Предоставление услуг предприятию физическим лицом:
учет взаиморасчетов и НДФЛ
Часто предприятия ведут расчеты с физическими лицами, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности. В этом случае предприятие выступает в роли налогового агента такого физического лица по налогу с доходов (НДФЛ), т. е. должно удерживать и перечислять за счет физического лица НДФЛ. Как это сделать в программе «1С:Бухгалтерия 8.1», рассмотрим в этой статье. Ирина АФАНАСЕНКО , консультант «Б & К» |
Все особенности взаиморасчетов между предприятием и физическим лицом, которое предоставляет ему услуги, рассмотрим на следующем примере.
Пример.
Гражданин Украины сдает в аренду нашему предприятию автомобиль. Сумма арендной платы составляет 600,00 грн. в месяц без НДС, сумма удержанного НДФЛ по ставке 15 % — 90,00 грн. (600,00 x 15 %). Автомобиль используется в административных целях.
Добавляем контрагента
Для начала в справочник «
Контрагенты» (меню «Предприятие → Контрагенты») заносим нашего арендодателя. На закладке «Общие» элемента данного справочника обязательными для заполнения являются:— поле «
Наименование» — Ф. И. О. физического лица;— статус контрагента — «
Физ. лицо»;— поле «
Код по ДРФО» — идентификационный номер физического лица (рис. 1).
На закладке «Счета и договоры» оформляем договор с нашим предприятием. При этом «Вид договора» будет определен как «С поставщиком». Закладки «Общие», «Налоговый учет», «Счета учета» элемента справочника «Договоры контрагента» заполняем в соответствии со спецификой ведения учета с такими контрагентами на предприятии, а также в зависимости от системы налогообложения нашего предприятия.
Получение услуги
Затем создаем элемент справочника «
Номенклатура» с видом «Услуга», которому присваиваем наименование «Аренда автомобиля» (рис. 2). В поле «Ставка НДС» выберем значение «Без НДС».
Услуги аренды, предоставленные предприятию, оформляем документом «Поступление товаров и услуг» (меню «Покупка — Поступление товаров и услуг»). В шапке данного документа выбираем нашего арендодателя из справочника «Контрагенты», соответствующий договор из справочника «Договоры контрагента»; в табличной части заполняем закладку «Услуги». В качестве счета затрат по условию примера выступит счет 92 «Административные затраты». Субконто счета 92 «Подразделение» и «Статьи затрат» будут соответственно «Управление» и «Аренда автомобиля». Информация на закладке «Счета учета расчетов» заполнится автоматически счетами учета расчетов, указанными в договоре (рис. 3).
В бухгалтерском и налоговом учете после проведения документа «Поступление товаров и услуг» будут сформированы проводки:
Дт 92 Кт 6851 на сумму 600,00 грн.;
Дт ВР Кт ВР на сумму 600,00 грн.
Также не забываем оформить документ «Регистрация входящего налогового документа» (рис. 4), чтобы данная операция была отражена в Реестре полученных и выданных налоговых накладных и, следовательно, в строке 11.1 декларации по НДС.
Удержание НДФЛ
После того как мы отразили задолженность предприятия перед арендодателем — физическим лицом, удерживаем и перечисляем НДФЛ в бюджет из суммы такого дохода за его счет по ставке 15 %. Для этого сначала создадим документ «
Отражение взаиморасчетов с контрагентами в 1ДФ» (меню «Зарплата — Учет НДФЛ и взносов»). Заполнение документа следует начать с указания даты «Периода регистрации». В нашем примере это первое число месяца, в котором удерживаем НДФЛ. Для автоматического заполнения табличных частей документа нажимаем на кнопку «Заполнить по ЧП → По взаиморасчетам». В графе «Вид дохода» ставим признак дохода «14», а графу «Налог» заполняем вручную соответствующей суммой НДФЛ — 90,00 грн. (рис. 5).
Далее воспользуемся документом «Корректировка долга» (меню «Покупка → Корректировка долга») с видом операции «Списание безнадежной задолженности». В качестве контрагента выступает наш арендодатель. В этом документе заполняем табличную часть на закладке «Кредиторская задолженность». Начинаем заполнение с выбора соответствующего договора в графе «Договор контрагента». После этого все графы, кроме графы «Документ расчетов», «Сумма», «Сумма НУ» и «Сумма взаиморасчетов», будут заполнены информацией, содержащейся в данном договоре.
В графе «Документ расчетов» выберем оформленный ранее документ «Поступление товаров и услуг», в графах «Сумма», «Сумма НУ» и «Сумма взаиморасчетов» поставим сумму НДФЛ, удерживаемую с арендной платы, — 90,00 грн. (рис. 6).
На закладке «Счета учета» в поле «Счет» раздела «Счет списания кредиторской задолженности» ставим счет 6411 «Расчеты по НДФЛ», в поле «Статья в/д» выбираем значение «Не отражать в налоговом учете» (рис. 6).
В бухгалтерском учете будут оформлены проводки по удержанию НДФЛ с суммы начисленной арендной платы, а в налоговом учете программа отразит увеличение счета «ВД»:
Дт 6851 Кт 6411 90,00 грн.
Дт ВД Кт ВД 90,00 грн.
Но так как мы на закладке «Счета учета» выбрали статью валовых доходов «Не отражать в налоговом учете», эта сумма не увеличит валовой доход и не будет отражена в декларации на прибыль.
Следующий этап — это оформление перечисления удержанного НДФЛ в бюджет. Для этого в режиме ввода «На основании» документа «Отражение взаиморасчетов с контрагентами в 1ДФ» (одинарный щелчок мыши по документу — основанию в журнале документов — контекстное меню — «На основании») создаем документ «Зарплата к выплате» с видом выплаты «НДФЛ Контрагентам». Документ будет заполнен автоматически необходимой информацией (рис. 7).
Теперь можно переходить к оформлению документа «Платежное поручение исходящее». Для автоматического заполнения данного документа опять воспользуемся режимом ввода «На основании» документа «Зарплата к выплате» (рис. 8). После проведения оплаты задолженность по НДФЛ будет погашена.
Можно оформить выплату арендной платы арендодателю документом «Расходный кассовый ордер» или «Платежное поручение исходящее», после чего будет погашена задолженность и перед ним (рис. 9).
В результате такого последовательного оформления данных документов отчет 1ДФ «Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (перечисленного) в пользу плательщика налога, и сумм удержанного из них налога» будет заполнен корректно (рис. 10).
В заключение хотим обратить внимание на то, что удержание суммы НДФЛ в данной ситуации оформляют не документом «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)», а документом «Корректировка долга» для того, чтобы информация в регистре налогового учета «Приобретения налоговый учет» была отражена корректно. С этой целью в конце каждого квартала оформляют документ «Закрытие месяца» с установленным флажком «Технологические операции по налоговому учету». В нашем примере информация в регистре «Приобретения налоговый учет» появляется после проведения таких документов, как «Поступление товаров и услуг», «Расходный кассовый ордер», с видом операции «Оплата поставщику», «Корректировка долга» с видом операции «Списание безнадежной задолженности».
Полагаю, теперь взаиморасчеты предприятия с физическими лицами не будут вызывать у вас трудностей. Ждем ваших писем на электронный адрес редакции
id@bk.factor.ua . Успехов в работе!