Особенности составления годовой финансовой отчетности за 2010 год в «1С:Бухгалтерия 7.7»
После завершения очередного финансового года каждому предприятию необходимо подвести итоги своей деятельности за этот период. Оформление таких итогов происходит в форме подачи годовой финансовой отчетности, которая обобщает информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия.
Годовая отчетность состоит из Баланса (формы № 1), Отчета о финансовых результатах (формы № 2), Отчета о движении денежных средств (формы № 3), Отчета о собственном капитале (формы № 4), Примечаний к годовой финансовой отчетности (формы № 5). Субъекты малого предпринимательства должны подавать как годовой, так и квартальный финансовый (бухгалтерский) отчет, который состоит из Баланса (формы № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (формы № 2-м).
В основном, составление отчетности облегчено использованием различных бухгалтерских программ, в частности программы «1С:Бухгалтерия» версии 7.7, однако есть нюансы, которые необходимо проконтролировать даже при автоматизированном ее составлении. Цель нашей статьи заключается в описании ситуаций, которые необходимо проконтролировать во избежание ошибок при составлении пяти форм отчетности, также мы поэтапно опишем действия, которые должны выполнить бухгалтеры перед составлением отчетности.
Юлия КАМИНСКАЯ, консультант «Б & К»
Сроки подачи годовой финансовой отчетности урегулированы Порядком подачи финансовой отчетности, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (для выполнения требований
Закона № 996-XIV). В соответствии с п. 5 этого Порядка годовая финансовая отчетность подается предприятиями не позднее 20 февраля следующего за отчетным года. Конкретные сроки подачи финансовой отчетности предприятию устанавливает владелец или орган, к сфере управления которого принадлежит предприятие.Перед составлением финансовой отчетности предприятия обязаны проводить годовую инвентаризацию для обеспечения достоверности данных, вошедших в отчетность.
В соответствии с приказом Минфина Украины от 31.05.2008 г. № 756 финансовая отчетность составляется в тысячах гривень без десятичного знака.
Прежде чем преступить к формированию годовой отчетности в программе «1С», рекомендуем провести следующие контрольные процедуры.
1. Провести проверку пометок на удаление с целью избежания ошибочного удаления документов, а также перепроведение документов для восстановления последовательности проведения.
2. Начислить налоги и сборы и проверить правильность их отнесения на соответствующие счета учета.
3. Начислить проценты по кредитам и займам.
4. Выделить текущую часть (т. е. ту, которая будет погашена в течение последующих 12 месяцев с даты баланса) в долгосрочной задолженности по кредитам и займам. В балансе такая задолженность должна быть отражена в строке 510 «Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам».
5. Провести списание запасов и МБП (топлива, канцтоваров и т. д.).
6. Провести списание расходов будущих периодов.
7. Провести проверку правильности отражения в учете доходов будущих периодов.
8. Проверить, чтобы износ основных средств и нематериальных активов был начислен только по тем объектам, срок полезного использования которых еще не истек, в противном случае — дооценить такие объекты либо списать их с баланса.
9. Начислить износ в бухгалтерском учете.
10. Начислить резерв сомнительных долгов и обеспечения выплат персоналу и т. д.
11. Провести переоценку валюты в случае, если предприятие проводит валютные операции.
12. Закрыть элементы затрат (8-й класс счетов), если предприятие ведет учет на 8-м и 9-м классе счетов.
13. Закрыть общепроизводственные затраты (счет 91 «Общепроизводственные затраты»).
14. Провести окончательные калькуляции, если в течение квартала составлялись предварительные калькуляции.
15. Провести определение финансовых результатов.
Далее рассмотрим некоторые особенности заполнения отдельных форм отчетности в программе «1С», которые необходимо учесть во избежание ошибок.
Формирование годовой финансовой отчетности в программе «1С» проводится путем запуска в меню «
Отчеты → Регламентированные отчеты → Группа отчетов → Отчеты за 4 кв. 2010 г.» с выбором вида отчета.
Формирование баланса (формы № 1)
Содержание и форма баланса и общие требования к раскрытию его статей определены в
П(С)БУ 2 «Баланс».Поскольку заполнение баланса автоматизировано в программе «1С» на любом предприятии и правильности его формирования на предприятии уделяется наибольшее внимание, мы рассмотрим лишь некоторые нюансы, которые необходимо учесть при формировании этого отчета.
Нюанс 1. Баланс в программе «1С» должен быть настроен таким образом, чтобы все задолженности по счетам расчетов (например, 36, 37, 63, 65, 68 и т. д.) при его формировании были показаны развернуто, т. е. дебет — в активе, кредит — в пассиве. При этом субсчета авансов 371 и 681 должны показываться только по дебету или только по кредиту, в противном случае, если сальдо по этим субсчетам возникает развернутое сальдо, бухгалтером допущена ошибка в учете.
Нюанс 2. При автоматическом формировании баланса в программе «1С» выдается сообщение:
«$$$ ВНИМАНИЕ $$$
Не совпадают суммы актива и пассива на конец периода, проверьте оборотно-сальдовую ведомость
АКТИВ = 115183.39
ПАССИВ = 98129.59»
Такое сообщение означает, что:
1) не закрыт рабочий период, либо период закрывали, но после этого проводилось создание документов в программе и вследствие этого не все расходы закрыты на финансовый результат;
2) из оборотно-сальдовой ведомости в баланс подтягиваются не все субсчета.
Для устранения таких ошибок необходимо:
1) проверить правильность закрытия рабочего периода на отчетную дату;
2) сверить данные баланса с данными оборотно-сальдовой ведомости.
Нюанс 3. Проверить, чтобы в строке 120 «Незавершенное производство» отражались данные сальдо по дебету счета 25 только в сумме полуфабрикатов собственного производства.
Нюанс 4. Проверить правильность заполнения строки 250 «Прочие оборотные активы». В этой строке отражается, в частности, сальдо субсчетов 331 «Денежные документы в национальной валюте», 332 «Денежные документы в иностранной валюте» и 643 «Налоговые обязательства».
Нюанс 5. Проверить, чтобы в строке 450 «Прочие долгосрочные финансовые обязательства» была отражена только сумма долгосрочной задолженности предприятия в отношении обязательств по привлечению заемных средств (кроме кредитов банков), на которые начисляются проценты, а именно:
— сальдо по кредиту субсчета 505 (только для процентных займов);
— сальдо по кредиту субсчета 506 (только для процентных займов);
— сальдо по кредиту счета 52 (только для процентных облигаций);
— сальдо по кредиту счета 51 (только для процентных векселей).
При этом в строке 470 «Прочие долгосрочные обязательства» отражается информация по следующим счетам и субсчетам:
— сальдо по кредиту субсчета 505 (только для беспроцентных займов);
— сальдо по кредиту субсчета 506 (только для беспроцентных займов);
— сальдо по кредиту счета 51 (только для беспроцентных векселей);
— сальдо по кредиту счета 53;
— сальдо по кредиту счета 55.
Нюанс 6. Проверить правильность заполнения строки 610 «Прочие текущие обязательства». В этой статье приводится, в частности, сальдо субсчета 644 «Налоговый кредит» и сумма валовой задолженности заказчикам по строительным контрактам, а также:
— сальдо по кредиту субсчета 605;
— сальдо по кредиту субсчета 606;
— сальдо по кредиту субсчета 684;
— сальдо по кредиту субсчета 685;
— сальдо по кредиту счета 36 (развернутое);
— сальдо по кредиту субсчета 372;
— сальдо по кредиту субсчета 643.
Формирование отчета о финансовых результатах (формы № 2)
Содержание и форма отчета о финансовых результатах и общие требования к раскрытию его статей определены в
П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах».Поскольку для расшифровки показателей отчета о финансовых результатах используются данные аналитического учета по субконто «
Виды деятельности» и «Виды затрат», необходимо проконтролировать их с помощью оборотно-сальдовой ведомости по счетам для того, чтобы информация, предоставленная в них, была корректной. Классификация доходов и расходов предприятия должна быть четко закреплена в учетной политике предприятия либо другом внутреннем документе предприятия. Каждый новый вид расходов должен утверждаться ответственным работником и вноситься им в справочник «Виды затрат», другим пользователем ввод такой информации в программу должен быть запрещен либо ограничен. Это необходимо для того, чтобы исключить задвоение информации в программе «1С».Как правило, заполнение раздела I отчета о финансовых результатах не вызывает особых трудностей, а раздел III заполняется только акционерными обществами, простые и потенциальные простые акции которых открыто продаются и покупаются на фондовых биржах, включая общества, которые пребывают в процессе выпуска таких акций. Поэтому в нашей статье мы рассмотрим раздел II, вызывающий наибольшие трудности и вопросы при его заполнении.
Итак, информация, отраженная в разделе II отчета о финансовых результатах, предоставляет возможность для проведения анализа структуры расходов по экономически однородным элементам и используется для составления отчета о движении денежных средств (сумма амортизации).
Если предприятие в своем учете использует 8-й и 9-й классы плана счетов, структура этого раздела согласовывается со структурой 8-го класса счетов, кроме счета 85 «Прочие расходы».
Этот раздел отчета вызывает наибольшие трудности при его заполнении, особенно если предприятие использует только 9-й класс счетов. Возникновение трудностей связано с тем, что в статьях отчета должна отражаться информация по конкретным проводкам, а программа «1С» версии 7.7 не всегда корректно настроена. В любом случае статьи данного раздела нужно донастраивать для каждого конкретного предприятия. Но даже при правильной настройке программы все равно необходимо
отслеживать и контролировать ту часть расходов, которая связана с производством продукции и относится к операционным расходам. Приведенная ниже таблица 1 поможет облегчить такой контроль.
Раздел II. «Элементы операционных затрат»
Таблица 1
Статья | Код строки | Пункт П(С)БУ 3 | Содержание статьи | Обороты счетов доходов и расходов, отражающие финансовый результат за текущий отчетный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Материальные | 230 | 38 | В состав элемента включается стоимость использованных в производстве (кроме продуктов собственного производства): сырья и основных материалов; покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий; топлива и электроэнергии; строительных материалов; запасных частей; тары и тарных материалов; вспомогательных и прочих материалов | Если предприятие использует 8-й и 9й классы счетов, то сумма данной статьи — это дебетовый оборот счета 80. Если предприятие использует только 9-й класс счетов, то сумма данной статьи — это кредитовые обороты счетов 20, 22, 28 |
Затраты на оплату труда | 240 | 38 | В состав элемента включаются: заработная плата по окладам и тарифам; премии и поощрения; компенсационные выплаты; оплата отпусков и прочего неотработанного времени; прочие расходы на оплату труда | Если предприятие использует 8-й и 9-й классы счетов, то сумма данной статьи — это дебетовый оборот счета 81. Если предприятие использует только 9-й класс счетов, то сумма данной статьи — это кредитовые обороты счетов 66, 47 (в части сумм, которые относятся к операционным расходам) |
Отчисления на социальные мероприятия | 250 | 38 | В состав элемента включаются: отчисления на пенсионное обеспечение; отчисления на социальное страхование; страховые взносы на случай безработицы; отчисления на индивидуальное страхование персонала предприятия; отчисления на прочие социальные мероприятия | Если предприятие использует 8-й и 9-й классы счетов, то сумма данной статьи — это дебетовый оборот счета 82. Если предприятие использует только 9-й класс счетов, то сумма данной статьи — это кредитовые обороты счетов 65, 47 (в части сумм, которые относятся к операционным расходам) |
Амортизация | 260 | 38 | В состав элемента включается сумма начисленной амортизации основных средств, нематериальных активов и прочих необоротных материальных активов | Если предприятие использует 8-й и 9-й классы счетов, то сумма данной статьи — это дебетовый оборот счета 83. Если предприятие использует только 9-й класс счетов, то сумма данной статьи — это кредитовый оборот счета 13 |
Прочие операционные затраты | 270 | 38 | В состав элемента включаются расходы операционной деятельности, которые не вошли в состав элементов, приведенных в пп. 22 — 25 П(С)БУ 16: расходы на командировки; расходы на услуги связи; плата за расчетно-кассовое обслуживание и т. д. | Если предприятие использует 8-й и 9-й классы счетов, то сумма данной статьи — это дебетовый оборот счета 84. Если предприятие использует только 9-й класс счетов, то сумма данной статьи — это кредитовые обороты соответствующих счетов в корреспонденции с дебетом счетов, на которых отражаются операционные расходы |
Всего | 280 |
| 230 + 240 + 250 + 260 + 270 |
|
Как подсказку соответствия разделов I и II отчета о финансовых результатах предлагаем вам также таблицу согласованности операционных расходов данных разделов отчета.
Формирование отчета о движении денежных средств (формы № 3)
Содержание и форма отчета о движении денежных средств и общие требования к раскрытию его статей определены в
П(С)БУ 4 «Отчет о движении денежных средств».Обращаем ваше внимание на то, что в форму № 3 были внесены изменения приказом Минфина от 10.06.2010 г. № 382, в соответствии с которым отчет о движении денежных средств будет составляться за 2010 год по новой форме. Прежде всего отметим, что наиболее существенным изменениям подвергся раздел I, а разделы II и III оставлены без изменений. Этим
приказом была изменена сама концепция составления раздела I, которая теперь сформулирована так: движение денежных средств в результате операционной деятельности определяется в сумме поступлений и сумме расходований, связанных с операционной деятельностью (фактически теперь в основу составления формы № 3 положен прямой метод). Поскольку колонки «Надходження» и «Видаток» перемещены в горизонтальное положение, состав строк раздела I соответственно перегруппировался.К сожалению, релиз программы «1С» версии 7.7 с новой формой данного отчета будет выпущен разработчиками компании «1С» только в конце января 2011 г., поэтому мы подробно рассмотрим его в одной из следующих статей.
Формирование отчета о собственном капитале (формы № 4)
Эта форма отчета является наиболее простой в ее составлении. Данные в него затягиваются из баланса, сформированного за аналогичный период, а также данных по счетам 40 — 45 бухгалтерского учета. Формирование отчета о собственном капитале полностью автоматизировано в программе «1С» и затруднений не вызывает, поэтому детально рассматривать его мы не будем.
Формирование примечаний к годовой финансовой отчетности (формы № 5)
Далее рассмотрим некоторые примечания к годовой отчетности, при заполнении которых могут возникнуть определенные трудности. В частности, это примечания 5, 9, 12 и 13. Информация, которая должна быть сформирована в том или ином приложении, подана в виде таблицы (см. таблицы 2 — 5).
Частично информация в примечаниях к финансовой отчетности затягивается из сохраненного в «1С» баланса и отчета о финансовых результатах за аналогичный период, а в случае их отсутствия информация заполняется на основании данных оборотно-сальдовой ведомости.
Поскольку данные приложения V «Доходы и расходы» заполняются только на основании данных оборотно-сальдовой ведомости, рассмотрим ниже, какие именно проводки должны затягиваться в ту или иную строку примечания.
V. Доходы и расходы
Таблица 2
Наименование показателя | Код | Доходы | Расходы |
1 | 2 | 3 | 4 |
А. Прочие операционные доходы | 440 | Дебет субсчета 713 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
Операционная аренда активов | |||
Операционная курсовая разницы | 450 | Дебет субсчета 714 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
Реализация прочих оборотних активов | 460 | Дебет субсчета 712 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
Штрафы, пени, неустойки | 470 | Дебет субсчета 715 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
Содержание объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения | 480 | Дебет субсчета 719 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
Прочие операционные доходы | 490 | Дебет субсчета 711, 716, 717, 718, 719 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
в том числе: | 491 | Х | Дебет субсчета 944 |
отчисления в резерв сомнительных долгов | |||
непродуктивные расходы и потери | 492 | Х | Дебет субсчета 946 |
Б. Доходы и потери от участия | 500 | Дебет субсчета 721 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
ассоциированные предприятия | |||
дочерние предприятия | 510 | Дебет субсчета 723 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
Совместную деятельность | 520 | Дебет субсчета 722 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
В. Прочие финансовые доходы | 530 | Дебет субсчета 731 Кредит счета 79 | Х |
Дивиденды | |||
Проценты | 540 | Х | Дебет счета 79 |
Финансовая аренда активов | 550 | Дебет субсчета 732 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
Другие финансовые доходы и расходы | 560 | Дебет субсчета 732, 733 | Дебет счета 79 |
Г. Прочие доходы и расходы | 570 | Дебет субсчета 741 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
Реализация финансовых инвестиций | |||
Доходы от объединения предприятий | 580 | Дебет субсчета 742 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
Результат оценки полезности | 590 | Дебет субсчета 743 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
Неоперационная курсовая разница | 600 | Дебет субсчета 744 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
Безвозмездно полученные активы | 610 | Дебет субсчета 745 Кредит счета 79 | Х |
Списание необоротных активов | 620 | Х | Дебет счета 79 |
Прочие доходы и расходы | 630 | Дебет субсчета 746 Кредит счета 79 | Дебет счета 79 |
IX. Дебиторская задолженность
Таблица 3
Наименование показателя | Код строки | Всего на конец | В том числе по срокам непогашения | ||
до 12 месяцев | от 12 до 18 месяцев | от 18 до 36 месяцев | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Дебиторская задолжененость за товары, работы, услуги | 940 | Сумма в эту строку затягивается из стр. 161 гр. 4 сформированного баланса |
|
|
|
Прочая текущая дебиторская задолженность | 950 | Сумма в эту строку затягивается из стр. 210 гр. 4 сформированного баланса |
| Сумма в эти строки заполняется вручную на основании данных по сальдо субсчетов 372, 374, 375, 376, 377 |
Списано в отчетном году безналежной дебиторской задолженности | (951) | В этой строке отражаются данные по проводкам: Дебет 38, 944 Кредит 36; Дебет 944 Кт 37 | |
Из строк 940 и 950 графы 3 задолженность со связанными сторонами | (952) ___________ |
XII. Налог на прибыль
Таблица 4
Наименование показателя | Код | Информация, которая переносится в строку |
1 | 2 | 3 |
Текущий налог на прибыль | 1210 | Строка 180 формы № 2 |
Отсроченные налоговые активы: | 1220 | Строка 060 гр. 3 формы № 1 |
на начало отчетного года | ||
на конец отчетного года | 1225 | Строка 060 гр. 4 формы № 1 |
Отсроченные налоговые обязательства: | 1230 | Строка 460 гр. 3 формы № 1 |
на начало отчетного года | ||
на конец отчетного года | 1235 | Строка 460 гр. 4 формы № 1 |
Включено в Отчет о финансовых результатах — всего | 1240 | Строка 180 формы № 2 |
в том числе: | 1241 | Строка 180 формы № 2 |
текущий налог на прибыль | ||
уменьшение (увеличение) отсроченных налоговых | 1242 | Увеличение: Дт 54 Кт 17 Списание: Дт 17 Кт 641 |
увеличение (уменьшение) отсроченных налоговых | 1243 | Увеличение: Дт 981 Кт 41 с учетом |
Отображено в составе собственного капитала — всего | 1250 | формы № 1 стр. 350 |
в том числе: | 1251 | Строка 180 формы № 2 |
текущий налог на прибыль | ||
уменьшение (увеличение) отсроченных налоговых | 1252 | Разница между строками 1220-1225 |
увеличение (уменьшение) отсроченных налоговых | 1253 | Разница между строками 1230-1235 |
XIII. Использование амортизационных отчислений
Таблица 5
Наименование показателя | Код строки | Сумма |
1 | 2 | 3 |
Начислено за отчетный год | 1300 | Дт 23, 91 — 93 |
Использовано за год — всего | 1310 | Графа 10 строки 080 и 260 формы № 5 |
в том числе на: | 1311 | Дт 151 Кт 685 |
строительство объектов | ||
приобретение (изготовление) и улучшение основных средств | 1312 | Дт 15 Кт 685; Дт 641 Кт 685; Дт 10 Кт 152 |
из них машины и оборудование | 1313 | Дт 104 Кт 152 |
приобретение (создание) нематериальных активов | 1314 | Дт 12 Кт 152 |
погашение полученных на капитальные инвестиции | 1315 | Дт 685 Кт 311 |
| 1316 |
|
| 1317 |
|
Надеемся, что изложенный выше материал поможет вам в работе и облегчит процесс составления финансовой отчетности в программе «1С:Бухгалтерия 7.7».