Темы статей
Выбрать темы

Время перемен

Редакция БК
Статья

Время перемен

 

img 1

Долгожданные обновления «1С:Бухгалтерии для Украины» вышли 10 июня, релиз 1.2.1. В новой версии реализована возможность ведения налогового учета в соответствии с разд. III Переходных положений Налогового кодекса Украины. Но корректность дальнейшего ведения учета зависит от самих пользователей, так как часть действий при переносе налогового учета на новые рельсы возложена на их плечи. О том, что нужно сделать в программе для дальнейшей корректной работы, и пойдет речь в данной статье.

Анна САРАЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

При первом запуске «1С:Бухгалтерии для Украины» после обновления программы появляется информационное окно, в котором описаны все произошедшие изменения, а также приводится список действий, которые необходимы для настройки работы того или иного изменения.

При обновлении версии 1.2 список произошедших изменений, с одной стороны, радует, с другой — пугает своей длиной. Итак, что же изменилось? Прежде всего, как того и требуют ст. 135 и 138 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), доходы и затраты в налоговом учете начисляются не по первому событию, а при переходе права собственности. В программе реализованы новые требования к учету основных средств и их амортизации в налоговом учете. Больше не используется Налоговый план счетов, теперь бухгалтерский и налоговый учет ведется в регистре бухгалтерии на бухгалтерском плане счетов.

Позволю себе не большое отступление от темы, чтобы определиться с форматом работы. В рамочке приведены извлечения из рекомендаций фирмы «1С», текст ниже — комментарии и пояснения автора.

 

1. Провести инвентаризацию активов на 01.04.2011 г.

В соответствии с Переходными положениями НКУ и рекомендациями ГНАУ должна быть проведена инвентаризация активов на 01.04.2011 г.

Проведение инвентаризации отражается документами «Корректировка остатков в связи со вступлением в силу норм НКУ». Документы вводятся, чтобы:

— оценить остатки для целей налогообложения прибыли;

— определить новые налоговые назначения остатков.

Остатки вводятся по разделам:

— основные средства;

— малоценные активы в эксплуатации;

— нематериальные активы;

— запасы по себестоимости на складах предприятия: запасы и оборудование на оптовых складах; товары в рознице для организаций, ведущих учет в рознице по ценам приобретения;

— ТЗР, учитываемые на отдельных субсчетах;

— запасы, переданные сторонним контрагентам: сырье в переработке и товары на комиссии;

— НЗП;

— товары в рознице, учитываемые по продажной цене (только для организаций, ведущих учет в рознице по продажным ценам);

— РБП.

ВАЖНО! Необходимо ввести один или несколько документов для каждой организации по каждому разделу учета, по которому у организации есть остатки на 01.04.2011 г. Документы необходимо ввести, в том числе организациям — неплательщикам налога на прибыль и/или НДС.

 

Создавая документ

«Корректировка остатков в связи со вступлением в силу норм НКУ», нужно выбрать организацию и раздел учета, по которому будем вводить остатки. На рис. 1 вы видите документ по вводу остатков основных средств. В окошке справа выводится справка с рекомендациями по заполнению документа.

img 2

 

2. Изменить налоговые назначения в документах, введенных после 31.03.2011 г.

В новой редакции используются новые налоговые назначения. Во всех документах за 2-й квартал 2011 года налоговые назначения нужно изменить. Это можно сделать автоматически, запустив обработку «Преобразование налоговых назначений в документах».

 

В документах продажи и других документах, формирующих доходы и затраты, как и раньше, указывают налоговое назначение, но теперь отдельно для НДС и налогового учета. На рис. 2 вы можете увидеть, что теперь в программе появились два вида налоговых назначений: «

Налоговое назначение НДС» и «Налоговое назначение доходов и затрат». Первые определяют вид деятельности НДС при покупке и использовании активов. Вторые определяют вид налоговой деятельности при начислении доходов и затрат.

Помимо налогового назначения, в документе нужно указать статью доходов, затрат или неоперационных расходов (о них мы поговорим дальше).

 

3. Настроить учетную политику организаций.

Внесены изменения в П(С)БУ 7 и П(С)БУ 16 позволяет (но не требует) при улучшении основных средств включать в их первоначальную стоимость только сумму расходов сверх норм в соответствии с п. 146.11 НКУ.

Если организация ведет учет улучшений основных средств в бухгалтерском учете в соответствии с НКУ, нужно в настройках учетной политики заполнить флажок «Увеличивать стоимость ОС в БУ на сумму улучшения в порядке, установленном НКУ» на закладке «Бухгалтерский и налоговый учет».

П(С)БУ 16 позволяет (но не требует) общепроизводственные затраты не распределять на себестоимость продукции, а списывать на финансовый результат в соответствии с п. 138.10.1 НКУ.

Если организация будет вести учет общепроизводственных затрат в бухгалтерском учете в соответствии с НКУ, нужно в настройках учетной политики заполнить флажок «Не распределять в БУ общепроизводственные затраты в себестоимость продукции» на закладке «Производство» вкладка «Счет 91».

img 3

Настройки учетной политики вы можете изменить в меню «

Предприятие → Учетная политика → Учетная политика организаций». Включение опции «Увеличивать стоимость ОС в БУ на сумму улучшения в порядке, установленном НКУ» даст возможность добиться совпадения бухгалтерской и налоговой стоимости основных средств при их модернизации и текущем ремонте.

А включение опции «

Не распределять в БУ общепроизводственные затраты в себестоимость продукции» позволит не включать общепроизводственные затраты в себестоимость продукции как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, благодаря чему будет возможно совпадение бухгалтерской и налоговой себестоимости продукции НЗП.

 

4. Установить соответствие статей затрат, доходов и неоперационных расходов статьям Декларации на прибыль.

Статьи Декларации на прибыль не указываются в документах, регистрирующих доходы и затраты.

В этих документах указываются статьи доходов и затрат (неоперационных расходов), а статьи декларации указываются в справочниках «Статьи доходов», «Статьи затрат» и «Статьи неоперационных расходов».

Для каждой статьи в этих справочниках нужно указать статью налоговой декларации. Если по одной статье на предприятии учитываются доходы (затраты), относящиеся к разным приложениям или разным строкам одного приложения, нужно добавить в справочники новые элементы.

Предприятия, которые до 01.04.2011 г. не вели подробный постатейный учет доходов и затрат, могут сейчас произвести начальное заполнение статей.

ВАЖНО! При начальном заполнении статей будут указаны новые статьи затрат в справочниках «Способы отражения зарплаты в регламентированном учете», «Способы отражения расходов по амортизации и улучшению», статьи затрат для учета взносов с ФОТ, курсовой разницы и др. Нужно будет указать новые статьи доходов и затрат во всех документах начиная с 01.04.2011 г.

Предприятиям, которые ранее вели подробный постатейный учет доходов и затрат, нужно для всех используемых элементов справочников «Статьи доходов», «Статьи затрат» и «Статьи неоперационных расходов» указать статью декларации. При необходимости список статей доходов и затрат нужно уточнить. При заполнении справочников рекомендуется руководствоваться инструкцией.

В программе есть инструкция по выбору статей декларации.

img 4

Изменился механизм использования статей налоговых деклараций. Если раньше в документах присутствовала графа «

Ст. прироста/убыли запасов», значения в которой указывались из справочника «Статьи налоговых деклараций», то сейчас статьи декларации привязываются к статьям доходов и расходов, список которых хранится в справочниках «Статьи доходов», «Статьи затрат», «Статьи неоперационных расходов».

На рис. 3 представлен справочник «

Статьи затрат», в нем есть группа «Статьи затрат по структуре Декларации по прибыли». Данная группа является предопределенной (т. е. созданной на этапе конфигурирования), и если мы посмотрим элементы группы, то увидим, что к каждой статье затрат привязывается определенная статья из Декларации.

 

5. Проверить заполнение налоговых назначений и статей затрат в справочниках и регистрах сведений.

В регистре сведений «Счета учета номенклатуры» для номенклатуры могут быть определены два налоговых назначения по умолчанию — налоговое назначение НДС и налоговое назначение доходов и затрат.

Проверить заполнение статей затрат в следующих регистрах сведений:

— «Счета учета расчетов с контрагентами»;

— «Показатели при нормальной мощности»;

— «Методы распределения косвенных расходов организации»;

— «Счета учета (прочие)»;

— «Параметры учета курсовых разниц»;

— «Отражение взносов в ФОТ в регл учете».

А также справочники «Схемы реализации», «Способы отражения расходов по амортизации ОС» и «Способы отражения зарплаты в регламентированном учете».

 

При обновлении в перечисленных регистрах будут автоматически проставлены налоговые назначения, а в справочниках заполнены статьи доходов и затрат. Вам нужно убедиться, что все заполнено верно. Проверить такое количество регистров сведений и справочников нужно в связи с тем, что был изменен состав налоговых назначений и изменился способ привязки расходов к статьям Декларации на прибыль. Поэтому для дальнейшей корректной работы в программе не стоит пренебрегать этими рекомендациями.

 

6. Определить договоры, по которым не начисляются затраты.

Не начисляются затраты при приобретении любых активов и услуг у физлиц — плательщиков Единого налога (кроме услуг информатизации), а также при приобретении определенных категорий услуг (консалтинг, инжиниринг и пр.) у нерезидентов с оффшорным статусом. В договорах с такими поставщиками должен быть заполнен флажок «Не начислять затраты по НУ» на закладке «Налоговый учет».

 

Как вы помните, п.п. 139.1.12 НКУ лишил предприятий права относить в налоговом учете к расходам товары (работы, услуги) и прочие материальные и нематериальные активы (за несколькими исключениями), приобретенные у предпринимателя физического лица, являющегося плательщиком единого налога.

 

7. Проверить заполнение налоговых назначений и статей затрат в документах, перепровести документы.

Во всех документах, введенных за период после 31.03.2011 г., нужно проверить правильность заполнения налоговых аналитик: налоговых назначений, статей доходов и затрат.

ВАЖНО! Даже если в процессе перехода на новую редакцию было выполнено начальное заполнение статей доходов и затрат и они были заменены в справочниках и регистрах сведений — замена статей в документах не производилась. Правильность указания статей нужно проверить во всех первичных документах за 2-й квартал. Это является обязательным условием для корректного заполнения Декларации на прибыль.

Кроме того, нужно:

— в документах покупки и продажи, которые осуществлялись по авансам, выданным и полученным до 01.04.2011 г., указать суммы ранее начисленных ВР и ВД на закладке «Дополнительно»;

— отразить текущий ремонт основных средств документами «Модернизация и ремонт ОС»;

— в документах «Модернизация и ремонт ОС» для каждого вида основных средств указать сумму ремонта в пределах норм;

— в документах «Начисление зарплаты» перезаполнить проводки. Для этого нужно использовать вариант заполнения «Рассчитать — Переформировать отражение зарплаты». При этом суммы начисленной зарплаты и взносов не будут изменяться — изменятся только налоговые назначения и статьи затрат в проводках.

Все документы за период после 31.03.2011 г. нужно перепровести.

 

Думаю, последний пункт в пояснениях не нуждается. Конечно, работа предстоит немаленькая и потребуется определенный период времени, чтобы адаптироваться к новым правилам и настройкам, но где наша не пропадала. Успехов в работе!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше