Темы статей
Выбрать темы

Налоговое администрирование в Налоговом кодексе

Редакция БК
Статья

Налоговое администрирование в налоговом кодексе

 

Начиная знакомство с разделом ІІ Налогового кодекса «Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей)», следует учитывать, что именно этим разделом установлена общая система управления налоговыми правоотношениями. Именно этот раздел регулирует процессы, касающиеся всех (за некоторыми исключениями) налогов: составление и подачу налоговой отчетности, определение сумм денежных (налоговых) обязательств, налоговый контроль, учет плательщиков налогов, проверки и т. п.

Незнание этих правил не освобождает от ответственности за их нарушение, зато их знание — может освободить.

Виталий РЯБОВ

, консультант «Б & К»

 

Анализ системы администрирования налогов следует начать с основного элемента этой системы — государственных органов, которые выполняют полномочия государства в сфере налогообложения: контролируют и взыскивают.

К контролирующим органам

согласно ст. 41 Налогового кодекса (далее — НК) относятся:

таможенные органы — по налогам, взимаемым при экспорте и импорте товаров и предметов (в частности, таможенной пошлине, акцизному налогу, налогу на добавленную стоимость);

органы государственной налоговой службы — по остальным налогам.

В отличие от Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года № 2181-III (далее — Закон № 2181-III) из перечня контролирующих органов исключены органы ПФУ и органы фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Органами взыскания

являются органы государственной налоговой службы, а также государственные исполнители в рамках их компетенции (п. 41.5 НК).

 

НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

1. Определение термина «налоговая декларация»

Сразу обращаем внимание на то, что по сравнению с Законом № 2181-III определение понятия «налоговая декларация, расчет» существенно дополнено.

Во-первых, отныне документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммы удержанного и/или уплаченного налога, также является налоговой декларацией (см. п. 46.1 НК). До сих пор расчет ф. № 1ДФ не считался налоговой декларацией (расчетом) в понимании Закона № 2181-III,что признавала даже ГНАУ.

Во-вторых, таможенные декларации приравнены к налоговым, поэтому ошибки в таможенной декларации будут штрафоваться так же, как и в налоговой.

2. Способы подачи налоговой декларации

Законодательно закреплены три альтернативных способа подачи налоговой декларации (п. 49.3 НК):

— лично плательщиком налогов или уполномоченным на это лицом;

— по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

— средствами электронной связи в электронной форме (с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством).

Однако плательщики налогов, принадлежащие к крупным или средним предприятиям, обязаны подавать налоговые декларации исключительно в электронной форме.

Поскольку

НК не устанавливает признаков крупных и средних предприятий, искать их следует, судя по всему, в ч. 7 ст. 63 Хозяйственного кодекса Украины: к мелким предприятиям (независимо от формы собственности) относятся предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает 70 000 000 гривень.

Таким образом, все предприятия, в которых указанные показатели по результатам 2010 года будут превышены, попадут в категории средних или крупных, а значит, будут подавать налоговые декларации в электронной форме. Следовательно, этим субъектам следует рекомендовать уже сейчас подумать о получении электронной цифровой подписи.

3. Обязательные реквизиты налоговой декларации

При принятии налоговой декларации налоговики имеют право проверять только наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов декларации, перечень которых четко определен в п. 48.3, 48.4 НК. Их отсутствие или недостоверность является основанием для отказа в принятии налоговой декларации (при этом налоговая декларация утрачивает свой статус). В таком случае налоговая должна предоставить плательщику письменное уведомление об отказе в принятии его налоговой декларации с указанием причин такого отказа. (Не совсем понятно, как именно налоговики будут определять достоверность тех или иных реквизитов.)

В зависимости от способа подачи декларации установлены сроки, в течение которых налоговики обязаны предоставить плательщику налогов уведомление об отказе: при подаче декларации лично — в течение 3 рабочих дней со дня ее получения, в иных случаях — в течение 5 рабочих дней. Учитывая, что в НК не указывается способ предоставления налоговиками уведомления об отказе, эти сроки следует продлить на срок почтового обращения.

Если же в течение указанных сроков плательщик налогов не получает уведомление об отказе — можно вздохнуть с облегчением: декларация принята.

Решение об отказе в принятии декларации может быть обжаловано плательщиком налога в общем порядке, который будет рассмотрен далее. В случае принятия решения в пользу плательщика налога (установлен факт неправомерности отказа) налоговая декларация считается принятой в день ее фактического получения органом государственной налоговой службы

4. Порядок подачи налоговой декларации (ст. 49 НК)

Базовые отчетные (налоговые) периоды по сравнению с Законом № 2181-ІІІ не изменились: месяц, квартал, полугодие, год (п. 49.18 НК).

Сроки подачи деклараций также не изменены, кроме деклараций по налогу на доходы физических лиц: ФЛП должны подать декларации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного налогового года, «обычные» физические лица — до 1 мая года, следующего за отчетным.

Налоговая декларация считается принятой:

— при наличии на всех листах, из которых состоит налоговая декларация, и, по желанию плательщика налогов, на ее копии отметки (штампа) органа государственной налоговой службы, которым получена налоговая декларация, с указанием даты ее получения, или квитанции о получении налоговой декларации в случае ее подачи средствами электронной связи, или почтового уведомления с отметкой о вручении органу государственной налоговой службы в случае отправки налоговой декларации по почте;

— в случае если орган государственной налоговой службы не предоставляет плательщику налогов уведомление об отказе в принятии налоговой декларации или не направляет его плательщику налогов в установленный срок.

Способы исправления ошибок в декларациях не изменились:

или — уточняющий расчет,

или — отражение уточненных показателей в «текущей» декларации.

Разница заключается только в том, что в первом случае размер штрафа составляет 3 % от суммы заниженного налогового обязательства, а во втором — 5 %! Мотивы такого распределения санкций нам не совсем понятны.

 

НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (глава 3 раздела ІІ НК)

1.

По инициативе Президента из НК исключено все, что касалось налоговых разъяснений, точнее, того, что ранее называлось «обобщающим налоговым разъяснением». Отныне «мнения» налогового органа по вопросам практического применения отдельных норм налогового законодательства будут иметь статус налоговых консультаций.

Не может не воодушевлять определение налоговой консультации: это «помощь контролирующего органа конкретному плательщику налогов».

2. Формы консультации

— устная (в чем ее смысл — непонятно: ссылаться на устную консультацию для собственного «оправдания» нельзя, обжаловать ее тоже) или письменная.

Консультация имеет индивидуальный характер, т. е. предоставляется по обращению конкретного плательщика налогов, адресуется исключительно ему и только им может быть использована.

3.

Последствия применения налоговой консультации аналогичны тем, которые Закон № 2181-ІІІ устанавливал для налоговых разъяснений: невозможность привлечения к ответственности плательщика налогов, который действовал в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной в письменной форме.

Обращаем внимание наших читателей, что согласно п. 53.5 НК плательщик налогов может обжаловать в суде налоговую консультацию, изложенную в письменной форме, как правовой акт индивидуального действия контролирующего органа.

Польза указанной нормы в том, что до сих пор судебная практика исходила из того, что налоговое разъяснение не может быть обжаловано в административном суде (информационное

письмо ВАСУ от 20.07.2010 г. № 1112/11/13-10 и постановление Верховного Суда Украины от 24 ноября 2009 года, регистрационный номер судебного решения в ЕГРСР — 7082976).

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ НАЛОГОВЫХ И/ИЛИ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (глава 4 раздела ІІ НК)

1. Денежное обязательство и налоговое обязательство

Согласно п.п. 14.1.156 НК

налоговое обязательство — сумма средств, которую плательщик налогов, в том числе налоговый агент, должен уплатить в соответствующий бюджет в качестве налога или сбора.

А

денежное обязательство (п.п. 14.1.39 НК) включает в себя налоговое обязательство плюс штрафные (финансовые) санкции и санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Привлекает внимание расширенный по сравнению с действующим законодательством перечень оснований для определения денежных обязательств плательщика налогов контролирующим органом (п. 54.3 НК). К уже привычным основаниям добавлены новые:

— решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов;

— данные проверок по удержанию налогов у источника выплаты, в том числе налогового агента, свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов и сборов, предусмотренных

Кодексом, в том числе налога на доходы физических лиц таким налоговым агентом;

— результаты таможенного контроля, полученные после окончания процедуры таможенного оформления и выпуска товаров, свидетельствуют о занижении или завышении налоговых обязательств, определенных плательщиком в таможенных декларациях.

2. Обжалование решений контролирующих органов (ст. 56 НК)

НК

содержит в этой части достаточно новаций, в частности:

— процедура административного обжалования решений налоговой стала

двухуровневой: жалоба на решение местной ГНИ подается сначала в ГНА областного уровня, далее в случае отказа — в ГНА Украины;

абзацем четвертым п. 56.18 НК определено, что процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора. Указанная норма имеет важное значение в свете недавно обнародованной позиции ВАСУ в отношении сроков обжалования налоговых уведомлений-решений в судебном порядке (см.

письмо ВАСУ от 27.09.2010 г. № 1343/11/13-10 и наш комментарий к нему). Со вступлением в силу НК об указанном разъяснении ВАСУ можно будет забыть: месячный срок для обращения в суд с требованиями об отмене налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства будет считаться со дня, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования, а не со дня получения обжалуемого решения плательщиком налогов, как считал ВАСУ;

— в соответствии с абзацем пятым п. 56.18 НК «

при обращении плательщика налогов в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа налоговое обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу». Безусловно, такая норма значительно более приемлема для плательщиков налогов, нежели существовавшая до принятия Верховной Радой поправок Президента: в предыдущем варианте НК дата обращения плательщика налогов в суд признавалась днем согласования денежного обязательства.

В то же время заметна несогласованность терминологии

НК и КАС, которая может усложнить жизнь плательщикам налогов: НК предусматривает иск о признании недействительным решения, тогда как согласно КАС предметом административного иска может быть только отмена обжалуемого решения. При таких обстоятельствах перед плательщиком налога возникает дилемма:

— или подать иск о признании решения недействительным (как требует НК). Однако такой иск вряд ли будет удовлетворен административным судом, поскольку такие исковые требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства;

— или подать иск об отмене решения контролирующего органа (как того требует КАС). Однако в этом случае налоговая может решить, что оснований для применения абзаца пятого п. 56.18 НК нет. Следовательно, денежное обязательство является согласованным — со всеми вытекающими из этого последствиями.

Сроки обжалования решений контролирующих органов, сроки рассмотрения этих жалоб, а также правила течения этих сроков в целом остались без изменений.

3. Налоговые уведомления-решения и уголовные дела

В замечаниях Президента справедливо было отмечено, что принятый Верховной Радой

НК содержит нормы (п. 58.4 и 86.9), которые допускают возможность обвинения лица в уклонении от уплаты налогов по результатам проверки, даже если правомерность результатов этой проверки обжалуется налогоплательщиком в суде.

По инициативе Президента НК был дополнен пунктом 56.22, который запрещает обосновывать обвинение лица в уклонении от уплаты налогов, если плательщик налогов обжалует решение налогового органа в суде.

Однако при этом в тексте НК были оставлены п. 58.4 и 86.9! А эти нормы

запрещают до вступления в законную силу обвинительного приговора суда по уголовному делу об уклонении от уплаты налогов или вынесения постановления о закрытии такого уголовного дела по нереабилитирующим основаниям составлять и направлять плательщику налогов налоговое уведомление-решение по налоговым обязательствам, неуплата налоговых обязательств по которым установлена решением по уголовному делу.

На практике это приведет к тому, что плательщик налогов не будет иметь возможности обжаловать налоговое уведомление-решение (из-за его отсутствия), а поэтому будет лишен возможности доказать отсутствие в его действиях признаков уклонения от уплаты налогов (нарушение налогового законодательства) в рамках административного судопроизводства. В уголовном же процессе стражи порядка имеют значительно больше возможностей доказать свою «правоту».

4. Сроки уплаты налогового обязательства (ст. 57 НК)

Общее правило определения срока уплаты налогового обязательства осталось без изменений — в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного для подачи налоговой декларации.

Самое негативное впечатление в этой части НК производит отсутствие правила

о переносе сроков уплаты денежного обязательства в случае, когда последний день соответствующего срока приходится на выходной или праздничный.

 

УЧЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ (глава 6 раздела ІІ НК)

1. В соответствующей главе

НК первое, что привлекает внимание, — введение новых терминов «основное место учета» и «неосновное место учета» (п. 63.3 НК).

Основным местом учета считается местонахождение юридических лиц, их обособленных подразделений и место жительство физического лица.

Неосновным местом учета является место расположения (регистрации) обособленных подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, объектов, через которые осуществляется деятельность. То есть наличие недвижимости в Оболонском районе г. Киева, в то время как местонахождение предприятия — в Печерском, означает обязанность такого предприятия стать на учет (по неосновному месту) и в Оболонском районе.

Обращаем внимание на то, что плательщик налогов обязан подать заявление о постановке на учет по неосновному месту учета в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества либо открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению. Нарушение установленного порядка постановки на учет (регистрации) в органах государственной налоговой службы влечет за собой штраф: 170 грн. для самозанятых лиц, 510 грн. — для юридических лиц; повторное нарушение в течение года удваивает сумму штрафа.

Интересно, будут ли требовать налоговики в 2011 году регистрацию по неосновному месту учета плательщиков налогов, в собственности которых по состоянию на 01.01.2011 г. уже есть, например, недвижимость, находящаяся в другом районе?

2. Отдельно в

НК прописаны процедуры учета крупных плательщиков налогов, физических лиц, самозанятых лиц, банков и финансовых учреждений, других категорий плательщиков налогов.

Налоговому учету традиционно подлежат также соглашения о распределении продукции и договоры о совместной деятельности.

3. Для физических лиц вводится учетная карточка плательщика налогов. Регистрационный номер этой карточки будет выполнять функцию, которую прежде выполнял идентификационный номер. Обращаем внимание, что для лиц, уже получивших идентификационный номер, процедура получения учетной карточки не обязательна — такие лица могут использовать «старые» справки о присвоении идентификационного номера.

 

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ (глава 7 раздела ІІ НК)

1. Письменный запрос контролирующего органа

Именно глава 7 раздела ІІ

НК содержит правила получения налоговой информации от плательщиков налогов и других субъектов информационных отношений (например, банков).

Определен перечень оснований, при наличии которых ответ на запрос является обязательным. И хотя перечень небольшой, уже первое определенное им основание предоставляет возможность контролирующим органам направлять запросы почти по любым вопросам:

«…в случаях выявления нарушения требований налогового и другого законодательства Украины, контроль за которым возложен на контролирующие органы, направлять плательщикам налогов письменные запросы о предоставлении объяснений и удостоверенных надлежащим образом копий документов».

Непредоставление объяснений и/или их документального подтверждения является основанием для документальной внеплановой выездной проверки.

Несложно предположить, что даже «предоставление налогоплательщиком документального подтверждения объяснений не в полном объеме» будет для налоговиков основанием для проведения внеплановой проверки.

Срок ответа на запрос — 1 месяц, однако обращаем внимание, что этот срок не касается запросов, поступающих от налоговых органов в рамках проводимых ими проверок.

2. Встречная сверка как новый вид налогового контроля

В

НК определено право налоговиков проводить встречную сверку (п. 73.5 НК). Встречная сверка не является проверкой, порядок ее проведения должен быть определен КМУ.

По существу сверка — сопоставление данных у разных налогоплательщиков. Цель ее понятна: найти подтверждения (хотя скорее — их отсутствие) факта хозяйственных отношений, их вида, объема, расчетов. Вероятно, именно в справках по результатам встречных сверок налоговики будут делать выводы о ничтожности хозяйственных соглашений. Хотя следует отметить, что текст НК не дает возможности определить, какие правовые последствия будет иметь составление налоговиками справки по результатам встречной сверки.

 

ПРОВЕРКИ (глава 8 раздела ІІ НК)

1. Виды проверок

НК

установил следующую классификацию проверок: камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Новыми в этом перечне являются фактические проверки, но новыми — только по названию: они осуществляются по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика; ее предметом является проверка соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства в отношении заключения и оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами). В этой описи легко узнать проверки, которые до этого проводились в рамках полномочий налоговых органов, определенных законами Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» (ч. 7 ст. 11-1 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»). Обращает на себя внимание только расширение полномочий налоговиков по трудовым отношениям.

2. Порядок назначения проверок

Благодаря замечаниям Президента в НК попали требования об обязательном издании приказа руководителя контролирующего органа для проведения документальных и фактических проверок, а также о необходимости предоставления налогоплательщику копии соответствующего приказа

Общие правила назначения проверок, уведомления о них налогоплательщика и допущение налоговиков к проверке не слишком изменились. В то же время существенно расширен перечень оснований для проведения проверок. В частности, новыми основаниями для документальной внеплановой выездной проверки являются (п. 78.1 НК):

— налогоплательщиком поданы возражения к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, содержащее ссылку на обстоятельства, которые не были исследованы при проверке, когда объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки;

— в отношении налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким плательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной;

— налогоплательщиком подан органу государственной налоговой службы уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который уже проверялся налоговиками.

Отметим, что

НК предусматривает также дополнительные основания проведения внеплановых проверок по отдельным видам налогов. Примером может служить п. 200.11 НК, в соответствии с которым Кабмин должен установить основания для проведения внеплановой проверки по определению достоверности начисления бюджетного возмещения НДС.

3. Фиксация налоговыми органами фактов (действий, бездействия) плательщика налогов

Обращает на себя внимание большое количество актов, которые должны составляться налоговиками:

— акт об отказе налогоплательщика расписаться в направлении на проверку;

— акт об отказе налогоплательщика в допуске налоговиков к проведению проверки;

— акт о передаче и возврате документов, содержащих коммерческую тайну;

— акт об отказе налогоплательщика или его законных представителей предоставить копии документов;

— акт об отказе налогоплательщика или его законных представителей подписать акт проверки и т. п.

Фактически любое действие (или бездействие) налогоплательщиков будет фиксироваться отдельными актами налоговиков.

4. Сроки проведения выездных проверок (ст. 82 НК)

Сроки проведения варьируются в зависимости от вида проверки и категории проверяемых лиц. При этом сроки проверок могут быть продлены руководителем налогового органа или приостановлены, как правило, до 30 рабочих дней.

Приостановление документальной выездной плановой и внеплановой проверки прерывает течение срока проведения проверки.

Обращаем внимание на то, что в некоторых случаях проверка также может быть приостановлена на общий срок, который превышает 30 рабочих дней: необходимость проведения экспертизы, получение информации от иностранных государственных органов о деятельности налогоплательщика, завершение рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановление налогоплательщиком утраченных документов — сроком до дня завершения таких процедур.

5. Участие эксперта в проверках (ст. 84)

Нельзя также не учесть тот факт, что отныне на законодательном уровне определен перечень материалов, являющихся основаниями для выводов при проведении проверок. Самым любопытным в этом перечне являются, на наш взгляд, экспертное заключение.

Инициатором привлечения эксперта могут быть как налогоплательщики, так и налоговики. При этом определить конкретного эксперта имеют право как первые (в соответствующем заявлении, которое, вероятно, должно подаваться на имя руководителя налогового органа), так и вторые (в решении руководителя налогового органа).

Однако следует отметить, что такое экспертное заключение не будет иметь соответствующего статуса с точки зрения процессуального законодательства (например, КАСУ), поскольку судебный процесс предусматривает специальный порядок назначения эксперта. Экспертное заключение, полученное при проверке, будет оцениваться судом не как заключение эксперта в понимании судебного процесса, а максимум как письменные пояснения специалиста.

В целом же возможность получения экспертной оценки по спорным вопросам, возникшим в ходе проверки, можно расценить как положительный момент.

6. Подача налогоплательщиками документов в ходе проверок (ст. 85 НК)

Подробно регламентирована процедура получения налоговиками документов в ходе проверок.

Сохранился запрет изымать оригиналы первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

В то же время установлена обязанность плательщика предоставить проверяющим в полном объеме все документы, относящиеся к предмету проверки или связанные с ним. Из этой обязанности следует вывод: налогоплательщик должен предоставить все возможные документы, а если налоговики придут к выводу об отсутствии каких-либо документов, то в дальнейшем налогоплательщик не сможет утверждать, что они имелись.

Обратите внимание:

НК обязывает крупных налогоплательщиков «предоставить в электронном виде с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц копии всех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной плановой, внеплановой проверки, документальной невыездной проверки».

Как-то тяжело себе представить возможность подготовки такого объема документов в такой срок!

Обращаем внимание, что получение налоговиками копий документов оформляется описью. Таким образом, возможность «дооформления» документов уже после проверки значительно усложнится — в суде налоговики в случае подачи налогоплательщиком «новых» документов смогут, ссылаясь на акт описи, настаивать на их отсутствии во время проверки.

7. Оформление результатов проверок (ст. 86 НК)

Вообще алгоритм действий должностных лиц налогоплательщиков при осуществлении проверок и оформлении их результатов должен быть предметом более глубокого исследования, поскольку специфика каждого вида проверок требует отдельных рекомендаций для плательщиков налогов. Поэтому сейчас ограничимся только основными аспектами.

По-прежнему результаты проверок оформляются актом (в случае наличия нарушений) или справкой (при отсутствии таковых).

Отмечаем наличие нормы, согласно которой в случае несогласия налогоплательщика с выводами акта плательщик обязан подписать такой акт проверки с замечаниями (абзац четвертый п. 86.1 НК). Нетрудно спрогнозировать, как отдельные (а может, и не отдельные) налоговики будут ее трактовать: не согласен с актом проверки — обязан подписать; не подписал или подписал без возражений, или не предоставил возражения в течение пяти рабочих дней, значит, согласен.

Кроме того, следует напомнить, что ссылка в возражениях к акту проверки на обстоятельства, которые не были исследованы при проверке, является основанием для документальной внеплановой выездной проверки. Вывод: возражения подавать необходимо, но при их написании, ссылаясь на какие-либо обстоятельства, нужно быть осторожными. Иначе проверки у вас не закончатся никогда.

Налоговое уведомление-решение направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения плательщику акта проверки

 

ПОГАШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ДОЛГА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (глава 9 раздела ІІ НК)

1. НК, как и Закон № 2181-ІІІ, различает источники самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга и источники принудительного погашения налогового долга.

Налогоплательщикам предоставлена возможность самостоятельно уплатить денежные обязательства и погасить налоговый долг за счет суммы излишне уплаченных в соответствующие бюджеты платежей.

НК определяет, что такой зачет возможен на основании заявления налогоплательщика. Иначе говоря, таким путем законодатель восстановил возможность взаимозачета непогашенных встречных денежных обязательств соответствующего бюджета и налогоплательщика (такая возможность до 2003 года существовала в соответствии с п.п. 7.1.1 Закона № 2181-ІІІ).

Отличие от нынешнего перечня активов, которые не могут быть использованы в качестве источника погашения налогового долга, — незначительное.

Исключены из этого перечня:

— средства, находящиеся на специальном счете эксплуатирующей организации (оператора) в соответствии с Законом Украины «Об упорядочении вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности»;

— имущество внешкольного учебного заведения, принадлежащее налогоплательщику.

Добавлены в перечень:

— суммы авансовых платежей и предварительной оплаты по контрактам предприятий судостроительной промышленности, полученные согласно Закону Украины «О мероприятиях по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине»;

— имущество, которое не может быть предметом залога в соответствии с положениями Закона Украины «О залоге» (ст. 4 Закона — культурные ценности и памятники культурного наследия).

Установлена возможность обращения принудительного взыскания на дебиторскую задолженность налогоплательщика, срок погашения которой наступил и право требования которой переведено на органы государственной налоговой службы.

2. Налоговый залог (ст. 88 и 89 НК)

В отличие от Закона № 2181-ІІІ налоговый залог не возникает в случае неподачи или несвоевременной подачи налогоплательщиком налоговой декларации. Только неуплата самостоятельно определенного или определенного налоговиками денежного обязательства является основанием для его возникновения.

Дата возникновения налогового залога:

— со дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты самостоятельно определенного налогоплательщиком денежного обязательства, — в случае неуплаты такого обязательства;

— со дня возникновения налогового долга — в случае неуплаты денежного обязательства, определенного контролирующим органом.

Право налогового залога распространяется на любое имущество налогоплательщика. В то же время есть существенное ограничение: балансовая (в случае ее отсутствия — оценочная) стоимость такого имущества должна соответствовать сумме налогового долга.

С целью соблюдения этого требования установлена процедура описи имущества, на которое распространяется налоговый залог. Опись осуществляется налоговым управляющим на основании соответствующего решения руководителя налоговой инспекции.

Вызывает обеспокоенность отсутствие законодательно установленного срока составления акта описи имущества: при таких обстоятельствах все имущество налогоплательщика, независимо от его стоимости, будет находиться в налоговом залоге, пока налоговый управляющий не составит акт описи. Это, безусловно, создает возможности для злоупотреблений со стороны контролирующих органов.

В случае недопущения налогового управляющего к осуществлению описи имущества и/или неподачи документов, необходимых для описи, составляется акт отказа налогоплательщика от описи имущества в налоговый залог. На основании этого акта налоговая имеет право обратиться в суд с требованиями о:

— приостановлении расходных операций на счетах налогоплательщика (на срок не более 2 месяцев);

— запрете отчуждения таким налогоплательщиком имущества;

— обязательстве налогоплательщика допустить налогового управляющего для описи имущества в налоговый залог.

Из положительных моментов следует отметить закрепление срока, в течение которого налоговая должна дать налогоплательщику ответ о предоставлении (непредоставлении) согласия на отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, — 10 дней. Пропуск налоговиками этого срока дает плательщику возможность самостоятельно продать такое имущество.

Размер штрафа за отчуждение без согласования заложенного имущества будет равен стоимости отчужденного имущества. Непонятно только, какая именно стоимость имущества имеется в виду: указанная в акте описи имущества (балансовая или оценочная) или стоимость продажи? Не исключено, что налоговики просто будут выбирать большую из них.

Также НК сократил перечень оснований прекращения налогового залога. Отныне не упоминаются как основания для освобождения имущества из налогового залога следующие события:

— смерть физического лица — плательщика налогов или признание его умершим либо без вести отсутствующим;

— истечение сроков исковой давности по такому налоговому долгу;

— принятие решения об аресте активов налогоплательщика — на срок действия такого ареста;

— рассрочка, отсрочка суммы налоговых обязательств или достижение налогового компромисса.

3. Административный арест имущества (ст. 94 НК)

Перечень оснований для применения административного ареста, конечно, был расширен. Кроме уже привычных случаев (нарушение правил отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге; отсутствие свидетельства о государственной регистрации; выезд за границу физического лица, имеющего налоговый долг, и т. п.) арест также будет применяться:

— когда налогоплательщик отказывается от проведения проверки состояния сохранности имущества, находящегося в налоговом залоге;

— в случае недопущения налогового управляющего к составлению акта описи имущества, которое передается в налоговый залог, и/или акта описи (выделения) имущества для его продажи.

При чтении НК часто возникает мысль: то ли его авторы из-за нехватки времени создали такой несистемный документ, то ли его намеренно сделали таким запутанным? Например, перечень оснований административного ареста изложен в п. 94.2 НК. При этом перечень вроде бы является исчерпывающим. Однако, читая раздел I «Общие положения», в ст. 20, определяющей права налоговиков, внезапно находим еще два основания для наложения административного ареста (п.п. 20.1.5 НК):

— отказ плательщика налогов от проведения инвентаризации в ходе проверок;

— непредоставление налогоплательщиком для проверки документов, их копий (при условии наличия таких документов).

В отличие от Закона № 2181-ІІІ,

НК не устанавливает срока действия административного ареста. Зато указано, что обоснованность решения руководителя налогового органа (его заместителя) в течение 96 часов должна быть проверена судом. Отсутствие в течение этого срока решения суда о признании ареста обоснованным является одним из оснований прекращения административного ареста. При этом непонятно: кто должен обращаться в суд — налоговая? Что это должен быть за документ — исковое заявление о признании ареста обоснованным?

Кроме того, возникают многочисленные сугубо юридические вопросы, связанные с судебной процедурой рассмотрения этой категории дел: каким образом в столь краткий срок должен быть уведомлен плательщик налогов (ответчик) о рассмотрении судом дела? Применяется ли этот 96-часовой срок для рассмотрения дела в апелляционном суде? Вообще, являются ли подведомственными вопросы проверки «обоснованности решения о применении ареста имущества» административным судам?

НК не дает ответа на указанные вопросы.

Исчерпывающий перечень оснований для прекращения административного ареста определен в п. 94.19 НК. Все эти основания можно разделить на три группы:

1) случаи, когда решение об освобождения из-под ареста имущества принимается органом государственной налоговой службы;

2) случаи, когда соответствующее решение принимает суд;

3) случаи, когда имеет место «автоматическое» освобождение имущества из-под ареста.

Интересно, что к третьей группе оснований отнесено не только отсутствие в течение 96 часов решения суда о признании ареста обоснованным, но и предоставление в налоговую третьим лицом надлежащих доказательств о принадлежности арестованного имущества к объектам права собственности этого третьего лица. По-видимому, законодатели что-то напутали, поскольку Закон № 2181-ІІІ в последнем случае предусматривал обязательное принятие решения об освобождении из-под ареста активов, и это логично, ведь соответствующие доказательства кто-то должен оценить. Однако исходя из действующей редакции п. 94.20 НК следует констатировать: дата предоставления третьим лицом указанных доказательств в налоговую является датой прекращения административного ареста по соответствующему имуществу.

Процедуры продажи имущества, находящегося в налоговом залоге, погашения налогового долга отдельных категорий плательщиков налогов, рассрочки и отсрочки денежных обязательств, списания безнадежного налогового долга настолько подробно регламентированы Кодексом, что их анализ должен стать предметом отдельных аналитических материалов.

4. Сроки давности и их применение (ст. 102 НК)

НК, среди прочих, устанавливает следующие сроки давности:

— срок, в течение которого контролирующий орган имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств плательщика налогов;

— срок взыскания налогового долга по денежному обязательству, определенному контролирующим органом;

— срок, в течение которого плательщик налогов имеет возможность подать заявление о возврате излишне уплаченных денежных обязательств или об их возмещении.

Продолжительность этих сроков по-прежнему составляет 1095 дней, и правила их течения не слишком отличаются от тех, которые были установлены Законом № 2181-ІІІ.

В связи с установлением

НК срока взыскания налогового долга (1095 дней) следует отметить, что отныне, вероятно, ВАСУ изменит свое мнение по поводу ограничения права налоговиков подавать иски о взыскании налогового долга 6-месячным сроком (см. письмо ВАСУ от 27.09.2010 г. № 1343/11/13-10). К сожалению.

 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И ПОГАШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ДОЛГА ПО ЗАПРОСАМ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ (глава 10 раздела ІІ НК)

Обращаем внимание на то, что основанием для освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины является наличие справки (или ее нотариально удостоверенной копии), подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины (далее — справка), а также других документов, если это предусмотрено международным договором Украины.

На эту норму следует обратить внимание, поскольку до сих пор суды в качестве подтверждения статуса нерезидента часто (и не без основания) принимали отличные от таких справок доказательства, например надлежащим образом легализированные копии уставных документов предприятия-нерезидента. Отныне, вероятно, только справка (выданная компетентным (уполномоченным) органом соответствующей страны, определенным международным договором Украины) может подтвердить статус нерезидента.

В то же время интересно, как наши суды будут определять соответствие формы такой справки требованиям законодательства иностранной страны? Изучать иностранное право?

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (глава 11 раздела ІІ НК)

Обратим внимание на самые интересные, на наш взгляд, аспекты применения штрафных санкций согласно НК:

1. Законодатель установил адаптационный период для плательщиков налогов, в течение которого будет действовать некая «налоговая амнистия»:

— не применяются финансовые санкции к плательщикам налога на прибыль предприятий и плательщикам налогов, которые перешли на общую систему налогообложения, за нарушения налогового законодательства по результатам деятельности во ІІ и ІІІ календарных кварталах 2011 года (создается впечатление, что эта норма осталась еще из редакции НК, которая предусматривала изменение правил обложения единым налогом);

— штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение. Обратите внимание, что на пеню эта «амнистия» не распространяется.

2. Введена система увеличения размера наказаний для нарушителей налогового законодательства — «рецидивистов»:

— при повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства (а также уменьшении суммы бюджетного возмещения и/или уменьшении отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость плательщика налогов) сумма штрафа увеличивается с 25 до 50 % от суммы начисленного налогового обязательства;

— при определении контролирующим органом суммы налогового обязательства в течение 1095 дней в третий раз и более — 75 % от суммы начисленного налогового обязательства.

Не совсем ясно, как будет определяться повторность нарушения налогового законодательства: будет ли при этом учитываться количество нарушений в рамках только определенного вида налогов? А может, повторность будет иметь место лишь в случае доначисления по результатам второй проверки? Очевидно, эти вопросы требуют дополнительного разъяснения в подзаконных нормативных актах.

Сейчас же при буквальном чтении п. 123.1 НК можно представить следующую ситуацию: по результатам одной проверки налоговая определяет налоговые обязательства по трем видам налогов, например акцизный налог (100 грн.), налог на прибыль (10000 грн.) и НДС (15000 грн.). Ничто не мешает налоговикам в течение трех дней выносить налоговые уведомления-решения по каждому виду налогов: 1-й день — по акцизному налогу, 2-й день — по налогу на прибыль, 3-й день — по НДС. При формальном подходе во втором налоговом уведомлении-решении (по налогу на прибыль) налоговики уже смогут применять 50-процентный штраф, а в третьем (НДС) — штраф в размере 75 % от суммы начисленного налогового обязательства. Конечно, такая ситуация может показаться абсурдной, однако она прямо не противоречит п. 123.1 НК, а следовательно, нельзя исключать именно такую трактовку данной нормы налоговиками.

3. Отличается оригинальностью штраф за невыполнение плательщиком налога обязанности по исправлению самостоятельно обнаруженных в налоговой отчетности ошибок: интересно, как налоговики будут доказывать тот факт, что налогоплательщик обнаружил ошибку, но не исправил? Кроме того, непонятно: может ли этот штраф применяться одновременно со штрафом, уплачиваемым в случае доначисления денежного (налогового) обязательства контролирующим органом?

 

Таблица штрафных санкций

Норма НК 

Содержание налогового правонарушения 

Штраф 

1

2

3

Ст. 117

Неподача в сроки и в случаях, предусмотренных Кодексом, заявлений или документов для:

— постановки на учет в соответствующем органе государственной налоговой службы;

— регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные;

— неподача исправленных документов для постановки на учет или внесения изменений;

— подача с ошибками или в неполном объеме, неподача сведений о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского учета и/или составление налоговой отчетности

Для самозанятых лиц — 170 грн;

для юридических лиц — 170 грн.

В случае неустранения таких нарушений или за те же действия, совершенные в течение года лицом, к которому были применены штрафы за такое нарушение

Для самозанятых лиц — 340 грн.;

для юридических лиц — 1020 грн.

Нарушение плательщиками налогов, которые производят спирт этиловый (коньячный, плодовый), алкогольные напитки и табачные изделия, требований по обязательной регистрации в качестве плательщика акцизного налога органами государственной налоговой службы по месту государственной регистрации таких субъектов в пятидневный срок со дня получения лицензии на производство

1700 грн.

Ст. 118

Неподача банками или другими финансовыми учреждениями в течение 3-х рабочих дней со дня открытия/закрытия счета (включая день открытия/закрытия) соответствующим органам государственной налоговой службы уведомления об открытии или закрытии счетов плательщиков налогов

340 грн. за каждый случай неподачи или задержки

Осуществление банком или другим финансовым учреждением расходных операций по счету плательщика налогов до получения уведомления соответствующего органа государственной налоговой службы о постановке счета на учет в органах государственной налоговой службы

10 % от суммы всех операций за весь период до получения такого уведомления, осуществленных с использованием таких счетов (кроме операций по перечислению средств в бюджеты или государственные целевые фонды), но не менее 850 грн.

Неуведомление физическими лицами — предпринимателями и лицами, проводящими независимую профессиональную деятельность, о своем статусе банка или другого финансового учреждения при открытии счета

340 грн. за каждый случай неуведомления

Ст. 119

Непредоставление или нарушение порядка предоставления плательщиком налогов информации для формирования и ведения Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов, предусмотренного этим Кодексом.

Те же действия, совершенные плательщиком налогов, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение

 85 грн.

 

 

170 грн.

Неподача, подача с нарушением установленных сроков, подача не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, суммах удержанного из нихналога.

Те же действия, совершенные плательщиком налогов, к которому на протяжении года был применен штраф за такое же нарушение

510 грн.

 

1020 грн.

Оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов, без указания регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов

170 грн.

Ст. 120 

Неподача или несвоевременная подача плательщиком налогов или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, налоговых деклараций (расчетов).

Те же действия, совершенные плательщиком налогов, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение

170 грн. — за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

 

 

1020 грн. — за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу

Неподача плательщиком налогов — физическим лицом декларации или включение в нее искаженных (недостоверных) данных о суммах полученных доходов, понесенных расходов, если такие действия плательщика привели к занижению суммы налогооблагаемого дохода

 

25 % от разницы между заниженной суммой налогового обязательства и суммой, определенной налоговым органом

Невыполнение плательщиком налогов требований, предусмотренных абзацем вторым п. 50.1 Кодекса, в отношении условий самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность (исправления самостоятельно обнаруженных ошибок)

5 % от суммы самостоятельно начисленного занижения налогового обязательства (недоимки)

Ст. 121

Необеспечение плательщиком налогов хранения документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного Кодексом предельного срока подачи такой отчетности

и/или неподача плательщиком налогов контролирующим органам оригиналов документов либо их копий при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных этим Кодексом.

Те же действия, совершенные плательщиком налогов, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение

510 грн.

 

 

 

1020 грн.

Ст. 122

Неуплата (неперечисление) плательщиком налогов — физическим лицом сумм единого налога в порядке и в сроки, определенные законодательным актом

50 % ставок налога, установленных для физических лиц — плательщиков единого налога, определенных законодательным актом

Ст. 123

Самостоятельное определение контролирующим органом суммы налогового обязательства, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость — в случаях, определенных п.п. 54.3.1, 54.3.2, 54.3.5 и 54.3.6 НК

25 % от суммы начисленного налогового обязательства, неправомерно заявленной к возврату суммы бюджетного возмещения и/или неправомерно заявленной суммы отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость

При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства, уменьшении суммы бюджетного возмещения и/или уменьшении отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость

50 % от суммы начисленного налогового обязательства, неправомерно заявленной к возврату суммы бюджетного возмещения и/или неправомерно заявленной суммы отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость

При определении контролирующим органом суммы налогового обязательства, уменьшении суммы бюджетного возмещения и/или уменьшении отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость в течение 1095 дней в третий раз и более

75 % от суммы начисленного налогового обязательства, неправомерно заявленной к возврату суммы бюджетного возмещения и/или неправомерно заявленной суммы отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость

Использование плательщиком налогов (должностными лицами плательщика налогов) сумм, не уплаченных в бюджет в результате получения (применения) налоговой льготы не по назначению и/или вопреки условиям или целям ее предоставления согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа) — дополнительно к штрафам, предусмотренным п. 123.1

Взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), подлежавших начислению без применения налоговой льготы. Уплата штрафа не освобождает таких лиц от ответственности за умышленное уклонение от налогообложения

Ст. 124

Отчуждение плательщиком налогов имущества, находящегося в налоговом залоге, без предварительного согласия органа государственной налоговой службы, если получение такого согласия является обязательным согласно НК

Штраф в размере стоимости отчужденного имущества

Ст. 125

Нарушение порядка использования торгового патента, предусмотренного п.п. 267.6.1 — 267.6.3 НК (нарушение правил размещения торгового патента для обзора покупателями)

Штраф в размере сбора за 1 календарный месяц (для деятельности в сфере развлечений — в размере сбора на один квартал)

Осуществление деятельности, предусмотренной ст. 267 НК, без получения соответствующих торговых патентов или с нарушением порядка использования торгового патента, предусмотренного п.п. 267.6.4 — 267.6.6 НК (кроме деятельности в сфере развлечений)

Штраф в двойном размере сбора за весь период осуществления такой деятельности, но не менее двойного его размера за один месяц

Осуществление реализации товаров, определенных п. 267.2 НК, без получения льготного торгового патента или с нарушением порядка его получения и использования, предусмотренного п.п. 267.6.4 — 267.6.6 НК

Штраф в пятикратном размере сбора за весь период осуществления такой деятельности, но не менее пятикратного его размера за год

Осуществление торговой деятельности без приобретения краткосрочного патента или с нарушением порядка его получения и использования, предусмотренного п.п. 267.6.4 — 267.6.6 НК

Штраф в двойном размере сбора за весь срок такой деятельности

Осуществление деятельности в сфере развлечений, предусмотренной ст. 267 НК, без получения соответствующего торгового патента или с нарушением порядка его использования, предусмотренного п.п. 267.6.4 и 267.6.5 НК

Штраф в восьмикратном размере сбора за весь период осуществления такой деятельности, но не менее восьмикратного его размера за один квартал

Неуплата (неперечисление) субъектом хозяйствования сумм сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, указанных в п.п. 267.1.1 НК в порядке и в сроки, которые определенны Кодексом

Штраф в размере 50 % ставок сбора, установленных ст. 267 НК

Ст. 126

Если плательщик налогов не уплачивает сумму самостоятельно определенного денежного обязательства в течение сроков, определенных Кодексом:

при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства

10 % погашенной суммы налогового долга;

 

 

20 % погашенной суммы налогового долга

Ст. 127

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов плательщиком налогов, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого плательщика налогов.

Те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней.

 

Те же действия, предусмотренные частью первой этого пункта, совершеные в течение 1095 дней в третий раз и более

Штраф в размере 25 % суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

 

штраф в размере 50 % суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

 

штраф в размере 75 % суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет

Ст. 128

Непредоставление или представление с нарушением срока налоговой информации банками или другими финансовыми учреждениями органам государственной налоговой службы.

Те же действия, совершенные на протяжении года после применения штрафа

штраф в размере 170 грн.

 

 

штраф в размере 340 грн.

 

ПЕНЯ (глава 12 раздел ІІ НК)

Порядок начисления пени не слишком изменился по сравнению с Законом № 2181-ІІІ. Основная разница содержится в порядке уплаты пени:

— согласно Закону № 2181-ІІІ при частичном погашении налогового долга уплачиваемая сумма средств, распределялась между суммой налогового долга и частью пени, пропорциональной сумме такого долга;

— в соответствии с п. 131.2 НК при погашении суммы налогового долга (его части) средства, которые уплачивает такой плательщик налогов, в первую очередь зачисляются в счет налогового обязательства. В случае полного погашения суммы налогового долга средства, уплачиваемые таким плательщиком налогов, в следующую очередь зачисляются в счет погашения штрафов, в последнюю очередь — в счет пени.

Вроде бы все понятно. Однако п. 129.3 НК содержит следующую норму:

«В случае частичного погашения налогового долга сумма такой части определяется с учетом пени, начисленной на такую долю»!!!

Таким образом,

НК содержит две нормы (п. 129.3 и п. 131.2 НК), устанавливающие диаметрально противоположные правила уплаты пени.

 

Очевидно: НК содержит много противоречивых норм и по состоянию на сегодняшний день вызывает больше вопросов, чем можно найти ответов на них. Целью этого материала, собственно, было не только предоставление плательщикам налогов краткой информации о новшествах в сфере администрирования налогов, но и предупреждение о тех противоречиях, наличие которых в НК не должно стать для предприятий и предпринимателей неприятным сюрпризом.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше