Excel 2007: создание стилей таблиц
Стили таблиц занимают в работе бухгалтера особое место. Будучи самым быстрым инструментов форматирования, они позволяют в считанные секунды превратить набор чисел в аккуратно оформленный, структурированный отчет. Но бывают ситуации, когда возможностей стандартных стилей форматирования таблиц недостаточно. Для таких случаев в Excel 2007 предусмотрена возможность создания собственного (или пользовательского) стиля. Как работать с такими стилями и как пользоваться ими на практике, мы рассмотрим в этой статье. Николай КАРПЕНКО , канд. техн. наук, доцент кафедры прикладной математики и информационных технологий Харьковской национальной академии городского хозяйства |
Оперируя стандартными стилями, мы применяли заложенные в них параметры форматирования практически без изменения. Напомню, что в Excel 2007 возможности корректировки стандартных стилей очень ограничены. Даже в контекстном меню работы со встроенными стилями пункт «
Изменить…» недоступен. В принципе это логично. Встроенный стиль создан для того, чтобы им пользоваться, а не для того, чтобы его менять. В ситуации, когда встроенных стилей не хватает, нужно создавать свой стиль и делать с ним все что угодно. тем более что осуществить это совсем несложно. Нужно разобраться всего в трех моментах:— как создать стиль таблицы;
— как определить его параметры;
— как построить стиль таблицы из имеющегося образца.
По этой схеме мы и построим нашу статью. И начнем с того, как создать стиль таблицы.
Создание стиля таблиц
Инструмент для создания стиля находится на палитре работы со стилями таблиц. Чтобы обратиться к нему, делаем так:
1) щелкаем на иконке «
Форматировать как таблицу» (рис. 1). Появится окно с перечнем стилей, как на рис. 2;
2) в нижней части этого окна находим строку «
Создать стиль таблицы…» и щелкаем на ней левой кнопкой мыши. Появится окно «Создание экспресс-стиля таблицы» (рис. 3 на с. 32);3) в этом окне нужно заполнить параметры, но пока мы этого делать не будем. Укажем только
название стиля. Для этого в поле «Имя:» пишем, например, «МойСтильТбл». Это обязательный параметр;Важно!
Стиля без имени не бывает.4) Нажимаем «
ОК». Стиль создан. Он появился в общем списке доступных стилей.Иконка «
МойСтильТбл» расположена в специальной группе с названием «Пользовательские». Она находится в верхней части палитры работы со стилями.Вернемся к окну на рис. 3 и посмотрим на доступные
параметры для создания стилей таблиц. Их список называется «Элемент таблицы:». Он состоит из 13 значений и находится в левой части окна. Каждое значение соответствует определенной составляющей базы данных. Для каждого элемента списка можно определить свое индивидуальное форматирование. Рассмотрим назначение этих параметров по порядку.
ПАРАМЕТР «В
ся таблица»В настоящий момент у нас создан стиль «
МойСтильТбл». Чтобы перейти к настройке его параметров, вначале их нужно открыть. Для этого делаем так:1) щелчком на иконке «
Форматировать как таблицу» открываем палитру стилей (рис. 2);2) в группе «
Пользовательские» находим элемент «МойСтильТбл»;3) щелкаем на нем правой кнопкой мыши. Из контекстного меню выбираем «
Изменить…». Появится окно, изображенное на рис. 3;4) в списке «
Элемент таблицы:» выбираем «Вся таблица». Остается определить для этого элемента параметры форматирования;5) нажимаем кнопку «
Формат». Появится окно с настройками форматирования ячеек (рис. 4);6) в этом окне устанавливаем параметры форматирования. Например, в списке «
Начертание» выбираем «полужирный»;7) нажимаем «
ОК». Все данные в таблице Excel оформил полужирным шрифтом;8) входим в параметры стиля «
МойСтильТбл» и убираем полужирное начертание.Посмотрим, как
взаимодействуют параметры стилей таблиц с ручным форматированием документа. Делаем так:1) на рабочем листе выделяем таблицу со стилем «
МойСтиль Тбл»;2) пробуем
снять полужирное начертание. Для этого нажимаем «Ctrl+B» (или щелкаем по иконке «Полужирный» на ленте «Шрифт» меню «Главная»). Стиль символов в таблице не изменился;3) вызываем окно «
Изменение экспресс-стиля таблицы» (рис. 3);4) в списке «
Элемент таблицы:» выбираем элемент «Вся таблица»;5) щелкаем на кнопке «
Формат», в окне «Формат ячеек» (рис. 4) задаем цвет символов «синий» и нажимаем «ОК»;6) на рабочем листе выделяем данные в стиле «
МойСтильТбл»;7) через иконку «
Цвет текста» на ленте «Шрифт» меню «Главная» меняем цвет, например выбираем «красный». Содержимое таблицы изменилось — символы стали красными;8) через иконку «
Цвет текста» на ленте «Шрифт» выбираем цвет «Авто». Ячейки в таблице вернули цвет, который указан в стиле «МойСтильТбл».Совет
Параметры стиля и обычного форматирования взаимодействуют неодинаково. Чтобы не запутаться, не применяйте ручное форматирование для данных, оформленных в стиле таблиц.Теперь вернемся к окну «
Формат ячеек» (рис. 4), чтобы выяснить набор доступных параметров для стилей таблиц. В окне есть три закладки — «Шрифт», «Граница» и «Заливка». По сравнению с обычным форматированием здесь нет закладок «Выравнивание» и «Защита». Кроме того, часть параметров в окне недоступна. Так, для оформления символов в стиле таблиц можно использовать их начертание, цвет, способ подчеркивания (одинарное, двойное или отсутствует), а также параметр «зачеркнутый». По непонятной причине размер символов и гарнитуру изменить нельзя.На закладке «
Граница» доступны все параметры, характерные для ручного форматирования. Здесь можно выбрать тип линий, цвет, указать их расположение по краям ячеек (внешние, внутренние и т. д.).Так же обстоят дела и с закладкой «
Заливка». Все нам известные параметры форматирования здесь тоже доступны. Можно выбрать цвет фона, способы заливки, цвет и рисунок узора, даже воспользоваться градиентным заполнением. С элементом «Вся таблица» мы разобрались. Посмотрим, за что отвечают остальные параметры настройки стиля таблиц.
оформление полос строк и колонок
Большие таблицы с регулярной структурой удобнее читать, когда строки и колонки в них выглядят по-разному. За такое форматирование отвечают четыре параметра: «
Первая полоса строк», «Вторая полоса строк», «Первая полоса колонок» и «Вторая полоса колонок». Начнем с форматирования строк:1) открываем документ с базой данных. Я использовал таблицу, как на рис. 5;
2) применяем к таблице стиль «
МойСтильТбл»;3) вызываем окно «
Изменение экспресс-стиля таблицы» (рис. 3);4) в списке «
Элемент таблицы:» выбираем «Первая полоса строк». В окне появился дополнительный параметр «Размер полосы». По умолчанию он равен «1». Пока его не меняем;5) щелкаем на кнопке «
Формат»;6) в окне «
Формат ячеек» переходим на закладку «Заливка». Параметр «Узор:» ставим в положение «12,5% серый». Цвет узора оставляем по умолчанию;7) нажимаем «
ОК». В окне «Изменение экспресс-стиля таблицы» снова нажимаем «ОК».Таблица стала выглядеть, как на рис. 6: строки с нечетными номерами в поле «
№» приобрели узорную заливку.Продолжим работу с параметром «
Первая полоса строк»:1) щелкаем на иконке «
Форматировать как таблицу». Раскроется окно со списком стилей (рис. 2);2) в группе «
Пользовательские» находим элемент «МойСтильТбл». Щелкаем на нем правой кнопкой мыши;3) из контекстного меню выбираем «
Изменить…». Появится окно, как на рис. 3;4) в списке «
Элемент таблицы:» выбираем «Первая полоса строк». Станет доступным параметр «Размер полосы»;5) устанавливаем для этого параметра значение «
2». Это можно сделать через выпадающий список или ввести число прямо с клавиатуры;6) нажимаем «
ОК». Таблица стала выглядеть, как на рис. 7. Теперь первые две строки в базе будут на сером фоне, затем одна строка — на белом и т. д.Таким же образом работает и параметр «
Вторая полоса строк». Например, чтобы оформить заливку в таблице через две строки, нужно в обоих параметрах задать «Размер полосы» равный «2». Проделайте это самостоятельно.На практике вы можете столкнуться с ситуацией, когда изменения в параметрах «
Первая полоса строк» и «Вторая полоса строк» никак не проявляют себя при наложении стиля. Здесь нужно знать одну тонкость.Важно!
Работа параметров «Первая полоса строк» и «Вторая полоса строк» зависит от положения флажка «Чередующиеся строки», который находится в группе «Параметры стилей таблиц» (рис. 8).Чтобы увидеть эту взаимосвязь, сделайте так:
1) откройте документ с данными в стиле «
МойСтильТбл» (рис. 6);2) поставьте указатель в область таблицы (базы данных). В главном меню появится кнопка «
Конструктор»;3) щелкните на ней левой кнопкой мыши. Станет доступной лента меню с настройкой параметров таблиц;
4) в группе «
Параметры стилей таблиц» (рис. 8) отключите флажок «Чередующиеся строки». Серый фон пропадет, все строки таблицы будут показаны на белом фоне;5)
включите флажок «Чередующиеся строки». Нечетные строки в базе данных снова появятся на сером фоне.Параметры «
Первая полоса столбцов» и «Вторая полоса столбцов» работают аналогично, только действуют они на колонки базы данных. Делаем так:1) ставим активную ячейку внутрь базы данных (рис. 6). Станет доступна кнопка «
Конструктор»;2) щелкаем на ней левой кнопкой мыши;
3) в группе «
Стили таблиц» находим элемент «МойСтильТбл»;4) щелкаем на нем правой кнопкой мыши. Откроется контекстное меню;
5) из контекстного меню выбираем «
Изменить…». Появится окно «Изменение экспресс-стиля таблицы», как на рис. 3;6) в списке «
Элемент таблицы:» выбираем «Первая полоса столбцов»;7) нажимаем кнопку «
Формат». Появится окно с настройками форматирования ячеек (рис. 4);8) переходим на закладку «
Шрифт», выбираем начертание символов курсивом;9) нажимаем «
ОК», чтобы вернуться в окно «Изменение экспресс-стиля таблицы»;10) снова нажимаем «
ОК»;11) не покидая режима «
Конструктор», в группе «Параметры стилей таблиц» включаем флажок «Чередующиеся столбцы».Колонки с нечетными номерами («
A», «C», «E» и т. д.) приобрели курсивное начертание.
Параметры «Первый столбец» и «Последний столбец»
В базе данных можно выделить специальным форматированием первую и последнюю колонки в области данных. Для этого в списке «
Элемент таблицы:» окна «Изменение экспресс-стиля таблицы» предусмотрены два параметра: «Первый столбец» и «Последний столбец». Настройка форматирования для этих параметров полностью совпадает с уже описанными действиями для других элементов.Важно!
В параметрах «Первый столбец» и «Последний столбец» вы определяете способ форматирования первой и последней колонок базы данных. Чтобы применить это форматирование к соответствующим ячейкам, включите одноименные флажки на ленте «Конструктора» в группе «Параметры стилей таблиц» (рис. 8). Учтите, что в большинстве встроенных стилей эти флажки отключены.
Параметр «Строка заголовка»
Этот элемент отвечает за оформление заголовков базы данных. Работа параметра связана с одноименным флажком в группе «
Параметры стилей таблиц» на ленте «Конструктора». По умолчанию этот флажок всегда включен. Если его отключить, то строка заголовков исчезнет. Однако Excel запомнит содержимое заголовков и восстановит их, как только флажок будет включен. Попробуйте выполнить такие действия:1) откройте таблицу, как на рис. 6;
2) поставьте активную ячейку внутрь базы данных;
3) щелкните на кнопке «
Конструктор»;4) в группе «
Параметры стилей таблиц» снимите флажок «Строка заголовка». Названия колонок в первой строке исчезнут;5) напечатайте новые заголовки. Например, в «
A1» введите текст «Номер», в «B1» — текст «Дата», в «C1» — «Фирма», в «D1» — «Сумма», в «E1» — «Налог»;6) включите флажок «
Строка заголовка».Excel переместит базу данных на одну строку вниз. Первоначальные значения заголовков появятся во второй строке рабочего листа, а в первой строке останется введенная информация.
Параметр «Строка итогов»
В списке «
Элемент таблицы:» параметр «Строка итогов» отвечает за форматирование итоговой строки в базе данных. Обычно для этой строки выбирают полужирное начертание символов или шрифт с подчеркиванием. Чтобы показать строку итогов, нужно включить одноименный флажок на ленте «Конструктор» в группе «Параметры стилей таблиц» (рис. 8).
Создание стиля
таблиц по образцу
Во многих случаях не нужно формировать все параметры стиля с нуля. Удобнее взять за основу имеющийся стиль, сделать его копию, подкорректировать параметры и сохранить с новым именем. Иными словами,
создавать стили таблиц удобно по образцу. Этот прием мы применим для обобщающего примера по работе со стилями таблиц и сделаем это применительно к документу «Прайс-лист», который изображен на рис. 9. Наша задача будет такой. Вначале мы выберем стандартный стиль. Затем сделаем копию этого стиля, изменим его параметры, сохраним результат в виде нового пользовательского стиля и применим его к таблице. После этого мы откорректируем параметры работы итогов и таким образом получим окончательный документ. Последовательность действий будет такой:1) открываем документ (рис. 9);
2) выделяем область с данными («
A1:F10»);3) любым способом открываем окно со списком стилей (рис. 2);
4) находим подходящий стиль, щелкаем на нем правой кнопкой мыши. Я выбрал элемент «
Стиль таблицы: светлый 1»;5) щелкаем на иконке этого стиля правой кнопкой мыши;
6) из контекстного меню выбираем «
Дублировать…»;7) появится окно «
Изменение экспресс-стиля таблицы»;8) в поле «
Имя:» вводим название нового стиля. Пусть это будет «СтильПрайс»;9) в списке «
Элемент таблицы» выбираем «Первая полоса строк»;10) щелкаем на кнопке «
Формат». Появится окно «Формат ячеек» (рис. 4);11) переходим на закладку «
Заливка». Выбираем для фона узор «25% серый», цвет узора — светло-серый;12) нажимаем «
ОК», чтобы вернуться в окно «Изменение экспресс-стиля таблицы»;13) в списке «
Элемент таблицы» выбираем «Первый столбец»;14) щелкаем на кнопке «
Формат»;15) в окне «
Формат ячеек» вызываем закладку «Шрифт». Выбираем полужирное начертание символов;16) нажимаем «
ОК»;17) выбираем параметр «
Строка заголовка», щелкаем на кнопке «Формат»;18) на закладке «
Шрифт» устанавливаем полужирное начертание и синий цвет символов;19) нажимаем «
ОК»;20) щелкаем на параметре «
Строка итогов», затем на кнопке «Формат»;21) в окне «
Формат ячеек» переходим на закладку «Шрифт». Устанавливаем полужирное курсивное начертание и красный цвет символов;22) нажимаем «
ОК»;23) выбираем параметр «
Вся таблица»;24) щелкаем на кнопке «
Формат». Переходим на закладку «Граница». Включаем все границы;25) нажимаем «
ОК». В окне «Изменение экспресс-стиля таблицы» снова нажимаем «ОК»;26) на ленте «
Конструктора» в группе «Параметры стилей таблиц» включаем флажки «Строка итогов», «Чередующиеся строки», «Первый столбец»;27) делаем активной ячейку «
A11». Эта ячейка расположена в строке итогов. В ней находится текст «Итог». Вводим вместо него «Всего по прайсу»;28) в ячейке «
F11» (сумма по полю «Спец») Excel записал формулу для определения суммы по полю «Спец». Для нашего примера с прайсом это значение никакого смысла не имеет. Щелкаем на ячейке «F11» левой кнопкой мыши. Справа появится значок раскрывающегося списка;29) щелкаем на этом значке — появится меню из 10 пунктов;
30) выбираем вариант «
Нет»;31) щелкаем на ячейке «
B11» (колонка «Ед. изм.»). Справа от ячейки появится значок раскрывающегося списка;32) щелкаем на значке. Из появившегося меню выбираем «
Количество». Теперь в ячейке видно общее количество позиций в прайсе;33) щелкаем на ячейке «
C11». Вводим текст «поз.». Результат наших действий показан на рис. 10;
34) выделяем блок с данными («
A1:F11»);35) повторно применяем к нему формат «
СтильПрайс». Все наши корректировки (тексты в строке итогов) остались без изменений;36) сохраняем документ. Если форматом сохранения будет «
Книга Excel97-2003», появится окно с предупреждением о возможной проблеме совместимости. Как правило, никаких серьезных последствий при этом не будет, поэтому жмем в этом окне кнопку «Продолжить». При сохранении документа в формате Excel 2007 (с расширением «*.xlsx») никаких предупреждений, конечно же, не возникает.На этом мы завершим знакомство со стилями оформления таблиц и в следующий раз перейдем к такому важному вопросу, как подготовка отчетов для печати в Excel 2007.
Жду ваших писем, предложений и замечаний на
bk@id.factor.ua, nictomkar@rambler.ru или на форуме редакции www.bk.factor.ua/forum . Успешной работы!