Темы статей
Выбрать темы

Обязательная электронная отчетность и документооборот по НДС в Налоговом кодексе Украины

Редакция БК
Статья

Обязательная электронная отчетность и документооборот по НДС в Налоговом кодексе Украины

 

img 1

С каждым годом мы с вами уделяем все большее внимание вопросам электронной отчетности и документооборота. Их актуальность из года в год растет, для многих категорий налогоплательщиков и страхователей электронная форма подачи отчетности становится обязательной. Так, с 1 января 2011 года вводится обязательная подача налоговой отчетности в электронной форме средними и крупными предприятиями. Создается также Единый реестр налоговых накладных, в котором посредством телекоммуникационной связи необходимо будет регистрировать налоговые накладные со значительными суммами НДС. Все это предусмотрено Налоговым кодексом Украины, о котором и пойдет речь в статье.

Юрий ЦЫГАНОК, главный редактор

 

ЭЛЕКТРОННАЯ НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА ДЛЯ КРУПНЫХ И СРЕДНИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Вообще-то, подобно действующему ныне законодательству, раздел II Налогового кодекса (далее —

НК) предусматривает три способа подачи отчетности:

а) лично налогоплательщиком или уполномоченным на то лицом;

б) по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условий регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством (п. 49.3 ст. 49 НК).

Однако налогоплательщикам, которые относятся к крупным и средним предприятиям, такого выбора не оставили. Они обязательно должны будут подавать налоговые декларации в электронной форме с соблюдением условий регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством (п. 49.4 ст. 49 НК).

Напомним, что критерии отнесения предприятий к той или иной категории (малых, средних, крупных) в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год установлены ст. 63 Хозяйственного кодекса Украины.

Малыми

(независимо от формы собственности) считаются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает 70 млн грн. Отметим, что аналогичный критерий отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства установлен Законом Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III. Правда, в этом Законе совершенно четко использован союз «и» между критериями среднеучетной численности и валового дохода, что абсолютно исключает разночтения в переходных случаях, когда «не больше 50 чел., но больше 70 млн» и наоборот.

Крупными

предприятиями считаются предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 250 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает сумму в 100 млн грн.

Все остальные предприятия считаются

средними.

Важно! Если среднеучетная численность работников предприятия за отчетный год превышает 50 человек и/или объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период превышает 70 млн грн., предприятие обязано сдавать отчетность в электронной форме.

Как и сейчас, налоговая декларация, поданная средствами электронной связи, считается принятой при наличии квитанции о получении (п.п. 49.9.1 ст. 49 НК). Что же касается более детального порядка взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в процессе обмена электронными документами, то

до внедрения государственного Единого окна подачи электронной отчетности следует руководствоваться ныне действующим Порядком подготовки и подачи налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденным приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233 (это предусмотрено в п. 9 подраздела 10 Переходных положений НК).

 

будет создано государственное ЕДИНОЕ ОКНО ЭЛЕКТРОННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Видимо, чтобы «подсластить пилюлю» обязательной электронной отчетности для средних и крупных предприятий, авторы

Налогового кодекса пообещали создать на государственном уровне систему «Единое окно подачи электронной отчетности», которая будет полностью находиться в государственной собственности. С помощью этой системы планируется принимать не только налоговую отчетность, но и другие виды обязательной отчетности в министерства, органы государственной власти и фонды общеобязательного государственного страхования (п. 49.17 ст. 49 НК). Не исключает НК и предоставления через Единое окно других услуг (каких именно — узнаем, когда система начнет создаваться).

Единое окно должно будет обеспечивать поддержку работы средств электронной цифровой подписи всех аккредитованных центров сертификации ключей (АЦСК), которые работают на рынке Украины в соответствии с действующим законодательством. То есть те предприятия и предприниматели, у кого уже продлен срок действия ключей ЭЦП на следующий год, могут не волноваться о напрасно выброшенных деньгах — эти ключи можно будет продолжать использовать. Но и мечтать о бесплатных ключах тоже не приходится: из окончательной редакции

НК исчезли положения о том, что центр сертификации ключей является неотъемлемой частить системы Единого окна и что ключи должны предоставляться бесплатно. Видимо, кое-кто позаботился о том, чтобы бизнес владельцев ныне действующих АЦСК не пострадал.

Кстати, из окончательной редакции ст. 49 НК исчезло еще одно обещание, которое было в проекте, — о том, что услуги Единого окна будут предоставляться бесплатно. Конечно, окно будет оставаться в госсобственности, но это не гарантирует того, что услуги будут предоставляться бесплатно. Тем более что в некоторых соседних нормах п. 49.17 ст. 49 НК, где «бесплатность» захотели оставить, ее оставили (в частности, там, где речь идет о бесплатном доступе плательщиков к описаниям форматов (стандартов) и структуры электронных документов). Не значит ли это, что за электронную отчетность снова собираются требовать деньги, только на этот раз под видом государственных платных услуг? Время покажет.

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ ПО НДС

Вероятно, вы помните, как немногим больше года тому назад ГНАУ, прикрываясь незаконным распоряжением КМУ от 23.09.2009 г. № 1178-р

«Вопросы Общего реестра налоговых накладных», пыталась вынудить всех плательщиков подавать отчетность через Спецоператора электронной отчетности под предлогом того, что Центр обработки электронной отчетности (ЦОЭО) будет полностью загружен приемом налоговых накладных в Общий реестр налоговых накладных. Тогда планам не суждено было сбыться — Президент остановил действие нашумевшего распоряжения КМУ.

Но то, что не получилось у бывшего правительства, похоже, воплотит в жизнь правительство нынешнее. В соответствии с НК создается Единый реестр налоговых накладных (ЕРНН) — реестр сведений о налоговых накладных и расчетах корректировки, который ведется центральным органом государственной налоговой службы в электронном виде согласно предоставленным плательщиками НДС электронным документам (п.п. 14.1.60 ст. 14 НК). Порядок ведения ЕРНН будет утвержден Кабмином.

Схема документооборота с участием ЕРНН в общих чертах показана на рисунке. Пунктом 201.10 ст. 201 НК установлены следующие правила такого документооборота.

Общее правило звучит таким образом: при осуществлении операций по поставке товаров/услуг продавец — плательщик НДС обязан предоставить покупателю налоговую накладную после регистрации в ЕРНН.

img 2

Впрочем, регистрации в ЕРНН подлежат далеко не все налоговые накладные. Регистрировать или не регистрировать — зависит от суммы НДС в налоговой накладной.

Согласно п. 11 подраздела 2 Переходных положений НК регистрация налоговых накладных продавцами в ЕРНН внедряется для тех плательщиков НДС, у которых сумма НДС в одной налоговой накладной превышает:

— 1 млн грн. — с 1 января 2011 года;

— 500 тыс. грн. — с 1 апреля 2011 года;

— 100 тыс. грн. — с 1 июля 2011 года;

— 10 тыс. грн. — с 1 января 2012 года.

Налоговая накладная, в которой сумма НДС не превышает 10 тыс. грн., не подлежит включению в ЕРНН. Подчеркиваю, речь идет именно о сумме НДС в налоговой накладной, а не о ее общей сумме. Поэтому с 1 января 2011 волноваться о регистрации налоговых накладных предстоит немногим. А вот через год это уже станет насущным вопросом, поскольку налоговая накладная с суммой НДС, превышающей 10 тыс. грн., — совсем не редкость.

Выяснив, какие же налоговые накладные подлежат включению в ЕРНН, вернемся к правилам документооборота. Чем же подтверждается включение налоговой накладной в реестр?

В качестве подтверждения продавцу о принятии его налоговой накладной (и/или расчета корректировки) в ЕРНН придет квитанция в электронном виде в текстовом формате, которая высылается в течение операционного дня. При этом датой и временем предоставления налоговой накладной (расчета корректировки) в электронном виде являются дата и время, зафиксированные в квитанции.

Если отправленные налоговые накладные и/или расчеты корректировки сформированы с нарушением требований раздела V НК в части обязательных реквизитов налоговой накладной (п. 201.1 ст. 201) или оснований и порядка проведения корректировки (п. 192.1 ст. 192), то в течение операционного дня продавцу направляется квитанция о непринятии с указанием причин.

Если в течение операционного дня не посланы квитанции о принятии или непринятии, такая налоговая накладная считается зарегистрированной в Единственном реестре налоговых накладных.

Покупатель в свою очередь имеет право сверять данные полученной налоговой накладной на соответствие с данными Единственного реестра налоговых накладных. Более того, он просто вынужден это делать, поскольку п. 201.10 ст. 201 НК содержит следующее штрафоопасное ограничение.

Важно! Отсутствие факта регистрации продавцом налоговых накладных в ЕРНН и нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дают права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в такой налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.

Выявление расхождений данных налоговой накладной и ЕРНН является основанием для проведения органами государственной налоговой службы документальной внеплановой выездной проверки продавца и в соответствующих случаях покупателя товаров/услуг.

Кстати, в случае нарушения продавцом порядка регистрации налоговой накладной в ЕРНН, так же как и в случае нарушения порядка ее заполнения, покупатель может пожаловаться на продавца и, приложив к декларации подтверждающие закупку документы, все же показать налоговый кредит. Но продавца в таком случае ждет «проверка с пристрастием».

А при проверках крупных плательщиков обязывают подавать все копии первичных документов и учетных регистров бухгалтерского и налогового учета в электронном виде (п. 85.2 ст. 85 НК).

Напоследок несколько слов об уже набивших оскомину электронных копиях реестров налоговых накладных. В

НК сохраняется обязанность всех плательщиков НДС подавать их вместе с налоговой декларацией по НДС. Но теперь также устанавливается обязательность ведения реестров в электронном виде (п. 201.15 ст. 201 НК).

Если по данным реестров выданных и полученных налоговых накладных, предоставленных в электронном виде, налоговые органы выявляют расхождения между данными контрагентов, они сообщают об этом плательщику налога. При этом плательщик налога в течение 10 дней после получения такого сообщения имеет право уточнить налоговые обязательства без применения штрафных санкций, предусмотренных разделом II НК. Вот такая «амнистирующая» норма содержится в п. 201.6 ст. 201 НК.

 

На этом различная «электронщина» в Налоговом кодексе Украины исчерпывается. Но как вы сами могли убедиться, множество вопросов требуют урегулирования на уровне подзаконных актов, а также правильного технического внедрения. Особенно беспокоит регистрация налоговых накладных в ЕРНН. Ведь эта система должна работать безукоризненно, для того чтобы проблемы с этим реестром не стали искусственным ограничением на включение покупателями в налоговый кредит тех налоговых накладных, по которым процедура регистрации прошла с какими-то сбоями (ведь, как мы знаем, сегодня даже квитанции о приеме электронной отчетности не всегда приходят вовремя). Конечно, хочется оставаться оптимистом. Но как бы ни начали развиваться события, «Б & К» всегда будет держать вас в курсе. До встречи в 2011 году!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше