Темы статей
Выбрать темы

Особенности составления годовой финансовой отчетности за 2010 год в «1С:Бухгалтерия 7.7»

Редакция БК
Статья

Особенности составления годовой финансовой отчетности за 2010 год в «1С:Бухгалтерия 7.7»

 

После завершения очередного финансового года каждому предприятию необходимо подвести итоги своей деятельности за этот период. Оформление таких итогов происходит в форме подачи годовой финансовой отчетности, которая обобщает информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия.

Годовая отчетность состоит из Баланса (формы № 1), Отчета о финансовых результатах (формы № 2), Отчета о движении денежных средств (формы № 3), Отчета о собственном капитале (формы № 4), Примечаний к годовой финансовой отчетности (формы № 5). Субъекты малого предпринимательства должны подавать как годовой, так и квартальный финансовый (бухгалтерский) отчет, который состоит из Баланса (формы № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (формы № 2-м).

В основном, составление отчетности облегчено использованием различных бухгалтерских программ, в частности программы «1С:Бухгалтерия» версии 7.7, однако есть нюансы, которые необходимо проконтролировать даже при автоматизированном ее составлении. Цель нашей статьи заключается в описании ситуаций, которые необходимо проконтролировать во избежание ошибок при составлении пяти форм отчетности, также мы поэтапно опишем действия, которые должны выполнить бухгалтеры перед составлением отчетности.

Юлия КАМИНСКАЯ, консультант «Б & К»

 

Сроки подачи годовой финансовой отчетности урегулированы Порядком подачи финансовой отчетности, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (для выполнения требований

Закона № 996-XIV). В соответствии с п. 5 этого Порядка годовая финансовая отчетность подается предприятиями не позднее 20 февраля следующего за отчетным года. Конкретные сроки подачи финансовой отчетности предприятию устанавливает владелец или орган, к сфере управления которого принадлежит предприятие.

Перед составлением финансовой отчетности предприятия обязаны проводить годовую инвентаризацию для обеспечения достоверности данных, вошедших в отчетность.

В соответствии с приказом Минфина Украины от 31.05.2008 г. № 756 финансовая отчетность составляется в тысячах гривень без десятичного знака.

Прежде чем преступить к формированию годовой отчетности в программе «1С», рекомендуем провести следующие контрольные процедуры.

1. Провести проверку пометок на удаление с целью избежания ошибочного удаления документов, а также перепроведение документов для восстановления последовательности проведения.

2. Начислить налоги и сборы и проверить правильность их отнесения на соответствующие счета учета.

3. Начислить проценты по кредитам и займам.

4. Выделить текущую часть (т. е. ту, которая будет погашена в течение последующих 12 месяцев с даты баланса) в долгосрочной задолженности по кредитам и займам. В балансе такая задолженность должна быть отражена в строке 510 «Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам».

5. Провести списание запасов и МБП (топлива, канцтоваров и т. д.).

6. Провести списание расходов будущих периодов.

7. Провести проверку правильности отражения в учете доходов будущих периодов.

8. Проверить, чтобы износ основных средств и нематериальных активов был начислен только по тем объектам, срок полезного использования которых еще не истек, в противном случае — дооценить такие объекты либо списать их с баланса.

9. Начислить износ в бухгалтерском учете.

10. Начислить резерв сомнительных долгов и обеспечения выплат персоналу и т. д.

11. Провести переоценку валюты в случае, если предприятие проводит валютные операции.

12. Закрыть элементы затрат (8-й класс счетов), если предприятие ведет учет на 8-м и 9-м классе счетов.

13. Закрыть общепроизводственные затраты (счет 91 «Общепроизводственные затраты»).

14. Провести окончательные калькуляции, если в течение квартала составлялись предварительные калькуляции.

15. Провести определение финансовых результатов.

Далее рассмотрим некоторые особенности заполнения отдельных форм отчетности в программе «1С», которые необходимо учесть во избежание ошибок.

Формирование годовой финансовой отчетности в программе «1С» проводится путем запуска в меню «

Отчеты → Регламентированные отчеты → Группа отчетов → Отчеты за 4 кв. 2010 г.» с выбором вида отчета.

 

Формирование баланса (формы № 1)

Содержание и форма баланса и общие требования к раскрытию его статей определены в

П(С)БУ 2 «Баланс».

Поскольку заполнение баланса автоматизировано в программе «1С» на любом предприятии и правильности его формирования на предприятии уделяется наибольшее внимание, мы рассмотрим лишь некоторые нюансы, которые необходимо учесть при формировании этого отчета.

 

Нюанс 1. Баланс в программе «1С» должен быть настроен таким образом, чтобы все задолженности по счетам расчетов (например, 36, 37, 63, 65, 68 и т. д.) при его формировании были показаны развернуто, т. е. дебет — в активе, кредит — в пассиве. При этом субсчета авансов 371 и 681 должны показываться только по дебету или только по кредиту, в противном случае, если сальдо по этим субсчетам возникает развернутое сальдо, бухгалтером допущена ошибка в учете.

 

Нюанс 2. При автоматическом формировании баланса в программе «1С» выдается сообщение:

«$$$ ВНИМАНИЕ $$$

Не совпадают суммы актива и пассива на конец периода, проверьте оборотно-сальдовую ведомость

АКТИВ = 115183.39

ПАССИВ = 98129.59»

Такое сообщение означает, что:

1) не закрыт рабочий период, либо период закрывали, но после этого проводилось создание документов в программе и вследствие этого не все расходы закрыты на финансовый результат;

2) из оборотно-сальдовой ведомости в баланс подтягиваются не все субсчета.

Для устранения таких ошибок необходимо:

1) проверить правильность закрытия рабочего периода на отчетную дату;

2) сверить данные баланса с данными оборотно-сальдовой ведомости.

Нюанс 3. Проверить, чтобы в строке 120 «Незавершенное производство» отражались данные сальдо по дебету счета 25 только в сумме полуфабрикатов собственного производства.

 

Нюанс 4. Проверить правильность заполнения строки 250 «Прочие оборотные активы». В этой строке отражается, в частности, сальдо субсчетов 331 «Денежные документы в национальной валюте», 332 «Денежные документы в иностранной валюте» и 643 «Налоговые обязательства».

 

Нюанс 5. Проверить, чтобы в строке 450 «Прочие долгосрочные финансовые обязательства» была отражена только сумма долгосрочной задолженности предприятия в отношении обязательств по привлечению заемных средств (кроме кредитов банков), на которые начисляются проценты, а именно:

— сальдо по кредиту субсчета 505 (только для процентных займов);

— сальдо по кредиту субсчета 506 (только для процентных займов);

— сальдо по кредиту счета 52 (только для процентных облигаций);

— сальдо по кредиту счета 51 (только для процентных векселей).

При этом в строке 470 «Прочие долгосрочные обязательства» отражается информация по следующим счетам и субсчетам:

— сальдо по кредиту субсчета 505 (только для беспроцентных займов);

— сальдо по кредиту субсчета 506 (только для беспроцентных займов);

— сальдо по кредиту счета 51 (только для беспроцентных векселей);

— сальдо по кредиту счета 53;

— сальдо по кредиту счета 55.

 

Нюанс 6. Проверить правильность заполнения строки 610 «Прочие текущие обязательства». В этой статье приводится, в частности, сальдо субсчета 644 «Налоговый кредит» и сумма валовой задолженности заказчикам по строительным контрактам, а также:

— сальдо по кредиту субсчета 605;

— сальдо по кредиту субсчета 606;

— сальдо по кредиту субсчета 684;

— сальдо по кредиту субсчета 685;

— сальдо по кредиту счета 36 (развернутое);

— сальдо по кредиту субсчета 372;

— сальдо по кредиту субсчета 643.

 

Формирование отчета о финансовых результатах (формы № 2)

Содержание и форма отчета о финансовых результатах и общие требования к раскрытию его статей определены в

П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах».

Поскольку для расшифровки показателей отчета о финансовых результатах используются данные аналитического учета по субконто «

Виды деятельности» и «Виды затрат», необходимо проконтролировать их с помощью оборотно-сальдовой ведомости по счетам для того, чтобы информация, предоставленная в них, была корректной. Классификация доходов и расходов предприятия должна быть четко закреплена в учетной политике предприятия либо другом внутреннем документе предприятия. Каждый новый вид расходов должен утверждаться ответственным работником и вноситься им в справочник «Виды затрат», другим пользователем ввод такой информации в программу должен быть запрещен либо ограничен. Это необходимо для того, чтобы исключить задвоение информации в программе «1С».

Как правило, заполнение раздела I отчета о финансовых результатах не вызывает особых трудностей, а раздел III заполняется только акционерными обществами, простые и потенциальные простые акции которых открыто продаются и покупаются на фондовых биржах, включая общества, которые пребывают в процессе выпуска таких акций. Поэтому в нашей статье мы рассмотрим раздел II, вызывающий наибольшие трудности и вопросы при его заполнении.

Итак, информация, отраженная в разделе II отчета о финансовых результатах, предоставляет возможность для проведения анализа структуры расходов по экономически однородным элементам и используется для составления отчета о движении денежных средств (сумма амортизации).

Если предприятие в своем учете использует 8-й и 9-й классы плана счетов, структура этого раздела согласовывается со структурой 8-го класса счетов, кроме счета 85 «Прочие расходы».

Этот раздел отчета вызывает наибольшие трудности при его заполнении, особенно если предприятие использует только 9-й класс счетов. Возникновение трудностей связано с тем, что в статьях отчета должна отражаться информация по конкретным проводкам, а программа «1С» версии 7.7 не всегда корректно настроена. В любом случае статьи данного раздела нужно донастраивать для каждого конкретного предприятия. Но даже при правильной настройке программы все равно необходимо
отслеживать и контролировать ту часть расходов, которая связана с производством продукции и относится к операционным расходам. Приведенная ниже таблица 1 поможет облегчить такой контроль.

 

Раздел II. «Элементы операционных затрат»

Таблица 1

Статья

Код строки 

Пункт П(С)БУ 3

Содержание статьи

Обороты счетов доходов и расходов, отражающие финансовый результат за текущий отчетный
период

3

4

5

Материальные
затраты

230

38

В состав элемента включается стоимость использованных в производстве (кроме продуктов собственного производства):

сырья и основных материалов;

покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий;

топлива и электроэнергии;

строительных материалов;

запасных частей;

тары и тарных материалов;

вспомогательных и прочих материалов

Если предприятие использует 8-й и 9й классы счетов, то сумма данной статьи — это дебетовый оборот счета 80.

Если предприятие использует только 9-й класс счетов, то сумма данной статьи — это кредитовые обороты счетов 20, 22, 28
(в части расходов, понесенных в связи с производством продукции)

Затраты на оплату труда

240

38

В состав элемента включаются:

заработная плата по окладам и тарифам;

премии и поощрения;

компенсационные выплаты;

оплата отпусков и прочего неотработанного времени;

прочие расходы на оплату труда

Если предприятие использует 8-й и 9-й классы счетов, то сумма данной статьи — это дебетовый оборот счета 81.

Если предприятие использует только 9-й класс счетов, то сумма данной статьи — это кредитовые обороты счетов 66, 47 (в части сумм, которые относятся к операционным расходам)

Отчисления на социальные мероприятия

250

38

В состав элемента включаются:

отчисления на пенсионное обеспечение;

отчисления на социальное страхование;

страховые взносы на случай безработицы;

отчисления на индивидуальное страхование персонала предприятия;

отчисления на прочие социальные мероприятия

Если предприятие использует 8-й и 9-й классы счетов, то сумма данной статьи — это дебетовый оборот счета 82.

Если предприятие использует только 9-й класс счетов, то сумма данной статьи — это кредитовые обороты счетов 65, 47 (в части сумм, которые относятся к операционным расходам)

Амортизация

260

38

В состав элемента включается сумма начисленной амортизации основных средств, нематериальных активов и прочих необоротных материальных активов

Если предприятие использует 8-й и 9-й классы счетов, то сумма данной статьи — это дебетовый оборот счета 83.

Если предприятие использует только 9-й класс счетов, то сумма данной статьи — это кредитовый оборот счета 13

Прочие операционные затраты

270

38

В состав элемента включаются расходы операционной деятельности, которые не вошли в состав элементов, приведенных в пп. 22 — 25 П(С)БУ 16:

расходы на командировки;

расходы на услуги связи;

плата за расчетно-кассовое обслуживание и т. д.

Если предприятие использует 8-й и 9-й классы счетов, то сумма данной статьи — это дебетовый оборот счета 84.

Если предприятие использует только 9-й класс счетов, то сумма данной статьи — это кредитовые обороты соответствующих счетов в корреспонденции с дебетом счетов, на которых отражаются операционные расходы

Всего

280

 

230 + 240 + 250 + 260 + 270

 

 

Как подсказку соответствия разделов I и II отчета о финансовых результатах предлагаем вам также таблицу согласованности операционных расходов данных разделов отчета.

img 1

 

Формирование отчета о движении денежных средств (формы № 3)

Содержание и форма отчета о движении денежных средств и общие требования к раскрытию его статей определены в

П(С)БУ 4 «Отчет о движении денежных средств».

Обращаем ваше внимание на то, что в форму № 3 были внесены изменения приказом Минфина от 10.06.2010 г. № 382, в соответствии с которым отчет о движении денежных средств будет составляться за 2010 год по новой форме. Прежде всего отметим, что наиболее существенным изменениям подвергся раздел I, а разделы II и III оставлены без изменений. Этим

приказом была изменена сама концепция составления раздела I, которая теперь сформулирована так: движение денежных средств в результате операционной деятельности определяется в сумме поступлений и сумме расходований, связанных с операционной деятельностью (фактически теперь в основу составления формы № 3 положен прямой метод). Поскольку колонки «Надходження» и «Видаток» перемещены в горизонтальное положение, состав строк раздела I соответственно перегруппировался.

К сожалению, релиз программы «1С» версии 7.7 с новой формой данного отчета будет выпущен разработчиками компании «1С» только в конце января 2011 г., поэтому мы подробно рассмотрим его в одной из следующих статей.

 

Формирование отчета о собственном капитале (формы № 4)

Эта форма отчета является наиболее простой в ее составлении. Данные в него затягиваются из баланса, сформированного за аналогичный период, а также данных по счетам 40 — 45 бухгалтерского учета. Формирование отчета о собственном капитале полностью автоматизировано в программе «1С» и затруднений не вызывает, поэтому детально рассматривать его мы не будем.

 

Формирование примечаний к годовой финансовой отчетности (формы № 5)

Далее рассмотрим некоторые примечания к годовой отчетности, при заполнении которых могут возникнуть определенные трудности. В частности, это примечания 5, 9, 12 и 13. Информация, которая должна быть сформирована в том или ином приложении, подана в виде таблицы (см. таблицы 2 — 5).

Частично информация в примечаниях к финансовой отчетности затягивается из сохраненного в «1С» баланса и отчета о финансовых результатах за аналогичный период, а в случае их отсутствия информация заполняется на основании данных оборотно-сальдовой ведомости.

Поскольку данные приложения V «Доходы и расходы» заполняются только на основании данных оборотно-сальдовой ведомости, рассмотрим ниже, какие именно проводки должны затягиваться в ту или иную строку примечания.

 

V. Доходы и расходы

Таблица 2

Наименование показателя

Код
строки

Доходы

Расходы

1

2

3

4

А. Прочие операционные доходы
и расходы

440

Дебет субсчета 713 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 949

Операционная аренда активов

Операционная курсовая разницы

450

Дебет субсчета 714 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 945

Реализация прочих оборотних активов

460

Дебет субсчета 712 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 943

Штрафы, пени, неустойки

470

Дебет субсчета 715 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 948

Содержание объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения

480

Дебет субсчета 719 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 949

Прочие операционные доходы
и расходы

490

Дебет субсчета 711, 716, 717, 718, 719 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 941, 942, 944, 946, 947, 949

в том числе:

491

Х

Дебет субсчета 944
или другие

отчисления в резерв сомнительных долгов

непродуктивные расходы и потери

492

Х

Дебет субсчета 946
или другие 

Б. Доходы и потери от участия
в капитале по инвестициям в:

500

Дебет субсчета 721 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 961 

ассоциированные предприятия

дочерние предприятия

510

Дебет субсчета 723 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 963 

Совместную деятельность

520

Дебет субсчета 722 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 962

В. Прочие финансовые доходы
и расходы

530

Дебет субсчета 731 Кредит счета 79 

Х

Дивиденды

Проценты

540

Х

Дебет счета 79
Кредит субсчета 951, 952

Финансовая аренда активов

550

Дебет субсчета 732 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 952

Другие финансовые доходы и расходы

560

Дебет субсчета 732, 733
Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 952

Г. Прочие доходы и расходы

570

Дебет субсчета 741 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 971

Реализация финансовых инвестиций

Доходы от объединения предприятий

580

Дебет субсчета 742 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 972

Результат оценки полезности

590

Дебет субсчета 743 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 973

Неоперационная курсовая разница

600

Дебет субсчета 744 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 974

Безвозмездно полученные активы

610

Дебет субсчета 745 Кредит счета 79

Х

Списание необоротных активов

620

Х

Дебет счета 79
Кредит субсчета 976

Прочие доходы и расходы

630

Дебет субсчета 746 Кредит счета 79

Дебет счета 79
Кредит субсчета 975, 977, 978, 979

 

IX. Дебиторская задолженность

Таблица 3

Наименование показателя

Код строки

Всего на конец
года

В том числе по срокам непогашения

до 12 месяцев

от 12 до 18 месяцев

от 18 до 36 месяцев

1

2

3

4

5

6

Дебиторская задолжененость за товары, работы, услуги

940

Сумма в эту строку затягивается из стр. 161 гр. 4 сформированного баланса 

 

 

 

Прочая текущая дебиторская задолженность

950

Сумма в эту строку затягивается из стр. 210 гр. 4 сформированного баланса 

 

Сумма в эти строки заполняется вручную на основании данных по сальдо субсчетов 372, 374, 375, 376, 377 

Списано в отчетном году безналежной дебиторской задолженности

(951)

В этой строке отражаются данные по проводкам:

Дебет 38, 944 Кредит 36;

Дебет 944 Кт 37


Из строк 940 и 950 графы 3 задолженность со связанными сторонами

(952) ___________

 

XII. Налог на прибыль

Таблица 4

Наименование показателя

Код
строки

Информация, которая переносится в строку

1

2

3

Текущий налог на прибыль

1210

Строка 180 формы № 2

Отсроченные налоговые активы:

1220

Строка 060 гр. 3 формы № 1

на начало отчетного года

на конец отчетного года

1225

Строка 060 гр. 4 формы № 1

Отсроченные налоговые обязательства:

1230

Строка 460 гр. 3 формы № 1

на начало отчетного года

на конец отчетного года

1235

Строка 460 гр. 4 формы № 1

Включено в Отчет о финансовых результатах — всего

1240

Строка 180 формы № 2

в том числе:

1241

Строка 180 формы № 2

текущий налог на прибыль

уменьшение (увеличение) отсроченных налоговых
активов

1242

Увеличение:

Дт 54 Кт 17

Списание:

Дт 17 Кт 641

увеличение (уменьшение) отсроченных налоговых
обязательств

1243

Увеличение:

Дт 981 Кт 41 с учетом
сальдо 54 

Отображено в составе собственного капитала — всего

1250

формы № 1 стр. 350

в том числе:

1251

Строка 180 формы № 2

текущий налог на прибыль

уменьшение (увеличение) отсроченных налоговых
активов

1252

Разница между строками 1220-1225

увеличение (уменьшение) отсроченных налоговых
обязательств

1253

Разница между строками 1230-1235

 

XIII. Использование амортизационных отчислений

Таблица 5

Наименование показателя

Код строки

Сумма

1

2

3

Начислено за отчетный год

1300

Дт 23, 91 — 93
Кт 131 — 133

Использовано за год — всего

1310

Графа 10 строки 080 и 260 формы № 5

в том числе на:

1311

Дт 151 Кт 685

строительство объектов

приобретение (изготовление) и улучшение основных средств

1312

Дт 15 Кт 685;

Дт 641 Кт 685;

Дт 10 Кт 152

из них машины и оборудование

1313

Дт 104 Кт 152

приобретение (создание) нематериальных активов

1314

Дт 12 Кт 152

погашение полученных на капитальные инвестиции
займов

1315

Дт 685 Кт 311

 

1316

 

 

1317

 

 

Надеемся, что изложенный выше материал поможет вам в работе и облегчит процесс составления финансовой отчетности в программе «1С:Бухгалтерия 7.7».

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше