Темы статей
Выбрать темы

Как правильно? Код УКТ ВЭД в налоговой накладной

Редакция БК
Статья

Как правильно?

Код УКТ ВЭД в налоговой накладной

 

Со вступлением в силу Закона № 3609-VI в налоговых накладных появился новый реквизит — код товара согласно УКТ ВЭД (новый п.п. «і» п. 201.1 НКУ). Этот реквизит обязателен для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины (включение его в налоговую накладную для остальных товаров не требуется, хотя и ошибкой, наверное, не является). В связи с этим сразу же возникло несколько вопросов.

Алексей КУЗНЕЦОВ

, консультант «Б & К»

 

1. Куда вписывать код УКТ ВЭД?

В действующей форме НН, утвержденной приказом ГНАУ от 21.12.2010 г. № 969, специальное поле для этого отсутствует. У ГНАУ было два способа обойти эту трудность: либо переделать форму, либо разрешить вписывание кода в какое-то другое поле. Налоговики избрали второй вариант, что, наверное, было правильнее. Место для этого кода нашлось в графе 3 «Номенклатура поставки товаров/услуг продавца», о чем ГНАУ сообщила, например, в письме от 08.09.2011 г. № 24316/7/15-3117. Правда, это указание сделано с оговоркой «временно, до внесения изменений в приказ № 969», но мы-то знаем, что подобные «временные» решения служат иной раз куда дольше, чем «постоянные».

 

2. Распространяется ли требование об указании кода УКТ ВЭД только на первую продажу импортного товара или на все последующие тоже?

Однозначного ответа НКУ не содержит. Если подакцизные товары остаются подакцизными на всем протяжении своей хозяйственной жизни, то словосочетание «ввезенные на таможенную территорию Украины» допускает двоякое толкование: то ли это товары, непосредственно импортированные данным субъектом, то ли любые товары, вообще когда-либо попавшие в Украину из-за границы.

Логический анализ здесь вряд ли поможет — ведь нам неизвестно, с каким намерением законодатель вводил эту норму. Если его цель состояла в том, чтобы иметь возможность сравнить ценовые и НДСные показатели при ввозе и при последующей продаже ввезенного (поскольку данные грузовой таможенной декларации и данные налоговой накладной контролируются разными ведомствами), то должен применяться первый вариант. Если же предполагалось таким способом сделать в документах на товар отметку, позволяющую отслеживать импортный статус товара по всей цепочке продаж, то, разумеется, предпочтение следует отдать второму.

Впрочем, ни первая, ни вторая трактовка не свободны от недостатков, из которых главный — невозможность в любом случае однозначно проследить путь конкретного товара. Хотя, наверное, добиться этого было бы несложно: достаточно, например, указывать в налоговой накладной номер ГТД.

Как легко можно было догадаться, налоговикам больше пришелся по сердцу второй подход. В Единой базе налоговых знаний (ЕБНЗ) они разместили следующее разъяснение:

«Необходимо ли указывать в налоговой накладной код товара согласно УКТ ВЭД на всех этапах его поставки на таможенной территории Украины?

Краткий ответ: Код товара, ввезенного (импортированного) на таможенную территорию Украины, согласно УКТ ВЭД указывается поставщиками в налоговой накладной на всех этапах поставки такого товара на таможенной территории Украины».

Правда, позднее появилось письмо ГНАУ от 23.08.2011 г. № 22722/7/15-3417-15, в котором используется несколько иная формулировка:

«Согласно пункту 12 Порядка № 969 в графу 3 налоговой накладной вносятся данные о номенклатуре поставок товаров/услуг, а потому при выписке плательщиком налога налоговой накладной в случае осуществления операции по поставке товаров, которые ранее были им импортированы, номенклатура поставляемых товаров и их код согласно УКТ ВЭД указываются в графе 3 такой налоговой накладной (до внесения изменений в форму налоговой накладной)».

Заметим, что аналогичная консультация появилась и в ЕБНЗ, причем приведенный там вопрос не привязан исключительно к импортерам, а значит, и ответ имеет общий характер.

Это можно было бы рассматривать как изменение позиции ГНАУ по данной проблеме, если бы из ЕБНЗ была убрана процитированная выше консультация противоположного содержания. Скорее всего, однако, имеет место всего лишь неточность формулировки. Тем не менее в некоторых случаях налогоплательщик, пойманный бдительными проверяющими на неуказании кода УКТ ВЭД при одной из последующих продаж когда-то кем-то ввезенного в Украину товара (или на попытке отнести в налоговый кредит НДС по такой налоговой накладной), может попытаться убедить инспектора в своей правоте, ссылаясь на процитированное письмо. Хотя, честно говоря, шансы на успех тут не очень велики.

 

3. Как быть в случае, если код товара при продвижении по цепочке меняется?

Такие случаи — не редкость. Иногда даже незначительная обработка товара (например, перефасовка его в тару другой емкости) переводит товар из одной категории УКТ ВЭД в другую. На наш взгляд, это означает, что при последующей продаже новый код указывать не нужно. Но это только на наш взгляд. ГНАУ по этому поводу высказалась в ЕБНЗ хотя и несколько неопределенно, но в целом более фискально:

«На основании ст. 278 и ст. 279 разд. ХІІ Таможенного кодекса Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV (с изменениями и дополнениями) товары считаются украинского происхождения, если они полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке/переработке на таможенной территории Украины. В случае если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется согласно критерию достаточной переработки, а именно: страной происхождения товара считается страна, в которой было осуществлено полное изготовление товара или последние операции по его переработке, достаточные для того, чтобы товар получил основные характерные черты. Критериями достаточной переработки являются: 1) правило, требующее в результате переработки товара изменения классификационного кода товара по Украинскому классификатору товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков; 2) правило адвалорной доли, которое заключается в изменении стоимости товара в результате его переработки, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в стоимости конечного товара; 3) выполнения производственных и технологических операций, которые могут не привести в результате переработки товара к изменению его кода или стоимости согласно правилу адвалорной доли, но с соблюдением определенных условий считаются достаточными для признания товара происхождением из той страны, где такие операции имели место. Такие критерии достаточной переработки, как правило, адвалорной доли и выполнения производственных и технологических операций, устанавливаются и применяются для конкретных товаров или конкретной страны (стран) в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. Если в отношении конкретного товара или конкретной страны (стран) такие критерии достаточной переработки, как правило, адвалорной доли и выполнения производственных и технологических операций, не установлены, то применяется правило, согласно которому товар считается подвергнутым достаточной переработке, если в результате его переработки изменен классификационный код товара по Украинскому классификатору товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков. С учетом изложенного, если из импортируемых товаров были произведены другие виды продукции или такие товары были подвергнуты достаточной обработке/переработке на таможенной территории Украины, то произведенные, обработанные/переработанные товары считаются товарами украинского происхождения, а потому при их поставке код УКТ ВЭД в налоговой накладной не указывается».

На практике, скорее всего, восторжествует более простой подход. Не заморачиваясь тонкостями определения адвалорных долей и не углубляясь в нюансы международных договоров и кабминовских постановлений по конкретным товарам и конкретным странам, налоговики, видимо, будут обращать внимание исключительно на первые четыре цифры кода УКТ ВЭД: изменилось что-то в этих цифрах — код указывать не нужно, не изменилось — нужно.

Поэтому в документах налогоплательщика, в том числе в налоговых накладных, наименование товара желательно формулировать таким образом, чтобы из него однозначно следовало, к какому именно коду УКТ ВЭД он относится.

 

4. Как узнать, не является ли приобретаемый вами товар импортным?

На наш взгляд, кроме честного слова продавца — никак. Хотя налоговики полагают иначе. В свеженькой консультации из ЕБНЗ они пишут:

«Каким образом покупатель может убедиться, что товар не был ввезен (импортирован) на таможенную территорию Украины, если поставщик в налоговой накладной не указал код товара согласно УКТ ВЭД?

Полный ответ: <…> Согласно ст. 6 Закона Украины от 12 мая 1991 года № 1023-XII «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 1023) продавец (изготовитель, исполнитель) обязан передать потребителю продукцию надлежащего качества, а также предоставить информацию об этой продукции. На товары, ввозимые на территорию Украины, должен быть предусмотренный законодательством документ, подтверждающий их надлежащее качество. Согласно части первой ст. 15 Закона № 1023 потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, обеспечивающей возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа работы (услуги). Информация о продукции не считается рекламой. Информация о продукции должна содержать, в частности, наименование и местонахождение изготовителя (исполнителя, продавца) и предприятия, осуществляющего его функции по приему претензий от потребителя, а также производящего ремонт и техническое обслуживание. Относительно продукции, подлежащей обязательной сертификации, потребителю должна предоставляться информация о ее сертификации. Информация потребителю должна предоставляться согласно законодательству о языках. Частью второй ст. 15 Закона № 1023 определено, что информация, предусмотренная частью первой данной статьи, доводится до сведения потребителей производителем (исполнителем, продавцом) в сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, на этикетке, а также в маркировке или иным способом (в доступной наглядной форме), принятым для отдельных видов продукции или в отдельных сферах обслуживания. Информация о продукции может быть размещена в местах, где она реализуется, а также с согласия потребителя доводиться до него с помощью средств дистанционной связи. Продукты питания, упакованные или расфасованные в Украине, должны сопровождаться информацией об их происхождении. То есть на всех этапах реализации товара до конечного потребителя в документации, прилагаемой к продукции, на этикетке, а также в маркировке или иным способом (в доступной наглядной форме), принятым для отдельных видов продукции или в отдельных сферах обслуживания, покупатель имеет возможность прочитать наименование и местонахождение производителя (исполнителя, продавца)».

Как говаривал известный булгаковский герой, это опять-таки случай так называемого вранья. Дело в том, что Закон Украины «О защите прав потребителей» № 1023-XII от 12.05.91г., на который так безапелляционно ссылаются налоговики, регулирует довольно узкую сферу хозяйствования, а именно отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и предоставителями услуг различных форм собственности (см. преамбулу к Закону).

При этом потребителями в терминах этого Закона считаются исключительно физические лица, которые приобретают, заказывают, используют или намереваются приобрести или заказать продукцию для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника (см. п. 22 ст. 1 Закона).

То есть в большинстве случаев законодательство не обязывает продавца где-либо указывать импортный статус товара. Одно из немногих исключений — сертификат качества, однако далеко не любая продукция у нас подлежит обязательной сертификации.

Отсюда вывод: если вы не уверены в украинском происхождении товара, попросите продавца все-таки вписать в налоговую накладную соответствующий код. На налогообложение это не повлияет ни у вас, ни у продавца, а от возможных неприятностей (например, от признания НН недействительной и выкашивания налогового кредита) избавит. Тут уж лучше перебдеть. Ну, а то, что налоговики при проверке будут изучать такую «кодированную» накладную более внимательно, чем «бескодовую»,— так это их проблемы.

К счастью, в нашем налоговом законодательстве еще не придумали санкций за указание в накладной «необязательных обязательных» реквизитов.

 

Успехов в работе!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше