Темы статей
Выбрать темы

О подготовке к введению общего реестра налоговых накладных

Редакция БК
Письмо от 06.10.2009 г. № 21839/7/16-1517

ПОРЯДОК ПОДАЧИ НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ
ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ В ОБЩЕМ РЕЕСТРЕ НАЛОГОВЫХ
НАКЛАДНЫХ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ СРЕДСТВАМИ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СВЯЗИ

 

Приложение к письму гна украины от 06.10.2009 г. № 21839/7/16-1517
«О подготовке к введению общего реестра налоговых накладных»

 

Настоящий Порядок определяет общие принципы организации регистрации налоговых накладных плательщиков налога на добавленную стоимость — продавцов товаров (работ, услуг) в Общем реестре налоговых накладных (далее — Общий реестр) при подаче ими налоговых накладных в органы государственной налоговой службы Украины (Центр обработки электронных отчетов) в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи. Настоящий Порядок распространяется на центр обработки электронных отчетов Государственной налоговой администрации Украины (далее — ЦОЭО ГНА Украины) и плательщиков налога на добавленную стоимость, определенных пунктом 4 данного Положения.

При подаче и получении налоговых накладных в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи плательщик налогов и ЦОЭО ГНА Украины должны соблюдать следующий порядок:

1.

плательщик налогов — продавец:

1.1.

плательщик налогов — продавец создает налоговую накладную в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом (стандартом) с помощью специализированного программного обеспечения.

После подготовки плательщиком налогов — продавцом налоговой накладной в электронном виде на нее налагаются ЭЦП должностных лиц плательщика налогов в следующем порядке: первой — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй — ЭЦП руководителя, третьей — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов.

При отсутствии у плательщика налогов — продавца должности бухгалтера электронные цифровые подписи должностных лиц плательщика налогов налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП руководителя, второй — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов.

Плательщиком налогов — продавцом, физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности электронные цифровые подписи налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП плательщика налогов — физического лица, второй — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов (при наличии);

1.2.

после наложения ЭЦП плательщик налогов — продавец осуществляет шифровку налоговой накладной в электронном виде и направляет ее в ЦОЭО ГНА Украины через телекоммуникационные каналы связи. Второй экземпляр налоговой накладной в электронном виде хранится у плательщика налогов;

1.3.

после получения от плательщика налогов — продавца налоговой накладной в электронном виде в ЦОЭО ГНА Украины осуществляют ее расшифровку, проверку ЭЦП, проверку соответствия электронного документа утвержденному формату (стандарту) и вносят ее в Общий реестр;

1.4.

подтверждением плательщику налогов — продавцу приема его налоговой накладной в Общий реестр является квитанция в электронном виде в текстовом формате, в которой определяются реквизиты принятой налоговой накладной в электронной форме, соответствие налоговой накладной в электронной форме утвержденному формату (стандарту) электронного документа, результаты проверки ЭЦП, информация о плательщике налогов, дата и время приема, регистрационный номер, налоговый период, за который подается налоговая отчетность, и данные об отправителе квитанции. На эту квитанцию налагается ЭЦП ЦОЭО ГНА Украины, осуществляются ее шифровка и направление плательщику налогов средствами телекоммуникационной связи. Второй экземпляр квитанции в электронном виде хранится в ЦОЭО ГНА Украины;

1.5.

если отправленные налоговые накладные сформированы с ошибкой, то плательщику налогов посылается квитанция в электронном виде в текстовом формате о неприеме налоговой накладной в электронном виде с указанием причин. На эту квитанцию налагается ЭЦП ЦОЭО ГНА Украины, осуществляются ее шифровка и направление плательщику налогов средствами телекоммуникационной связи. Второй экземпляр квитанции в электронном виде хранится в ЦОЭО ГНА Украины;

1.6.

датой и временем подачи налоговой накладной в электронном виде в ЦОЭО ГНА Украины являются дата и время, зафиксированные в квитанции.

2. плательщик налогов — покупатель:

2.1

плательщик налогов — покупатель создает запрос в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом (стандартом) с помощью специализированного программного обеспечения.

После подготовки плательщиком налогов — покупателем запроса в электронном виде на него налагаются ЭЦП должностных лиц плательщика налогов в следующем порядке: первой — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй — ЭЦП руководителя, третьей — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов.

При отсутствии у плательщика налогов — покупателя должности бухгалтера электронные цифровые подписи должностных лиц плательщика налогов налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП руководителя, второй — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов.

Плательщиком налогов — покупателем, физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности электронные цифровые подписи налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП плательщика налогов — физического лица, второй — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов (при наличии);

2.2

. после наложения ЭЦП плательщик налогов — покупатель осуществляет шифровку запроса в электронном виде и направляет его в ЦОЭО ГНА Украины через телекоммуникационные каналы связи. Второй экземпляр запроса в электронном виде хранится у плательщика налогов;

2.3.

после получения от плательщика налогов — покупателя запроса в электронном виде в ЦОЭО ГНА Украины осуществляют его расшифровку, проверку ЭЦП, проверку соответствия электронного документа утвержденному формату (стандарту);

2.4.

ЦОЭО ГНА Украины налагает на налоговую накладную свою ЭЦП, осуществляет ее шифровку и направляет по электронному адресу, указанному в запросах плательщика налогов — покупателя.

3.

Если плательщик налогов — продавец направил в ЦОЭО ГНА Украины несколько экземпляров одной налоговой накладной, то оригиналом считается та накладная, которая принята в базу данных и плательщику налогов поступила об этом квитанция.

 

Директор Департамента

информационно-аналитического обеспечения процессов налогообложения С. Шевченко

 

Комментарий редакции

 

Итак, ГНАУ не стала утруждать себя разработкой и утверждением полноценного нормативного документа, а ограничилась приложением к

письму. Возможно, там просто посчитали нецелесообразным плодить «нормодоки», ведь на сегодняшний день и так действует Инструкция по подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденная приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233 . А налоговая накладная в одной из двух своих ипостасей как раз и является отчетным налоговым документом согласно п.п. 7.2.3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость». Так что, похоже, в ГНАУ решили ограничиться простым разъяснением-порядком, как бы дополняющим вышеупомянутую Инструкцию.

Итак, кого же касается комментируемый порядок? Во-первых, тех плательщиков НДС, которых

распоряжение КМУ от 23.09.2009 г. № 1178-р заставляет регистрировать налоговые накладные на крупные суммы (с 01.11.2009 г. — свыше 1 млн грн., с 01.01.2010 г. — свыше 500 тыс. грн., с 01.04.2010 г. — свыше 100 тыс. грн.) в Общем реестре налоговых накладных. А во-вторых, их покупателей, которые, отражая налоговый кредит, для собственной уверенности смогут свериться с этим Реестром. При этом в целях экономии времени и те, и другие смогут воспользоваться средствами электронной отчетности: одни — для регистрации налоговых накладных в Реестре, вторые — для получения сведений из него.

Порядок предельно прост. Продавец создает налоговую накладную в электронном виде с помощью своего программного обеспечения (OPZ, «Бест-Звіт» или какого-либо иного, поддерживающего утвержденный ГНАУ формат). Затем подписывает ее имеющимися ключами ЭЦП и, зашифровав, отправляет в ЦОЭО ГНАУ (zvit@sta.gov.ua), откуда получает квитанцию с сообщением о принятии или непринятии налоговой накладной. В свою очередь, покупатель, заинтересованный в подтверждении данных налоговой своего поставщика, формирует запрос (такая возможность уже появилась в OPZ версии 1.25 и «Бест-Звіт» 8.79.001), подписывает его, шифрует и тоже отправляет в ЦОЭО ГНАУ. В ответ ему должны прислать запрошенную налоговую накладную. Вот в общих чертах и весь порядок. Если все будет реализовано так, как написано, то должно быть быстро, удобно и надежно. Мы лишь надеемся, что это не будут заставлять делать через Спецоператора.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше