Темы статей
Выбрать темы

Классификация некоторых видов основных фондов с учетом мнения государственных органов

Редакция БК
Статья

Классификация некоторых видов основных фондов с учетом мнения государственных органов

 

img 1

Не секрет, что при отнесении того или иного объекта материальных ценностей к определенной группе основных фондов налогоплательщику следует ориентироваться не только на соответствующие нормативные документы, но и на разъяснения по этому поводу государственных органов, в частности ГНАУ, Минфина, судов и т. д. Подробнее об этом в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

 

Основные законодательные акты

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об авторском праве — Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.93 г. № 3792-XII.

Закон № 1280 — Закон Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. № 1280-IV.

Классификатор ДК 013-97 — Государственный классификатор Украины ДК 013-97 «Классификация основных фондов», утвержденный приказом Госстандарта Украины от 19.08.97 г. № 507.

 

Компьютерные программы

Согласно п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль электронно-вычислительные машины, прочие машины для автоматической обработки информации, связанные с ними средства считывания или печати информации, прочие информационные системы, компьютерные программы, телефоны (в том числе мобильные), микрофоны и рации, стоимость которых превышает стоимость малоценных товаров (предметов), относят к основным фондам группы 4. При этом термин «компьютерная программа» понимается в значении, приведенном в Законе об авторском праве. То есть стоимость компьютерной программы увеличивает балансовую стоимость основных фондов группы 4 на начало квартала, следующего за кварталом ее оприходования (независимо от времени ввода в эксплуатацию), если соблюдаются критерии, перечисленные в п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль, а именно:

— компьютерная программа предназначена для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика;

— срок использования компьютерной программы превышает 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию;

— стоимость компьютерной программы составляет более 1000 грн.

На это обращает внимание ГНАУ в п. 4 письма от 31.07.2008 г. № 354/4/17-0214 (см. с. 37).

Что касается компьютерной программы стоимостью менее 1000 грн., то в указанном письме налоговики утверждают, что она не отвечает определению основных фондов, приведенному в Законе о налоге на прибыль, и признается нематериальным активом. Они считают, что расходы на приобретение такого нематериального актива не включаются в состав валовых расходов, а подлежат амортизации с применением линейного метода в соответствии с п.п. 8.3.9 данного Закона.

Если же налогоплательщик получает право пользования компьютерной программой, то ГНАУ относит платежи за такое право к роялти (см. письмо от 22.02.2010 г. № 1824/5/15-0516).

В бухгалтерском учете компьютерные программы относятся к нематериальным активам (см. письмо Министерства финансов Украины от 17.04.2007 г. № 31-34000-10-10/7860).

 

Проводная компьютерная сеть

В налоговом учете расходы на сооружение проводной компьютерной сети, а именно: на проектирование, прокладку кабеля, монтаж розеток, установку разъемов с учетом стоимости материалов (пассивного оборудования) — должны отражаться по правилам, установленным п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль. То есть часть расходов на прокладку линии, которая «вписывается» в 10-процентный ремонтный лимит, попадает в валовые расходы, а сумма превышения относится на увеличение балансовой стоимости помещения (объекта основных фондов группы 1) на начало следующего расчетного квартала.

Правда, у налоговиков на этот счет иное мнение. Ссылаясь на Классификатор ДК 013-97, в соответствии с которым к коду 130207 отнесены «Линии связи и передач локальные и вспомогательные сооружения», входящие в классификационную группу 130200 «Здания и сооружения линий связи и передач (телевизионные, радио, телеграфные, телефонные и прочие)», они утверждают, что расходы на подключение компьютеров к локальной сети являются расходами на создание передаточных устройств. Поэтому их следует относить к основным фондам группы 1 и амортизировать по нормам для этой группы (см. письмо от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017). И хотя в более позднем письме ГНАУ от 25.05.2009 г. № 10811/7/15-0217 уже нет ссылки на Классификатор ДК 013-97, позиция этого ведомства по рассматриваемому вопросу не изменилась: телекоммуникационные сети относятся к передающим устройствам и представляют собой объект основных фондов группы 1.

Такой вывод налоговиков нельзя назвать корректным. Дело в том, что согласно п. 2 Национального стандарта № 2 «Оценка недвижимого имущества», утвержденного постановлением КМУ от 28.10.2004 г. № 1442, передаточные устройства — это земельные улучшения, созданные для выполнения специальных функций по передаче энергии, вещества, сигнала, информации и т. п. любого происхождения и вида на расстояние (линии электропередачи, трубопроводы, водопроводы, тепловые и газовые сети, линии связи и т. п.). Понятно, что локальная компьютерная сеть или телекоммуникационная сеть, расположенные внутри здания, земельным улучшением не являются, поэтому не должны относиться к передаточным устройствам.

Кстати, несколько слов в отношении применения Классификатора ДК 013-97. Министерство финансов Украины в письме от 17.11.2003 г. № 31-04200-04-5/5570 для определения состава машин и оборудования рекомендует использовать данный Классификатор. А вот Госкомстат придерживается противоположного мнения, считая, что этот Классификатор не может применяться при решении вопроса отнесения материальных активов к той или иной группе основных фондов, для этого нужно руководствоваться прямыми нормами п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль (см. письмо от 03.12.2007 г. № 03/7-8/872 на с. 39 этого номера).

ГНАУ же в письме от 16.04.2004 г. № 2914/6/15-1116 указывает, что Классификатор ДК 013-97 следует применять с учетом действующих норм Закона о налоге на прибыль. То есть если возникают противоречия между указаниями Классификатора и Закона о налоге на прибыль, то приоритет имеют нормы Закона о налоге на прибыль. Отметим, что в своих консультациях представители главного налогового органа активно используют Классификатор ДК 013-97.

 

Мини-АТС

Налоговики требуют классифицировать приобретение и установку мини-АТС как приобретение основных фондов группы 1. Соответственно и все расходы, связанные с таким приобретением, по их мнению, следует относить на увеличение балансовой стоимости объекта основных фондов группы 1 (см. письмо от 14.03.2008 г. № 4956/7/15-0517 на с. 38 этого номера и консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 21, с. 20).

Кстати, такого подхода главный налоговый орган последовательно придерживается в отношении любого телекоммуникационного оборудования, будь то коммутаторы, маршрутизаторы, источники бесперебойного питания, оборудование для подключения к сети Интернет, телефонная станция, телевизионные сети для передачи видеоизображения (см. письма от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017, от 14.03.2008 г. № 4956/7/15-0517 на с. 38, консультацию представителей налогового ведомства, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 25, с. 24, письмо от 18.06.2004 г. № 4894/6/15-1316).

На наш взгляд, более правильным будет отнесение расходов на приобретение мини-АТС в состав группы 4 основных фондов. При этом, поскольку в соответствии с п.п. 8.4.1 Закона о налоге на прибыль балансовая стоимость соответствующей группы увеличивается на сумму стоимости приобретения основных фондов, с учетом транспортных и страховых платежей, а также других расходов, понесенных в связи с таким приобретением, расходы на транспортировку, монтаж и первоначальное программирование мини-АТС также подлежат амортизации в составе балансовой стоимости группы 4.

Поддержку своей позиции находим в определении ВАСУ от 01.02.2007 г., а также в письме Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики от 03.04.2009 г. № 04-27/470.

Так, ВАСУ констатирует, что в вопросе отнесения к определенной группе самого объекта основных фондов — телефонной станции и расходов, сопутствующих подключению такого объекта, необходимо ориентироваться на соответствующую техдокументацию. Если из техдокументации следует, что все кабели и работы по проектированию, прокладке кабеля и монтажу такого оборудования неразрывно связаны с данным оборудованием и не могут быть отделены от него, но могут быть без повреждения демонтированы вместе с этим оборудованием для дальнейшей совместной автономной эксплуатации, тогда понесенные расходы увеличат балансовую стоимость той группы основных фондов, к которой относится сам объект основных фондов (в данном случае — к группе 4).

А Комитет ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики в вышеуказанном письме утверждает: коммутаторы, маршрутизаторы, источники бесперебойного питания (ИБП), мини-АТС и прочее коммуникационное оборудование следует включать в группу 4 (до 1 января 2003 года — в группу 2) основных фондов, а не в группу 1, на чем настаивает ГНАУ. Ключевыми факторами для отнесения коммуникационного оборудования в группу 4 является его мобильность, возможность отключения в одном помещении и переустановки в другое, простота монтажа (демонтажа). Если же расходы на приобретение указанного оборудования связаны непосредственно со зданием (включены в сметную стоимость здания) или такое оборудование является отдельным сооружением, бесспорным становится его отнесение в группу 1.

 

Телефонный номер

С точки зрения ГНАУ, расходы на получение телефонного номера (с получением права абонента распоряжаться телефонным номером, в том числе и с возможностью продажи такого права, и если это право имеет стоимостное выражение) в налоговом и в бухгалтерском учете признаются объектом права собственности абонента и рассматриваются как нематериальные активы (см. письмо от 25.09.2003 г. № 8049/6/15-1116 на с. 39 этого номера).

В налоговом учете нематериальные активы подлежат амортизации по линейному методу в течение срока полезного использования, но не более 10 лет (п.п. 8.3.9 Закона о налоге на прибыль).

Однако мнение налоговой службы относительно классификации затрат на получение телефонного номера не бесспорно. Напомним, что в соответствии с п. 3 Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденных постановлением КМУ от 09.08.2005 г. № 720, под абонентским номером понимается номер, который присваивается абоненту оператором телекоммуникаций на основании договора о предоставлении телекоммуникационных услуг для идентификации в телекоммуникационной сети конечного оборудования (т. е. телефонного аппарата), подключенного к этой сети.

Так что телефонный номер на самом деле не имеет для абонента материального воплощения. Предприятие пользуется им, только потребляя услуги связи. Поэтому говорить при этом, что абонент имеет право на телефонный номер, не совсем корректно. Ведь согласно Закону № 1280 абонент может пользоваться телефонным номером только:

— в период действия договора с оператором. А такой договор вполне может быть расторгнут (и номер передан другому пользователю) по целому ряду причин (например, за неуплату или в связи с нарушением правил пользования телекоммуникационными услугами). К тому же оператор имеет полное право в определенных случаях изменить абонентский номер без согласия абонента;

— в период действия лицензии оператора. Ведь номерной ресурс выделяет оператору Национальная комиссия по вопросам регулирования связи Украины на время действия его лицензии. Такой номерной ресурс может быть изъят у оператора в случае аннулирования лицензии или признания ее недействительной.

В этой ситуации расходы на получение телефонного номера целесообразнее было бы включать в состав валовых расходов предприятия на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Впрочем, выбор здесь за налогоплательщиком.

 

Телефонный аппарат

Телефонный аппарат, предполагаемый срок службы которого превышает 365 календарных дней, в налоговом учете:

— признается объектом основных фондов, если его стоимость превышает 1000 грн.;

— отражается в порядке, предусмотренном для учета запасов, если его стоимость не превышает 1000 грн. При этом стоимость такого материального актива участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Об этом идет речь в письме ГНАУ от 25.09.2003 г. № 8049/6/15-1116 (см. на с. 39 этого номера).

Телефонный аппарат следует учитывать в группе 4 основных фондов (п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль).

 

Регистраторы расчетных операций

Регистратор расчетных операций, который планируется использовать в хозяйственной деятельности налогоплательщика в течение периода, превышающего 365 календарных дней (с даты ввода в эксплуатацию), и стоимость которого превышает 1000 грн., относится к основным фондам группы 4 (см. письмо ГНАУ от 27.09.2004 г. № 484/4/23-2114).

 

Банкоматы

С учетом норм п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль банковские автоматы самообслуживания (банкоматы) должны учитываться в группе 4 основных фондов (см. письмо ГНАУ от 14.03.2008 г. № 4956/7/15-0517 на с. 38 этого номера).

 

Калькуляторы и оборудование для обработки денег

ГНАУ считает, что калькуляторы и оборудование для обработки денег (оборудование и приспособления для пересчета, сортировки, упаковки, контроля подлинности денег) стоимостью свыше 1000 грн. следует относить к группе 2 основных фондов как электромеханические приборы, инструменты и другое конторское (офисное) оборудование (см. письмо от 15.10.2003 г. № 8558/6/15-1316).

 

Надеемся, что предоставленная нами информация поможет вам правильно классифицировать приобретенные (созданные) объекты основных фондов и ваш учет будет всегда на высоте.

 

 

Если стоимость компьютерной программы превышает 1000 грн.,
такая программа относится к группе 4 основных фондов

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 31.07.2008 г. № 354/4/17-0214

(извлечение)

 

<…>

4. В соответствии с п.п. 8.2.1 п. 8.2 ст. 8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 года № 334/94-ВР (далее — Закон № 334) под термином «основные фонды» следует понимать материальные ценности, которые предназначаются плательщиком налога для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога в течение периода, превышающего 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких материальных ценностей, и стоимость которых превышает 1000 грн. и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом.

При этом компьютерные программы, стоимость которых превышает стоимость малоценных товаров (предметов), относятся к группе 4 основных фондов. Учитывая это, компьютерная программа стоимостью менее 1000 грн. не входит в состав основных фондов плательщика налога.

Согласно пункту 1.2 ст. 1 Закона № 334 под термином «нематериальный актив» понимают объекты интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, установленном соответствующим законодательством, объектом права собственности плательщика налога.

Вопросы, связанные с понятием права интеллектуальной собственности, регулируются Гражданским кодексом Украины. Так, статьей 420 этого Кодекса определен перечень объектов права интеллектуальной собственности, к которым, в частности, относятся компьютерные программы.

В соответствии с п.п. 5.3.2 п. 5.3 ст. 5 Закона № 334 не включаются в состав валовых расходов расходы на приобретение нематериальных активов, подлежащих амортизации согласно статье 8 этого Закона.

Подпунктом 8.3.9 п. 8.3 ст. 8 Закона № 334 установлено, что для амортизации нематериальных активов применяется линейный метод, по которому каждый отдельный вид нематериального актива амортизируется равными частями исходя из его первоначальной стоимости, с учетом индексации согласно

п.п. 8.3.3 этой статьи в течение срока, определяемого плательщиком налога самостоятельно, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов или срока деятельности плательщика налога, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации.

Амортизационные отчисления осуществляются до достижения остаточной стоимостью нематериального актива нулевого значения.

Учитывая изложенное, если стоимость компьютерной программы превышает 1000 грн., такая программа относится к группе 4 основных фондов и амортизируется согласно положениям

пункта 8.3 ст. 8 Закона № 334 по норме 15 процентов (или другой норме, не превышающей 15 процентов).

Если стоимость компьютерной программы составляет менее 1000 грн., эта программа признается нематериальным активом и амортизируется в соответствии с п.п. 8.3.9 п. 8.3 ст. 8 Закона № 334.

<…>

 

Председатель В. Буряк

 

 

Коммутаторы, маршрутизаторы, источники бесперебойного питания,
мини-АТС относятся к основным фондам группы 1

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 14.03.2008 г. № 4956/7/15-0517

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо Государственной налоговой администрации в г. Киеве <…> по вопросу отнесения в налоговом учете к группам основных фондов коммутаторов, маршрутизаторов, источников бесперебойного питания, мини-АТС, банкоматов и вывесок на зданиях с названием финансового учреждения и сообщает.

Подпунктом 8.2.1 п. 8.2 ст. 8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями) установлено, что основные фонды — это материальные ценности, которые предназначены плательщиком налога для использования в его хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких материальных ценностей, и стоимость которых превышает 1000 грн. и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом.

Согласно п.п. 8.2.2 указанной выше статьи основные фонды распределены по группам. В состав основных фондов группы 1 относятся здания, сооружения, их структурные компоненты и передающие устройства, в том числе жилые дома и их части (квартиры и места общего пользования), стоимость капитального улучшения земли.

Законом Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. № 1280-IV (с изменениями и дополнениями) телекоммуникационная сеть определена как комплекс технических средств телекоммуникаций и сооружений, предназначенных для маршрутизации, коммутации, передачи и/или приема знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков либо сообщений любого рода по радио, проводовым, оптическим или другим электромагнитным системам между конечным оборудованием. В свою очередь, под техническими средствами телекоммуникаций понимают оборудование, станционные и линейные сооружения, предназначенные для создания телекоммуникационных сетей.

Таким образом, расходы на коммуникационное оборудование (коммутаторы, маршрутизаторы, источники бесперебойного питания) и его подключение к телекоммуникационной сети в налоговом учете отражаются как создание основных фондов группы 1 (передающие устройства) при условии их использования в хозяйственной деятельности плательщика налога.

Телефонная сеть — это телекоммуникационная сеть, предназначенная преимущественно для предоставления услуг телефонной связи. В свою очередь, телефонная связь — это вид электросвязи для передачи голосовых сообщений в реальном масштабе времени с использованием номерного ресурса телефонной сети (п. 3 Общих положений Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 09.08.2005 г. № 720).

В соответствии с Государственным классификатором Украины ДК 013-97 «Классификация основных фондов», утвержденным приказом Госстандарта Украины от 19.08.97 г. № 507, в код 13202 включены «Станции и системы телефонные», относящиеся к классу 130200 «Здания и сооружения линий связи и передач (телевизионные, радио, телеграфные, телефонные и другие)» и соответственно к подгруппе 130000 «Передающие устройства».

Подпунктом 8.2.2 п. 8.2 ст. 8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями) установлено, что здания, сооружения, их структурные компоненты и передающие устройства, в том числе жилые дома и их части (квартиры и места общего пользования), стоимость капитального улучшения земли относятся к группе 1 основных фондов.

Учитывая изложенное, мини-АТС также относятся к основным фондам группы 1.

Согласно п.п. 8.2.2 п. 8.2 ст. 8 Закона в состав основных фондов группы 4 включаются электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, связанные с ними средства считывания или печати информации, другие информационные системы, компьютерные программы, телефоны (в том числе сотовые), микрофоны и рации, стоимость которых превышает стоимость малоценных товаров (предметов).

В соответствии с Законом Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III и постановлением Национального банка Украины «Об утверждении Положения о порядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций по их применению» от 27.08.2001 г. № 367 банковский автомат самообслуживания (банкомат)программно-технический комплекс, который предоставляет возможность держателю специального платежного средства осуществить самообслуживание по операциям получения средств в наличной форме, внесению их для зачисления на соответствующие счета, получению информации о состояния счетов, а также выполнить другие операции согласно функциональным возможностям этого комплекса.

Таким образом, банковские автоматы самообслуживания (банкоматы) следует учитывать в группе 4 основных фондов.

Что касается вывески на здании с названием финансового учреждения, то согласно п.п. 8.2.2 п. 8.2 ст. 8 Закона основные фонды групп 1, 2 и 4 содержат конкретный перечень видов основных фондов, а к группе 3 относятся любые основные фонды, не включенные в группы 1, 2 и 4.

Учитывая то, что по своей характеристике основные фонды групп 1, 2 и 4 не включают вывески на зданиях с названием предприятия, их необходимо отнести к группе 3 основных фондов.

 

Заместитель председателя С. Чекашкин

 

 

Классификатор основных фондов не может использоваться на практике

 

Письмо Государственного комитета статистики Украины от 03.12.2007 г. № 03/7-8/872

 

На запрос о предоставлении разъяснений по определению групп основных фондов согласно Классификации основных фондов (КОФ) ДК 013-97 сообщаем.

В основу КОФ положено деление основных фондов на 3 группы, определенные постановлением Кабинета Министров Украины от 06.09.96 г. № 1075, утратившим силу в связи с принятием постановления Кабинета Министров Украины от 11.05.2006 г. № 617. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 24.12.2002 г. № 349-IV определяет деление основных фондов на 4 группы, а не на 3, определенные предварительно редакцией этого Закона, согласованной с КОФ.

Принятие указанных нормативно-правовых актов отменяет основания по практическому использованию КОФ. В вопросах отнесения основных фондов к той или иной группе следует руководствоваться действующим законодательством.

Определение групп основных фондов для начисления амортизационных отчислений с целью налогообложения должно осуществляться исключительно на основании Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (

статья 8).

Для целей бухгалтерского учета формирование информации по основным средствам, в том числе по начислению амортизации, должно осуществляться согласно требованиям Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18.05.2000 г. под № 288/4509.

 

Заместитель директора департамента Н. Луценко

 

 

Расходы на приобретение телефонного аппарата после 01.01.2003 г.
увеличивают балансовую стоимость группы 4

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 25.09.2003 г. № 8049/6/15-1116

 

Согласно п.п. 5.3.2 п. 5.3 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) в состав валовых расходов не включаются расходы на приобретение, строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и другие улучшения основных фондов и расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, а также на приобретение нематериальных активов, подлежащих амортизации, согласно статьям 8 и 9 и подпункту 7.9.4 этого Закона.

Если предприятие арендует помещение и при этом несет расходы по установке телефона и подключению его к линиям связи, то согласно п.п. 8.8.1 ст. 8 Закона, если договор оперативного лизинга (аренды) обязывает или разрешает арендатору осуществлять улучшение объекта оперативного лизинга (аренды), арендатор может увеличить (создать) балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов на стоимость фактически произведенных улучшений такого объекта. При этом арендатором не учитывается балансовая стоимость объекта оперативного лизинга (аренды), за исключением стоимости фактически произведенных его улучшений при применении пункта 8.7 этого Закона.

Таким образом, расходы на проектирование, прокладку кабеля и подключение его к линиям связи относятся к увеличению балансовой стоимости группы 1 основных фондов, стоимость телефонного аппарата — группы 2 или 4 основных фондов и подлежат амортизации по ставкам, предусмотренным для соответствующей группы основных фондов.

Если расходы на приобретение телефона имели место до 01.01.2003 г. (до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 24.12.2002 г. № 349-IV), то указанные расходы относятся к основным фондам группы 2. Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 24.12.2002 г., № 349-IV (позже, начиная с 2003 года, в составе основных фондов появилась группа 4). Следовательно, учитывая абзац второй пункта 15 Переходных положений Закона № 349-IV, если основные фонды приобретены (изготовлены) плательщиком налога после вступления в силу этого

Закона (а также расходы на улучшение таких новоприобретенных (изготовленных) основных фондов в установленном порядке), т. е. после 01.01.2003 г., такие расходы включаются в группу 4 основных фондов.

Что касается отражения расходов на получение телефонного номера, то в бухгалтерском учете согласно

Положению (стандарту) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы» к нематериальным активам относятся активы, не имеющие материальной формы, которые могут быть идентифицированы и содержаться предприятием с целью использования в течение периода свыше одного года для производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду другим лицам.

В налоговом учете под термином «Нематериальный актив» имеются в виду объекты интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности, а также другие аналогичные права собственности плательщика налога.

Таким образом, поскольку приобретение телефонного номера соответствует всем вышеуказанным критериям, расходы на получение телефонного номера можно признать объектом права собственности арендатора и отнести к нематериальным активам.

В налоговом учете для нематериальных активов предусмотрен линейный метод амортизации согласно подпункту 8.3.9 пункта 8.3 статьи 8 Закона, по которому каждый отдельный вид нематериального актива амортизируется равными долями, исходя из его первоначальной стоимости с учетом индексации в соответствии с подпунктом 8.3.3 этой статьи в течение срока, определяемого плательщиком налога самостоятельно исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов или срока деятельности плательщика налога, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. Амортизационные отчисления ведутся до достижения остаточной стоимостью нематериального актива нулевого значения.

 

Заместитель председателя Ю. Гриб

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше