Темы статей
Выбрать темы

Учет основных средств, изготовленных собственными силами

Редакция БК
Статья

Учет основных средств, изготовленных собственными силами

 

img 1

К нам в редакцию пришел вопрос: «1С:Бухгалтерия 8» не вводит в эксплуатацию стеллаж складской, который изготовлен собственными силами. Он не списывается в налоговом учете, так как документ «Отчет производства за смену» приходует изготовленные ОС как запасы. Что в таком случае делать?». Ответ на этот вопрос читайте в этой статье.

Анна САРАЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Давайте попробуем рассмотреть данную операцию на таком примере: в цехе был изготовлен стеллаж для склада. Использовались следующие материалы: труба ПВХ4 8 м и труба диаметром 4 мм.

В процессе производства ОС были использованы ранее приобретенные материалы, которые приходовались как запасы. Поэтому нужно изменить их налоговое назначение, и в этом нам поможет документ «Изменение налогового назначения запасов» (рис. 1).

img 2

Создаем новый документ и в табличной части закладки «Товары» указываем список материалов, которые будут использованы для изготовления ОС. Изменяем налоговое назначение материалов с «Хоз. д-сть» на «Хоз. д-сть аморт.» — тут же автоматически изменится и статья прироста убыли запасов (рис.1).

Если предприятие приобрело ТМЦ для подготовки, организации, ведения производства, продажи продукции (работ, услуг), то стоимость таких ТМЦ относится в состав валовых расходов согласно п.п. 5.2.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий (в редакции Закона Украины № 283/97-ВР от 22.05.97)» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль) и соответственно участвует в налоговом учете прироста (убытка) запасов. При использовании в дальнейшем таких запасов для изготовления основных фондов их стоимость должна быть исключена из валовых расходов. Поэтому документ формирует в налоговом учете проводки по корректировке ВР, а также списанию стоимости материалов со счета «ЗА» (запасы) и зачислению их на счет «ОБ» (оборудование) (рис. 2).

img 3

Передачу материалов в производство оформляем документом «Требование-накладная» с видом операции «Оборудование». На закладке «Оборудование» укажем используемые материалы и перейдем на закладку «Счета учета затрат», где в качестве счета затрат подставим субсчет 1522 и заполним аналитику по счету (рис. 3). Ведь именно на счете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» ведется учет расходов, связанных с изготовлением/приобретением основных средств.

img 4

После проведения документ в бухгалтерском учете сформирует проводки Дт 1522 — Кт 201. А в налоговом учете будут сформированы проводки (рис. 4) по списанию переданных в производство материалов со счета «ОБ» (оборудование) и их оприходованию на счет «СОБ» (строительство объектов основных средств). Счет «СОБ» является накопительным, на нем накапливаются затраты, формирующие первоначальную стоимость объекта основных фондов в налоговом учете.

img 5

Следующий документ, который мы проведем, будет «Отчет производства за смену» (рис. 5). На закладке «Услуги» из справочника «Номенклатура» выберем услугу «Изготовление стеллажа», а также укажем:

img 6

— плановую стоимость данной производственной услуги. Напомню, что реальная себестоимость будет посчитана в конце месяца;

— счет учета 1522 и аналитику по нему. Важно, чтобы аналитика по счету была такая же, как и в документе «Требование-накладная», иначе программа сообщит об ошибке и не проведет документ.

Все необходимые сведения указаны, проводим документ. В результате в бухгалтерском учете сформирована проводка: Дт 1522 — Кт 231 на сумму, указанную в графе «Сумма (плановая)». По налоговому учету документ никаких записей не сформирует.

Согласно П(С)БУ 7 «Основные средства», утвержденному приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92, основные средства приходуются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Само понятие «первоначальная стоимость» приведено в абз. 12 п. 4 П(С)БУ 7: «Первоначальная стоимость — историческая (фактическая) себестоимость необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов».

Данные обо всех затратах, включаемых в первоначальную стоимость самостоятельно изготовленных ОС, накапливаются на субсчете 1522. На него мы уже отнесли стоимость материалов, использованных для производства стеллажа. Теперь на этот же субсчет следует отнести расходы на оплату труда рабочим, изготовившим стеллаж, и на начисление взносов в социальные фонды.

Как вы наверняка помните, в «1С:Бухгалтерии 8» в конце месяца следует проводить регламентный документ «Закрытие месяца», операция «Расчет и корректировка себестоимости продукции (услуг)» поможет закрыть счет 91 и 23 и откорректировать стоимость продукции с учетом рассчитанной реальной себестоимости. В итоге по каждому производственному счету и каждому подразделению и номенклатурной группе будут сделаны корректирующие проводки (рис. 6).

img 7

Расходы на заработную плату работникам, занятым изготовлением основных фондов, включаются в балансовую стоимость таких ОФ и подлежат амортизации (абз. 3 п.п. 8.1.2 Закона о налоге на прибыль), а значит не включаются в валовые расходы. Другими словами, ВР придется откорректировать на сумму 3005,45 грн. ручной проводкой.

В бухгалтерском учете с учетом общепроизводственных и косвенных затрат стоимость изготовленного стеллажа увеличилась на 3005,45 грн. В налоговом учете она сформирована по счету «СОБ» и не учитывает расходы на оплату труда рабочих. А ведь если ОФ самостоятельно изготавливаются налогоплательщиком для собственных производственных нужд, то балансовая стоимость соответствующей группы ОФ увеличивается на сумму всех понесенных им производственных расходов, связанных с изготовлением и вводом в эксплуатацию, без учета уплаченного НДС. Поэтому ручной проводкой увеличим счет «СОБ» на сумму 3005,45 грн. (рис.7) и оформим последний документ «Ввод в эксплуатацию ОС» с видом операции «Объекты строительства» (рис. 8). Для автоматического заполнения сумм ОС воспользуемся кнопкой «Рассчитать суммы». Заполнив все необходимые реквизиты документа, проводим его. Проводки, сформированные документом, представлены на рис. 9.

img 8

 

img 9

 

img 10

 

Надеюсь, мы дали исчерпывающий ответ, а если возникнут вопросы, пишите по адресу bk@id.factor.ua. Удачи!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше