Разделитель учета
В «1С: Бухгалтерии» есть возможность ведения нескольких фирм одновременно в одной информационной базе без доработки конфигурации. Насколько это возможно и как реализовать это на практике?
Отвечает Эдвард МЕХЕДОВ, программист, бухгалтер, г. Днепропетровск, e-mail: mexedov@mail.ru
В принципе в типовой конфигурации «1С: Бухгалтерия» возможно ведение нескольких фирм, но не на полноценном уровне. О причинах я расскажу чуть ниже, а сейчас, если вы решили создать еще одну фирму в уже работающей базе, активизируйте такую возможность. Дело в том, что по умолчанию она заблокирована: «1С» не позволит вам внести новую фирму и при попытке добавить в справочник «
Фирмы» еще одно предприятие появится сообщение: «Для ведения учета по нескольким фирмам необходимо включить разделитель учета в конфигурации!»Чтобы включить разделитель, откройте «1С» в режиме конфигуратора. Далее из меню «
Конфигурация» вызовите пункт «Открыть конфигурацию». В открывшемся дереве конфигурации выберите пункт «Планы счетов» и выполните двойной щелчок левой кнопкой мыши. В открывшемся окне выберите в выпадающем списке реквизита «Разделитель учета» значение «Наша фирма». После этого можно закрыть конфигуратор, сохранив изменения, и открыть «1С» в обычном режиме.У такого метода ведения корпоративного учета есть свои достоинства и недостатки, причем недостатки весьма серьезные. Для всех фирм будут работать одни и те же справочники. Это удобно в случае со справочниками «
Контрагенты», «Сотрудники», «Номенклатура» и пр., но абсолютно неудобно в случае с одноуровневыми справочниками (например, «Кредиты») и, особенно, со справочником «Налоги и отчисления». Как известно, ставка налога в элементе «Фонд Соц. страх. от несчастного случая» может быть разной для каждой фирмы, в зависимости от вида деятельности такой фирмы. Иными словами, о полноценном начислении заработной платы можно забыть. Хотя выход всегда есть — сторнирующие проводки (наиболее неудачный выход) и типовые операции (если, конечно, вы умеете с ними работать). Ну и потом, простые операции еще ни кто не отменял, хотя вероятность ошибки значительно увеличивается.К сожалению, в «1С» не предусмотрен журнал с множественным фильтром, т. е. разделять журналы документов и по фирмам, и по типам документов одновременно вы не сможете без изменений конфигурации, что не прибавляет удобства использования программе. Однако, прибегнув к помощи специализированной фирмы или стороннего специалиста (если нет штатного программиста), все вышеуказанные проблемы можно решить.
Нельзя не вспомнить про одно из самых важных достоинств ведения учета двух и более фирм в одной базе — консолидированность учета. Другими словами, вы можете формировать любые отчеты по каждой фирме отдельно и по всем фирмам одновременно. Хотя в этой бочке меда тоже не без ложки дегтя. Формировать отчеты выборочно по фирмам вам не удастся: как я уже сказал, действует общий принцип — или по всем фирмам сразу, или по каждой отдельно.