Темы статей
Выбрать темы

Учет доходов и расходов

Редакция БК
Статья

Учет доходов и расходов

 

img 1 

В этой статье пойдет речь о механизме учета расходов и доходов в «1С: Бухгалтерии 8». Несмотря на то что проводки по счетам расходов и доходов формируются множеством документов различных подсистем учета, при их формировании используются одни и те же принципы и справочники.

Анна САРАЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Согласно

п. 7 П(С)БУ 15 доходы классифицируются по следующим группам:

1) доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

2) прочие операционные доходы;

3) финансовые доходы;

4) другие доходы;

5) чрезвычайные доходы.

Для обобщения информации о доходах от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, а также от чрезвычайных событий предназначены счета класса 7 «Доходы и результаты деятельности». Каждому виду деятельности предназначены свои счета доходов, перечисленные ниже в таблице.

Аналитический учет доходов ведется в разрезе статей доходов (справочник «

Статьи доходов»). Если посмотреть в план счетов, мы увидим что субконто к счетам доходов имеет значение «(об.) Статьи доходов». Напомню, что приставка «об.» (рис. 1) говорит о том, что итоги выводятся только по оборотам, а по остаткам — нет. Это вполне логично, так как счета доходов в конце месяца закрываются и остатки с них списываются на финансовый результат.

img 2

Сам справочник «

Статьи доходов» предназначен для ведения аналитического учета по статьям на счетах доходов (класс 7). Изначально справочник пуст: в нем есть только один элемент «Статья доходов по умолчанию» (рис. 2). В дальнейшем при работе с программой пользователи самостоятельно заполняют справочник исходя из потребностей учета.

img 3

Состав расходов определяется

П(С)БУ 16 «Расходы» и приведен в виде схемы (рис. 3).

img 4

Данная классификация расходов реализована в «1С: Бухгалтерии 8» путем отнесения расходов на разные счета учета. Аналитический учет по счетам расходов ведется в разрезе статей затрат (справочник «

Статьи затрат») и по статьям неоперационных расходов.

Справочник «

Статьи затрат» (рис. 4) предназначен для хранения перечня статей затрат. В результате проведение документов программы будет зависеть от настроек реквизитов этого справочника. Для каждого элемента справочника задаются реквизиты:

img 5

— «

Вид затрат» (выбираем один из предопределенных вариантов). Этот реквизит помогает сформировать затраты по экономическим элементам: материальные, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочее — согласно П(С)БУ 16;

— «

Счет 8 класса» (счет, соответствующий элементу затрат, к которому относятся расходы по данной статье затрат). Не стоит пренебрегать этим реквизитом, так как если предприятие использует 8-й и 9-й классы счетов, то при формировании проводок транзитные движения по счетам 8-го класса будут формироваться автоматически;

— «

Постоянная затрата» (признак того, является ли затрата постоянной).

После того как элемент справочника был использован в проведенных документах, значения его реквизитов лучше не изменять. В противном случае документы необходимо перепровести.

 

К

акие счета использовать?

Счета учета расходов определяются в регистре сведений «

Учетная политика организаций» на закладке «Бухгалтерский учет» (поле «Доходы и расходы», рис. 5). Как вы помните, согласно Инструкции № 291 счета класса 9 «Расходы деятельности» ведут все предприятия, кроме субъектов малого предпринимательства. Такому предприятию следует установить константу в значение «Класс 9 (затраты деятельности)». Счета только 8-го класса могут применять малые предприятия и организации, не ведущие коммерческую деятельность. Константу они устанавливают в значение «Класс 8 (элементы затрат)».

img 6

По собственному желанию предприятие может использовать счета классов 8 и 9 одновременно. Для этого константе нужно задать значение «

Классы 8 и 9 (элементы и затраты деятельности)».

При формировании проводок документы используют счета учета и доходов, заданные пользователем. К примеру, для отражения дохода от реализации используется справочник «

Схемы реализации». Изначально в информационной базе присутствуют четыре предопределенные схемы реализации (рис. 6), для каждой из них указаны счет доходов, расходов и счет для списания себестоимости реализации.

img 7

Для отражения доходов от курсовых разниц используется регистр сведений «

Параметры учета курсовых разниц». Для отражения прочих доходов счет дохода и аналитика по нему задаются непосредственно в документе, например в документе «Оприходование товаров» на закладке «Счета учета» (рис. 7).

img 8

 

Задействованные справочники

Основные справочники «

Статьи затрат» и «Статьи доходов» были описаны выше. Сейчас рассмотрим справочники «Статьи неоперационных расходов» и «Расходы будущих периодов».

Справочник «

Статьи неоперационных расходов» используется для ведения аналитического учета по счетам неоперационных расходов. Для организаций, использующих только 8-й класс счетов, это счет 85 «Другие затраты», а для организаций, использующих 9-й класс, — счета 95–99.

Справочник «

Расходы будущих периодов» предназначен для хранения списка расходов, которые осуществлены в текущий момент, но связаны с получением доходов в будущем, и информации, необходимой для автоматизации списания таких расходов в будущих периодах. Создав нужный элемент, введите его наименование и сумму расходов, в реквизитах «Начало списания» и «Окончание» нужно указать временной период списания расходов. Для элемента справочника также указывают счет учета расходов и аналитику по нему (рис. 8). В дальнейшем списываться расходы будущих периодов будут путем равномерного распределения общей суммы расходов по указанной статье затрат на указанный период. Списание оформляется документом «Закрытие месяца».

img 9

При формировании

операционных расходов задействованы справочники «Подразделения организации» и «Номенклатурные группы».

Справочник «

Подразделения организаций» используется для ведения кадрового и аналитического учета в разрезе подразделений каждой организации. Он позволяет вести учет затрат в разрезе структурных подразделений предприятия (цех № 1, цех № 2 и пр.).

Справочник «

Номенклатурные группы» содержит список номенклатурных групп (рис. 9), по которым ведется учет затрат основного и вспомогательного производства, а также выручки, полученной от реализации товаров, продукции, услуг. В номенклатурную группу следует объединять продукцию, имеющую одинаковую структуру себестоимости и относящуюся к одному виду налоговой деятельности. Реквизит «Налоговое назначение» определяет вид налоговой деятельности для продукции, выпускаемой по этой номенклатурной группе.

img 10

 

остатки по счетам

Счета расходов закрываются в конце каждого месяца, поэтому вносить по ним остатки не придется разве что по счетам:

— 79 «Финансовый результат»;

— 44 «Нераспределенная прибыль»;

— по дебету счета 39 (нераспределенные расходы будущих периодов);

— по Кт 47 (начисленные обеспечения).

Все суммы остатков по этим счетам вводятся с помощью документа «

Операция (бухгалтерский и налоговый учет)».

 

В следующей статье мы познакомимся с документом «Закрытие месяца» и заодно вспомним, какие документы должны быть проведены в информационной базе до его формирования, а также определим финансовый результат деятельности предприятия.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше