Темы статей
Выбрать темы

Новости&Законодательство

Редакция БК
Новости

img 1

 

Немного админреформы
и много налога на прибыль

Не успела бухгалтерская общественность «переварить» масштабнейшие правки, внесенные в Налоговый кодекс Украины Законом от 24.05.2012 г. № 4834-VI (о нем мы писали в «Б & К», 2012, № 13), как на голову свалился новый не менее объемный Закон— «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о государственной налоговой службе и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 05.07.2012 г. № 5083-VI (далее — Закон № 5083).

Как следует из названия этого Закона, причиной его появления стала админреформа, в результате которой произошло перераспределение функций между различными государственными органами. Действительно, большая часть вносимых изменений состоит в переименовании госорганов, в частности:

— «центральный орган государственной налоговой службы» превратился в «центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики»;

— «Министерство финансов Украины» — в «центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики»;

— «специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере таможенного дела» — в «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере таможенного дела»;

— «орган Государственного казначейства» — в «орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств».

Возможно, в таком переименовании и есть глубокий смысл, но нам он недоступен.

Следует признать, что законодатель не ограничился простым переименованием. Ряд функций одних органов переданы другим. Так, у таможни и налоговиков отобрали полномочия по разработке и изданию новых форм отчетных и других документов, а также практически всю методологическую и нормотворческую работу. Теперь этим будет заниматься Минфин (что, впрочем, он и так делал на протяжении последнего года). Налоговикам же (вкупе с таможенниками) оставили практическую работу.

Вообще же нормативное регулирование деятельности органов ГНС изменилось кардинально, так как с появлением Закона № 5083 утратил силу Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине». Отныне деятельность налоговых органов урегулирована двумя новыми разделами НКУ: разделом XVIII1 «Должностные лица органов государственной налоговой службы и их правовая и социальная защита» и разделом XVIII2 «Налоговая милиция».

На этом закончим с админреформой и перейдем к остальным изменениям, которых в Законе № 5083 предостаточно.

 

Новые группы плательщиков ЕН

В дополнение к четырем уже имеющимся группам плательщиков ЕН вводятся новые:

— группа 5 — физлица-предприниматели, которые не используют труд наемных лиц или их число одновременно не превышает 20 человек, а объем дохода не превышает 20 млн грн.;

— группа 6 — юрлица, у которых среднесписочная численность работников не превышает 50 человек, а объем дохода — 20 млн грн.

По существу новые группы во всем подобны группам 3 и 4 соответственно, за исключением ставки налога. Они могут выбрать ставку 7 % дохода в случае уплаты НДС или 10 % дохода в случае включения НДС в состав ЕН.

Таким образом, теперь единоналожники «старых» групп в случае превышения объемов дохода и/или числа работников получили возможность оставаться на упрощенной системе, только уплачивать ЕН по более высокой ставке. Этим, несомненно, воспользуются многие предприниматели и малозатратные предприятия — ведь перейти в другую группу плательщиков ЕН много проще, чем возвращаться на общую систему.

 

Отчет по контрагентам-единоналожникам

Из п. 152.3 НКУ исключили абзацы второй и третий, в соответствии с которыми плательщики налога на прибыль вместе с соответствующей налоговой декларацией обязаны были представлять органу государственной налоговой службы перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов-единоналожников. Стало быть, к голосу разума кое-кто прислушался.

 

Авансовые взносы по налогу на прибыль

Кардинально меняется порядок уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль, а заодно — сроки уплаты налога и порядок представления налоговой декларации. С 1 января следующего года начнут действовать новые абзацы п. 57.1 НКУ, которые настолько важны, что мы приведем их полностью:

«Плательщики налога на прибыль (кроме вновь созданных, производителей сельскохозяйственной продукции, неприбыльных учреждений (организаций) и плательщиков налогов, у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный налоговый период не превышают 10 миллионов гривень) ежемесячно уплачивают авансовый взнос по налогу на прибыль в порядке и в сроки, установленные для месячного налогового периода, в размере не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный (налоговый) год без подачи налоговой декларации.

Плательщики налога, зарегистрированные в течение отчетного (налогового) года (вновь созданные), уплачивают налог на прибыль на основании годовой налоговой декларации за период деятельности в отчетном (налоговом) году без подачи налоговой декларации за отчетные (налоговые) периоды (календарный квартал, полугодие и девять месяцев) и не уплачивают авансовый взнос.

Плательщики налога, у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышают 10 миллионов гривень, и неприбыльные учреждения (организации) уплачивают налог на прибыль на основании налоговой декларации, которую подают в органы государственной налоговой службы за отчетный (налоговый) год и не уплачивают авансовые взносы.

В случае если плательщик налога, уплачивающий авансовый взнос, по итогам первого квартала отчетного (налогового) года не получил прибыль или получил убыток, он имеет право подать налоговую декларацию и финансовую отчетность за первый квартал. Такой плательщик налога уплату авансовых взносов во втором — четвертом кварталах отчетного (налогового) года не осуществляет, а налоговые обязательства определяет на основании налоговой декларации по итогам первого полугодия, трех кварталов и за год, подаваемой в орган государственной налоговой службы в порядке, предусмотренном этим Кодексом.

Плательщик налога, который по итогам прошлого отчетного (налогового) года не получил прибыли или получил убыток, налоговые обязательства не начислял и не имел базового показателя для определения авансовых взносов в следующем году, а по итогам первого квартала получает прибыль, должен подать налоговую декларацию за первое полугодие, три квартала отчетного (налогового) года и за отчетный (налоговый) год для начисления и уплаты налоговых обязательств.

В составе годовой налоговой декларации плательщиком налога подается расчет ежемесячных авансовых взносов, которые должны уплачиваться в следующие двенадцать месяцев. Определенная в расчете сумма авансовых взносов считается согласованной суммой денежных обязательств.

При этом двенадцатимесячный период для уплаты авансовых взносов определяется начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором определен предельный срок подачи годовой налоговой декларации за предыдущий отчетный (налоговый) год, до месяца подачи налоговой декларации за текущий отчетный (налоговый) год.

Форма расчета, предусмотренная в этом пункте, утверждается в порядке, установленном данным Кодексом».

Фактически это означает, что плательщики налога на прибыль будут разделены на две категории по величине дохода за последний год: до 10 млн грн. включительно и свыше 10 млн грн.

Первая группа сдает ежеквартальные декларации и не уплачивает авансовых взносов, а платит налог только по декларации. Вторая группа сдает декларации раз в год, а в течение этого года ежемесячно уплачивает авансовые взносы в размере не менее 1/12 начисленного к уплате прошлогоднего налога.

Кроме того, учтена такая возможность: если представитель второй группы в прошлом году был прибыльным, а в первом квартале следующего понес убытки, то он переходит в первую группу. Туда же попадают предприятия, которые в прошлом году независимо от объемов прошлогоднего дохода были убыточными, а по итогам первого квартала получили прибыль.

Таким образом, лучше всего придется предприятиям, которые из года в год наращивают прибыль (особено если в начале года их прибыль выше, чем в конце): в течение года они будут уплачивать меньшую сумму, чем было бы при ежеквартальной уплате нарастающим итогом, а значит, некоторая часть их налоговых обязательств как бы рассрочивается до конца налогового года, когда будет проходить окончательный расчет.

При этом согласно п. 2 подразд. 4 разд. ХХ НКУ плательщики, которые с 2013 года будут сдавать годовую декларацию, в январе — феврале 2013 года должны будут уплатить авансовый взнос в размере 1/9 налога на прибыль, начисленного в налоговой отчетности за девять месяцев 2012 года, в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Напоследок обратим внимание на то, что авансовые взносы, о которых идет речь, не имеют никакого отношения к авансам, уплачиваемым при выплате дивидендов в соответствии с п. 153.3 НКУ (по ним как раз ничего не изменилось).

 

Старые убытки

В «Б & К», 2012, № 13, мы рассказывали о том, как изменился порядок погашения убытков, накопившихся у плательщиков налога на прибыль к началу 2011 года. Теперь в этот порядок внесено существенное изменение. Если раньше предусматривалось, что у предприятий, имеющих доходы более 1 млн грн. за 2011 год, старые убытки, не погашенные до конца 2015 налогового года, попросту «сгорят», то теперь законодатель четко указал, что такие суммы подлежат учету при определении налоговых обязательств в следующих периодах до полного погашения.

 

Проверки и админарест активов

Пунктом 44.7 НКУ налогоплательщикам дано небольшое послабление: если в акте проверки какие-то документы значатся отсутствующими, то налогоплательщик вправе представить их в контролирующий орган, который назначил проверку, в течение 5 рабочих дней со дня получения акта проверки. Раньше на это отводилось всего 3 дня.

Из пп. 75.1.3, 80.2.1 и 80.2.2 исключено одно из оснований для проведения фактических проверок, а именно: если от государственных органов или органов местного самоуправления получены данные или по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства в отношении наличия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Действительно, из всех возможных оснований для проверки отсутствие свидетельства о госрегистрации — самое надуманное, и хорошо, что его упразднили. Жаль, что то же самое не сделано для случаев отсутствия патентов и лицензий. Чтобы выяснить, выдавались ли субъекту эти документы, вовсе не обязательно заявляться к этому субъекту с проверкой, достаточно заглянуть в соответствющий реестр. Хотя тут, возможно, и есть некоторый смысл проверить, действительно ли безлицензионно-беспатентный налогоплательщик занимается деятельностью, для которой эти документы обязательны.

Аналогично исключено данное обстоятельство из перечня оснований для административного ареста активов налогоплательщика (п.п. 94.2.4 НКУ).

 

Налоговый залог

Из ст. 95 НКУ исключен п. 95.23, разрешавший налогоплательщику самостоятельно произвести отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, при наличии соответствующего согласия органа государственной налоговой службы и направлении полученных средств в счет погашения налогового долга. Этот пункт действовал совсем недолго (введен в НКУ Законом от 24.05.2012 г. № 4834-VI).

С одной стороны, понятно, что налоговики усмотрели в данной норме опасность того, что недобросовестные налогоплательщики таким способом будут переводить на дружественные фирмы самое ценное из своих активов (естественно, по заниженным ценам). С другой стороны, хорошо известно, что в случае продажи через аукцион недобросовестный организатор такой продажи
(т. е. налоговик) при должном старании сам может добиться того, что имущество уйдет к нужному покупателю и по нужной цене. Так что здесь, похоже, интересы предприятий вошли в конфликт с интересами чиновников. А государство тут ни при чем.

 

Штрафы

В ст. 126 НКУ внесены изменения касательно штрафов за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов.

Во-первых, в п. 126.1 неуплату авансовых взносов по налогу на прибыль приравняли к неуплате согласованного денежного обязательства. Так что такое нарушение будет караться 10 %-ным штрафом при задержке до 30 календарных дней и 20 %-ным — при большей задержке.

Во-вторых, исключен п. 126.2, которым вводился штраф за неуплату авансовых взносов по плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в размере 50 % суммы налоговых обязательств. Любопытно, что этот штраф так и не успел вступить в силу (это должно было бы произойти 1 января 2013 года).

 

Доходы физлиц

Согласно измененному п.п «в» п.п. 164.2.16 НКУ в доход плательщика НДФЛ не включается сумма, которая уплачивается его работодателем-резидентом за свой счет по договорам долгосрочного страхования жизни или негосударственного пенсионного обеспечения налогоплательщика, если такая сумма не превышает 15 % начисленной этим работодателем зарплаты в течение месяца, но не более 5 размеров минимальной зарплаты, установленной Законом о Госбюджете на соответствующий год, в расчете на месяц по совокупности таких взносов. Раньше эта сумма ограничивалась величиной, определенной абзацем первым п.п. 169.4.1 НКУ (месячный прожиточный минимум для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженный на 1,4 и округленный до ближайших 10 грн.).

Из доходов физлиц также исключены суммы, полученные ими за сданные (проданные) ими вторсырье, бытовые отходы, лом цветных металлов, включая использованные свинцово-кислотные аккумуляторы, остатки и лом аккумуляторов с содержанием свинца, и лом драгоценных металлов, проданный Национальному банку Украины
(п.п. 165.1.25 НКУ).

Одновременно из состава налогооблагаемого дохода исключены суммы, полученные физлицами за сданный лом черных металлов (п.п. 164.2.18 НКУ).

 

НДСные  мелочи

По нулевой ставке теперь будут облагаться операции по перевозке пассажиров скоростными поездами «Интерсити+» (п.п. «г» п.п. 195.1.3 НКУ).

Для крупных плательщиков налогов введен новый критерий для права на получение автоматического бюджетного возмещения (в дополнение к уже имеющимся): такой плательщик не должен декларировать отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль по итогам последнего отчетного (налогового) года
(п.п. 200.19.8 НКУ).

Вводится новый обязательный реквизит, указываемый в налоговой накладной: номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины (п.п. «ї» п. 201.1 НКУ).

 

Всякое прочее

По традиции законодатель не оставил без внимания плату за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, особенно в отношении нефти и газа. Перечислять многочисленные изменения в этом разделе НКУ особого смысла нет. Заметим лишь, что ставки этого платежа для природного газа, которые начнут действовать с 1 января следующего года, существенно снижены.

Ну а если оценивать Закон № 5083 в целом, то придется признать, что хорошего в нем больше, чем плохого. Интересно, это на законодателей так подействовало приближение выборов?

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше