Комментарий редакции
Видимо, в самое ближайшее время ГНИ на местах начнут предлагать своим подопечным, сдающим отчетность в электронном виде, заключить допсоглашения на предоставление им «дополнительного сервиса» в соответствии с вышеприведенным приказом ГНАУ № 85. Понятно, что такие услуги вряд ли будут бесплатными. Поэтому перед налогоплательщиками встанет вопрос: а есть ли вообще смысл тратить деньги на это дело? Давайте посмотрим, что же предлагают налоговики.
Во-первых, плательщик НДС будет извещаться об:
— арифметико-логических ошибках в декларации по НДС и приложениях к ней;
— расхождениях между декларацией и приложениями;
— расхождениях между декларацией и реестром выданных и полученных налоговых накладных (далее — НН);
— расхождениях между данными реестров выданных и полученных НН и данными таможенных органов.
Выяснение всех этих сведений, по большому счету, входит в процедуру камеральной проверки, о результатах которой бухгалтер и так узнаёт по ее окончании, поскольку налоговики в случае выявления таких ошибок и расхождений вызывают его в ГНИ для составления акта документальной невыездной (камеральной) проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Это следует из п. 6 Порядка обработки отчетности добросовестных плательщиков налога на добавленную стоимость и п. 6 Порядка обработки отчетности плательщиков реального сектора экономики, минимизирующих налоговые обязательства путем использования услуг плательщиков с признаками мошенничества (оба документа доведены письмом ГНАУ от 22.10.2009 г. № 23235/7/16-1116).
Об отсутствии же ошибок свидетельствует только тот факт, что бухгалтера в налоговую не вызывают. Хотя свидетельство это, согласитесь, не слишком надежное: не вызывают потому, что все в порядке, или потому, что еще не проверили декларацию? А может, просто не дозвонились? С новым же сервисом бухгалтер узнаёт об ошибках или их отсутствии гарантированно, подробно и, вероятно, более оперативно, что позволит ему как минимум подготовиться к встрече с налоговиками, если подписывать протокол все-таки придется.
Во-вторых, плательщику сообщат о расхождениях между данными реестра выданных и полученных НН и Единого реестра НН.
Эта функция, безусловно, очень полезна, поскольку в настоящее время продавец не имеет другого предусмотренного законом способа узнать о регистрации его налоговой накладной в Едином реестре (это может сделать только покупатель). Причем актуальность этого сервиса будет лишь возрастать, так как в течение этого года минимальная сумма НДС, требующая регистрации НН в Едином реестре, снизится с 1000000 до 10000 грн.
В-третьих, плательщика уведомят о том, какие расхождения обнаружены налоговой службой между налоговыми обязательствами/налоговым кредитом плательщика и его контрагентов, причем расписанные по конкретным НН.
Это пригодится тем, кто претендует или собирается претендовать на автоматическое возмещение НДС. Как известно, один из критериев для предоставления права на автоматическое возмещение — расхождение между налоговым кредитом плательщика и налоговыми обязательствами его контрагентов не выше 10 % от заявленной плательщиком суммы бюджетного возмещения (п.п. 200.19.4 НКУ).
В-четвертых, плательщик получит перечень своих контрагентов, которые, по сведениям налоговиков, подпадают под признаки фиктивности, не зарегистрированы в качестве плательщиков НДС или освобождены от уплаты налога по решению суда. Вообще-то, такая информация закрытой не является и вполне доступна пользователям Интернета, однако собирать ее «вручную» — это лишнее время. А так налоговики выполнят эту работу за вас.
Таким образом, сервис, предлагаемый ГНАУ, может несколько облегчить работу бухгалтера. Особенно это пригодится плательщикам НДС. Так что все упирается в стоимость. Но соизмерить пользу от предоставленной налоговиками информации с ценой, которую они за это загадают, можете только вы сами. Заставить же вас подписать допсоглашение без вашего согласия налоговики не вправе.
Алексей Кузнецов