Темы статей
Выбрать темы

Закрытие месяца и подведение итогов. Часть 2

Редакция БК
Статья

Закрытие месяца и подведение итогов. Часть 2

 

img 1 

В прошлом номере мы рассмотрели регламентные операции, выполняемые документом «Закрытие месяца» в бухгалтерском учете. Сейчас же поговорим об операциях, проводимых в налоговом учете, а также подведем итог финансовой деятельности предприятия.

Анна САРАЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Напомню, что регламентные операции в налоговом учете оформляются ежеквартально документом «

Закрытие месяца» (рис. 1). Рассмотрим каждую из операций подробнее.

img 2

 

Ф

ормирование остатка незавершенного производства

При выполнении этой операции остатки незавершенного производства в налоговом учете приравниваются к суммовому остатку согласно бухгалтерскому учету и отражаются проводками в налоговом учете прироста/убыли запасов. В основе операции лежит методика, согласно которой отдельный расчет себестоимости продукции в налоговом учете не ведется, а налоговая себестоимость приравнивается к бухгалтерской, рассчитанной в соответствии с

П(С)БУ 16.

В налоговом учете документ формирует проводки, представленные на рис. 3.

 

Распределение суммы улучшения ОС

При выполнении операции «

Распределение суммы улучшения основных средств» сумма, накопленная на счетах «ОМГ» и «ОМО», распределяется на валовые расходы и балансовую стоимость ОФ. Распределение происходит согласно показателю годового процента, который установлен в «Параметрах налогового учета» (меню «Предприятие → Учетная политика») (рис. 2). Размер годового процента установлен в соответствии с п.п. 8.7.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 20.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль) и составляет 10 % от совокупной балансовой стоимости всей группы основных фондов состоянием на начало отчетного периода.

img 3

На рис. 3 приведены проводки, формируемые при проведении операций «

Формирование остатка незавершенного производства» и «Распределение суммы улучшения основных средств».

img 4

 

Списание стоимости выбывших групп основных средств

Операция «

Списание стоимости выбывших групп основных средств» выполняет списание на валовые расходы стоимостных остатков по группам ОС, для которых:

— не предусмотрен пообъектный учет;

— на конец квартала все основные средства группы списаны (количество равно нулю).

Важно!

Статьи налоговых деклараций для списания должны быть предварительно указаны в регистре сведений «Сведения о группах основных средств (НУ)».

Данная операция должна выполняться только в последнем месяце квартала, когда стоимость группы основных средств на конец текущего квартала сформирована. Движения по счетам налогового плана счетов выполняются первым днем следующего квартала.

 

Нормирование расходов

Согласно действующему законодательству нормированию подлежат расходы, связанные с:

— гарантийным обслуживанием;

— проведением предпродажных и рекламных мероприятий;

— страхованием;

— покупкой ГСМ и арендой автомобиля.

Документ «

Закрытие месяца» выполняет нормирование всех вышеперечисленных расходов. Нормы расходов, в соответствии с которыми происходит распределение, установлены в «Параметрах налогового учета» (рис. 4) и основываются на требованиях Закона о налоге на прибыль.

img 5

Вкратце остановимся на каждой из этих операций. Итак, первая операция «

Нормирование расходов на рекламу» выполняет расчет и корректировку соответствующих валовых расходов до уровня допустимой суммы расходов на предпродажные и рекламные мероприятия. Величина этих расходов не должна превышать 2 % от налогооблагаемой прибыли предприятия плательщика налога на прибыль за прошлый год (п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль).

В соответствующих документах для отражения в налоговом учете расходов на рекламу используется статья «

Затраты на предпродажные рекламные мероприятия» (рис. 5).

img 6

В документе «

Закрытие месяца», поставив флажок напротив операции «Нормирование расходов на рекламу» и на закладке «Дополнительно» указав размер налогооблагаемой прибыли в размере 50 тыс. грн., проведем документ. В итоге в налоговом учете будут сформированы проводки, приведенные на рис. 6.

img 7

Таким образом, из общей суммы расходов на рекламные мероприятия (3510 грн.) за третий квартал документом «

Закрытие месяца» была произведена корректировка валовых расходов: разрешенная сумма — 2 % от налогооблагаемой суммы прибыли за прошлый период — списана на валовые расходы, на оставшуюся сумму ВР откорректированы.

Операция «

Нормирование расходов на гарантийный ремонт» осуществляет расчет расходов на гарантийный ремонт в соответствии с п.п. 5.4.3 Закона о прибыли, а также корректировку валовых расходов, уменьшая их до разрешенной суммы. Норма расходов на гарантийный ремонт задается в параметрах налогового учета в виде процента от стоимости проданных товаров, по которым не истек срок гарантийной замены.

Проведение этой операции невозможно, если не был проведен документ «

Установка гарантийных сроков (налоговый учет)», в котором задают гарантийные сроки для различных номенклатурных групп (рис. 7).

img 8

Напомню, что не включаются в состав валовых расходов затраты плательщика налога, связанные с оперативной арендой легкового автомобиля, и расходы на приобретение ГСМ для легковых автомобилей в размере 50 % от понесенных расходов (

п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль). Расчет и корректировку этих валовых расходов осуществляет операция «Нормирование расходов на ГСМ».

Общая сумма расходов на ГСМ, подлежащая нормированию, определяется из накопленных оборотов по предусмотренной для этих целей статье валовых расходов «

ГСМ для легковых авто».

Операция «

Нормирование расходов на страхование» выполняет расчет суммы расходов на страхование (в соответствии с п.п. 5.4.6 Закона о налоге на прибыль) и формирует корректировочные проводки по валовым расходам, уменьшая их до разрешенной суммы.

Накапливаются данные расходы на предусмотренной для этих целей статье валовых расходов «

Расходы на страхование».

 

Технологические операции по налоговому учету

В данном подразделе всего одна операция «

Закрытие регистров налогового учета». При включенном флажке документ формирует служебные движения по регистрам налогового учета «Продажи налоговый учет» и «Приобретения налоговый учет». Выполнение этой операции позволит несколько уменьшить размер информационной базы и увеличить скорость проведения документов по налоговому учету. Операцию лучше проводить ежеквартально.

 

Определение финансового результата

Документ «

Определение финансовых результатов» (меню «Операции → Регламентные операции») предназначен для определения финансового результата деятельности предприятия и формирования остатка нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Документ следует проводить в конце месяца после отражения всех хозяйственных операций, влияющих на доходы и расходы, включая расходы по налогу на прибыль. При закрытии доходов и расходов остатки со счетов классов 7, 8 и 9 списываются на соответствующие субсчета счета 79 «Финансовые результаты» (рис. 8).

img 9

Финансовый результат может быть как положительным, так и отрицательным. Остаток по кредиту субсчетов счета 79 — это прибыль предприятия, а по дебету — убытки. Сальдо субсчетов счета 79 при закрытии списывается на счет 44 «Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)». По кредиту субсчетов счета 44 отражается увеличение прибыли, по дебету — убытки и использование прибыли.

При проведении документа с установленным флажком «

Рассчитывать прибыль / убыток» полученный финансовый результат с учетом использованной в текущем периоде прибыли (субсчет 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде») списывается на субсчет 441 «Нераспределенная прибыль» или 442 «Непокрытый убыток».

Проверить корректность закрытия месяца поможет отчет «

Анализ состояния бухгалтерского учета» (рис. 9). Отчет предназначен для анализа плана счетов в части состава счетов (субсчетов) и структуры аналитического учета с целью выявления возможных ошибок формирования отчетности, а также для выявления технических бухгалтерских ошибок.

img 10

Этот отчет поможет выявить ошибки, которые влияют на формирование бухгалтерской отчетности.

Перед формированием отчета необходимо выбрать организацию, по которой будет производитьсяанализ, и указать период, за который необходимо анализировать информацию.

Технологический анализ бухгалтерского учета состоит из четырех этапов:

1.

Анализ рабочего плана счетов — программа сравнивает рабочий план счетов с эталонным планом счетов, рекомендованным фирмой «1С», и сообщает о найденных несоответствиях.

2.

Анализ счетов, подлежащих закрытию в конце отчетного периода, выявляет среди счетов, подлежащих закрытию, те, которые имеют сальдовый остаток.

3.

Анализ бухгалтерских итогов выявляет ошибочные остатки на бухгалтерских счетах, ошибки ведения количественного учета, ошибки переоценки валютных средств на конец отчетного периода (должен быть установлен курс валют на конец отчетного периода).

4.

Анализ бухгалтерских проводок — проводки в бухгалтерском регистре проверяются с базой недопустимых проводок. Если недопустимая проводка будет обнаружена — программа выдаст строку с ошибкой, где будет указана, какая корреспонденция вызвала подозрение, и краткий комментарий.

В случае наличия ошибок в каком-либо разделе отчета, дважды щелкнув мышкой по строке с ошибкой, можно вызвать карточку счета или форму операции с ошибочной проводкой.

 

На этом мы закончим знакомство с регламентными операциями. Жду ваших писем на

bk@id.factor.ua или на форуме редакции www.bk.factor.ua/forum . Успешной работы!

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше