Темы статей
Выбрать темы

Формирование валовых доходов/расходов в «1С: Бухгалтерии 8»

Редакция БК
Статья

Формирование валовых доходов/расходов в «1С: Бухгалтерии 8»

 

img 1 

Продолжая рассматривать подсистему налогового учета в «1С: Бухгалтерии 8», уделим внимание формированию валовых доходов и расходов при проведении хозяйственных операций. При описании различных хозяйственных операций мы так или иначе затрагивали тему налогового учета. Теперь пришло время более детально рассмотреть, как формируются валовые доходы/расходы в сложной схеме учета налога на прибыль при оформлении операций, связанных с запасами, взаиморасчетами с контрагентами и пр.

Анна САРАЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

О

перации с запасами 

Операции с запасами в налоговом учете отражаются теми же документами, что и в бухгалтерском, а именно «

Поступление товаров и услуг», «Продажа товаров и услуг» и пр.

При включенном флажке «

Отразить в нал. учете» в этих документах становятся доступны реквизиты для указания налоговых параметров операции, а именно «Статья прироста/убыли» и «Налоговое назначение» (рис. 1). Эти параметры тщательно контролируются программой и при списании запасов должны совпадать. Если запасы приобретены для использования в хозяйственной деятельности в облагаемых налогом на прибыль операциях, то документ оприходования формирует проводки по субсчетам счета «ЗО».

img 2

При поступлении запасов или оборудования на склад предприятия их себестоимость всегда регистрируется в регистре накопления «

Партии товаров на складах (налоговый учет)», при этом запись детализируется по номенклатуре, складу (если ведется складской учет) и по документам, образующим партию (если метод оценки установлен в значении ФИФО). На рис. 2 показан регистр накопления «Партии товаров на складах (налоговый учет)». Вы можете увидеть, что последняя запись регистра (партия) сделана документом «Поступление товаров и услуг ДО 0000000001 от 22.06.2009 10:04:46».

Выбытие запасов возможно, только если параметры выбытия совпадают с параметрами остатков запасов, при этом в регистре накопления «

Партии товаров на складах (налоговый учет)» формируется «Расход» (запись со знаком «минус»; рис. 2), а в налоговом учете — проводки по списанию с субсчетов счета «ЗО».

img 3

В случае если один из налоговых параметров изменился, необходимо помнить, что:

1) документом «

Изменение налогового назначения запасов» производится изменение налогового назначения запасов (вид налоговой деятельности относительно налога на прибыль, признак амортизируемости, вид налоговой деятельности по НДС);

2) документом «

Перемещение товаров» можно изменить учетную статью прироста/убыли запасов (рис. 3).

img 4

Документ «

Изменение налогового назначения запасов» предназначен для изменения целевого назначения запасов в налоговом учете. Документ осуществляет корректировку сумм валовых расходов и налогового кредита (обязательств) по НДС.

К примеру, чтобы изменить налоговое назначение ТМЦ, по которым в результате инвентаризации была выявлена недостача, нужно провести документ «

Изменение налогового назначения запасов». При этом в документе следует указать для ТМЦ в реквизите «Новое налоговое назначение» значение «Нехоз. д-сть» (рис. 4).

img 5

Заполнение документа не вызовет особых трудностей. Прежде всего в шапке документа выбираем склад, на котором хранятся ТМЦ. Затем на закладке «

Товары» вводим перечень товаров и их количество (эту информацию можно ввести вручную или с помощью кнопки «Подбор»), после чего щелкаем по кнопке «Заполнить по партиям».

Для корректного изменения налогового назначения запасов следует указать:

— старое и новое налоговое назначение;

— старую и новую сумму ВР;

— нужна ли корректировка НДС.

Итак, нам необходимо изменить налоговое назначение недостающих ТМЦ. Поэтому в поле «

Налоговое назначение новое» из справочника «Налоговое назначение активов и затрат» выбираем статью «Нехоз. д-сть» — в результате программа самостоятельно заполнит графу «Корректировка НДС» и рассчитает сумму НДС.

На этой же закладке выбираем статью валовых расходов из справочника «

Статьи налоговых деклараций». По умолчанию программа показывает те статьи декларации, которые считает подходящими для данной проводки. Если вы хотите увидеть все статьи декларации, поставьте флажок напротив параметра «Все статьи декларации».

На закладке «

Счет учета» указывают счета для формирования проводок по НДС. Выберем «Счет затрат» — 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей», статью затрат «Прочие» (выбрать статью затрат получится в том случае, если заполнен справочник «Статьи затрат»), а также на этой закладке выбирается статья декларации по НДС. Согласно п.п. 7.4.4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон об НДС) сумма НДС, уплаченная в связи с приобретением ТМЦ, которые со временем были похищены, и отнесенная в момент их приобретения в состав налогового кредита, подлежит корректировке. Выбираем в документе эту статью валовых расходов и проводим документ. Сделанные документом корректировки приведены на рис. 5.

img 6

При заполнении приложения К1/1 Декларации по прибыли используются начальные и конечные остатки по субсчетам счета «

ЗО» кроме счубсчета «ОБ». Если с помощью документа «Изменение налогового назначения запасов» производилось изменение хозяйственной деятельности на нехозяйственную, то суммы этих изменений будут отражены в колонке таблицы «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности».

 

В

заиморасчеты с контрагентами 

Взаиморасчеты с контрагентами

 в налоговом учете отражаются с помощью документов покупки/продажи ТМЦ, поступления и списания денежных средств, документами «Регистрация авансов в налоговом учете» и «Закрытие месяца» с включенной операцией «Расчет временных разниц по взаиморасчетам (упрощенный нал. учет)». При проведении документы производят записи в специальные регистры накопления налогового учета «Приобретения налоговый учет» и «Продажи налоговый учет».

Как вы помните, в договоре с контрагентом указывают налоговые схемы начисления валовых доходов/расходов (по первому событию, по отгрузке).

При учете операций взаиморасчетов с контрагентами в иностранной валюте используется счет налогового плана счетов «

ВЗ». Начисление валовых доходов или расходов производится по курсу того дня, когда произошло первое событие. К примеру, если первым событием была отгрузка, то товарными документами формируются проводки по счету ВР и ВЗ по курсу на дату проведения документа (рис. 6).

img 7

При погашении задолженности контрагентом сумма валовых расходов /доходов пересчитывается только в том случае, если в договоре включен флажок «

Корректировать ВР по балансовой стоимости валюты при оплате — втором событии» (рис. 7), а задолженность по счету ВЗ закрывается по курсу на дату первого события.

img 8

На рис. 8 представлены проводки, формируемые документом «

Платежное поручение исходящее» по погашению задолженности перед контрагентом.

img 9

Переоценка задолженности в иностранной валюте на конец периода оформляется документом «

Закрытие месяца» с включенной операцией «Переоценка валютных средств (НУ)». При этом переоценивается только валюта по договорам вида «Прочее», в форме которых задано, что они подлежат налоговой переоценке (рис. 9).

img 10

 

РегиСтрАция авансов в налоговом учете

Мы рассмотрели формирование валовых доходов и расходов при проведении различных хозяйственных операций. Хочу напомнить, что если учет налога на прибыль и НДС ведется по сложной схеме, то в конце месяца обязательно следует провести документ «

Регистрация авансов в налоговом учете». Об этом документе мы уже писали, когда речь шла об учете НДС. Документ выполняет корректировку ожидаемого налогового кредита и обязательств, а также валовых расходов и доходов следующим образом:

— начисление НДС, ВД и ВР по всем незакрытым авансам для договоров, у которых в схеме налогового учета выбран метод «

по оплате» либо «по первому событию»;

— сторнирование излишне начисленного НДС, ВД и ВР на сумму, превышающую отгрузки над оплатами для договоров, у которых в схеме налогового учета выбран метод «

по оплате».

Заполняется табличная часть по данным записей регистров «

Приобретения налоговый учет» и «Продажи налоговый учет».

 

Учет денежных средств 

Операции по учету денежных средств

 на счетах предприятия и выданных под отчет в налоговом учете также отражаются привычными документами, такими как РКО, ПКО, платежные поручения и пр.

 

Операции производственной деятельности 

Что же касается особенностей налогового учета производственной деятельности, то в конфигурации налоговая себестоимость выпущенной продукции принимается равной себестоимости, рассчитанной по правилам бухгалтерского учета. В налоговом учете по операциям производства программа отслеживает остатки активов и затрат согласно налоговому назначению. Налоговое назначение для производимой продукции определяется номенклатурной группой, к которой относится продукция, и задается в справочнике «

Номенклатурные группы» (рис. 10).

img 11

Расчет прироста/убыли незавершенного производства осуществляется в конце месяца документом «

Закрытие месяца». Возможна ситуация, когда при проведении документа «Закрытие месяца» были неверно распределены на себестоимость выпущенной продукции общепроизводственные затраты (изменилось их налоговое назначение). Это, в свою очередь, влечет изменение суммы валовых расходов и полученного налогового кредита по НДС. Откорректировать налоговое назначение косвенных затрат можно с помощью документа «Изменение налогового назначения косвенных затрат».

Данный документ можно оформлять только после проведения документа «

Закрытие месяца». Для быстрого заполнения предназначена кнопка «Заполнить». После ее нажатия табличная часть заполнится списком общепроизводственных затрат и суммами, по которым возникло нецелевое использование. Вам останется лишь внести суммы ВР и корректировки налогового кредита по НДС, а также указать статью валовых расходов.

Документ может формировать:

— проводки по начислению налогового кредита или налоговых обязательств, если принято решение о корректировке НДС;

— в налоговом учете корректировочные проводки по счетам ВД и ВР;

— движение в регистрах накопления о корректировках НДС.

 

Учет операций с необоротными активами 

Необоротные активы согласно принципам отражения их в программе можно разделить на следующие группы:

производственные активы (используются в облагаемой налогом на прибыль деятельности предприятия);

малоценные необоротные активы (стоимость менее 1000 грн., учитываются аналогично ТМЦ);

непроизводственные активы (используются в операциях, не облагаемых налогом на прибыль).

Производственные активы в свою очередь делятся на основные средства (далее — ОС) и нематериальные активы. Все производственные активы подлежат амортизации, которая уменьшает налогооблагаемую прибыль предприятия. Амортизация начисляется документом «

Закрытие месяца», а также в момент продажи или ликвидации.

При покупке ОС нужно обязательно указать налоговые параметры. До ввода в эксплуатацию ОС учитываются на счетах «

ОБ» и «СОБ». При вводе в эксплуатацию задают группу ОС, после чего они оприходуются либо на счет «ОСО» (группа 1), либо на «ОСГ» (группы 2 — 4).

Важно!

При вводе в эксплуатацию ОС указанные ранее налоговые параметры и налоговые параметры, указанные в документе «Ввод в эксплуатацию», должны совпадать.

Что же касается

нематериальных активов , то при покупке они учитываются на счете «НАН», при вводе в эксплуатацию перемещаются на счет «НАП», а амортизация накапливается по счету «НАА». Амортизация начисляется только прямолинейным методом. В программе предусмотрена возможность учитывать программное обеспечение как ОФ группы 4. В этом случае нематериальный актив учитывается на счете «ОСГ».

Для

непроизводственных активов не выполняется расчет амортизации, их учет ведется для корректного определения остаточной стоимости при отражениях операций выбытия необоротных активов в налоговом учете. Так, непроизводственные ОС учитываются на счете «ОСН», приходуются на этот счет при вводе в эксплуатацию и списываются со счета при ликвидации объекта.

Перевод ОФ из производственных в состав непроизводственных приравнивается к условной продаже. А значит, требуется начислить налоговые обязательства на остаточную стоимость объекта. Оформляется данная операция документом «

Изменение налогового назначения ОС» (рис. 11).

img 12

В реквизите «

Налоговое назначение» указывают новое налоговое назначение объекта ОФ. После того как в табличной части документа сформирован список, воспользуемся кнопкой «Заполнить» для автоматического заполнения табличной части информацией об объектах ОФ по данным учета. При этом сумма стоимости в налоговом учете ОФ, учитываемых не пообъектно, рассчитывается пропорционально первоначальной стоимости ОС группы учета. При проведении документа в бухгалтерском учете будут сформированы проводки, начисляющие налоговые обязательства, если требуется корректировка НДС. В налоговом учете:

— перемещение ОФ по счетам «

ОСН» и «ОСГ» или «ОСО»;

— начисление налоговой амортизации, если она не была начислена за данный период времени — включение ее в сумму валовых расходов;

— записи в регистры сведений «

Ожидаемый и подтвержденный НДС продаж», «Налоговое назначение ОС», «События ОС организаций» и «Счета налогового учета ОС».

 

Временные разницы

Поговорим о временных разницах. Разница между налогооблагаемой и бухгалтерской прибылью может быть или временной, или постоянной. Постоянные разницы появляются в том случае, если события повлияют на окончательный результат бухгалтерской прибыли или же только налогооблагаемой прибыли. Примеры постоянных разниц — это двухпроцентное превышение расходов на организацию приемов, презентаций и праздников; расходы на командировки сверх норм и т. д.

Временные разницы — это разница в оценке активов и обязательств, которая повлияет на налоговую прибыль в будущих периодах. Причиной возникновения временных разниц бывает несовпадение момента признания затрат и доходов в бухгалтерском и налоговом учете.

К примеру, расходы на гарантийный ремонт. В бухгалтерском учете можно зарезервировать средства для предстоящих расходов на проведение гарантийных ремонтов проданной продукции, ремонтов предметов проката на счете 473 «Обеспечение гарантийных обязательств» с одновременным списанием этой суммы в расходы. Но в налоговом учете расходы на гарантийный ремонт признаются только в периоде его выполнения.

Временные разницы можно разделить на отложенные налоговые обязательства (ОНО) и на отложенные налоговые активы (ОНА). Временные разницы, возникшие по причине авансовых платежей, учитываются на следующих счетах бухгалтерского плана счетов:

— «

РВК» — временные разницы по взаиморасчетам с покупателями;

— «

РВП» — временные разницы по взаиморасчетам с поставщиками.

Проводки по этим счетам формируются в конце налогового периода документом «

Регистрация авансов в налоговом учете». Конечное сальдо этих счетов является временной разницей на конец периода по авансовым платежам.

 

Расчеты по налогу на прибыль

Документ «

Расчеты по налогу на прибыль» предназначен для расчета и регистрации в системе отсроченных налоговых активов (ОНА) и обязательств (ОНО), а также для отражения суммы расходов по налогу на прибыль в бухгалтерском учете.

Документ проводят в конце налогового периода, после того как все документы введены и все данные проверены. Заполняя документ, в шапке укажем организацию, для которой производится расчет. Затем в реквизите «

Текущий налог на прибыль» вручную укажем сумму налога на прибыль по данным налогового учета. Параметр «Рассчитывать отсроченные налоговые активы и обязательства» управляет расчетом отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств. Если напротив него стоит флажок, в документе появляется закладка «Статьи ОНА и ОНО». Автоматически заполнить табличную часть на этой закладке поможет кнопка «Заполнить». При этом в табличную часть попадут те статьи ОНА и ОНО, для которых в справочнике «Статьи отсроченных налоговых активов и обязательств» настроены правила оценки статей (рис. 12).

img 13

После заполнения информацию в табличной части можно редактировать, в том числе дополнять сведениями о статьях, автоматическое заполнение и расчет по которым не предусмотрен.

В реквизитах табличной части содержится следующая информация:

— «

Статья» (статья из справочника, по которой производится расчет);

— «

Вид налоговой деятельности» (от значения этого реквизита зависит ставка налогообложения);

— «

Ставка налога» (ставка налога на прибыль, исходя из которой будет рассчитываться величина ОНА и ОНО);

— «

Оценка статьи по БУ», «Оценка статьи по НУ». В этих реквизитах указывают сумму оценки статьи по бухгалтерскому и налоговому учету соответственно;

— «

Сумма временной разницы» (разница между налоговой и бухгалтерской оценкой статьи);

— «

Сумма ОНА», «Сумма ОНО». Если сумма временной разницы положительная, то запись производится в графу «Сумма ОНА» и наоборот. Каждая из сумм определяется умножением суммы временной разницы на ставку налога.

На закладке «

Дополнительно» указывают счета учета доходов и расходов, а также аналитику по ним (рис. 13).

img 14

При проведении документ формирует проводки по счетам 17 «Отсроченные налоговые активы» и 54 «Отсроченные налоговые обязательства». В результате остатки на этих счетах становятся равными суммам, указанным в табличной части документа. Сумма текущего налога на прибыль, скорректированная на изменение величины ОНА и ОНО, отражается как расход (доход) по налогу на прибыль.

 

На этом мы закончим рассмотрение подсистемы налогового учета в «1С: Бухгалтерии 8». Жду ваших писем на

bk@id.factor.ua или на форуме редакции www.bk.factor.ua/forum. Успешной работы!
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше