Темы статей
Выбрать темы

Покупка и ввод ОС в эксплуатацию в «1С:Бухгалтерии 8»

Редакция БК
Статья

Покупка и ввод ОС в эксплуатацию в «1С:Бухгалтерии 8»

 

img 1

В связи с произошедшими изменениями как в законодательстве, так и в «1С:Бухгалтерии 8» давайте вспомним, как оформляются операции, связанные с поступлением основных средств на предприятие, передачей их в монтаж и вводом в эксплуатацию.

Анна САРАЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Поступление ОС на предприятие в «1С:Бухгалтерии 8» оформляется документом «

Поступление товаров и услуг», а ввод в эксплуатацию документом «Ввод в эксплуатацию ОС». Но между этими двумя событиями с ОС может происходить еще ряд операций (наладка, монтаж и пр.). Поэтому проще всего операции поступления ОС на предприятие и их оприходования проиллюстрировать на примере, а в качестве примера мы рассмотрим приобретение станка.

Пример

Предприятие «Добро» приобрело два станка — станок фигурного плетения за 78 тыс. грн. и станок фигурного плетения М120 за 84 тыс. грн. сс НДС. Стоимость доставки станков на предприятие — 450 грн. Настройка каждого из станков, осуществленная фирмой «СофтСвит», обошлась по 3420 грн.

Для правильного отражения операций в «1С:Бухгалтерии 8» используется следующая последовательность проведения документов (см. табл. 1).

Таблица 1

 

№ п/п

Операция

Документ

Корреспондирующие счета

бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

Оприходование ОС, требующих монтажа

«

Поступление товаров и услуг» с видом операции «Оборудование»

1521

6442

631

631

2

Отражение услуг по сборке и настройке ОС

«

Поступление товаров и услуг» с видом операции «Услуги»

1522

6442

631

631

3

Отражение стоимости доставки приобретенных ОС

«

Поступление доп. расходов», закладка «Оборудование»

1521

6442

6852

6852

4

Сборка ОС

«

Передача оборудования в монтаж»

1522

1521

5

Ввод в эксплуатацию ОС

«

Ввод в эксплуатацию ОС»

104

1522

 

Покупка ОС

Приобретение ОС оформляется документом «

Поступление товаров и услуг» с видом операции «Оборудование». Заполняя табличную часть, на закладке «Оборудование» нужно проверить значение в колонке «Счет учета», счет, на котором будет учитываться купленный актив. В колонке «Налоговое назначение» нужно указать вид деятельности относительно обложения НДС, в которой вы планируете использовать ОС. Также в табличной части должен стоять флажок в колонке «Поставка основных средств» (рис. 1).

img 2

 

Если были Транспортные и прочие расходы

Напомню, что согласно п. 8 П(С)БУ 7 первоначальная стоимость объекта основных средств состоит из таких расходов, как:

— суммы, которые платят поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без непрямых налогов);

— регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, которые осуществляются в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

— суммы ввозной пошлины;

— суммы непрямых налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются предприятию);

— расходы по страхованию рисков доставки основных средств;

— расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств;

— других расходов, непосредственно связанных с доведением ОС до состояния, в котором они пригодные для использования с запланированной целью.

Распределить расходы по доставке между всеми приобретенными ОС можно с помощью документа «

Поступление доп. расходов» (меню «Основная деятельность → Покупка»). Этот документ нужно провести до оформления операции ввода ОC в эксплуатацию.

Заполнение шапки документа будет зависеть от того, как вы хотите распределить суммы доставки между ОС:

— если нужно распределить суммы пропорционально стоимости ОС или их количеству, в шапке документа указываете общую сумму доставки (поле «

Сумма расхода»). А в поле «Способ распределения» выбираете один из предложенных вариантов;

— если суммы расходов планируете распределять не пропорционально, тогда поле «

Сумма расхода» оставляете пустым, в поле «Способ распределения» выбираете любое значение. А желаемые суммы дополнительных расходов для каждого ОС указываете непосредственно в табличной части документа.

Если нужно распределять дополнительные расходы по ОС, то работать нужно с закладкой «

Оборудование». Проще всего ее заполнить через кнопку «Заполнить», выбрав вариант «Заполнить по поступлению» или «Добавить из поступления». При этом откроется журнал документов «Поступление товаров и услуг» и останется лишь выбрать документ, которым было оформлено поступление ОС на склад предприятия. После чего табличная часть документа «Поступление доп. расходов» будет заполнена списком номенклатуры из документа оприходования (рис. 2).

img 3

Важно Сумма дополнительных расходов указана в шапке документа, поэтому в табличной части колонки «Доп. расходы» заполнять не нужно, так как это приведет к задвоению сумм.

На рис. 2 вы можете увидеть, что в документе выбран способ распределения расходов «по сумме», а значит, на более дорогое ОС придется большая сумма расходов. Открыв проводки, сделанные документом, мы увидим, что на ОС «Станок фигурного плетения М120» была отнесена сумма 194,44грн., в то время как на «Станок фигурного плетения» всего 180,56грн. При этом данные суммы прошли и по налоговому учету (заполнено поле «Сумма (н/у) Дт», см. рис. 3).

img 4

 

Настройка оборудования

Согласно условиям примера приобретенные станки потребовали определенной настройки до ввода их в эксплуатацию. Расходы на доведение ОС до состояния, пригодного для эксплуатации, также увеличивают его первоначальную стоимость. Как это отразить в «1С:Бухгалтерии 8»?

1. Создаем документ «

Поступление товаров и услуг» с видом операции «Покупка, комиссия».

2. Отражать услуги по настройке оборудования нужно на закладке «

Услуги».

3. Указав вид услуг и их стоимость, переходим к колонке «

Счет затрат». В этой колонке указываем субсчет 1522, по нему ведется аналитика в разрезе объектов строительства и статей затрат.

Важно Под объектом строительства понимается будущее ОС, которое будет создано из оборудования и комплектующих, переданных в монтаж. В первоначальной стоимости объекта строительства будет учтена стоимость оборудования и работ по монтажу.

4. Заполняем в документе «Поступление товаров и услуг» аналитику по субсчету 1522. В поле «Субкното 1», открыв справочник «Объекты строительства», создаем два новых элемента «Станок фигурного плетения» и «Станок фигурного плетения М 120» (рис. 4). Для каждого из них в колонке «Налоговое назначение НДС» нужно указать такое же налоговое назначение, как и у приобретенного ОС. Иначе не получится списать стоимость работ, аккумулируемых на субсчете 1522 по этому объекту строительства, на увеличение первоначальной стоимости ОС при его вводе в эксплуатацию.

img 5

Важно Для каждого будущего ОС создают отдельный объект строительства, от этого зависит формирование первоначальной стоимости ОС.

5. В колонке «Субконто 2» из справочника «Статьи затрат» выбираем соответствующую статью затрат. Если вы используете в справочнике группу «Статьи затрат по структуре Декларации по налогу на прибыль», выберите статью «Затраты на строительство и монтаж оборудования».

Важно Если вы используете свой список статей затрат, можете выбрать подходящую статью из него. Главное, чтобы у статьи затрат в поле «Статья декларации по налогу на прибыль» стояло значение «НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ при заполнении Декларации (Капитальные инвестиции и ТЗР на счетах 15, 200, 280)» (рис. 5).

img 6

6. В колонках «Налоговое назначение НДС» выбираем вид деятельности относительно обложения НДС, в которой будет использоваться ОС, подлежащее настройке.

Собрать все расходы по доведению ОС до состояния, пригодного к вводу в эксплуатацию, можно при помощи документа «Передача оборудования в монтаж». Он предназначен для включения стоимости оборудования и комплектующих, требующих монтажа, в расходы, формирующие первоначальную стоимость объектов основных средств. Вводится документ отдельно для каждого объекта строительства.

Заходим в меню «ОС и НМА → Поступление ОС» и создаем новый документ. Его заполнение не вызовет особого труда. В поле «Объект строительства» указываем объект «Станок фигурного плетения», в поле «Статья затрат» статью, по которой отражали стоимость работ по настройке станка.

В табличной части нужно указать сам станок, который сейчас числится по субсчету 1521.

Нажав на кнопку «Печать», можно сформировать печатную форму «Акта о приемке оборудования» по типовой межотраслевой форме № ОС-15. При записи документ отразит операции как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, включив в расходы, формирующие первоначальную стоимость объектов ОС, стоимость указанных комплектующих.

 

Ввод в эксплуатацию

Для ввода ОС в эксплуатацию предназначен документ «

Ввод в эксплуатацию ОС» (меню «ОС и НМА → Поступление ОС»). Данным документом можно оформить операции трех видов:

— «

оборудование» для ввода цельных объектов ОС;

— «

объекты строительства» для ввода в эксплуатацию не только объектов строительства, но и тех ОС, которые нуждались в монтаже;

— «

по результатам инвентаризации».

Создав новый документ (с видом операции «

Объекты строительства»), мы автоматически попадаем не на первую закладку, а на закладку «Учетные данные». Таким образом, программа нам подсказывает, с чего нужно начинать работу в первую очередь.

Закладка «

Учетные данные» поделена на два раздела «Общие сведения» и «Параметры начисления амортизации». В них указывают общие параметры ОС, к которым среди прочего относится и счет учета ОС, в нашем случае это субсчет 104 «Машины и оборудование», а также параметры для начисления амортизации ОС (рис. 7).

img 7

Обратите внимание: поле «Учитывать как:» содержит значение «Производственное» и не доступно для редактирования. Если нужно указать, что ОС относится к непроизводственным, тогда в поле «Налоговое назначение» выбираете «Необл. НДС, не хоз.».

Важно Если выбран производственный способ начисления амортизации, то внешний вид закладки претерпит определенные изменения. Так появятся поля «Параметры выработки» и «Предполагаемый объем выработки».

Значение поля «График амортизации по году» можно оставить пустым. Заполняют его, как правило, в тех случаях, когда хотят распределить долю годовой амортизации для ОС по месяцам в разных пропорциях. Такое распределение характерно, когда использование ОС носит сезонный характер.

На закладке «Общие сведения» указываем событие, происходящее с ОС (сейчас это ввод в эксплуатацию) из справочника «События ОС». В справочнике хранится список событий с основными средствами, которые нужно отслеживать и учитывать. Эти данные в дальнейшем будут использоваться для составления отчетности, печатных форм документов, выступать в качестве аналитики в отчетах. А также задается способ отражения расходов по амортизации из одноименного справочника.

На закладке «Основные средства» (рис. 7) из справочника «Объекты строительства» выбираем объект строительства (поле «Объект») и указываем субсчет, с которого нужно списать сформированную первоначальную стоимость ОС (поле «Счет инвестиций»), затем нажимаем на кнопку «Рассчитать суммы». В результате будут рассчитаны суммы первоначальной стоимости по налоговому и бухгалтерскому учету для вводимого в эксплуатацию ОС. Проверить, правильно ли рассчитались суммы, можно, сформировав отчет «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» (рис. 8).

img 8

Обратите внимание: при заполнении табличной части ОС присваивается инвентарный номер, равный коду данного ОС в справочнике «Основные средства». Значение инвентарного номера можно изменить.

Совет Если вы вводите в эксплуатацию однотипные объекты, имеющие одинаковые наименования, то для быстрого заполнения нужно ввести в табличную часть хотя бы один такой объект. Затем следует воспользоваться кнопкой «

Заполнить» в командной панели табличной части. При выборе в выпадающем меню пункта «По наименованию» табличная часть будет заполнена объектами основных средств, имеющими такое же наименование, как у введенного первоначально.

 

поступление Через подотчетное лицо

Методика проведения расчетов следующая. Первым делом проводим «

Авансовый отчет», которым отражаем расчеты с контрагентами, а затем документ «Поступление товаров и услуг» — оприходование на склад оборудования, которое потом вводим в эксплуатацию все тем же документом «Ввод в эксплуатацию ОС».

 

взнос в уставный фонд

Как быть, если ОС переданы в качестве взноса в уставный фонд предприятия? При внесении имущества (в том числе основными фондами) в уставный капитал предприятия происходит передача прав собственности на такое имущество за компенсацию в виде корпоративных прав, эмитированных юридическим лицом.

При этом полученные основные средства зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости. В соответствии с п. 10 П(С)БУ 7 первоначальной стоимостью объекта основных средств, полученного в виде взноса в уставный капитал предприятия, является согласованная учредителями (участниками) предприятия их

справедливая стоимость с учетом дополнительных расходов, понесенных предприятием при приобретении основных средств, которые перечислены в п. 8 П(С)БУ 7.

А теперь о том, как отразить данную операцию в «1С:Бухгалтерии 8». Предлагаю следующую последовательность ввода документов (см. табл. 2).

 

Таблица 2

№ п/п

Операция

Документы

Корреспондирующие счета

1

Заявлен размер уставного фонда предприятия

«Операция»

46

40

2

Формируем первоначальную стоимость объекта ОС, полученного в качестве взноса в уставный капитал. Также отражен налоговый кредит относительно НДС в составе стоимости оприходованных основных средств

«Поступление товаров и услуг» с видом операции «Оборудование»

152

6441*

46

46

3

Ввод в эксплуатацию

«Ввод в эксплуатацию» с видом операции «Оборудование» или «Объекты строительства»

10

152

 

Амортизация ОС

В «1С:Бухгалтерии 8» амортизация начисляется путем проведения документа «

Закрытие месяца». Этот документ проводит большую часть регламентных операций по бухгалтерскому и налоговому учету и состоит из перечня операций в порядке их закрытия.

При проведении документа флажками указываем, какие именно операции мы хотим провести. При проведении документа с установленным флажком «

Начисление амортизации ОС» (рис. 6) будет рассчитана амортизация основных средств по указанным видам учета, за исключением тех, по которым амортизация уже была начислена в течение отчетного периода, например, документом «Передача ОС».

img 9

В том случае, если был выбран производственный способ амортизации, для того чтобы при закрытии месяца амортизация ОС была рассчитана с учетом месячной выработки, ее необходимо зафиксировать в программе при помощи документа «Выработка ОС» (меню «ОС и НМА → Операции с ОС»). Укажем в табличной части документа ОС, по которому фиксируется выработка, параметры выработки и ее объем.

Программа анализирует суммарную выработку за месяц, поэтому количество документов за месяц не имеет значения, допустимо вводить объемы выработки как одним документом, так и несколькими.

 

На этом мы и закончим, если у вас возникнут вопросы, присылайте их по адресу bk.id@factor.ua. Успехов в работе!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше