Темы статей
Выбрать темы

Новости&Законодательство

Редакция БК
Новости

img 1

 

Некоторые изменения в Налоговом кодексе

Законом № 3609 п. 164.6 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), который устанавливает особенности определения базы налогообложения доходов в форме заработной платы,

дополнен новым абзацем. Исходя из новой редакции этого пункта база налогообложения доходов физических лиц в виде вознаграждения по договорам гражданско-правового характера за выполнение работ (предоставление услуг) определяется так же, как и для заработной платы, т. е. сумма вознаграждения уменьшается на сумму единого социального взноса (далее — ЕСВ) в части удержаний. Другими словами, ставки налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), установленные п. 167.1 НКУ (15 и 17 %), применяются к сумме вознаграждения по таким договорам после уменьшения на удержанный ЕСВ. Напомним, что ставка ЕСВ в части удержаний составляет 2,6 %.

Кроме того, теперь в п.п. 165.1.1 НКУ четко прописано, что

в налогооблагаемый доход физического лица не включается сумма пособия по беременности и родам. По сути, эта поправка ничего не меняет, поскольку и до внесения изменений сумму пособия по беременности и родам не облагали НДФЛ.

Однако раньше об этом указывалось в письме Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики от 23.02.2011 г. 04-27/108, с которым впоследствии согласилась и ГНАУ. Теперь же указанная норма прямо прописана в положениях НКУ.

Кроме того, «добровольный» п. 182.1 НКУ

пополнился (добавлен второй абзац) еще одним дополнительным основанием добровольной НДС-регистрации .

Теперь зарегистрироваться

по желанию плательщиком НДС может также лицо, уставный капитал или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов) которого превышает 300 тыс. грн., независимо (!) от наличия осуществленных им облагаемых операций и объемов поставок товаров/услуг другим плательщикам налога (а также независимо от времени работы до момента НДС-регистрации — более или менее 12 месяцев).

К сожалению, Законом № 3609 не уточнено,

каким образом регистрирующемуся по этому основанию добровольцу предстоит подтверждать надлежащий размер своего уставного капитала или балансовой стоимости активов. Возможно, таким подтверждением будут данные «последнего» баланса (составленного на последнюю отчетную дату перед НДС-регистрацией) или же данные отдельного баланса, составленного непосредственно на дату подачи НДС-заявления. Может оказаться, что для этого и вовсе будет достаточно справки произвольной формы о размере уставного капитала/перечня соответствующих активов (ОС, НМА, запасов) субъекта хозяйствования.

Скорее всего, данный вопрос будет уточнен в «регистрационном» Положении № 978, в которое должны внести изменения для приведения его норм в соответствие с обновленным НКУ. Либо же следует ждать уточнения новой нормы НКУ в разъяснениях контролирующих органов.

Закон № 3609 вступил в силу 06.08.2011 г.

Детальнее с изменениями к НКУ, внесенными Законом № 3609, можно ознакомиться в материале на с. 23.

(Закон № 3609 Украины «

О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины о совершенствовании отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI)

 

Утверждена новая форма отчетности № 5-ПН

Приказом Министерства социальной политики Украины от 14.07.2011 г. № 279 (далее — приказ № 279) утверждена новая форма отчетности № 5-ПН «Отчет о принятых работниках» (далее — форма № 5-ПН) и Инструкция по заполнению формы отчетности № 5-ПН «Отчет о принятых работниках» (далее — Инструкция № 279).

Кроме того, признаны утратившими силу форма отчетности № 5-ПН и Инструкция по ее заполнению, утвержденные приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 19.12.2005 г. № 420.

Отчет по

форме № 5-ПН теперь будут подавать не только предприятия, учреждения, организации, их обособленные подразделения, но и физические лица, использующие наемный труд.

Отчет

подается в центр занятости той же административно-территориальной единицы, на территории которой они зарегистрированы в качестве плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ).

Обособленные подразделения, являющиеся плательщиками ЕСВ и имеющие право самостоятельно осуществлять прием работников и расчеты с ними, предоставляют отчет по форме № 5-ПН в центр занятости по месту

своей регистрации в качестве плательщика ЕСВ.

В других случаях указанную форму за структурные подразделения (обособленные подразделения) составляет работодатель — головное предприятие и подает в центр занятости по месту своей регистрации в качестве плательщика ЕСВ.

Изменились сроки предоставления отчета по форме № 5-ПН. Ранее указанный отчет нужно было составлять ежедекадно за периоды: с 1 по 10, с 11 по 20, с 21 по последнее число отчетного месяца и подавать не позднее третьего дня после окончания отчетной декады. Теперь этот отчет составляется и подается

не позднее 10 календарных дней со дня приема работника на работу (первого рабочего дня работников). Если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, днем окончания срока подачи отчета является первый за ним рабочий день.

По-прежнему

отчет по форме № 5-ПН не подается в случае отсутствия факта принятия на работу сотрудников.

Согласно Инструкции № 279 в отчете по форме № 5-ПН отражаются данные о работниках, которые находятся с работодателем в трудовых отношениях, независимо от того, находится ли сотрудник в штате работодателя или является внештатным работником (работает на условиях срочного трудового договора или по совместительству).

Не включаются в отчет данные о работниках, принятых работодателем

на оплачиваемые общественные работы и на рабочие места с предоставлением дотации на основании договоров, заключенных между центром занятости и работодателем.

Заметим, что в новой форме № 5-ПН работодатели указывают не только номер и дату приказа о приеме на работу работника, но и

дату начала работы работника (его первый рабочий день). Если работник принят в структурное подразделение, то в отчете указываются наименование и местонахождение такого структурного подразделения (обособленного подразделения) (графа 8 отчета по форме № 5-ПН).

Приказ № 279 вступил в силу

22.08.2011 г.

(Приказ Министерства социальной политики Украины «Об утверждении формы отчетности № 5-ПН «Отчет о принятых работниках» и Инструкции по ее заполнению» от 14.07.2011 г. № 279)

 

Пенсионный фонд разъяснил, когда материальная помощь облагается ЕСВ

Пенсионный фонд Украины в письме от 13.07.2011 г. № 14399/03-20 разъяснил вопросы, касающиеся начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) на суммы материальной помощи.

Согласно Закону Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI базой для начисления ЕСВ, в частности, является сумма начисленной заработной платы по видам выплат, включающих основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Согласно п.п. 4.3.5 Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-5, для определения видов выплат, относящихся к основной, дополнительной заработной плате и другим поощрительным и компенсационным выплатам, при начислении ЕСВ нужно пользоваться Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5 (далее — Инструкция № 5).

Согласно п.п. 2.3.3 Инструкции № 5

материальная помощь, имеющая систематический характер, предоставленная всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием, кроме сумм, указанных в п. 3.31 Инструкции № 5), включается в фонд оплаты труда как другие поощрительные и компенсационные выплаты, а следовательно, является базой для начисления и удержания ЕСВ.

Что касается

материальной помощи разового характера, которая предоставляется отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение, когда необходимость в ее получении возникла внезапно, то согласно п. 14 разд. І Перечня № 1170 она не является базой для начисления ЕСВ независимо от суммы. При этом работнику следует подать заявление на получение именно такой материальной помощи, т. е. с соответствующей формулировкой. Ее размер определяется администрацией предприятия.

(Письмо Пенсионного фонда Украины «О начислении ЕСВ на сумму материальной помощи»

от 13.07.2011 г. № 14399/03-20)

 

На текущую задолженность по уплате ЕСВ действие моратория на удовлетворение требований кредиторов не распространяется

Пенсионный фонд Украины письмом от 06.06.2011 г. № 11322/03-30 предоставил разъяснение о применении финансовых санкций и пени на текущую задолженность за период действия моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Согласно ст. 1 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII (далее — Закон № 2343) мораторий на удовлетворение требований кредиторов — это приостановление исполнения должником денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей),

срок исполнения которых наступил до дня введения моратория, прекращения мероприятий, направленных на обеспечение исполнения этих обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), примененных до принятия решения о введении моратория.

Статьей 12 этого Закона определено, что

на протяжении действия моратория на удовлетворение требований кредиторов не начисляются неустойка (штраф, пеня), не применяются другие санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение денежных обязательств и обязательств по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, налогов и сборов (обязательных платежей). Действие моратория прекращается со дня прекращения производства по делу о банкротстве.

При этом Пенсионный фонд заметил:

на протяжении действия моратория финансовые санкции и пеня за несвоевременную уплату текущих платежей единого взноса (страховых взносов) применяются на общих основаниях, поскольку на текущую задолженность, возникшую в процедурах распоряжения или санации, исходя из определения понятия моратория, предоставленного в ст. 1 Закона № 2343, действие моратория не распространяется.

(Письмо Пенсионного фонда Украины «О применении штрафов и пени за ЕСВ»

от 06.06.2011 г. № 11322/03-30)

 

ГНАУ уточнила отдельные вопросы выписки налоговых накладных

ГНАУ письмом от 18.07.2011 г. № 12901/6/16-1115 (далее — письмо № 12901) ответила на некоторые вопросы выписки налоговых накладных.

Прежде всего ГНАУ подчеркнула: приказ ГНАУ «Об утверждении формы налоговой накладной и Порядка ее заполнения» от 21.12.2010 г. № 969 и письмо ГНАУ от 06.04.2011 г. № 9497/7/16-1517* не противоречат нормам Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) и не изменяют их. При этом письмо № 9497/7/16-1517 имеет исключительно

рекомендательный характер и предназначено для использования при подготовке налоговых консультаций.

* Заметим, что Министерство юстиции Украины письмом от 01.07.2011 г. № 21186-10.1 сообщило, что приложением к письму № 9497/7/16-1517 является Памятка об административных процедурах выписки, выдачи и получения налоговых накладных, которой предоставляются методические рекомендации по выписке и выдаче налоговых накладных. Указанная Памятка фактически определяет особенности составления налоговых накладных и устанавливает новые правовые нормы, что недопустимо для служебной корреспонденции, которой является письмо № 9497/7/16-1517. С учетом приведенного Минюст определил:

письмо № 9497/7/16-1517 подлежит отзыву с мест применения и отмене .

В письме № 12901 главное налоговое ведомство заметило: номер налоговой накладной должен соответствовать ее порядковому номеру в Реестре выданных и полученных налоговых накладных и

не может предусматривать любой другой нумерации.

Относительно формирования налогового кредита на основании «запоздавших» налоговых накладных ГНАУ указала, что плательщик имеет право включить в налоговый кредит текущего отчетного периода сумму НДС, указанную в налоговой накладной, выписанной в предыдущих налоговых периодах, но полученной плательщиком в текущем отчетном периоде,

при наличии документального подтверждения такого опоздания, а также при условии, что не прошло 365 календарных дней со дня выписки налоговой накладной (для плательщиков, которые применяют (применяли) кассовый метод, — 60 календарных дней с даты списания средств с банковского счета плательщика налога).

Что касается указания

адреса, то для признания налогового кредита важным является соответствие адреса, указанного в налоговой накладной, данным, содержащимся в регистрационных документах плательщика, а не порядок их написания или сокращения. Аналогичное относится и к формату написания телефонного номера.

О виде печати на налоговой накладной ГНАУ сообщила:

налоговая накладная может скрепляться печатью «для налоговых накладных».

(Письмо

ГНАУ «О проблемных вопросах выписки налоговых накладных» от 18.07.2011 г. № 12901/6/16-1115)

 

Условия освобождения от обложения НДС операций по изготовлению аптеками лекарственных средств

ГНАУ в письме от 12.08.2011 г. № 9277/5/15-3316 предоставила разъяснение об условиях, при соблюдении которых операции по поставке аптечными учреждениями лекарственных средств, изготовленных по рецептам врачей, освобождаются от обложения НДС.

Согласно п.п. 197.1.27 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) от обложения НДС освобождаются, в частности, операции по поставке лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными заведениями). То есть указанная норма четко определяет требования к лекарственным средствам, операции по поставке которых освобождаются от налогообложения, а именно такие лекарственные средства должны быть:

— внесены в Государственный реестр лекарственных средств;

— разрешены для производства и применения в Украине.

Кроме этого, вышеупомянутая норма НКУ не выдвигает требования о производителе указанных лекарственных средств.

Таким образом, если аптечными учреждениями производятся лекарственные средства из разрешенных к применению в Украине действующих и вспомогательных веществ, то для применения режима освобождения от обложения НДС к таким средствам необходимо, чтобы

их производство и применение было разрешено в Украине, а также чтобы изготовленное аптечным учреждением лекарственное средство было внесено в Государственный реестр лекарственных средств .

(

Письмо ГНАУ «О предоставлении ответа [об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке аптечными заведениями лекарственных средств, изготовленных по рецептам врачей]» от 12.08.2011 г. № 9277/5/15-3316)
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше