Ремонт арендованных основных средств
Подскажите, как в «1С:Бухгалетрии 8» релиз 1.1.16 отразить ремонт арендованных основных средств?
И. Акимова, г. Шостка
Анна САРАЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
В украинском законодательстве, регулирующем арендные взаимоотношения, фигурируют два вида ремонта: текущий и капитальный (ст. 776 Гражданского кодекса Украины). К сожалению, в самом
Кодексе определение этих двух понятий отсутствует. Но Госкомитет по строительству и архитектуре в своем письме «Об отнесении ремонтно-строительных работ к капитальному и текущему ремонту» от 30.04.2003 г. № 7/7-401 указал, что:— капитальный ремонт здания — это комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает замену, восстановление и модернизацию конструкций и оборудования зданий в связи с их физическим износом или разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также улучшения планировки здания и благоустройства территории без изменения строительных габаритов объекта. Капитальный ремонт предполагает приостановление на время выполнения работ эксплуатации здания в целом или его частей (при условии их автономности);
— текущий ремонт — это комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предотвращение преждевременного износа конструкций и инженерного оснащения. Если здание в целом не подлежит капитальному ремонту, комплекс работ по текущему ремонту может учитывать отдельные работы, которые классифицируются как относящиеся к капитальному ремонту (кроме работ, предусматривающих замену и модернизацию конструктивных элементов здания).
В
бухгалтерском учете в соответствии с нормами п. 14 П(С)БУ № 7 «Основные средства» первоначальная стоимость ОС увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), при условии, что они приведут к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта.Расходы, которые осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии и которые не изменяют будущие экономические выгоды от его использования, включаются в состав расходов текущего отчетного периода (п. 15 П(С)БУ № 7).
Налоговый учет расходов на ремонт основных фондов (далее — ОФ) должен осуществляться с учетом положений
абзацев первого и второго п.п. 8.7.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР)» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР), согласно которым плательщики налога имеют право на протяжении отчетного периода отнести на валовые расходы расходы, связанные с улучшением ОФ, подлежащих амортизации, в том числе расходы на улучшение арендованных ОФ, в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОФ на начало такого отчетного периода.Расходы, которые превышают указанную сумму, распределяются пропорционально сумме фактически понесенных плательщиком налога расходов на улучшение ОФ групп 2, 3 и 4 или отдельных объектов ОФ группы 1 и увеличивают балансовую стоимость ОФ соответствующих групп или отдельных объектов ОФ группы 1.
В «1С:Бухгалтерии 8» принятие ОС в аренду оформляется ручной записью в дебет забалансового счета Дт 01. При этом арендатор амортизацию не начисляет, а уплачивает лишь арендную плату, которая относится на валовые расходы.
Если текущий ремонт арендованных ОС выполняется подрядным способом и его стоимость не превышает 10-процентный барьер, для отражения подобного рода операций достаточно документа «
Поступление товаров и услуг». В документе заполняем закладку «Услуги» и указываем счет учета затрат (рис. 1).
После проведения документа в бухгалтерском учете затраты на текущий ремонт офиса были списаны на расходы, а в налоговом учете увеличили валовые расходы, так как не был превышен 10-процентный барьер.
В том случае, если текущий ремонт производится собственными силами и его стоимость не превышает 10-процентный барьер, стоит использовать документ «
Требование накладная». С помощью этого документа списывают материалы, использованные для ремонта.Отражая капитальный ремонт, выполненный собственными силами, первый документ, который мы заполним, будет «
Поступление товаров и услуг». Этим документом мы отражаем покупку материалов, необходимых для ремонта. Обратите внимание: в графах «Ст. прироста-убыли» ставим значение «Оборудование на складах», а в графе «Налоговое назначение» из справочника «Налоговые назначения активов и затрат» выбираем значение «Хоз. дет-ть аморт.».Проводим документ. В бухгалтерском учете мы получим привычные проводки по оприходованию материалов на склад и начислению налогового кредита. В налоговом же учете дебетуется счет ОБ «
Оборудование» на сумму приобретенных материалов.Следующий этап — списание материалов в ремонт оформляем документом «Требование накладная» с видом операции «Оборудование» (рис. 2).
Важно! Налоговое назначение и статья прироста убыли должны быть заполнены теми же значениями, что и в документе на оприходование материалов. Иначе программа выдаст ошибку и не проведет документ.
На закладке «Счет учета затрат» укажем субсчет 1532 и соответствующую аналитику (рис. 2). Проводим документ и в результате получаем следующие проводки:
— бухгалтерский учет: Дт 1532 — Кт 201 — стоимость ТМЦ включена в состав капитальных инвестиций;
— налоговый учет: запись по Кт «ОБ» — списаны ТМЦ;
— запись по Дт «СОБ» — оприходование на объект строительства.
Итак, расходы, понесенные на капитальный ремонт арендуемых ОС, подлежат амортизации в учете у арендатора, поэтому мы в справочнике «
Основные средства» создадим новую запись, например «Ремонт офиса на ул. Сумской». После чего введем данное ОС в эксплуатацию с помощью документа «Ввод в эксплуатацию ОС» с видом операции «Объекты строительства» (рис. 3).
В дальнейшем данный объект ОС можно амортизировать в соответствии с нормами, указанными в документе ввода в эксплуатацию. Ждем ваших писем по адресу
bk@id.factor.ua . Успехов!