Учет кредитов и займов в «1С:Бухгалтерии 7.7»
![]() | В этой статье речь пойдет об особенностях учета в программе «1С:Бухгалтерия 7.7» операций с кредитами и займами, полученными в гривнях от банков и резидентов. Мы рассмотрим все этапы: начиная от уплаты разового платежа при оформлении кредита и до погашения основной суммы кредита. Евгений САЗОНОВ, консультант «Б & К» |
Кредиты (займы) по сроку погашения делятся на:
— краткосрочные кредиты (счет 60);
— долгосрочные кредиты (счет 50);
— текущую задолженность по долгосрочным обязательствам (счет 61).
Бухгалтерский учет банковских кредитов разделим на две части:
— учет основной суммы долга;
— учет суммы процентов, уплачиваемых (начисляемых) за пользование полученными кредитными средствами.
Рассмотрим порядок оформления кредитов и займов, полученных в гривнях, в программе «1С:Бухгалтерия 7.7» на следующем примере.
Пример
Предприятие ООО «Світанок» 18.07.2011 г. получило от банка АО «Укрсиббанк» кредит в размере 600000,00 грн. сроком на три года для целей обслуживания текущей деятельности предприятия. Кредит предоставляется под 15 % годовых, проценты начисляются один раз в квартал. Выплата процентов проводится не позднее пятого рабочего дня после окончания отчетного квартала. За несвоевременную уплату процентов предусмотрено начисление штрафа в размере 3 % от суммы несвоевременно уплаченных процентов, а также начисление пени в размере 0,01 % за каждый день просрочки. Выплата основной суммы кредита предусмотрена 17.07.2014 г.
Расходы, связанные с получением кредита (оценка объекта залога, сумма комиссии банку и т. д.), составляют 20000,00 грн. Объектом залога служат основные средства (здание, принадлежащее предприятию).
Для правильного отображения учета кредита в программе «1С:Бухгалтерия 7.7» нужно выполнить следующие пошаговые действия:
— уплатить разовый платеж при оформлении кредита;
— внести в программу информацию о полученном кредите и кредиторе;
— отобразить получение основной суммы кредита;
— перевести часть долга в текущую задолженность;
— начислить и уплатить проценты;
— начислить штраф и пеню в случае несвоевременной уплаты процентов банку;
— погасить основную сумму кредита.
Для того чтобы отобразить в программе операцию об уплате платежей, связанных с получением кредита, нужно создать документ «Банковская выписка». Для этого в главном меню выбираем «Журналы → Банк» и создаем новый документ, нажав на кнопку «Новая строка (Ins)», в открывшемся окне «Выбор вида документа» выбираем «Банк. выписка (Банковская выписка)». В создавшемся документе «Банковская выписка» нужно заполнить следующие реквизиты:
— указать дату проведения операции;
— в поле «Расчетный счет» выбрать наименование банка, от которого получаем кредит;
— указать признак «Расхода»;
— указать бухгалтерский счет, на котором будут отображаться данные расходы;
— выбрать вид НДС;
— указать аналитику по счету, вид заказа для взаиморасчетов с клиентами; сумму платежа;
— описать содержание операции.
После заполнение этого документа нажимаем кнопку «Провести» (рис. 1).
После заключения кредитного договора с банком, бухгалтер должен внести информацию об этом договоре в «1С:Бухгалтерию 7.7», создав документ «Договор». Для этого в главном меню выбираем «Журналы → Договора» и создаем новый документ. В открывшемся документе «Договор» нужно указать:
— дату проведения договора;
— реальный номер кредитного договора;
— контрагента, который выдал кредит;
— вид НДС;
— валюту, в которой был получен кредит;
— период, на который был выдан кредит.
Пример заполнения всех этих реквизитов вы можете видеть на рис. 2.
Также необходимо внести данные по полученному кредиту в справочнике «Кредиты». Чтобы это осуществить, заходим в главное меню программы и выбираем «Справочники → Прочие → Кредиты». В справочнике создаем новый элемент и для него указываем:
— наименование кредитного договора;
— полное наименование кредитного договора;
— кредитора;
— название банка;
— срок возврата кредита;
— процентную ставку полученного кредита (рис. 3).
В дальнейшем данные из этого справочника понадобятся для заполнения поля «Субконто» в документе «Банковская выписка» при отражении основной суммы кредита.
Получение основной суммы кредита оформляется документом «Банковская выписка» (рис. 4).
Так как наше предприятие получило долгосрочный кредит, оно должно выделить в состав текущей задолженности в бухгалтерском учете сумму, которую необходимо погасить на протяжении 12 месяцев.
К сожалению, в программе «1С:Бухглатерия 7.7» не предусмотрен типовой документ, который бы проводил выделение части долгосрочной задолженности в текущую задолженность. Поэтому бухгалтер должен провести данный перевод ручной операцией, но сначала нужно рассчитать сумму текущей задолженности. Как это сделать? В нашем случае необходимо рассчитать сумму для выделения текущей части (т. е. той части, которая может быть погашена в течение последующих 12 календарных месяцев) долгосрочной задолженности за период с 18.07.2011 г. по 31.12.2012 г.:
1) первая часть — за период с 18.07.2011 г. по 31.12.2011 г.;
2) вторая часть — за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г.
Для расчетов воспользуемся следующей формулой:
где С1 — часть долгосрочной задолженности;
ΣК — сумма полученного кредита;
r — общие количество дней пользования займом;
k — количество дней в периоде, за который выделяется текущая часть задолженности.
Данные расчета приведены в таблице.
Период для расчета текущей части задолженности | Общая сумма кредита | Сумма для начисления | |||
с | по | количество | |||
18.07.2011 г. | 31.12.2011 г. | 167 | 1096 | 600000 | 91423,36 |
01.01.2012 г. | 31.12.2012 г. | 366 | 1096 | 600000 | 200364,96 |
Итого |
|
|
|
| 291788,32 |
Рассчитав суммы, возвращаемся в программу и создаем ручную операцию. Заходим в главное меню, выбираем «Журналы → Журнал операций» и создаем новый документ. В открывшемся документе «Операция» нужно заполнить следующие реквизиты:
— дату проведения операции;
— сумму, которую получили с помощью расчета;
— поле содержания операции;
— счет дебета операции;
— субконто дебета;
— счет кредита;
— субконто кредита.
Для проведения операции нажимаем кнопку «Ок» (рис. 5).
Далее опишем этап начисления и уплаты процентов.
Начисление процентов проводится на основании банковской выписки о сумме процентов, начисленной банком.
Сумма начисленных процентов рассчитывается на основании следующей формулы:
где С% — сумма процентов, начисленных за пользование кредитными средствами;
ΣК — сумма полученного кредита;
n — количество дней в году;
k — количество дней в периоде, за который начисляются проценты;
s% — процентная ставка.
Сумма процентов по кредиту, начисленных ООО «Світанок» за июль — сентябрь (ІІІ квартал) 2011 года, равна 18493,15 грн.:
Начисление процентов в «1С:Бухглатерии 7.7» также проводится ручной операцией. Этот документ оформляется аналогично предыдущему (рис. 6).
Уплата процентов в программе оформляется документом «Банковская выписка» (рис. 7).
В примере мы также рассматриваем действия, которые должен предпринять бухгалтер при несвоевременной уплате процентов банку.
Предположим, что проценты за июль — сентябрь 2011 года в размере 18493,15 грн. были уплачены предприятием с нарушением сроков, предусмотренных кредитным договором. Срок просрочки по уплате процентов составил пять рабочих дней.
Как и в предыдущих случаях, сумму этой операции нужно рассчитывать самостоятельно. Согласно заключенному договору при нарушении сроков обязательств, связанных с уплатой процентов, заемщик должен начислить 3 % штрафных санкций от суммы начисленных процентов, а также 0,01 % пени за каждый день просрочки.
Рассчитаем сумму штрафа:
18493,15 (грн.) х 3 % = 554,79 (грн.).
Рассчитываем сумму пени:
18493,15 (грн.) х 0,01 % х 5 = 9,25 (грн.).
Общая сумма штрафных санкций:
554,79 (грн.) + 9,25 грн = 564,04 (грн.).
Отразить в программе начисление суммы штрафа придется с помощью ручной операции. Пример заполненного документа приведен на рис. 8. А вот уплату пени можно оформить с помощью документа «Банковская выписка».
Теперь переходим к заключительному этапу. Для погашения основной суммы кредита в день окончания его срока необходимо создать документ «Банковская выписка», в котором необходимо отразить сумму погашенного кредита (рис. 9).
В случае получения займа от небанковского финансового учреждения процедура отражения операций по его получению, начислению процентов и погашению аналогична, приведенной в статье.
Отличительной особенностью является то, что сумму займа необходимо отразить на субсчете 505 «Другие долгосрочные займы в национальной валюте» в случае получения долгосрочного займа.
Надеемся, что этот материал поможет вам не допустить ошибок, связанных с кредитами и займами, при ведении учета в программе «1С:Бухгалтерия 7.7», а также организовать корректный учет подобных операций.