Темы статей
Выбрать темы

Учет кредитов и займов в «1С:Бухгалтерии 7.7»

Редакция БК
Статья

Учет кредитов и займов в «1С:Бухгалтерии 7.7»

 

img 1

В этой статье речь пойдет об особенностях учета в программе «1С:Бухгалтерия 7.7» операций с кредитами и займами, полученными в гривнях от банков и резидентов. Мы рассмотрим все этапы: начиная от уплаты разового платежа при оформлении кредита и до погашения основной суммы кредита.

Евгений САЗОНОВ, консультант «Б & К»

 

Кредиты (займы) по сроку погашения делятся на:

— краткосрочные кредиты (счет 60);

— долгосрочные кредиты (счет 50);

— текущую задолженность по долгосрочным обязательствам (счет 61).

Бухгалтерский учет банковских кредитов разделим на две части:

— учет основной суммы долга;

— учет суммы процентов, уплачиваемых (начисляемых) за пользование полученными кредитными средствами.

Рассмотрим порядок оформления кредитов и займов, полученных в гривнях, в программе «1С:Бухгалтерия 7.7» на следующем примере.

 

Пример

Предприятие ООО «Світанок» 18.07.2011 г. получило от банка АО «Укрсиббанк» кредит в размере 600000,00 грн. сроком на три года для целей обслуживания текущей деятельности предприятия. Кредит предоставляется под 15 % годовых, проценты начисляются один раз в квартал. Выплата процентов проводится не позднее пятого рабочего дня после окончания отчетного квартала. За несвоевременную уплату процентов предусмотрено начисление штрафа в размере 3 % от суммы несвоевременно уплаченных процентов, а также начисление пени в размере 0,01 % за каждый день просрочки. Выплата основной суммы кредита предусмотрена 17.07.2014 г.

Расходы, связанные с получением кредита (оценка объекта залога, сумма комиссии банку и т. д.), составляют 20000,00 грн. Объектом залога служат основные средства (здание, принадлежащее предприятию).

Для правильного отображения учета кредита в программе «1С:Бухгалтерия 7.7» нужно выполнить следующие пошаговые действия:

— уплатить разовый платеж при оформлении кредита;

— внести в программу информацию о полученном кредите и кредиторе;

— отобразить получение основной суммы кредита;

— перевести часть долга в текущую задолженность;

— начислить и уплатить проценты;

— начислить штраф и пеню в случае несвоевременной уплаты процентов банку;

— погасить основную сумму кредита.

Для того чтобы отобразить в программе операцию об уплате платежей, связанных с получением кредита, нужно создать документ «Банковская выписка». Для этого в главном меню выбираем «Журналы → Банк» и создаем новый документ, нажав на кнопку «Новая строка (Ins)», в открывшемся окне «Выбор вида документа» выбираем «Банк. выписка (Банковская выписка)». В создавшемся документе «Банковская выписка» нужно заполнить следующие реквизиты:

— указать дату проведения операции;

— в поле «Расчетный счет» выбрать наименование банка, от которого получаем кредит;

— указать признак «Расхода»;

— указать бухгалтерский счет, на котором будут отображаться данные расходы;

— выбрать вид НДС;

— указать аналитику по счету, вид заказа для взаиморасчетов с клиентами; сумму платежа;

— описать содержание операции.

После заполнение этого документа нажимаем кнопку «Провести» (рис. 1).

img 2

После заключения кредитного договора с банком, бухгалтер должен внести информацию об этом договоре в «1С:Бухгалтерию 7.7», создав документ «Договор». Для этого в главном меню выбираем «Журналы → Договора» и создаем новый документ. В открывшемся документе «Договор» нужно указать:

— дату проведения договора;

— реальный номер кредитного договора;

— контрагента, который выдал кредит;

— вид НДС;

— валюту, в которой был получен кредит;

— период, на который был выдан кредит.

Пример заполнения всех этих реквизитов вы можете видеть на рис. 2.

img 3

Также необходимо внести данные по полученному кредиту в справочнике «Кредиты». Чтобы это осуществить, заходим в главное меню программы и выбираем «Справочники → Прочие → Кредиты». В справочнике создаем новый элемент и для него указываем:

— наименование кредитного договора;

— полное наименование кредитного договора;

— кредитора;

— название банка;

— срок возврата кредита;

— процентную ставку полученного кредита (рис. 3).

img 4

В дальнейшем данные из этого справочника понадобятся для заполнения поля «Субконто» в документе «Банковская выписка» при отражении основной суммы кредита.

Получение основной суммы кредита оформляется документом «Банковская выписка» (рис. 4).

img 5

Так как наше предприятие получило долгосрочный кредит, оно должно выделить в состав текущей задолженности в бухгалтерском учете сумму, которую необходимо погасить на протяжении 12 месяцев.

К сожалению, в программе «1С:Бухглатерия 7.7» не предусмотрен типовой документ, который бы проводил выделение части долгосрочной задолженности в текущую задолженность. Поэтому бухгалтер должен провести данный перевод ручной операцией, но сначала нужно рассчитать сумму текущей задолженности. Как это сделать? В нашем случае необходимо рассчитать сумму для выделения текущей части (т. е. той части, которая может быть погашена в течение последующих 12 календарных месяцев) долгосрочной задолженности за период с 18.07.2011 г. по 31.12.2012 г.:

1) первая часть — за период с 18.07.2011 г. по 31.12.2011 г.;

2) вторая часть — за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г.

Для расчетов воспользуемся следующей формулой:

img 6 

где С1 — часть долгосрочной задолженности;

ΣК — сумма полученного кредита;

r — общие количество дней пользования займом;

k — количество дней в периоде, за который выделяется текущая часть задолженности.

Данные расчета приведены в таблице.

 

Период для расчета текущей части задолженности

Общая сумма кредита

Сумма для начисления

с

по

количество

18.07.2011 г.

31.12.2011 г.

167

1096

600000

91423,36

01.01.2012 г.

31.12.2012 г.

366

1096

600000

200364,96

Итого

 

 

 

 

291788,32

 

Рассчитав суммы, возвращаемся в программу и создаем ручную операцию. Заходим в главное меню, выбираем «Журналы → Журнал операций» и создаем новый документ. В открывшемся документе «Операция» нужно заполнить следующие реквизиты:

— дату проведения операции;

— сумму, которую получили с помощью расчета;

— поле содержания операции;

— счет дебета операции;

— субконто дебета;

— счет кредита;

— субконто кредита.

Для проведения операции нажимаем кнопку «Ок» (рис. 5).

img 7

Далее опишем этап начисления и уплаты процентов.

Начисление процентов проводится на основании банковской выписки о сумме процентов, начисленной банком.

Сумма начисленных процентов рассчитывается на основании следующей формулы:

img 8 

где С% — сумма процентов, начисленных за пользование кредитными средствами;

ΣК — сумма полученного кредита;

n — количество дней в году;

k — количество дней в периоде, за который начисляются проценты;

s% — процентная ставка.

Сумма процентов по кредиту, начисленных ООО «Світанок» за июль — сентябрь (ІІІ квартал) 2011 года, равна 18493,15 грн.:

img 9 

Начисление процентов в «1С:Бухглатерии 7.7» также проводится ручной операцией. Этот документ оформляется аналогично предыдущему (рис. 6).

img 10

Уплата процентов в программе оформляется документом «Банковская выписка» (рис. 7).

img 11

В примере мы также рассматриваем действия, которые должен предпринять бухгалтер при несвоевременной уплате процентов банку.

Предположим, что проценты за июль — сентябрь 2011 года в размере 18493,15 грн. были уплачены предприятием с нарушением сроков, предусмотренных кредитным договором. Срок просрочки по уплате процентов составил пять рабочих дней.

Как и в предыдущих случаях, сумму этой операции нужно рассчитывать самостоятельно. Согласно заключенному договору при нарушении сроков обязательств, связанных с уплатой процентов, заемщик должен начислить 3 % штрафных санкций от суммы начисленных процентов, а также 0,01 % пени за каждый день просрочки.

Рассчитаем сумму штрафа:

18493,15 (грн.) х 3 % = 554,79 (грн.).

Рассчитываем сумму пени:

18493,15 (грн.) х 0,01 % х 5 = 9,25 (грн.).

Общая сумма штрафных санкций:

554,79 (грн.) + 9,25 грн = 564,04 (грн.).

Отразить в программе начисление суммы штрафа придется с помощью ручной операции. Пример заполненного документа приведен на рис. 8. А вот уплату пени можно оформить с помощью документа «Банковская выписка».

img 12

Теперь переходим к заключительному этапу. Для погашения основной суммы кредита в день окончания его срока необходимо создать документ «Банковская выписка», в котором необходимо отразить сумму погашенного кредита (рис. 9).

img 13

В случае получения займа от небанковского финансового учреждения процедура отражения операций по его получению, начислению процентов и погашению аналогична, приведенной в статье.

Отличительной особенностью является то, что сумму займа необходимо отразить на субсчете 505 «Другие долгосрочные займы в национальной валюте» в случае получения долгосрочного займа.

 

Надеемся, что этот материал поможет вам не допустить ошибок, связанных с кредитами и займами, при ведении учета в программе «1С:Бухгалтерия 7.7», а также организовать корректный учет подобных операций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше