Темы статей
Выбрать темы

Ввод остатков основных средств в «1С: 8»

Редакция БК
Статья

Ввод остатков основных средств в «1С: 8»

 

img 1

В прошлой статье мы начали знакомство с подсистемой «Основные средства и МНА», рассмотрев оформление операций с малоценными быстроизнашивающимися предметами и малоценными необоротными материальными активами. Сегодня, продолжая знакомство с подсистемой, поговорим об особенностях учета основных средств.

Анна Сараева, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Согласно п. 5 П(С)БУ 7 основные средства делятся на основные средства, прочие необоротные материальные активы и незавершенные капитальные инвестиции. В основу этой классификации положено функциональное назначение объектов. Что же касается подсистемы «ОС» в «1С: Бухгалтерии 8», то она разделена на три части, но в основу разделения подсистемы в программе положена не классификация, принятая в П(С)БУ 7, а принцип схожести правил учета (табл. 1).

 

Таблица 1

Подсистема ОС в «1С: 8»

Что учитывается

Малоценные активы (МНА и МБП)

МНМА и библиотечные фонды (субсчета 1112 и 1122)

МБП (счет 22)

Капитальные инвестиции на приобретение и изготовление прочих НМА (субсчет 153)

Основные средства и МНА

Основные средства (счет 10)

Прочие необоротные активы (счет 11)

Капитальные инвестиции (субсчета 151, 152, 153)

Нематериальные активы

Нематериальные активы (счет 12)

Капитальные инвестиции на приобретение и изготовление НА (субсчет 154)

 

Перечисленные выше подсистемы независимы, и каждая из них работает со своими программными объектами (справочниками, регистрами, документами). В каждой подсистеме реализован учет полного жизненного цикла соответствующих активов (покупка и учет до начала эксплуатации, ввод в эксплуатацию, учет в эксплуатации, перенос стоимости активов в состав затрат предприятия и выбытие актива).

 

Налоговый учет ОС

Налоговый учет ОС ведется на счетах налогового плана счетов:

— «

ОМГ» (Модернизация и улучшение групп основных средств);

— «

ОМО» (Модернизация и улучшение объектов основных средств);

— «

ОСВ» (Основные средства, выведенные из эксплуатации);

— «

ОСГ» (Основные средства учет по группам). На этом счете ведется как суммовой, так и количественный учет;

— «

ОСН» (Непроизводственные основные средства);

— «

ОСО» (Основные средства учет по объектам).

По всем этим счетам ведется аналитика в разрезе видов налоговой деятельности, основных средств и групп основных средств.

 

Справочники

Справочная информация об объектах основных средств и НМА в программе хранится в справочниках и поставленных им в соответствие регистрах сведений. Информация о хозяйственных операциях и изменениях состояния учетных объектов отражается в регистрах накопления. Так, общая информация об объектах ОС хранится в справочнике «

Основные средства» (меню «ОС и МНА → Справочники по ОС»). Под общей информацией подразумевается та информация, которая характеризует сами объекты и не зависит от того, какой организации принадлежит объект, в каком состоянии он находится в тот или иной момент времени и пр. К общей информации относят полное наименование объекта, изготовителя, номер паспорта, заводской номер, дата выпуска, группа основных средств и т. д. Специфическая информация об объектах ОС, которая используется только в каком-то одном виде учета или меняется со временем (организация, которой принадлежит объект, срок полезного использования, метод начисления амортизации и т. д.), хранится не в справочнике, а в соответствующих регистрах сведений, таких как «Первоначальные сведения об основных средствах организаций», «Параметры амортизации (бухгалтерский учет)», «Способы отражения расходов по амортизации (бухгалтерский учет)» и т. д.

Для упрощения заполнения справочника в том случае, когда приходуется множество однотипных ОС, отличающихся только кодом, существует обработка «

Групповое добавление элементов справочника» (кнопка «Групповое добавление» на панели инструментов, рис. 1). В открывшейся форме обязательно следует указать код, с которого начнется нумерация добавляемых элементов справочника, количество создаваемых элементов, наименование элемента справочника.

img 2

Все изменения информации об ОС предполагается делать с помощью специально разработанных документов. Это связано с тем, что информация об изменениях записывается в регистры сведений, ручная корректировка в которых недопустима.

Основные параметры налогового учета ОС хранятся в регистре сведений «

Параметры налогового учета» («Предприятие → Учетная политика») (рис. 2). Значение этих параметров определяется нормативной базой и является обязательным для всех предприятий. Если учетную политику по налоговому учету предприятие может сформировать самостоятельно, то параметры налогового учета, которые хранятся в данном регистре сведений, могут изменяться только при изменении нормативной базы налогового учета, например при изменении форм и порядков заполнения налоговых деклараций.

img 3

Что же касается налоговой амортизации ОС, то список налоговых групп, используемых при начислении амортизации в налоговом учете, хранится в справочнике «

Налоговые группы основных средств» («ОС и НМА → Налоговые группы ОС») (рис. 3). Справочник имеет иерархическую структуру. Это связано с тем, что ОС, введенные в эксплуатацию до 2004 года, должны амортизироваться по нормам, отличным от норм амортизации, применяемых с 2004 года. Таким образом, ОС, принятые к учету раньше 2004 года, должны иметь группу «до 2004 года», а вводимые в эксплуатацию сейчас — «с 2004 года». Оба элемента справочника принадлежат к одной обобщенной группе, например первая группа имеет градацию — до 2004 года и с 2004 года.

img 4

Нормы налоговой амортизации хранятся в периодическом регистре сведений «

Нормы амортизации ОС (НУ)». Периодическим этот регистр сведений называется потому, что в нем для каждой группы ОС указывается норма амортизации и дата, начиная с которой данная норма будет действовать.

В налоговом учете, кроме перечисленных выше параметров, используются также и другие, которые хранятся в регистре сведений «

Сведения о группах основных средств налоговый учет». В этом регистре задается своего рода характеристика каждой из групп ОС. Так, для каждой группы указывают:

— признак ведения учета (графа «

Пообъектно»). Если этот признак установлен, конфигурация будет хранить балансовую стоимость для каждого основного средства в этой группе, если же признак снят, то балансовая стоимость будет храниться целиком для всей группы;

— статью амортизации из справочника «

Статьи налоговых деклараций», по которой будет списываться амортизация объектов, принадлежащих группе;

— статью списания стоимости налоговой декларации, по которой будет списываться остаточная стоимость группы или объекта группы в определенных законодательством случаях;

— балансовую стоимость ОС, по достижении которой оно должно быть списано в налоговом учете полностью.

 

Ввод начальных остатков (бухгалтерский учет)

Для ввода начальных остатков ОС в информационную базу предназначен документ «

Ввод остатков ОС» (меню «Предприятие → Ввод начальных остатков» или же меню «ОС и МНА → Поступление ОС»). Документ рассчитан на внесение актуальной информации об основных средствах (история изменения сведений об основных средствах не переносится). Что же касается проведения документа, то здесь есть несколько нюансов:

1. Документ рекомендуют вносить последним днем месяца, за который рассчитаны данные, включая расчет амортизации. К примеру, если дата начала ведения учета 1.01.2009 г., то провести документ нужно 31.12.2008 г.

2. Одним документом можно ввести данные об ОС, состоящих на учете в одном подразделении организации. Таким образом, чтобы ввести остатки по нескольким подразделениям, нужно провести несколько документов.

3. Документ всегда формирует проводки в бухгалтерском учете, а вот для того, чтобы были сформированы проводки по налоговому учету, необходимо поставить флажок напротив «

Отражать в нал. учете». При этом формируются проводки только по тем объектам ОС, налоговый учет которых ведется пообъектно.

Рассмотрим заполнение реквизитов документа «

Ввод остатков ОС». В шапке необходимо указать организацию, на баланс которой приходуются ОС, а также подразделение, в котором эти ОС будут использованы.

Для облегчения заполнения табличной части предусмотрены кнопки «

Заполнить» и «Подбор». Кнопка «Заполнить» предназначена для быстрого заполнения табличной части однотипными объектами основных средств, имеющими одинаковые наименования. Чтобы ею воспользоваться, сначала нужно ввести в табличную часть хотя бы один объект, затем нажать кнопку — и табличная часть будет заполнена объектами основных средств, имеющими такое же наименование, как и у введенного первоначально. Кнопка «Подбор» работает по другому принципу: при нажатии она открывает диалоговое окно со списком основных средств, имеющихся в справочнике «Основные средства».

Над табличной частью рядом с описанными выше кнопками есть еще одна интересная по своей функциональности кнопка «

Видимость колонок». Она позволяет выбрать, какие колонки сделать невидимыми в экранной форме документа. Таким образом, настраивая видимость колонок, можно управлять видимостью как каждого реквизита табличной части, так и целых групп реквизитов. Например, для того чтобы при заполнении реквизитов табличной части данные о текущем основном средстве были всегда видны, колонки «Код ОС», «Основное средство» и «Инв. номер» можно зафиксировать. Для этого в форме настройки видимости колонок нужно установить флажок «Фиксировать колонки ОС» (рис. 4).

img 5

Всю информацию, содержащуюся в табличной части документа, можно разделить на фактическую информацию, данные бухгалтерского и налогового учета. К фактической информации об ОС, которая необходима для отражения операции как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, относятся сведения об инвентарном номере ОС, его наименовании, дате ввода в эксплуатацию и пр.

Рассмотрим заполнение некоторых граф табличной части документа, которые содержат

фактическую информацию. В графу «Событие ввода в эксплуатацию» из справочника «События с основными средствами» выберем соответствующее событие, происходящее с ОС (в нашем случае это «Ввод в эксплуатацию»). Сам справочник является лишь классификатором возможных событий, происходящих с ОС, а информация о событиях, происходящих с объектами ОС в бухгалтерском учете, отражается в регистре сведений «События ОС организации».

Графы «

Название документа» и «Номер документа» нужно заполнить вручную, внеся в них информацию о реальном документе, которым данный объект ОС вводился в эксплуатацию. Что же касается графы «Инв. №», то в нее вносится инвентарный номер, присвоенный ОС. Инвентарные номера должны быть уникальными для ОС в рамках одной организации.

Перейдем к реквизитам, информация из которых используется при отражении документа в

бухгалтерском учете. Это:

— «

Первоначальная стоимость (БУ)». В графе указываем первоначальную стоимость ОС (в валюте регламентированного учета) на момент принятия к учету;

— «

Текущая стоимость (БУ)» (вносим текущую стоимость ОС на дату ввода остатков. Стоимость вводится с учетом всех выполненных ранее модернизаций и других событий, повлиявших на стоимость ОС);

— «

Накопленная амортизация (БУ)» (общая сумма амортизации, начисленная к дате ввода остатков ОС);

— «

Счет учета (БУ)» и «Счет амортизации (БУ)» (указываем счета учета для ОС и начисления амортизации);

— «

Срок полезного использования (БУ)» (необходимо указать общий срок полезного использования основного средства в месяцах. Если ОС было модернизировано, в результате чего срок полезного использования был изменен, то в реквизит вводится новый установленный срок);

— «

Начислять амортизацию (БУ)» (установив флажок в этой графе, мы указываем, что по ОС будет начисляться амортизация начиная со следующего месяца после ввода остатков);

— «

Способ начисления амортизации (БУ)». Если основное средство является амортизируемым, то обязательно в этой графе указываем способ начисления амортизации;

Внимание! Способ амортизации, установленный в этом документе, в дальнейшем не может быть изменен или установлен для ОС никакими другими документами системы.

— «

Способ отражения расходов по амортизации (БУ)». Способ отражения расходов по амортизации в бухгалтерском учете выбираем из справочника «Способы отражения расходов по амортизации». В справочнике хранится перечень созданных пользователем способов распределения амортизации ОС и нематериальных активов на затраты предприятия;

— «

Стоимость для вычисления амортизации (БУ)» (указываем стоимость, относительно которой будет рассчитываться амортизация);

— «

Ликвидационная стоимость (БУ)» (ликвидационная стоимость, используемая при расчете амортизации);

— «

График амортизации (БУ)». Значения для заполнения этой графы подставляются из справочника «Годовые графики амортизации», в котором можно задать способы распределения годовой амортизации по месяцам. В справочнике для каждого месяца можно установить долю годовой амортизации, относящейся на этот месяц. Доля рассчитывается относительно общей суммы долей всех месяцев, т. е. для каждого месяца доля может быть больше единицы;

— «

Срок использования для вычисления амортизации (БУ)». Данные в этой графе указываются в месяцах и могут быть установлены для любого способа амортизации, при этом для некоторых способов они должны быть заполнены обязательно.

Если ОС используется

в производстве и способ амортизации для них в бухгалтерском учете выбран производственный, то для учета выработки предназначена специальная группа параметров (рис. 5). В графе «Параметр выработки» указывают, в каких единицах измеряется выработка; в реквизите «Предполагаемый объем продукции (работ) (БУ)» указывается общий объем работ, установленный для основного средства на дату ввода остатков. В графе «Объем продукции (работ) для исчисления амортизации (БУ)» указывают общий объем работ, относительно которого будет рассчитываться амортизация, а в графе «Выработка количество (БУ)» устанавливается общее значение фактически выполненной работы на момент ввода остатков по указанному параметру выработки.

img 6

Для отражения данных об ОС в

налоговом учете предназначены следующие реквизиты (рис. 6):

— «

Непроизводственное (НУ)» (поставленный флажок в этой графе указывает на то, что основное средство относится к непроизводственным, а непроизводственные основные средства не амортизируются в налоговом учете);

— «

Налоговое назначение» (из справочника «Налоговые назначения активов и затрат» выбираем вид деятельности, в которой используется ОС);

— «

Учитывается как запас (НУ)». Установка этого признака означает, что ОС в налоговом учете относится к запасам, т. е. фактически было списано в момент принятия к учету и отразилось в расчете прироста/убыли запасов. Такие основные средства в налоговом учете не амортизируются;

— «

Налоговая группа ОС» из справочника «Налоговые группы основных средств» (о самом справочнике мы говорили выше). Выбираем группу ОС согласно классификации, принятой в налоговом учете;

— «

Пообъектный учет (НУ)» (отражается признак того, что по выбранной налоговой группе ведется отдельный учет каждого объекта). Эта графа носит информационный характер и недоступна для редактирования, потому что сама установка признаков пообъектного учета выполняется в регистре сведений «Сведения о группах основных средств (налоговый учет)» и зависит от того, какую группу ОС вы указали в графе «Налоговая группа ОС». Снятый флажок означает, что по группе ведется совокупный учет стоимости всех объектов;

— «

Начислять амортизацию (НУ)» (устанавливается признак того, что по основному средству будет начисляться);

— «

Первоначальная стоимость (НУ)» и «Балансовая стоимость (НУ)» вводятся в регламентированной валюте, т. е. в гривне. Балансовую стоимость нужно вводить только для ОС, принадлежащих тем налоговым группам, по которым ведется отдельный налоговый учет каждого из объектов основных средств. Остатки балансовой стоимости по группам, в которых ведется совокупный учет балансовой стоимости, следует вносить с помощью ручной операции;

— «

Счет учета (НУ)». В этой графе находится счет учета балансовой стоимости основного средства, он всегда определяется автоматически на основании других реквизитов налогового учета и не может быть изменен.

img 7

Также в документе предусмотрена группа реквизитов для ввода данных

о последней проведенной модернизации. Эта информация является необязательной для ввода. Но если вы решили внести такую информацию, следует знать, что при заполнении одного из реквизитов этой группы должны быть заполнены и другие. Кроме того, сумма затрат по последней модернизации задается отдельно для бухгалтерского учета (реквизит «Сумма последней модернизации (БУ)») и отдельно для налогового (реквизит «Сумма последней модернизации (НУ)»).

При проведении документа формируются проводки, приведенные в табл. 2.

 

Таблица 2

Содержание

Дт

Кт

Сумма

Ввод начальных остатков ОС, учет по которым ведется пообъектно

Бухгалтерский учет

Счет 10, 11

Вспомогательный счет 00

На сумму, равную значению реквизита «Текущая стоимость (БУ)»

Вспомогательный счет 00

Счет 13

На сумму, равную значению реквизита «Накопленная амортизация (БУ)»

Налоговый учет

Счет учета (НУ)

На сумму, равную значению реквизита «Балансовая стоимость (НУ)»

ОМО «Модернизация и улучшение объектов основных средств»

На сумму, равную значению реквизита «Сумма модернизации с начала года (НУ)»

 

На закладке «

Итоги» выводятся данные об итогах по некоторым колонкам табличной части «Основные средства». Для вывода на печать данных табличной части документа предназначена кнопка «Печать». На печать выводятся только те колонки табличной части, видимость которых включена на момент формирования печатной формы документа.

 

Вод остатков ОС (налоговый учет)

Начальные остатки балансовой стоимости ОС по налоговому учету в «1С: Бухгалтерии 8» вводятся в два этапа. Первый этап — это ввод остатков ОС, налоговый учет которых ведется

пообъектно (ОС 1-й группы). Вводятся эти остатки с помощью выше рассмотренного документа «Ввод начальных остатков».

Начальные остатки ОС, учитываемые в налоговом учете

в целом по группе, вносятся с помощью ручных операций. Для этого нажимаем меню «Проводки → Операция (бухгалтерский и налоговый учет)» и в открывшемся журнале создаем новый документ «Операция». Заполнив шапку документа в табличной части на закладке «Налоговый учет» (рис. 7), формируем проводки по дебету счета ОСГ «Основные средства учет по группам» и аналитику по видам налоговой деятельности и группам основных средств с учетом норм амортизации (до 2004 года и после 2004 года).

img 8

 

ОБОРУДОВАНИЕ, не введенное в эксплуатацию (капитальные инвестиции)

Кроме остатков ОС, учитываемых на счете 10, у предприятия на балансе может быть и оборудование, которое пока не введено в эксплуатацию (другими словами, незавершенные капитальные инвестиции). К незавершенным капитальным инвестициям в необоротные материальные активы относятся капитальные инвестиции в строительство, изготовление, реконструкцию, модернизацию, приобретение объектов необоротных материальных активов, ввод которых в эксплуатацию на дату баланса не состоялся, а также авансовые платежи для финансирования строительства.

Порядок классификации, оценки и признания данного вида активов установлен нормами П(С)БУ 7. Согласно

«Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций» от 30.11.99 г. № 291 такие незавершенные инвестиции учитываются по дебету счета 15 «Капитальные инвестиции» (на субсчетах, соответствующих видам необоротных активов) до тех пор, пока соответствующий объект не будет введен в эксплуатацию.

В программе «1С: Бухгалтерия 8.0 для Украины» на этапе учета капитальных инвестиций для объектов инвестирования используются понятия «оборудование» и «объект строительства». Под оборудованием понимают все товарно-материальные ценности, которые приобретаются с целью использования в качестве ОС, т. е. инвестиции в будущие ОС. Под объектами строительства понимают капитальные инвестиции, которые предполагается создавать, изготавливать, монтировать собственными силами.

Остатки по приобретенному, но не введенному в эксплуатацию оборудованию вносятся в информационную базу с помощью документа «

Оприходование товаров» с видом операции «Оборудование» (рис. 8). Информация об оборудовании вносится на закладке «Товары», корреспондирующий вспомогательный счет 00 выбираем на закладке «Счет учета». В налоговом же учете будут сформированы проводки в дебет счета «ОБ» (оборудование).

img 9

 

В следующем номере мы продолжим наше знакомство с данной подсистемой и рассмотрим, какими документами оформляется в «1С: 8» весь жизненный цикл основных средств, начиная от приобретения и заканчивая списанием.

Если у вас возникнут вопросы, задать их и получить оперативный ответ можно на нашем форуме

www.bk.factor.ua/forum/ .
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше