Темы статей
Выбрать темы

Такой нелегкий переход

Редакция БК
Статья

Такой нелегкий переход

 

В связи с изменениями, внесенными в законодательство Налоговым кодексом Украины (далее — НКУ) в учет налога на прибыль с 01.04.2011 г., ГНАУ пришлось разработать новую форму декларации по этому налогу. Компания «1С» в свою очередь выпустила обновленный релиз программы «1С: Предприятие» версии 7.7 с новым справочником «Статьи налоговых деклараций», который позволяет настроить идентификацию налоговых доходов и расходов предприятия исходя из требований НКУ. Однако этот релиз, к сожалению, не содержит новой формы декларации, поэтому все специалисты в области бухгалтерии и финансов ожидают его с замиранием сердца.

Для того, чтобы не паниковать из-за отсутствия столь важного отчета*, срок сдачи которого неумолимо приближается, чтобы плодотворно использовать время и максимально подготовиться к его составлению, рассмотрим «подготовительные» шаги, которые должен предпринять бухгалтер.

В статье мы также расскажем о возможных «подводных камнях», с которыми могут столкнуться бухгалтеры во время выполнения такой «подготовительной» работы.

Юлия КАМИНСКАЯ, консультант «Б & К»

 

* на момент подготовки статьи еще не вышли отчеты с новой формой Декларации.

 

Форма декларации по налогу на прибыль утверждена приказом ГНАУ № 114 от 28.02.2011 г., который вступил в силу с 11.04.2011 г., со дня его официального опубликования. К сожалению, на сегодняшний день порядок заполнения новой Декларации по налогу на прибыль (далее — Декларация) ГНАУ пока что не утвердила.

Сроки подачи Декларации установлены п.п. 49.18.2 разд. І НКУ, согласно которому налогоплательщик обязан ее подать на протяжении 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

Декларация содержит 17 приложений, детализирующих все полученные доходы и понесенные расходы налогоплательщика, которые предоставляются в зависимости от заполнения той или иной строки декларации. Классификация доходов и расходов в Декларации проводится по бухгалтерскому принципу, поэтому при заполнении Декларации используются обороты счетов 7 и 9 классов. В какое приложение и в какую конкретно его строку попадут доходы и расходы, определяется по субконто этих счетов.

Рассмотрим подробно алгоритм действий бухгалтера по подготовке базы «1С» для автоматизированного заполнения Декларации.

 

Шаг 1. Проверить и заполнить виды затрат в справочнике «Сотрудники»

В справочнике «

Сотрудники» (в меню «Справочники → Сотрудники») должны быть указаны статьи затрат, для которых установлено соответствие со статьями нужных приложений.

img 1

Для этого в карточке каждого работника на закладке «Данные по з/п» в полях «Вид затрат» и новой закладке «Вид затрат взносов ФОТ» (рис. 1) необходимо проставить нужный вид затрат, который перед этим «привязать» к статье Декларации. На рис. 2 вы можете увидеть, какие затраты на зарплату административному персоналу учитываются в Декларации по строке «(АВ.10) Витрати на оплату праці».

 

Шаг 2. Установить соответствие видов расходов статьям декларации

В справочнике «

Виды затрат» для каждой статьи нужно выбрать соответствующую статью Декларации (рис. 2).

img 2

Новшеством в последнем релизе программы «1С» является то, что статьи Декларации не указываются в документах, регистрирующих затраты, как это было ранее. Теперь статьи Декларации нужно указывать в справочнике «Виды затрат».

Структура статей (видов) затрат в справочнике приведена в соответствие со ст. 138 НКУ. Для видов затрат статьи налоговой декларации указываются следующим образом:

— для видов общепроизводственных, административных затрат, затрат на сбыт, прочих операционных затрат (счета 91 — 94) — статьи Декларации групп 61 — 63, 65;

— для видов прямых производственных затрат (счет 23) — статьи Декларации группы «Прямі виробничі витрати»;

— для видов затрат себестоимости реализации (счета 90, 943) — статьи Декларации группы «(СВ.1) Собівартість реалізованої продукції, робіт, послуг власного виробництва»;

— для видов затрат, по которым начисляется амортизация ОС и НМА, — статьи Декларации группы «(АМ) Амортизація, ремонт и поліпшення ОС та НМА».

При этом, если по одному виду на предприятии учитываются затраты, относящиеся к разным приложениям или разным строкам одного приложения, необходимо добавить в справочник новые элементы.

Обращаем ваше внимание на то, что новые виды затрат нужно указывать во всех документах начиная с 01.04.2011 г. Предприятиям, которые ранее вели подробный постатейный учет доходов и затрат, нужно для всех используемых элементов справочника «Виды затрат» указать статью Декларации. При этом в случае, если до 01.04.2011 г. по одной статье отражались доходы или затраты, которые должны попадать в разные строки Декларации, необходимо внести в справочники новые статьи.

 

Шаг 3. Определить договорЫ, по которым не начисляются расходы в налоговом учете

С 01.04.2011 г. по 30.06.2011 г. в соответствии с п.п. 196.1.14 разд. ІІІ НКУ не включались в расходы в налоговом учете суммы активов, работ и услуг, приобретенных у физических лиц — плательщиков единого налога (кроме услуг информатизации), а также при приобретении определенных категорий услуг (консалтинг, инжиниринг и т. д.) у нерезидентов с оффшорным статусом. С 01.07.2011 г. это ограничение отменено.

Таким образом, для того чтобы указанные суммы не включались в расходы в налоговом учете, необходимо в справочнике «

Контрагенты» (в меню «Справочники» — «Контрагенты») или в договорах (в меню «Журналы» — «Договоры») с такими поставщиками заполнить флажок «Не относить на затраты в налоговом учете» (см. рис. 3 и 4).

img 3

 

img 4

 

Шаг 4. Проанализироватьавансы, выданные и полученные до 01.04.2011 г.

Для того чтобы избежать повторного включения в доходы и расходы в налоговом учете сумм приобретений и продаж по авансам, выданным и полученным до 01.04.2011 г., необходимо провести тщательный анализ сумм авансов, включенных в валовые доходы и валовые расходы до 01.04.2011 г.

В документах «

Приходная накладная», «Расходная накладная», «Оказание услуг», «Услуги сторонних организаций» по тем контрагентам, по которым в предыдущих периодах сумма полученных и выданных авансов была включена в валовые доходы и валовые расходы соответственно, необходимо проставить признак суммы отклонения себестоимости для учета налога на прибыль.

Для этого необходимо в перечисленных выше документах выбрать один из признаков («

Не учитывать отклонения», «Отклонения на всю сумму автоматически», «Сумма отклонения вручную») в закладках:

— «

Налог на прибыль» — документа «Приходная накладная» (рис. 5);

img 5

— «Дополнительно» — документа «Расходная накладная» (рис. 6);

img 6

— «Дополнительные» — документа «Услуги сторонних организаций» (рис. 7);

img 7

— «Дополнительно» — документа «Оказание услуг» (рис. 8).

img 8

Для варианта «Не учитывать отклонение» проводки в налоговом учете формироваться не будут.

Для варианта «Отклонение на всю сумму автоматически» будут сформированы проводки в налоговом учете на всю сумму электронного документа.

Для варианта «Сумма отклонения вручную» будут сформированы проводки в налоговом учете на сумму отклонения, которая распределяется по строкам табличной части в порядке нумерации строк.

Обращаем ваше внимание на то, что для документов продажи необоротных активов не поддерживается учет валовых доходов, начисленных по авансу до 01.04.2011 г.

Таким образом, рекомендуем организовать учет взаиморасчетов так, чтобы выделить авансы, которые были выданы и получены до 01.04.2011 г. и были включены в валовые расходы/валовые доходы соответственно, из других операций купли-продажи. Предлагаем либо вести взаиморасчеты с контрагентами, по которым были такие авансы, по отдельным договорам (заказам), либо выделить (перенести) суммы этих авансов на отдельные субсчета электронным документом «Операция».

 

Шаг 5. Провести инвентаризацию основных средств и нематериальных активов, запасов на складах и в незавершенном производстве

Предприятие обязано провести инвентаризацию нематериальных активов и основных средств по состоянию на 01.04.2011 г. и определить их амортизируемую стоимость в соответствии с Переходными положениями НКУ.

Методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов необходимо привести в соответствие со ст. 145 НКУ. Важным изменением является то, что начиная с 01.04.2011 г. метод амортизации «Налоговый» не используется.

Обращаем ваше внимание на то, что сроки полезного использования в налоговом учете ограничены снизу минимально допустимыми, определенными в НКУ, а в бухгалтерском учете такие ограничения отсутствуют. Разъяснение по данному вопросу приведено в письме ГНАУ от 29.04.2011 г. № 8263/6/15-0315. Однако следует учесть, что в письме ГНАУ от 23.05.2011 г. № 9544/6/15-0315 сроки полезного использования основных средств устанавливаются плательщиком самостоятельно, но амортизация начисляется с учетом минимально допустимого срока, установленного п. 145.1 НКУ.

Еще одним нововведением является пообъектное ведение налогового учета основных средств и нематериальных активов. Несмотря на то что каждое основное средство относится к одной из групп налогового учета, амортизация начисляется на каждый отдельный объект, а не на группу в целом.

Суммы налогового учета основных средств и нематериальных активов формируются при вводе в эксплуатацию исходя из налоговой стоимости оборудования (объекта строительства).

Кроме вопросов, указанных выше, также необходимо в каждом электронном документе «

Модернизация необоротных активов» вручную указать сумму расходов на улучшение в пределах норм, поскольку автоматического нормирования расходов в новом релизе программы «1С» не предусмотрено. После проведения документа в бухгалтерском и налоговом учете:

— сумма в пределах норм будет относиться на затраты;

— сумма сверх норм — включаться в амортизируемую стоимость ОС.

 

Шаг 6. Осуществить повторное проведение электронных документов

После «привязки» расходных счетов к статьям Декларации все документы за 2 квартал 2011 года должны быть заново перепроведены. Такое перепроведение рекомендуем выполнять путем обработки документов (в меню «

Сервис → Обработка документов», см. рис. 9).

img 9

 

Типичные ошибки и недоработки нового релиза

В новом релизе, к сожалению, есть несколько существенных недоработок, которые не позволяют привести учетные данные в программе «1С» к требованиям, определенным НКУ, а также оценить правильность проведенных бухгалтером изменений в налоговом учете за 2 квартал 2011 года.

Во-первых, несмотря на то что на бухгалтерский учет ограничения по срокам полезного использования, установленные НКУ, не распространяются, новый релиз программы «1С» не позволяет устанавливать разные сроки полезного использования для налогового и бухгалтерского учета. Амортизация ОС и НМА начисляется параллельно в бухгалтерском и налоговом учете. При этом используются одни и те же параметры начисления амортизации.

Во-вторых, амортизация в налоговом учете проводится корректно не по всем объектам основных средств.

В-третьих, в документах, в которых установлен признак отклонения по авансам (рис. 5 — 7), признак проставляется одновременно в двух ячейках, а не в одной.

В-четвертых, нет справочника «Статьи налоговых доходов», который бы позволял привязывать счета бухгалтерских доходов к налоговой декларации.

Кроме того, невозможно сравнить суммы налоговых и бухгалтерских расходов, поскольку в оборотно-сальдовой ведомости присутствуют только счета, отвечающие за отклонения.

Самостоятельно исправить эти некорректности пользователям «1С» будет достаточно сложно, поэтому остается уведомить разработчиков о существующих некорректностях данного релиза и ожидать его дальнейших версий.

 

Нельзя, но если очень хочется, то можно

Несмотря на то что «1С»-ники не планировали в новых версиях конфигураций поддерживать ведение налогового учета в соответствии с утратившим силу Законом о прибыли, возможность перепровести документы до 01.04.2011 г. все-таки существует. Для этого в меню «

Операции» — «Константы» необходимо в столбце «Код» выбрать строку «Запрещено проведение документов до 01.04.2011 г.» и в столбце «Значение» установить «Нет» (рис. 10).

img 10

 

В этой статье мы описали пошаговую инструкцию, которая, на наш взгляд, поможет облегчить бухгалтерам процесс перехода на новые правила налогового учета. Надеемся, что наши советы и рекомендации облегчат вашу работу и помогут сэкономить время.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше