных камней; отчуждения легковых автомобилей; по приобретению недвижимого имущества; по предоставлению услуг сотовой мобильной связи — остались прежними.

 

Аренда государственного и коммунального имущества

Так же, как и в предыдущем году, в 2009 году передача в аренду государственного и коммунального имущества должна осуществляться на конкурсных условиях. Перечень арендаторов, на которых не распространяется данное требование, приведен в

ст. 73 Закона о госбюджете-2009. Кстати, в 2009 году в этот перечень дополнительно включены отечественные книгоиздатели и распространители книжной продукции, а также религиозные организации.

Еще одно новшество: после истечения срока действия договора аренды арендатору необходимо заново принять участие в конкурсе на право аренды данного имущества. При определении победителя конкурса, на прочих равных условиях, арендодатель отдает преимущество предложению арендатора, который надлежащим образом выполнял свои обязанности, путем применения преференциальной поправки. Размер такой поправки устанавливается Кабмином и не может быть меньше 0,8.

 

ГОСДИВИДЕНДЫ

В

Законе о госбюджете-2009 (ст. 59) традиционно содержатся нормы, предусматривающие уплату части прибыли государственными и коммунальными предприятиями и их объединениями в соответствующие бюджеты. Государственные предприятия, как и в прошлом году, должны уплачивать 15 % чистой прибыли, а коммунальные — по решению местных советов.

Следует обратить внимание, что в

Законе о госбюджете-2009, в отличие от прошлогоднего, нет нормы, которая бы разрешала уменьшать часть прибыли, подлежащую уплате в бюджет, на сумму уплаченных в бюджет дивидендов.

 

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

В отношении земельного налога, отчитаться по которому предстоит до 1 февраля, практически ничего не изменилось. По землям населенных пунктов, денежная оценка которых не проведена, к установленным ставкам (

ч. 2 ст. 7 Закона Украины «О плате за землю») применяется все тот же коэффициент 3,1.

Что же касается оцененных земель, то ждем, когда Госкомзем обнародует коэффициент индексации денежной оценки земли.

 

Платежи за недра

Одним из немногих налоговых новшеств, содержащихся непосредственно в

Законе о госбюджете-2009, является увеличение в текущем году абсолютных базовых нормативов платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых. Напомним, что в зависимости от вида полезных ископаемых такие базовые нормативы могут быть как абсолютными (устанавливаются в денежном выражении и применяются к массе или объему погашенных (добытых) запасов), так и относительными (устанавливаются в процентах и применяются к стоимости единицы добытых полезных ископаемых). Так вот, ст. 10 Закона о госбюджете-2009 предписано: к тем из базовых нормативов, которые относятся к абсолютным, применять в текущем году повышающий коэффициент 1,439.

Кроме того, этим

Законом вместо целого ряда нормативов в денежном выражении, т. е. абсолютных нормативов, которые применялись в 2008 году при добыче глинистых пород, вводится единый базовый норматив платежей за пользование недрами в размере 5 % к стоимости таких добытых пород.

 

Поддержка книгоиздательской деятельности (продление льгот)

1 января 2009 года вступил в силу

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно государственной поддержки книгоиздательского дела в Украине» от 18.09.2008 г. № 521-VI. Он внес изменения в некоторые законы относительно государственной поддержки книгоиздательского дела в Украине. В частности, до 2015 года продлен срок действия издательских льгот, предусмотренных абзацем первым п. 11.37, 11.38 и 11.42 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», абзацем первым п.п. 7.13.7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», а также абзацем первым п. «о» части первой ст. 19 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе».

 

новшества сельхоз-Налогообложения

Вступила в силу новая

статья 81 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость». Она устанавливает новый специальный режим обложения НДС деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства. Соответственно утратили силу прежние «спецрежимные» пункты 11.21, 11.29 и подпункт 6.2.6 этого же Закона. Но, несмотря на это, многое в новом спецрежиме покажется бухгалтерам сельхозпредприятий знакомым, а именно:

— сумма НДС, начисленная сельхозпредприятием на стоимость поставленных им сельхозтоваров (услуг), не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельхозпредприятия для возмещения суммы НДС, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, а при наличии остатка такой суммы налога — для других производственных целей;

— превышение суммы «входного» НДС, уплаченной (начисленной) сельхозпредприятием поставщику на стоимость производственных факторов, над суммой налога, начисленной по операциям поставок сельхозтоваров (услуг), не подлежит бюджетному возмещению.

Но есть и множество отличий, для подробного анализа которых понадобилась бы отдельная статья.

А еще в этом разделе статьи хотелось бы отметить, что

фиксированный сельскохозяйственный налог (ФСН), который в свое время вводился временно в порядке эксперимента и продлевался только до 2009 года, теперь введен бессрочно.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ Экосбора

1 января вступили в силу изменения к Порядку установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденному

постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303. Изменения были внесены постановлением КМУ от 03.12.2008 г. № 1050. Теперь в случае отсутствия у плательщиков сбора утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущения сверхлимитных сбросов и размещения отходов сбор исчисляется в установленном порядке в 10-кратном размере.

В зависимости от вида источника загрязнения определяется место подачи налогового расчета и уплаты сбора:

1) по месту нахождения стационарных источников загрязнения — в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и выбросов;

2) по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — в случае размещения отходов;

3) по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете — в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения.

При этом если место подачи налогового расчета не совпадает с местом пребывания налогоплательщика на налоговом учете (в первых двух случаях), то по месту регистрации подаются копии соответствующих налоговых расчетов.

 

ЭЛЕКТРОННАЯ налоговая ОТЧЕТНОСТЬ

С 1 января 2009 года ГНАУ полностью прекратила прием электронной налоговой отчетности, подписанной с помощью бесплатного программного обеспечения электронной подписи «Нотарь». Об этом она заранее предупреждала в

письме от 07.10.2008 г. № 20410/7/28-0517, о котором мы своевременно проинформировали вас в прошедшем году. Впрочем, на практике большинство налоговых инспекций гораздо раньше перешли на прием электронной отчетности, подписанной сертифицированными ключами ЭЦП. Собственно говоря, именно такие подписи и требуются сегодня от всех плательщиков, желающих сдавать налоговую отчетность в электронном виде.

 

Изменения в стандартах бухучета

1 января 2009 года вступили в силу два прошлогодних приказа Минфина, касающиеся стандартов бухгалтерского учета.

Первый из них (

от 08.07.2008 г. № 901) вносит изменения в П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» и 14 «Аренда». В П(С)БУ 8 изменилось определение НМА, из которого исчезло условие о сроке службы более 1 года, и оно в целом стало более лаконичным. Кроме того, снято ограничение о возможности амортизации НМА не более 20 лет.

Отдельные уточнения коснулись НМА с неопределенным сроком полезного использования: отмечается, что такие НМА амортизации в бухучете не подлежат, однако если по окончании года выяснится, что такие признаки «неопределенности» больше не существуют, то предприятию предстоит установить срок полезного использования таких НМА.

А в

П(С)БУ 14 теперь сказано, что актив финансовой аренды, признанный удерживаемым для продажи, арендодателю предстоит отражать с учетом требований П(С)БУ 27 как необоротные активы, предназначенные для продажи.

Второй приказ (

от 26.08.2008 г. № 1090) вводит в действие новый П(С)БУ 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых».

 

Закон об акционерных обществах (АО)

С 30 апреля 2009 года жизнедеятельность АО начнет регулировать

Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI, определяющий, в частности, порядок создания, деятельности, прекращения, выделения АО, их правовой статус, права и обязанности акционеров. Вместе с тем, как предусматривает ч. 5 заключительного раздела ХVII Закона, уже действующие АО (созданные до 30 апреля 2009 года) получили двухгодичный срок на приведение своих уставов и других внутренних положений в соответствие с такими обновленными законодательными нормами, т. е. должны это сделать до 1 мая 2011 года.

 

Новая первичная документация по статистике труда

Приказом Госкомстата Украины от 05.12.2008 г. № 489

с 1 января 2009 года введены в действие новые типовые формы первичной документации предприятий, учреждений, организаций, а именно:

№ П-1 «Приказ (распоряжение) о принятии на работу»;

№ П-2 «Личная карточка работника»;

№ П-3 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска»;

№ П-4 «Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта)»;

№ П-5 «Табель учета использования рабочего времени»;

№ П-6 «Расчетно-платежная ведомость работника»;

№ П-7 «Расчетно-платежная ведомость (сводная)».

В связи с этим утратили силу старые приказы Минстата об утверждении типовых форм первичного учета по статистике труда.

 

Первичный учет отходов и упаковки — в новой форме № 1-ВТ

С 1 января 2009 года предприятиям и физлицам-предпринимателям, в деятельности которых образуются отходы и используется упаковка, их первичный учет предстоит вести по новой типовой форме № 1-ВТ «Облік відходів та пакувальних матеріалів і тари». Такую форму и инструкцию по ее заполнению утвердил

приказ Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 07.07.2008 г. № 342.

Типовая форма № 1-ВТ не является статистической отчетностью и не относится к первичным документам бухгалтерского учета — это внутренний документ предприятия, предназначенный сугубо для ведения первичного учета отходов.

 

Вот такие наиболее значимые для бухгалтера, на мой взгляд, изменения принес 2009 год. Надеюсь, описанные новшества не вызовут у вас особых затруднений. Замечу, что в рубрике «Новости & Законодательство» прокомментирован еще ряд новых нормативных документов, которые были приняты за месяц, прошедший с момента выхода предыдущего номера «Б & К». Если вам все же придется столкнуться со сложным вопросом или не все в законодательстве будет понятно — пишите в редакцию «Б & К». Мы отвечаем на вопросы, связанные не только с компьютером и бухгалтерскими программами! /p>

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше