Темы статей
Выбрать темы

Учет в розничной торговле с помощью «1С:Бухгалтерии 7.7»

Редакция БК
Статья

Учет в розничной торговле с помощью «1С:Бухгалтерии 7.7»

 

Розничная торговля является одним из самых распространенных видов предпринимательской деятельности. Точно так же «1С:Бухгалтерия» версии 7.7 является, пожалуй, самой распространенной из бухгалтерских программ, которую используют большинство предприятий. Поэтому нет ничего странного в том, что начинающие бухгалтеры, приходя работать на торговые предприятия, задают практически одни и те же вопросы, ответить на которые и призвана эта статья. Речь пойдет об особенностях учета розничной торговли: какими документами оформляются в программе эти операции и какие нюансы существуют при их проведении. Поэтому нужно иметь общие знания о работе «1С:Бухгалтерии» перед прочтением этой статьи, и тогда вы без проблем сможете освоить розничный учет.

Сергей КАМЕНСКИЙ, консультант «Б & К»

 

Как организован розничный учет в «1С:Бухгалтерии 7.7»

В розничной торговле момент продажи товара и момент его оплаты совпадают. Следовательно, разделять розничные операции на первое и второе событие в налоговом учете нет смысла. В «1С:Бухгалтерии» розничная реализация всегда считается первым событием в налоговом учете.

Еще одна особенность розничной торговли состоит в применении метода оценки выбытия запасов по цене продажи. Этот метод предусматривает ведение двух субсчетов бухгалтерского учета товаров — субсчета 282 «

Товары в торговле» и 285 «Торговая наценка» — и применение соответствующих схем проводок. А поскольку определить себестоимость выбывших запасов этим методом можно только за период, третьей особенностью учета в рознице является не непрерывный, а периодический характер отражения результатов розничной торговли в бухгалтерском учете. Списание товаров и определение приходящейся на их остаток розничной наценки проводят не реже одного раза в месяц.

Особенности учета в рознице заставили авторов конфигурации «1С: Бухгалтерии 7.7» для Украины разработать ряд документов, предназначенных специально для ведения учета в рознице, изучению которых посвящен этот раздел.

В программе повторена традиционная схема бухгалтерского учета в рознице — «по продажам». Сбор данных о количестве проданных товаров (при количественном учете в рознице) или о суммах реализации (при суммовом) ложится на плечи работников торговых отделов. Бухгалтерия только регистрирует эти данные в учете. Такая схема автоматизации учета в торговле по сравнению с ведением учета вручную снижает затраты труда бухгалтеров в два-три раза в основном за счет автоматизации рутинной работы по ведению ведомостей и журналов-ордеров. Для подсчета количества проданных товаров удобно использовать отчеты РРО. При суммовом учете в бухгалтерию передаются традиционные товарные отчеты, составленные товароведами вручную.

Существует и более прогрессивная схема учета — «по остаткам». Документами программы бухгалтерского учета фиксируются все перемещения товаров в розничные точки и возвращение из розницы на склад. Стало быть, если при переучете снять остатки товаров в рознице (а это делают обязательно при пересменке продавцов) и ввести данные об остатках в программу, компьютер сам рассчитает количество проданных товаров по очевидной формуле: «продано = остаток на начало + прибыль - возврат на склад + возврат от покупателей - остаток на конец (по переучету)».

Схема учета «по остаткам» повышает общую производительность труда в организации более чем в 10 раз, поскольку, не нагружая бухгалтеров дополнительной работой, она практически полностью разгружает товароведов. К сожалению, эта схема в типовой конфигурации «1С: Бухгалтерии» для Украины не реализована.

 

Розничная накладная

Перемещение товаров с оптового склада в розницу было рассмотрено в статье «Складской учет: внутреннее перемещение ТМЦ» (см. «Б & К», 2010, № 9)

. Теперь рассмотрим документ «Розничная накладная», которым фиксируется факт реализации товара в рознице.

Это самостоятельный документ, его нельзя ввести на основании ни одного из имеющихся в конфигурации документов. Хотя, на наш взгляд, документ «

Перемещение» вполне можно было бы использовать. На основании розничной накладной можно ввести только документ «Возврат розница». Поскольку первое и второе события в налоговом учете розничных операций совпадают, а покупатель, как правило, обезличенный, нет смысла строить цепочки взаиморасчетов. Заказом розничная накладная, как и остальные документы для учета в рознице, быть не может.

Новый документ можно ввести из журнала «

Розница» или командой «Документы → Розница → Розничная накладная». Экранная форма документа (рис. 1) состоит из шапки и табличной части.

img 1

В шапке можно указать конкретного контрагента, как это сделано в демо-базе ООО  «Добро». По контрагенту не будут проводиться бухгалтерские проводки, но указанный контрагент будет задействован как субконто счета «ВД». Розничные документы допускают работу только с контрагентами — неплательщиками НДС, в поле «ИНН» реквизитов которых ничего не указано.

Отпуск ТМЦ за наличный расчет лучше регистрировать обычной расходной накладной, указав в ней вид торговли «За наличные». А в поле «Контрагент» лучше указывать специально введенный элемент справочника «Контрагенты», например «Розничный покупатель».

Важно! От значения реквизита «

Магазин» будет зависеть, какую схему проводок применит документ. Вообще существуют два варианта определения себестоимости списания запасов в рознице: с количественным и суммовым или только с суммовым учетом. Для розничных торговых точек, учет по которым ведут только в суммовом выражении, в реквизитах места хранения обязательно должна стоять отметка «Суммовой учет».

Влияет этот реквизит и на способ заполнения табличной части документа:

— если в магазине ведут количественный и суммовой учет, в табличной части следует указывать конкретные товары. Выбор элемента «Товары в ассортименте» из группы «Служебные» справочника «Номенклатура» недопустим;

— если товары учитывают только по сумме, наоборот, необходимо указывать в таблице исключительно субконто «Товары в ассортименте». Табличная часть таких документов будет состоять всего из одной строки.

В следующем реквизите указывают кассу для оприходования розничной выручки. Значение этого реквизита используется, только если константа «Проводки по кассе только кассовыми ордерами» установлена в значение «Нет». Тогда документам конфигурации разрешено делать проводки по кассе самостоятельно. Розничная накладная самостоятельно будет регистрировать выручку проводкой Дт 301 — Кт 702. Если константа установлена в значение «Да», это поле алгоритм проведения документа игнорирует, инкассацию выручки нужно будет регистрировать прибыльным ордером.

В поле «Касса» можно ввести любой элемент справочника «Наши денежные счета», у которого не установлен признак валютного учета, — розничная торговля за валюту не предусмотрена. Если у предприятия несколько отделов, удобно использовать операционные розничные кассы, введя отдельный элемент справочника на каждый отдел или торговую точку.

Табличную часть с данными о проданных товарах бухгалтер заполняет по тем данным, которые ему передал товаровед. Очень удобно пользоваться отчетами РРО о количестве проданных товаров. При заполнении табличной части документа лучше пользоваться кнопкой «Подбор». Если учет на предприятии ведут по партиям, обращайте внимание на вводимую партию товара. Хотя, на наш взгляд, сочетание розничной торговли и оценки стоимости выбытия запасов идентифицированным методом — разновидность мазохизма. При применении остальных методов оценки программа сама будет предлагать служебную «Партию по умолчанию».

Перейдем на закладку «Дополнительно» (рис. 2).

img 2

В шапке этой закладки есть знакомые поля для уточнения вида валовых доходов и вида НДС. В нижней половине закладки повторена табличная часть документа (на рис. 2 не показана). На этой закладке фактически нечего изменять, все поля заполняются значениями по умолчанию. Открывают эту закладку в практической работе очень редко.

Записав документ (щелкнув мышью по кнопке «ОК»), откроем из журнала «Розница» сформированную им операцию (рис. 3).

img 3

Поскольку в поле «Вид НДС» на закладке «Дополнительно» было указано значение «20%», документ зарегистрировал валовой доход на сумму выручки без НДС (первая проводка), налоговые обязательства по НДС (вторая проводка). В остальных проводках списываются стоимость проданных товаров по ценам продажи (Дт 902 — Кт 282) и торговая наценка (Дт 285 — Кт 282). Если разрешить «1С: Бухгалтерии» делать проводки по кассе не только кассовыми ордерами, к операции документа добавится проводка Дт 301 — Кт 702. На рис. 3 такой проводки нет. Ее будут проводить документы «Приходный кассовый ордер», которыми регистрируется выручка.

 

ОСОБЕННОСТИ СУММОВОГО УЧЕТА

Если в розничной торговой точке принят только суммовой учет товаров, экранная форма розничной накладной заполняется еще проще (рис. 4).

img 4

Если в поле «

Магазин» указано место хранения товаров с суммовым учетом, табличная часть документа автоматически заполняется строкой «Товары в ассортименте». Введите в ячейку «Количество» единицу, в ячейку «Цена +» — сумму выручки из товарного отчета с НДС. Значение ячейки «Сумма +» будет рассчитано автоматически. Это значение нельзя откорректировать вручную. Если указать в графе «Количество» реальное количество проданных товаров, а не одну штуку, то для получения правильной суммы выручки придется рассчитать значение для графы «Цена».

Проводки, которые документ записывает в информационную базу (далее — ИБ) при суммовом учете в рознице, показаны на рис. 5.

img 5

Как видим, документ зарегистрировал только валовые доходы и налоговые обязательства по НДС. Если разрешить документу делать проводку по кассе, вместо проводки Дт 702  — Кт 6415 в операцию будет включена проводка Дт 301 — Кт 702 на всю сумму по документу (рис. 6). Налоговые обязательства по НДС в этом случае регистрирует документ «

Приходный кассовый ордер».

img 6

 

Возврат товара

Возврат товаров с места розничной продажи, как и их перемещение в розницу, регистрируют документом «

Перемещение», который был описан в статье «Складской учет: внутреннее перемещение ТМЦ» (см. «Б & К», 2010, № 9). А для регистрации возврата товаров от розничных покупателей документ «Возвратная накладная»* не подходит. Этот документ не учитывает специфику учета в рознице: обезличенность розничного покупателя, совпадение первого и второго события в налоговом учете, специфическую схему проводок, связанную с применением метода оценки товаров по цене продажи. Для регистрации возвратов товаров от граждан — конечных потребителей в конфигурации имеется специальный документ «Возврат розница».

* См. статью «Отношения с покупателями и заказчиками: цепочка документов. Часть 4. Возвратная накладная» // «Б & К», 2010, № 14.

Лучше всего вводить этот документ на основании розничной накладной. Его можно ввести, создав новую строку в журнале «

Возвраты», которая обеспечивает доступ к документам этого вида, или командой «Документы → Возвраты → Возврат розница». Окно документа показано на рис. 7.

img 7

Заполнение этого документа во многом аналогично заполнению возвратной накладной. В поле «Контрагент» указываем фиктивного розничного контрагента. В поле «Магазин» выбираем место хранения. В табличной части для справки указываем ту накладную, которой зафиксирована соответствующая розничная продажа. Эта информация нигде в программе не используется и не проверяется. Вводим (или корректируем) количество возвращаемого товара, остальные графы таблицы программа рассчитает сама.

На закладке «Дополнительно» (рис. 8) есть знакомые нам поля для уточнения субконто валовых доходов и вида налога НДС. Открывать эту закладку придется редко, поскольку все данные заполняются значениями по умолчанию.

img 8

У документа «Возврат розница» нет печатной формы, потому что возвраты регистрируются или по данным товарного отчета, или по актам возврата товаров покупателями. Товарный отчет составляет товаровед, акт возврата от покупателя — продавец. Кстати, при возврате товаров на сумму менее 100 грн. акт можно не составлять. Рассмотренный нами документ лишь фиксирует данные из уже составленных первичных документов.

Списать товар в розничном месте хранения в «1С:Бухгалтерии» невозможно. Возвращенные покупателями некачественные товары документом «Перемещение» переводят на оптовый склад. Потом их или списывают документом «Списание ТМЦ», или возвращают поставщику документом «Возврат поставщику».

Сохранив документ, можно посмотреть на введенную им операцию (рис. 9). Документ сторнирует валовой доход, а также списание товара и наценки, т. е. после проведения этого документа увеличивается количество товаров, числящихся на субсчете 282.

img 9

А как же НДС, спросите вы? Ведь при возвратах неплательщиком НДС ранее приобретенного им товара с полной денежной компенсацией правомерно уменьшение налоговых обязательств по НДС согласно п.п. 4.5.3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (с изменениями и дополнениями). Действительно, алгоритм проведения документа предусматривает запись сторнирующей проводки по НДС, который регулируется соответствующей константой.

Важно! Чтобы включить формирование сторнирующих проводок по НДС, вам нужно указать значение «

Да» в константе «Использовать коррекцию НДС при возврате в рознице». Сделать это можно как с помощью «Помощника заполнения констант» из меню «Помощь», так и непосредственно в списке констант из меню «Операции» (рис. 10).

img 10

Эта константа имеет историю значений, потому, включая формирование проводок по НДС в своей рабочей базе, следует правильно определить дату, с которой вы начинаете использовать эту опцию, чтобы в случае выполнения обработки перепроведения документов избежать формирования лишних проводок по документу «Возврат в розничной накладной». После включения константы документ будет формировать такие проводки (рис. 11).

img 11

 

ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ВОЗВРАтов

Если выбрать в поле «

Магазин» (см. рис. 7) торговую точку с учетом товаров только по сумме, в табличной части можно будет указать лишь субконто «Товары в ассортименте». Документ при этом будет записывать в ИБ только одну проводку: по сторнированию валовых доходов. Но если вы внесете описанные выше изменения в код модуля документа, автоматически будет генерироваться и проводка по сторнированию налоговых обязательств по НДС.

Следующая особенность связана с построением отчета о финансовых результатах (формы 2). Регламентированный отчет, который выстраивает эту форму, исследует обороты по субсчетам 702 «

Доход от реализации товаров» и 704 «Вычеты из дохода». Чтобы этот отчет работал правильно, поступление выручки от реализации следует регистрировать проводкой Дт 301 — Кт 702 на полную сумму выручки, без учета возвратов. Возврат денег покупателям нужно регистрировать проводкой Дт 301 — Кт 704, методом «красное сторно» (отрицательной суммой).

Эту проводку записывает документ «

Возврат розница», если документам конфигурации разрешено проводить проводки по кассе. Если нет, такую проводку можно зарегистрировать документом «Приходный кассовый ордер». Однако, чтобы не сбивалась нумерация кассовых документов из-за введения фиктивного прибыльного ордера, такую проводку лучше вводить с помощью ручной операции. Ее пример показан на рис. 12.

img 12

Обратите внимание, что субсчетам 702 и 704 как второй вид субконто назначено место хранения, но учет по ним ведут только по оборотам.

 

Определение торговой наценки

Как видно на рис. 5, при выборе классического метода ведения учета в рознице только по суммам документ «

Розничная накладная» не списывает товар на счет учета расходов. Факт продажи товаров фиксируется лишь в налоговом учете. Для списания себестоимости реализованных товаров и расчета приходящейся на них части торговой наценки в «1С: Бухгалтерии» есть отдельный документ.

Документы «

Определение торговой наценки» отражаются в том же журнале «Розница», что и розничные накладные. Ввести его можно с помощью клавиши «Insert» из этого журнала или командой «Документы → Розница → Определение торговой наценки».

Важно!Документ «Определение торговой наценки» нужно вводить последним днем месяца и после того как все документы по учету товаров в рознице и по кассе уже проведены. Программа проверяет, регистрировался ли в текущем месяце аналогичный документ, и не даст провести два документа в одном месяце. То есть определять торговую наценку можно не чаще одного раза в месяц. Пожалуй, это является недостатком: продавцы обычно сменяются еженедельно. При пересменке проводят переучет — самое время зафиксировать его в бухгалтерском учете.

Окно документа показано на рис. 13. В нем всего три поля, назначение которых понятно из их наименований. Щелкнув по кнопке «ОК» или нажав на клавиши «Ctrl+Enter», вы закроете документ. В информационную базу будет записана его операция (рис. 14).

img 13

 

img 14

Как видим, программа автоматически рассчитала сумму торговой наценки на реализованные за месяц товары и сформировала проводки:

— Дт 902 — Кт 282 — списание себестоимости реализованных товаров;

— Дт 285 — Кт 282 — списание торговой наценки на реализованные товары.

 

Итак, теперь вам известны все особенности учета розничной торговли в программе «1С:Бухгалтерия 7.7». Если остались вопросы — пишите в адрес редакции

bk@id.factor.ua или на форум www.bk.factor.ua/forum/. Следующий же раз речь пойдет об учете наличных расчетов.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше