Отношения с покупателями и заказчиками: цепочка документов.
Часть 4. Возвратная накладная
В завершение рассказа о цепочке документов, которыми оформляются отношения с покупателями и заказчиками, сегодня рассмотрим документ, которым в «1С:Бухгалтерии 7.7» регистрируется возврат товаров покупателем. Уточним, что речь идет об отношениях с оптовым покупателем, который сам тоже является субъектом предпринимательской деятельности. На практике такие операции, конечно же, случаются: или часть партии товара оказалась бракованной, или по условиям договора поставщик обязуется принять обратно не реализованные оптовым покупателем остатки товара, или еще какие-нибудь уважительные причины... Итак, речь пойдет о документе «Возвратная накладная».
Сергей КАМЕНСКИЙ, консультант «Б & К»
Для регистрации возврата ранее отпущенных ценностей в конфигурации есть документ «
Возвратная накладная». Он предназначен для учета возвратов от субъектов предпринимательской деятельности, возвраты товаров в рознице регистрируют другим документом. Возвратную накладную можно ввести на основании документа «Расходная накладная»*. Сам документ не является основанием для ввода других документов, однако он может быть заказом**. С него начинается цепочка взаиморасчетов в тех случаях, когда документа, которым ценности были отпущены, в информационной базе нет. Например, если осуществляется возврат тех ТМЦ, которые были проданы до даты ввода остатков.* См. статью «Отношения с покупателями и подрядчиками: цепочка документов. Часть 2. Расходная накладная» («Б & К», 2010, № 11, с. 16).
** Напомним полный перечень документов конфигурации «Бухгалтерский учет для Украины», которые можно использовать в качестве субконто «
Заказ»: «Договор», «Счет входящий», «Приходная накладная», «Счет-фактура», «Расходная накладная», «Услуги сторонних организаций», «Оказание услуг», «Возврат поставщику», «Возвратная накладная», «Ликвидация необоротных активов», «Остатки взаиморасчетов».
Доступ к возвратной накладной, как и ко всем документам, которыми оформляется возврат ТМЦ, осуществляется с помощью журнала «
Возвраты». Новый документ можно ввести путем ввода новой строки в этот журнал или выполнив команду «Документы → Возвраты → Возвратная накладная». Экранная форма документа показана на рис. 1 (см. с. 13).
Если вводить документ на основании расходной накладной, практически все его реквизиты окажутся заполненными. В шапке документа будут заполнены поля с реквизитами покупателя и реквизитами места хранения. В табличную часть будут перенесены номенклатура, данные о партиях, количество и суммы из начальной накладной на отпуск ценностей. «Отпускные» суммы будут перенесены с учетом предоставленной покупателю скидки. Количество возвращаемых ТМЦ можно исправить вручную.
Важно! Если вы откорректируете количество возвращаемых ТМЦ, информация о предоставленной покупателю скидке будет потеряна! Сумма возвратной накладной будет пересчитана по ценам из соответствующей колонки табличной части. Скидку придется восстанавливать, вручную откорректировав суммы в таблице.
В таблице есть колонка «Расх. накл.» с номером и датой накладной, которой был зарегистрирован отпуск возвращаемых ТМЦ. Эта колонка используется для справки. При оформлении возврата товаров, отгруженных по нескольким накладным, поле можно не заполнять.
В последней колонке таблицы приведена информация об учетных ценах и суммах возвращаемых ТМЦ. Данные в ней автоматически заполняются двумя способами:
— при вводе документа на основании расходной накладной данная себестоимость считывается из операции, записанной этим документом;
— при заполнении табличной части возвратной накладной самостоятельно данные о себестоимости рассчитываются по учетным ценам ТМЦ, хранящимся в параметрах справочника «Партии».
При любом варианте расчета себестоимости суммы можно откорректировать вручную. На суммы, указанные в этой колонке, документ отсторнирует проведенное ранее списание ТМЦ на счета учета расходов.
На закладке «Дополнительно» (рис. 2) можно уточнить «поведение» документа в налоговом учете. Здесь расположены уже знакомые поля для выбора субконто валовых доходов и для указания суммы предварительной оплаты вручную. В нижней половине окна повторена таблица для ввода возвращаемых ценностей.
Операция документа, сформированная с настройками, показанными на рис. 1 и 2, приведена на рис. 3.
Первой проводкой документ отсторнировал валовой доход от продажи товаров, третьей и пятой проводками — налоговый кредит по НДС. Согласно п.п. 4.5.3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (с изменениями и дополнениями) уменьшение суммы налоговых обязательств плательщика налога — поставщика при изменении компенсации стоимости товаров (услуг), предоставленных лицам, которые не были плательщиками этого налога на момент такой поставки, разрешается только:
а) при возврате ранее поставленных товаров в собственность поставщика с предоставлением получателю полной денежной компенсации их стоимости;
б) при пересмотре цен, связанном с гарантийными заменами товаров.
Можете смело оставлять третью и пятую проводки, никаких манипуляций с реквизитом «
Вид НДС» не требуется. Не забудьте только составить на основании документа «Возвратная накладная» расчет-корректировку к ранее выписанной налоговой накладной.Обратите внимание на последние проводки операции. При сторнировании списания ТМЦ для товаров создана новая партия ВН-0000002 (06.07.10). В этом проявляется особенность партионного учета при использовании методов оценки выбытия запасов, отличных от метода идентифицированной стоимости. Документ восстанавливает ранее отгруженные партии ТМЦ только в случае учета «
за партіями». При остальных значениях константы «Метод партионного учета» (средневзвешенная, ФИФО и ЛИФО) для возвращаемых ценностей будет создана новая партия.
На этом завершаем рассмотрение цепочки документов, которой регистрируются отношения с покупателями — субъектами предпринимательской деятельности. В следующий раз речь пойдет об особенностях учета в «1С:Бухгалтерии 7.7» розничной торговли.