Темы статей
Выбрать темы

Социальные сети: есть ли польза?

Редакция БК
Статья

Социальные сети: есть ли польза?

 

img 1

По Сети давно гуляет анекдот о том, как на собеседовании при приеме на работу соискателя спрашивают, знает ли он сайт «Одноклассники.ру». Получив положительный ответ, кадровик сообщает соискателю, что собеседование окончено и ему отказано в месте работы. Определенная доля истины в этом анекдоте есть: подобные интернет-ресурсы стали настоящим пожирателем времени для многих современных пользователей, а потому настоящим бичом для работодателей, которые часто вынуждены блокировать доступ к этим ресурсам. Но значит ли это, что все социальные сети — зло? Конечно же нет!

Надежда БАЛОВСЯК, доцент кафедры информационных систем и сетей Черновицкого торгово-экономического института КНТЭУ, Internetessa.com

 

Несмотря на запреты, аудитория социальных сетей увеличивается с каждым днем. Сложно найти современного пользователя Интернета, который бы не слышал о сервисах «В Контакте» —

http://vkontakte.ru/ , «Одноклассники» www.odnoklassniki.ru или Facebook — http://facebook.com . Аудитория самой популярной социальной сети на постсоветском пространстве — «В Контакте» превысила 30 млн пользователей, а мировым лидером среди этих сервисов является Facebook — его аудитория превышает 300 млн человек. Аккаунт в социальной сети уже давно превратился в онлайновую визитную карточку, ссылки на свои профайлы в социальных сетях стало принято писать на бумажных визитках и указывать в подписях к электронным письмам.

Современные социальные сети — это популярное, но и одно из самых противоречивых явлений современного Интернета. Нужны ли они обычным людям? Можно ли извлечь пользу от онлайнового времяпрепровождения на страницах этих сайтов? Попробуем ответить на эти вопросы и понять, что же приносят социальные сети обычным людям и работодателям — вред или пользу.

Многие новые веб-проекты включают в свой функционал функции социальной сети. Социальными сетями стали называть даже просто тематические ресурсы. Социальные сети везде — для коллег, бывших одноклассников, друзей или специалистов одной профессии.

Эти сервисы можно разделить на несколько типов. Прежде всего это

социальные сети универсальной направленности, предназначенные для общения знакомых и друзей. Это известные «Одноклассники», «В контакте», а также набирающий популярность в Украине и России (и уже давно популярный во всем мире) Facebook.

Преимущества таких социальных сервисов очевидны. Это поиск друзей, знакомых и людей, с которыми в силу разных причин была утеряна связь. Как еще найти бывших одноклассников или сокурсников, если не с помощью всем известной социальной сети? Эти сервисы позволяют всегда быть на связи с теми людьми, которые находятся далеко от нас.

Второе преимущество — поиск новых знакомых. Многие социальные сети (например, «В Контакте» и Facebook) позволяют указывать свои интересы. С помощью функций таких сервисов можно проводить поиск людей с теми же интересами, особенно если эти интересы довольно необычны. Кроме того, во многих социальных сетях есть группы, объединяющие пользователей с одинаковыми интересами. В таких группах можно общаться, обмениваться интересными вещами и таким образом расширить круг знакомств из единомышленников. На страницах социальных сетей можно также обмениваться фотографиями, музыкой и файлами.

Итак, обычная социальная сеть общего направления — это инструмент, позволяющий завести новые знакомства или поддерживать старые контакты.

Ко второму типу социальных сетей можно отнести

деловые социальные сети. Наиболее популярными из них являются:

— «Мой круг» —

www.moikrug.ru (рис. 1);

 img 2

— «Профессионалы» — www.professionali.ru ;

— LinkedIn — www.linkedin.com ;

— Profeo — www.profeo.ua .

Другими популярными сервисами этого типа можно назвать сообщество менеджеров E-xecutive — www.e-xecutive.ru , сети RB — www.rb.ru и PRO2 — www.pro2.ru , проект «В штате» — www.vshtate.ru , сообщество «Я топ» — www.yatop.com.ua , Atlaskit — www.atlaskit.com

Эти сети, с одной стороны, похожи на «Одноклассников» или «В контакте», с другой — у них свое, совершенно другое предназначение, поэтому, и поведение пользователей, и вид их профайлов в деловых социальных сетях должны быть уместны и соответствовать целям проекта. Прежде всего эти сервисы позволяют каждому создать свой профессиональный портрет в Интернете. Профайл в деловой социальной сети представляет собой онлайновый вариант делового резюме. На страницах таких сервисов требуется указать образование, опыт работы, умения и навыки. Для каждого профайла в деловой социальной сети формируется удобная ссылка, например http://balovsyak.moikrug.ru/ . Эту ссылку можно указать в подписи в своем электронном письме или предоставить потенциальному работодателю, который сможет с ее помощью понять, с каким человеком он имеет дело.

В крупных зарубежных компаниях около 20 % менеджеров по персоналу заявили, что постоянно используют социальные сети с целью поиска новых сотрудников, а также отслеживают то, что размещают в Интернете нынешние коллеги.

Важным элементом любой социальной сети являются друзья — другие пользователи, добавленные в специальный список владельца аккаунта. Однако в деловой социальной сети процесс добавления в друзья означает отображение реально существующих деловых связей между людьми. Среди интернет-специалистов уже давно расхожа фраза: «Зачем мне его резюме, я лучше посмотрю на его страницу и список друзей в LinkеdIn». Например, если среди ваших друзей окажутся уважаемые и известные в своей сфере деятельности люди, то это о многом скажет читателям вашего профайла. Это означает, что владелец аккаунта деловой социальной сети пересекался или работал вместе с известными специалистами, что позволит увеличить уровень доверия к такому человеку. Добавление в друзья в деловых социальных сетях осуществляется только по обоюдному согласию — другой пользователь сервиса должен дать согласие на его добавление в друзья или в первый круг (как в сети «Мой круг»). Таким образом, если известный и уважаемый человек согласился на добавление его в ваши друзья, это знак для других о том, что вы с ним где-то пересекались.

В наше время социальные сети являются особенно важными средствами поиска работы и многие HR-специалисты ищут сотрудников именно в социальных сетях. Для соискателей социальные сети удобны тем, что в один клик можно указать, что человек ищет работу, и таким образом попасть в поле зрения потенциальных работодателей. Соответствующая надпись появится рядом с его профайлом, а при поиске участников сети можно задать отображение только тех, кто ищет работу. Такой поиск сотрудников в профессиональных социальных сетях зачастую более удобен, нежели, например, на обычных рекрутинговых сайтах с вакансиями и резюме. Главным преимуществом социальных сетей для работодателей является не только наличие резюме в социальной сети. Здесь подробно указаны связи человека, которые позволяют сделать вывод, например, о том, достаточно ли серьезен человек, котируется ли он как специалист среди своих коллег, знают ли его как профессионала. При желании будущий работодатель может запросить характеристики человека у других пользователей социальной сети.

Кроме того, многие сервисы этого типа предлагают своим пользователям возможность рекомендовать услуги друг друга. Например, в сети «Мой круг» пользователь может написать какой-то факт о другом человеке («выполняет все задачи в срок», «отличный организатор»), а другие люди этот факт могут подтвердить. Просмотрев список людей, давших свои рекомендации, можно обратиться к ним и уточнить кое-что о личности соискателя.

Кроме того, в социальных сетях рекрутеры просматривают резюме не только тех, кто ищет работу. С помощью деловых социальных сетей часто находят просто хороших специалистов, которые не заняты поисками вакансий. Поэтому пользователям нужно следить за актуальностью своего резюме в деловой сети.

Для пользователей социальные сети могут быть хорошим инструментом при поиске коллег. Многие социальные сети позволяют создавать онлайновые сообщества по интересам и общаться специалистам между собой. Такие возможности доступны пользователям украинской социальной сети Profeo и в англоязычной LinkedIn. В Profeo, например, есть группы «Бухгалтерия/Налогообложение» и «Консалтинг/Аудит» (рис. 2).

img 3

Кроме того, в последнее время все чаще потенциальные работодатели стали использовать социальные сети для получения дополнительной информации о сотруднике. При этом используются и деловые социальные сети, и обычные, а также блоги (

livejournal.ru) и фотохостинги (fotki.yandex.ru). Данные, доступные здесь, помогут составить более понятный и точный портрет сотрудника, нежели даже самое подробное резюме. Поэтому нужно очень аккуратно следить за тем, что появляется в онлайне в свободном доступе. Онлайн, особенно социальные сети, не место для размещения фото с отдыха в не совсем трезвом виде или приколов с последнего корпоративного банкета. Профайл должен быть максимально профессиональным и минимально личностным, в нем должна отражаться профессиональная деятельность и интересы, но не личная жизнь и приключения.

В крупных зарубежных компаниях каждый пятый работодатель в результате опроса исследовательской компании CarierBuilder заявил, что искал требуемых ему сотрудников только через социальные сети, 30 % работодателей отказывали специалисту, изучив его профайлы в одной или нескольких социальных сетях, а более 60 % заявили, что на их решение о приеме на работу или на отказ повлиял профайл пользователя в социальной сети. Интернет позволяет отыскать потенциального сотрудника с помощью нескольких кликов и увидеть все ипостаси человека. Изучение онлайновой репутации стало на Западе одним из важных этапов при приеме на работу.

Нельзя сказать, что у социальных сетей есть только плюсы, сервисы этого типа обладают и рядом недостатков. Это отсутствие реального общения и анонимность, позволяющая обмануть собеседника. Социальные сети забирают слишком много времени, особенно сервисы типа «Одноклассников», феномен которых уже активно изучают психологи.

 

В общем, социальные сети, как и все в этом мире, имеют положительные и отрицательные стороны. Нужно просто активно эксплуатировать первое и помнить о втором, и тогда эти сервисы будут вам полезны.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше