Темы статей
Выбрать темы

Учет импортных операций в «1С:Бухгалтерии 8»: первое событие — предоплата

Редакция БК
Статья

Учет импортных операций в «1С:Бухгалтерии 8»: первое событие — предоплата

 

img 1

Пожалуй, самые распространенные хозяйственные операции во внешнеэкономической деятельности предприятий — это импорт товаров.В этой статье мы рассмотрим на примере, как оформить ввоз импортных товаров с помощью последней версии «1С:Бухгалтерии».

Анна САРАЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Тему учета импорта будем раскрывать на следующем примере.

Согласно договору ООО «Добро» должно внести предоплату в размере полной стоимости приобретаемых товаров (3000 у. е.) и только после этого поставщик осуществит отгрузку.

Аванс перечислен поставщику 02.04.2010 г. Товар получен предприятием от нерезидента 23.04.2010 г. Таможенная пошлина, уплаченная при таможенном оформлении товара, составила 5 % его стоимости.

Прежде чем начать рассматривать цепочку документов по оформлению импортных операций, остановимся на заполнении информационной базы, а точнее, двух справочников — «

Контрагенты» и «Договоры с контрагентами».

Создавая запись об иностранном поставщике в справочнике «

Контрагенты», у иностранного предприятия должен стоять флажок напротив реквизита «Не является резидентом» (рис. 1).

img 2

Основополагающим элементом учета расчетов между предприятиями в программе является Договор, так как именно в нем задаются основные моменты учета расчетов с контрагентом (валюта расчетов, схемы учета, счета расчетов и пр). Поэтому, заполняя форму Договора с нерезидентом, укажем валюту расчета — евро. В результате на закладке «Налоговый учет» автоматически заполнятся параметры налогового учета. Остановимся на них подробнее. Прежде всего для договора в иностранной валюте будет автоматически установлена схема налогового учета «ВЭД (импорт/экспорт)» (рис. 2). Согласно выбранной схеме программа будет определять моменты возникновения валовых расходов/доходов и налогового кредита/обязательств по НДС. В схеме первые две позиции задают моменты определения налога на прибыль и базы НДС для импортных операций, а оставшиеся две определяют эти же параметры, но для экспортных операций.

img 3

Итак, в схеме «ВЭД (импорт/экспорт)»:

— момент определения базы налога на прибыль по покупкам стоит в значении «По отгрузке». Ведь согласно п.п. 11.2.3 ст. 11 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль) датой увеличения валовых расходов налогоплательщика при осуществлении им операций с нерезидентами является дата оприходования товаров, а для работ (услуг) — дата их фактического получения от нерезидентов, независимо от наличия их оплаты (в том числе частичной или авансовой);

— момент определения базы НДС по покупкам стоит в значении «Не определять». Связано это с тем, что для операций по импорту товаров (сопутствующих услуг) у импортера (получателя услуг) право на налоговый кредит возникает по дате уплаты налога по налоговым обязательствам согласно п.п. 7.3.6 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон об НДС). Выходит, что налоговые обязательства и налоговый кредит при импорте товаров на таможенную территорию Украины отражаются в одном и том же отчетном периоде и удостоверяются ГТД, оформленной в соответствии с требованиями законодательства и подтверждающей уплату НДС.

А теперь приступим непосредственно к оформлению описанных в примере операций.

 

П

окупка иностранной валюты и Перечисление аванса

Перечисление аванса поставщику оформляем документом «

Платежное поручение исходящее» операция «Оплата поставщику». Оплата производится с валютного счета предприятия (рис. 3).

img 4

После проведения в бухгалтерском учете будут сформированы проводки: Дт 3712 — Кт 312 — перечисление аванса.

В п.п. 7.3.8 ст. 7 Закона об НДС указано, что предварительная (авансовая) оплата стоимости импортируемых товаров (сопутствующих услуг) не изменяет значения налоговых обязательств плательщика налога — импортера. Поэтому проводки по НДС не формируются.

На забалансовых счетах налогового учета формируются записи:

1) Дт «ВЗ» — перечисление аванса поставщику по этой проводке удобно отслеживать сальдо по взаиморасчетам в валюте;

2) Кт «ВЛБ» — отражена балансовая стоимость валюты.

Если в программе курс при определении балансовой стоимости валюты рассчитан неправильно, сумму перечисленных средств можно откорректировать, поставив флажок напротив «Ручная корректировка».

 

Поступление товара

Поступление товаров в таможенном режиме оформляется двумя документами: «

Поступление товаров и услуг» и «ГТД по импорту». Приобретение товаров у нерезидента оформляется документом «Поступление товаров и услуг» с видом операции «Покупка, комиссия». В реквизите «Договор» выбираем договор в иностранной валюте. В дальнейшем для формирования налогового кредита в реквизите «Налоговое назначение» должно стоять значение «Хоз. Деят-ть».

Порядок формирования первоначальной стоимости товаров, а также включения в состав расходов стоимости импортных работ (услуг) в бухгалтерском учете зависит от того,

какое событие при импорте было первым — получение товаров (работ, услуг) или оплата их стоимости.

В нашем примере

первое событие — оплата товаров (работ, услуг) . В соответствии с п. 6 П(С)БУ 21 сумма аванса в иностранной валюте, предоставленная другим лицам в счет платежей для приобретения немонетарных активов (запасов, основных средств и т. п.) и получения работ и услуг, при включении в стоимость этих активов (работ, услуг) пересчитывается в валюту отчетности с применением валютного курса на дату уплаты аванса. Иными словами, в данном случае при получении товаров для определения их стоимости должен использоваться курс НБУ на дату перечисления предоплаты. На рис. 4 мы можем увидеть, что программа использовала верный курс валюты (3000 х 7,95 = 23850 грн.).

img 5

В налоговом учете закроется счет «ВЗ» взаиморасчеты с поставщиками и будут сформированы валовые расходы. Согласно п.п. 7.3.2 ст. 7 Закона о налоге на прибыль валовые расходы по импортируемым товарам формируются в сумме балансовой стоимости иностранной валюты, которая была перечислена в их оплату. В результате складывается немного необычная с точки зрения формальной логики ситуация: когда первым событием является перечисление предоплаты по импортному контракту, имеется величина балансовой стоимости перечисленной валюты, в сумме которой необходимо отразить валовые расходы, но самого права на отражение валовых расходов нет до момента оприходования товара (получения работ, услуг).

Документ рассчитывает валовые расходы с учетом внесенных вручную корректировок в «Платежное поручение исходящее».

В случае импорта товаров стоит обратить внимание на следующий момент. Как правило, импорт товаров сопровождается уплатой таможенных платежей (пошлины, а в некоторых случаях и таможенных сборов). В связи с этим следует помнить о порядке формирования первоначальной стоимости товаров, установленном П(С)БУ 9. Так, п. 9 П(С)БУ 9 определено, что первоначальной стоимостью запасов, приобретенных за плату, является их себестоимость, состоящая из следующих фактических расходов:

— сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу) за вычетом непрямых налогов;

— сумм ввозной таможенной пошлины;

— сумм непрямых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию;

— транспортно-заготовительных расходов;

— прочих расходов, непосредственно связанных с приобретением запасов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

Таким образом, таможенная пошлина (в силу прямой нормы) и таможенные сборы (как прочие расходы) увеличивают балансовую стоимость импортируемых товаров.

 

Оформление грузовой таможенной декларации

Документ «

ГТД по импорту» используется для оформления таможенных сборов, акцизов, НДС и пошлин, зафиксированных в грузовой таможенной декларации. В шапке документа указывают таможню, контрагента, а также договоры, заключенные с ними (рис. 5). На закладке «Основные» в реквизите «Номер ГТД» вводят реальный номер регистрируемого документа. Здесь же указывают информацию о таможенных сборах.

img 6

На закладке «Разделы ГТД» приводится список импортируемых товаров с указанием их количества, стоимости, суммы пошлины и пр. В том случае, если ГТД состоит из нескольких разделов, информация по каждому из разделов должна быть заполнена на отдельной закладке документа. Добавление и удаление разделов производится с помощью кнопки «Разделы ГТД». Фактурная стоимость товаров вводится в гривнях. Перечень товаров может быть взят из документа «Поступление товаров и услуг» (кнопка «Заполнить»).

На закладке «Разделы ГТД» в верхней таблице отображается сводная информация о пошлине, акцизе и НДС по всем разделам ГТД. По каждому разделу ГТД может быть введена своя сумма пошлины, акциза и НДС. Сумма платежей вычисляется исходя из введенной таможенной стоимости товаров и соответствующей ставки. Сумма НДС рассчитывается с учетом начисленной пошлины и акциза.

При нажатии кнопки «Распределить» введенная информация о пошлине, акцизе и НДС автоматически распределяется пропорционально фактурной стоимости товаров. При необходимости информация о платежах по каждому товару может быть откорректирована вручную.

Для отражения налогового кредита необходимо соблюдение требований п.п. 7.4.1 ст. 7 Закона об НДС: импортированные товары должны использоваться в облагаемых НДС операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога. Поэтому в реквизите «Налоговое назначение» должно стоять значение «Хоз.Деят-ть».

На закладке «Счета учета расчетов» указаны счета, которые следует использовать при отражении взаиморасчетов, а на закладке «Прочие счета учета» указывают счета для учета обязательных платежей, которые необходимо уплатить при импорте товаров.

После проведения документ формирует проводки по бухгалтерскому и налоговому учету, приведенные на рис. 6, а также производятся записи в регистре накопления «НДС налоговый кредит» в части НДС, уплаченного таможенным органам. Информация из этого регистра используется при построении Реестра полученных налоговых накладных.

img 7

И последнее. В расчете прироста (убыли) ТМЦ импортные товары будут участвовать по наименьшей из двух оценок (как того требует законодательство):

— если меньше сумма валовых расходов, то в сумме, равной валовым расходам;

— если меньше первоначальная стоимость, то в сумме, равной первоначальной стоимости.

 

Мы рассмотрели, как оформляются операции импорта, когда первым событием была предоплата товаров. А о том, как отразить импортные операции в том случае, если первым событием является поступление товаров, читайте в следующем номере.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше