Темы статей
Выбрать темы

Закрытие месяца и подведение итогов

Редакция БК
Статья

Закрытие месяца и подведение итогов

 

img 1

В предыдущих статьях мы рассмотрели основы работы со всеми подсистемами «1С: Бухгалтерии 8». Пришло время подвести итог и заодно познакомиться с документом «Закрытие месяца».

Анна САРАЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В течение месяца бухгалтер отражает в информационной базе большое количество хозяйственных операций:

— покупку и реализацию любых материальных и нематериальных активов;

— выпуск продукции;

— начисление заработной платы работникам и ведение кадрового учета.

Откорректировать суммы по некоторым из осуществленных операций в конце месяца, а также провести операции, которые необходимо выполнять один раз в месяц (начисление амортизации, списание расходов будущих периодов и пр.), поможет документ «

Закрытие месяца» (меню «Операции Регламентные операции»).

До начала работы с документом рекомендую:

— перепровести все документы в хронологической последовательности;

— проверить правильность отражения в учете хозяйственных операций.

Выполним первую рекомендацию — перепроведем все документы с помощью обработки «

Групповое перепроведение документов» (меню «Сервис Групповое перепроведение документов»). В окне указываем дату, начиная с которой необходимо перепровести все документы, организацию и нажимаем кнопку «Выполнить» (рис. 1).

img 2

А вот проверить правильность ведения учета и отражение конкретных хозяйственных операций поможет «

Экспресс-проверка ведения учета» (рис. 2 на с. 23), которую можно вызвать через меню «Операции Регламентные операции». Эта автоматизированная процедура проверяет данные на соответствие заложенной в программе методологии учета и законодательству, помогает выявить ошибки в ведении учета, подсказывает возможные причины возникновения ошибок, дает рекомендации по их исправлению.

img 3

До начала проверки следует:

1) в шапке формы указать предприятие, для которого проводится проверка, и период, за который она проводится;

2) нажав на кнопку «

Перейти к настройке», на закладке «Список возможных проверок» задать параметры проверки, т. е. что именно будет проверяться;

3) после того как параметры проверки будут заданы, нажимаем кнопку «

Выполнить проверку».

По результатам проверки программа сформирует своеобразный отчет (рис. 3 на с. 24). В отчете будет выдана информация о проверке каждого из разделов учета. В случае обнаружения ошибки в отчете можно получить расшифровку найденной ошибки, возможные причины ее возникновения, а также рекомендации по ее исправлению.

img 4

К примеру, на рис. 3 в разделе «

Учет налога на добавленную стоимость» программа обнаружила ошибку. Как оказалось, все дело в непроведенном документе «Регистрация авансов в налоговом учете».

В случае выявления ошибок их исправление должно быть полностью завершено перед началом использования процедуры закрытия месяца. И только после того как все ошибки исправлены, начинаем работу с документом «

Закрытие месяца».

 

Закрытие месяца

Документ «

Закрытие месяца» (рис. 4 на с. 24) автоматизирует регламентные операции, выполняемые по окончании месяца, а именно:

— начисление амортизации основных средств и нематериальных активов;

— погашение стоимости спецодежды и спецоснастки в эксплуатации;

— переоценка валютных средств;

— списание расходов будущих периодов;

— списание прямых и косвенных расходов на результаты хозяйственной деятельности;

— закрытие счетов 90 и 91.

img 5

Регламентные операции, выполняемые документом «

Закрытие месяца», могут быть оформлены как одним, так и разными экземплярами этого документа. При этом для большинства таких операций обязательно должна соблюдаться последовательность их выполнения. К примеру, для проведения переоценки запасов должна быть рассчитана себестоимость продукции, ведь продукция является составной частью переоцениваемых запасов. То есть выполнить операцию «Переоценка стоимости запасов» не получится без проведения операции «Расчет и корректировка себестоимости продукции». К тому же каждую регламентную операцию можно проводить не больше одного раза в месяц в бухгалтерском учете и одного раза в квартал — в налоговом. Таким образом, если вы в отчетном периоде оформляете несколько документов «Закрытие месяца», то следите, чтобы регламентные операции в них не повторялись, иначе документ не может быть проведен.

Заполняя документ, следует указать период — последнюю дату месяца и организацию. Табличная часть документа состоит из перечня регламентных операций бухгалтерского и налогового учета. Список операций зависит от настроек учетной политики и схемы налогообложения организации. К примеру, если организация не является плательщиком налога на прибыль, то в табличной части документа будут отсутствовать регламентные операции по налоговому учету. Или же если для организации в настройках учетной политики указан способ оценки ТМЦ в рознице «

по продажной стоимости», то в документе «Закрытие месяца» будет присутствовать операция «Расчет торговой наценки по проданным товарам».

На закладке «

Дополнительно» указывают налогооблагаемую прибыль прошлого года. Это связано с тем, что для некоторых операций в налоговом учете данный показатель является основой для расчета суммы операции (к таким операциям относится «Нормирование расходов на рекламу» и пр.).

Для анализа учетных записей документа «

Закрытие месяца» предназначен набор справок-расчетов (меню «Операции Регламентные операции Справки-расчеты»). Справки-расчеты могут быть сформированы и непосредственно из документа «Закрытие месяца» (кнопка «Печать»). Каждая из справок-расчетов формируется после проведения определенной регламентной операции. Например, справка-расчет «Переоценка валютных средств» формируется после проведения операции «Переоценка валютных средств».

Ниже приведены краткие характеристики каждой из регламентных операций документа «

Закрытие месяца».

 

Н

ачисление амортизации ОС 
и начисление амортизации НМА

Операции «

Начисление амортизации ОС» и «Начисление амортизации НМА» предназначены для начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете (рис. 5). В бухгалтерском учете данная операция выполняется ежемесячно, а в налоговом — ежеквартально.

img 6

Начисление амортизации не происходит для тех объектов ОС, по которым она была начислена в течение месяца, например при выполнении операций списания или передачи. Такие ситуации в программе отслеживаются автоматически.

 

Переоценка валют

Операция «

Переоценка валютных средств» в бухгалтерском учете производит пересчет стоимости по всем счетам, у которых установлен признак валютного учета, кроме немонетарных счетов. Список немонетарных счетов задается в регистре сведений «Немонетарные счета».

Принцип переоценки состоит в том, что остаток в валюте считается неизменным, а остаток в гривневом эквиваленте рассчитывается по курсу, указанному в регистре сведений «

Курсы валют» на момент проведения переоценки. Если текущий остаток отличается от рассчитанного остатка денежных средств, то он корректируется, при этом величина корректировки является курсовой разницей.

Для расчета и отражения в учете курсовых разниц должны быть:

— установлены курсы валют на последнюю дату завершаемого периода в регистре «

Курсы валют»;

— заданы счета учета доходов и расходов от курсовой разницы и значения их аналитического учета в регистре сведений «

Параметры учета курсовых разниц».

Операция корректирует гривневые остатки, остатки валюты данной операцией не корректируются, оставаясь неизменными. Проводки, сформированные документом «

Закрытие месяца» по операции «Переоценка валютных средств», приведены на рис. 6 на с. 27.

img 7

По данной операции можно сформировать справку-расчет, печатная форма которой приведена на рис. 7 на с. 27.

img 8

В налоговом учете переоценке подлежат остатки по счетам:

— «

ВЛ» (учитывается балансовая стоимость валюты);

— «

ВЗ» (учитываются взаиморасчеты с контрагентами в валюте).

Статьи для отражения курсовой разницы задаются в параметрах налогового учета. В налоговом учете выполняется переоценка балансовой стоимости наличной и безналичной валютной задолженности (учитывается по счету «ВЗ») по договорам с видом «

Прочие» и признаком «Подлежат переоценке».

 

Регламентные операции

по бухгалтерскому учету

Регламентные операции по бухгалтерскому учету следует проводить ежемесячно. Последовательность выполнения некоторых регламентных операций имеет принципиальный характер. Поэтому если все действия будут произведены с помощью нескольких документов «

Закрытие месяца», то следует соблюдать порядок, в котором они расположены в документе.

Документ проводит лишь те операции, напротив которых установлен флажок; по ним будут выполнены все необходимые расчеты и сформированы соответствующие проводки в бухгалтерском и налоговом учете.

 

Корректировка фактической стоимости номенклатуры

Первой в этом списке стоит операция «

Корректировка фактической стоимости номенклатуры». Она выполняется для тех предприятий, у которых способ списания материально-производственных затрат (МПЗ) в учетной политике установлен в значении «по средней». В течение месяца списание МПЗ производится по средней цене, рассчитанной на дату документа. При выполнении этой операции формируются корректирующие проводки по бухгалтерскому учету, которые доводят стоимость списания ТМЦ до средневзвешенной за месяц.

 

Списание расходов будущих периодов

Операция «

Списание расходов будущих периодов» предназначена для автоматического расчета сумм и их списания со счета 39 «Расходы будущих периодов» в дебет счетов учета затрат, указанных в справочнике «Расходы будущих периодов» (рис. 8 на с. 28).

img 9

Списание происходит путем равномерного распределения общей суммы расходов на период, указанный в справочнике «

Расходы будущих периодов».

 

Расчет себестоимости готовой продукции

Накопление затрат и выпуск продукции в «1С: Бухгалтерии» ведутся параллельно и независимо друг от друга в течение периода, затем производится

расчет фактической себестоимости с помощью документа «Закрытие месяца» с установленным флажком напротив операции «Расчет и корректировка себестоимости продукции (услуг)». Эта операция предназначена для расчета фактической себестоимости выпущенной в течение месяца продукции. Эта операция закрывает счет 91 «Общепроизводственные расходы» и счет 23 «Производство».

Напомню, что перед проведением этой операции в учетной политике организации должны быть заданы следующие настройки:

— на закладке «

Производство» необходимо настроить алгоритмы распределения расходов 23 и 91 счетов;

— для многопередельного производства указать способ закрытия счетов затрат («

По переделам» или «По подразделениям»).

Напомним об основных отличиях этих двух способов закрытия счетов затрат:

— «

По переделам» предполагает автоматическое определение порядка закрытия переделов;

— «

По подразделениям» предполагает ручное указание последовательности закрытия счетов производственных затрат по подразделениям с помощью документа «Установка порядка закрытия счетов по подразделениям».

Под термином «передел» понимается некоторый этап производства продукции, на котором из одних материальных ценностей получаются другие. Приведу пример двухпередельного производства.

Предприятие выпускает плетеную мебель, в производственном процессе задействованы два цеха. Цех № 1 обрабатывают лозу и делает ее пригодной для дельнейшего использования, а в цехе № 2 непосредственно уже собирают мебель.

Если для такого производства указать порядок закрытия:

1) цех № 2;

2) цех № 1,

то себестоимость продукции вообще не рассчитается, поскольку не будет известна себестоимость полуфабриката 1. А ведь в жизни бывают и более сложные процессы производства, поэтому и предоставляется возможность ручной установки порядка закрытия подразделений.

Так что если в учетной политике выбран способ «

По подразделениям», необходимо в регистре «Порядок подразделений для закрытия счетов» с помощью документа «Установка подразделений для закрытия счетов» установить порядок подразделений для закрытия счетов затрат при расчете себестоимости готовой продукции и полуфабрикатов.

Если в подразделениях на конец отчетного периода определены остатки в незавершенном производстве, то их необходимо зарегистрировать в стоимостном выражении с помощью документа «

Инвентаризация незавершенного производства».

После проведения документа «

Закрытие месяца» по операции «Расчет себестоимости готовой продукции» остаток по счету 23 будет равен остатку, указанному в документе «Инвентаризация незавершенного производства» за соответствующий период.

Сам расчет происходит в несколько этапов:

1) расчет прямых затрат производства;

2) расчет косвенных затрат производства;

3) пересчет прямых затрат производства с учетом косвенных;

4) корректировка стоимости продукции с учетом рассчитанной реальной себестоимости.

По каждому производственному счету, подразделению и номенклатурной группе будут сделаны корректирующие проводки (рис. 9).

img 10

Печатные формы документа — справки отражают распределение затрат и фактическую себестоимость продукции и услуг.

 

Переоценка стоимости запасов

Операция «

Переоценка стоимости запасов» доступна для организаций, у которых заданы параметры оценки запасов на дату баланса, а именно тип цен чистой стоимости реализации, счет и аналитика затрат переоценки. Эти параметры задаются в регистре сведений «Параметры оценки запасов на дату баланса».

Уценка или дооценка (в пределах сделанных ранее уценок) производится в корреспонденции со счетом затрат, указанном в параметрах. Переоценка стоимости запасов производится для всех остатков запасов на всех складах организации.

 

Расчет торговой наценки по проданным товарам

Операция «

Расчет торговой наценки по проданным товарам» выполняет расчет реализованной средней наценки в розничных точках для организаций, у которых учет в рознице ведется по продажным ценам (рис. 10 на с. 30). В течение месяца при регистрации продаж по розничным точкам отражалась лишь продажная стоимость реализованных товаров. При выполнении этой операции будет рассчитана и списана средняя наценка по проданным товарам (рис. 11 на с. 30), что позволит оценить стоимость остатков запасов на розничном складе на конец периода.

img 11

img 12

Операция отражается в бухгалтерском и налоговом учете.

 

Мы рассмотрели основные регламентные операции, выполняемые документом «Закрытие месяца» по бухгалтерскому учету. А в следующей статье познакомимся с регламентными операциями налогового учета. Жду ваших писем на

bk@id.factor.ua или на форуме редакции www.bk.factor.ua/forum. Успешной работы!
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше